Консультация для родителей «Дидактическая игра- как средство развития дошкольников»
консультация
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении его жизни. Основной особенностью игры является то, что она представляет собой отражение детьми окружающей жизни, деятельности людей, их взаимоотношений в обстановке, создаваемой детским воображением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry_kak_sredstvo_vsestoronnego_vospitaniya_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 17.54 КБ |
Предварительный просмотр:
«Дидактическая игра- как средство развития дошкольников»
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении его жизни. Основной особенностью игры является то, что она представляет собой отражение детьми окружающей жизни, деятельности людей, их взаимоотношений в обстановке, создаваемой детским воображением. Еще одна особенность игровой деятельности - ее самостоятельный характер. Дети являются творцами игры, ее создателями. В игре ребенок живет действиями и чувствами изображаемого героя. Даже тогда, когда ребенок один, он разговаривает с игрушкой, ведет разговор с воображаемым персонажем игры, говорит за врача и за больного.
В процессе дидактических игр дети учатся решать познавательные задачи вначале под руководством воспитателя, а затем в самостоятельной деятельности.
Любая дидактическая игра ставит целью обогатить чувственный опыт ребенка, развивать его умственные способности (умение сравнивать, обобщать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения).
Дидактическая игра - это средство обучения и воспитания, воздействующее на эмоциональную, интеллектуальную сферу детей, стимулирующее их деятельность, в процессе которой формируется самостоятельность принятия решений, усваиваются и закрепляются полученные знания, вырабатываются умения и навыки кооперации, а также формируются социально значимые черты личности.
Игра является средством воспитания, только тогда, когда она включается в целостный педагогический процесс. Воспитательное значение дидактической игры и в том, что она способствует развитию у детей активности, самостоятельности и веры в собственные силы.
Игра-это своего рода школа, в которой ребенок активно и творчески осваивает правила и нормы поведения людей, их отношение к труду, их взаимоотношений. Знания об окружающей жизни даю детям в такой последовательности: сначала знакомлю детей с содержанием трудовой деятельности определенного вида (строителей, хлеборобов, овощеводов, продавцов и т. д., далее - с машинами, облегчающими труд, с этапами производства при создании различных предметов, продуктов (строительство жилых домов мостов, выращивание овощей и т. д.). После чего раскрываю перед дошкольниками значение различных видов труда, что способствует воспитанию трудолюбия.
Дидактические игры имеют своеобразную структуру, в которой выделяет такие структурные элементы, как дидактическая (обучающая, игровая) задача (цель игры, игровые правила, игровые действия), заключение или окончание игры.
Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Она тесно связана с программой занятий. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают ее выполнение.
Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни), развитие речи (закрепление правильного звукопроизношения, обогащение словаря, развитие связной речи и мышления).
Дидактические задачи могут быть связаны с закреплением элементарных математических представлений.
Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Правила помогают развивать у детей способности торможения (особенно в младшем дошкольном возрасте). Они воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением.
Немаловажная роль в дидактических играх принадлежит игровому действию.
Игровое действие это проявление активности детей в игровых целях: катать разноцветные шары, разбирать башенку, собирать матрешку, перекладывать кубики, отгадывать предметы по описанию, отгадывать, какое изменение произошло с предметами, расставленными на столе.
Включая дидактические игры в педагогический процесс, воспитатель отбирает те из них, которые доступны для детей его группы, соответствуют их возрастным возможностям, ибо как легкая дидактическая задача, заключенная в игре, так и трудная в равной степени не вызовут у детей интереса к игре, и значит, поставленная задача не будет достигнута.
Умственное воспитание. Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, нашей армии, людях, о разных профессиях.
С помощью дидактических игр, воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.
Дидактические игры развивают сенсорные способности детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребенком окружающей среды. Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребенком характерных признаков предметов.
Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни.
Нравственное воспитание. У дошкольников формируется нравственные представления о бережном отношении к окружающим предметам, игрушкам как к продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности.
В воспитании нравственных качеств личности ребенка особая роль принадлежит содержанию и правилам игры.
Использование дидактических игр в работе с детьми среднего и старшего возраста решает несколько иные задачи. В центре внимания педагога – воспитание у детей нравственных чувств и отношений: уважение к людям труда, защитникам нашей Родины, любви к Родине, родному краю.
Трудовое воспитание. Многие дидактические игры формируют у детей уважение к трудящему человеку, вызывают интерес к труду взрослых, желание самим трудится. Например, в игре «Кто построил дом?», дети узнают о том, что прежде чем строить дом, архитекторы – проектировщики работают над чертежом, затем приступают к делу строители: каменщики, штукатуры, сантехники, маляры и другие рабочие. Дети усваивают знания о том, какие машины помогают людям в строительстве дома. Так у детей пробуждается интерес к людям этих профессий. Появляется желание играть в строительство домов, мостов, железной дороги и др.
Эстетическое воспитание. Дидактический материал должен соответствовать гигиеническим и эстетическим требованиям: игрушки должны быть разрисованы яркими красками, художественно оформлены, помещены в удобные для хранения коробки и папки. Красочные, красивые дидактические игры, привлекают внимание детей, вызывают желание играть с ними. Весь материал для дидактических игр хранится в группе в определенном месте, доступном детям для его использования.
Физическое воспитание. Игра создает положительный эмоциональный подъем, вызывает хорошее самочувствие и вместе с тем требует определенного напряжения нервной системы. Двигательная активность детей во время игры развивает мозг ребенка. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, в процессе которых развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук, что также благоприятно сказывается на умственном развитии детей, на подготовке руки ребенка к письму, к изобразительной деятельности, т. е. будущему обучению в школе.
В играх проявляются и такие черты характера ребенка, которые могут служить примером для других: отзывчивость, скромность, честность и другие.
Большое значение имеют не только дидактические правила игры, но и правила общения: договариваясь играть, будь добрым, вежливым и справедливым, не требуй всегда ведущей роли, быть милым и добрым всегда.
Обобщая вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:
1. игра – это мощный стимул и разносторонняя, сильная мотивация в обучении детей старшего дошкольного возраста;
2. в игре активизируются все психические процессы, она позволяет гармонично объединить эмоциональное и рациональное обучение дошкольников;
3. игра способствует вовлечению каждого в активную работу;
4. игра позволяет расширить границы жизни ребенка, который может представить себя по чужому рассказу то, чего в его непосредственном опыте не было;
5. в игре происходит внутреннее раскрепощение: когда исчезает робость и возникает ощущение “я тоже могу”;
6. игра позволяет гармонизировать и демократизировать отношения между педагогом и ребенком;
7. дидактическая игра является средством развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, формируя ее компоненты, необходимые для овладения учебной деятельностью (интеллектуальный, мотивационный и практический).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Дидактическая игра - как средство развития речи детей дошкольного возраста"
Консультация позволяет познакомить родителей с тем, как можно с помощью использования дидактической игры подготовить дошкольника к обучению в школе. создать основу для обучения грамоте в п...
Консультация для родителей "Дидактическая игра-как средство развития речи детей дошкольного возраста"
В раннем детстве ребёнок овладевает величайшим достоянием человечества-речью.Народная мудрость сделала дидактическую игру,которая является для маленького ребёнка наиболее подходящей формой обучения.Ди...
Консультация для родителей Дидактическая игра как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста
Консультация для родителей...
Консультация для родителей "Дидактическая игра как средство развития речи"
Ведущая деятельность дошкольников – игровая. В ходе игры развиваются психологические функции, среди которых речь занимает основное место. Ребенок в игре свободно выражает свои чувства, мысли, ра...
Консультация для родителей «Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей...
Консультация для родителей Дидактическая игра как средство развития интеллекта дошкольников
консультация для родителей Дидактическая игра как средство развития интеллекта дошкольников...
Консультация для родителей "Дидактическая игра как средство развития памяти дошкольника"
Память – один из важнейших психологических процессов, с помощью которого ребенок познает окружающий мир. Именно память сохраняет наше прошлое для нашего будущего....