Речевая готовность к школе
консультация на тему
В современном образовании одной из актуальных проблем является подготовка ребёнка к обучению в школе, так как общеобразовательный уровень нашего общества изменился в связи со стремительным развитием в XXI веке науки и средств массовой информации. Программы общеобразовательных школ усложнились, сроки начала обучения детей в школе сдвинулись.
Когда начинать готовить ребенка к школе? Как лучше это делать? Чему и как учить? Единого рецепта нет, да и быть не может: с одним ребенком нужно больше говорить, другого больше слушать, с третьим бегать и прыгать, а четвертого учить "по минуточкам” сидеть и внимательно работать. Одно ясно – готовить ребенка к школе нужно; и все, чему вы научите ребенка сейчас, а главное – чему он научится сам, поможет быть ему успешным в школе. Только делать это нужно своевременно, настойчиво, умно, соблюдая меру и такт. Тогда учение не будет мучением ни для ребёнка, ни для взрослых.
"Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться". Эти замечательные слова написал детский психолог Л.А. Венгер.
Понятие «готовность к школе» включает в себя несколько аспектов:
- физическое состояние ребенка: чтобы выдержать до конца все уроки и выполнять потом все домашние задания, не снижая уровня внимания, памяти, мышления, нужны психические и физические силы. И позаботиться об этом нужно заранее, иначе адаптационный период в 1 классе и дальнейшая учеба будут прерываться болезнями, сопровождаться нервными срывами и плохой успеваемостью;
- умственная готовность: определяется познанием ребенка об окружающем мире (о живой и неживой природе, о некоторых социальных явлениях, систематизированность этих представлений). Необходим достаточный уровень развития познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, восприятия.
- мотивационная готовность – это желание учиться, стремление к общественно значимой деятельности, к новой социальной позиции: быть школьником. Без такой мотивации все знания и умения ребенка будут невостребованы;
- эмоционально-волевая готовность - определенная степень сформированности целенаправленных психических процессов: внимания, памяти, мышления; умение преодолевать посильные трудности; навыки самостоятельной работы; овладение основными правилами поведения; умение правильно оценить свою работу;
- психологическая готовность к школе - это умение ребенка выстраивать взаимоотношения со сверстниками и учителями. У него должна быть сформирована потребность в общении со взрослыми и другими детьми. Поэтому вызывают беспокойство замкнутые, необщительные, тихие дети, которые до 6 – 7 лет с трудом контактируют с незнакомыми людьми, предпочитает играть один, а не в компании ребят.
- речевая готовность:
1. Сформированность звукопроизношения: у ребёнка должно быть сформировано правильное чёткое произношение всех звуков речи, в том числе сложных фонетических групп: свистящих [С], [С’], [З], [З’], [Ц]; шипящих [Ш], [Ж], [Ч], [Щ]; cонорных [Л], [Л’], [Р], [Р’].
2. Готовность к звуко-слоговому анализу и синтезу:
- умение определять место звука в слове, например: в слове МАЛИНА звук [М] находится в начале слова, в слове КОМНАТА – в середине слова, в слове ДОМ – в конце слова;
- умение различать гласные и согласные звуки (в русском языке шесть гласных звуков: [А], [У], [О], [И], [Ы], [Э]);
- умение анализировать слова из 3-5 звуков, например: в слове МАК первый звук [М], второй – [А], третий – [К];
- умение составлять слова из 3-5 звуков, например: [К’], [И], [Т] — КИТ;
- умение делить слова на слоги: КУ-БИ-КИ – 3 слога;
- умение составлять слова из 2-3 слогов: первый слог КИ, второй – НО, получилось слово КИНО;
- умение различать понятия «звук», «буква», «слог». Мы не учим детей читать.
3. Соответствие словарного запаса возрастным нормам и умение пользоваться разными способами словообразования:
- умение образовывать слова с уменьшительно-ласкательным значением, например: ГОЛОВА – ГОЛОВКА — ГОЛОВУШКА;
- умение образовывать относительные прилагательные (СНЕГ – СНЕЖНЫЙ, ЯБЛОКО - ЯБЛОЧНЫЙ) и притяжательные прилагательные от существительных (ЛИСА – ЛИСИЙ);
- умение образовывать приставочные глаголы; например: ЕХАТЬ – УЕХАТЬ –ПЕРЕЕХАТЬ – ОБЪЕХАТЬ …;
- умение образовывать сложные слова, например: ЛЕС РУБИТ – ЛЕСОРУБ, СНЕГ ПАДАЕТ – СНЕГОПАД;
4. Сформированность грамматического строя речи:
- умение правильно употреблять простые распространённые и сложные предложения;
- умение правильно употреблять предложно-падежные конструкции;
- умение выделять предлоги в предложении как отдельные слова;
- умение определять количество и последовательность слов в предложении из 4-6 слов, например: Канарейка сидит в клетке (4 слова);
- умение различать понятия «слово», «предложение».
5. Сформированность связной речи:
- умение пересказывать рассказ из 8-10 предложений, сохраняя последовательность и смысл;
- умение составлять рассказ по серии из 3-6 сюжетных картинок;
- умение составлять рассказ по сюжетной картине;
- умение составлять рассказ-описание предмета.
Самый важный способ развития (относящийся и к речи, и к вниманию, и к общению, и к памяти, и к воображению, и еще ко многому другому) - читать ребенку книги.
Нужно читать (или рассказывать) детям сказки. Небольшие рассказы не менее получаса в день. Чтение нельзя подменить прослушиванием кассет, телевизором или компьютером (телевизора вообще лучше поменьше, особенно "взрослого»). В этом возрасте хорошо читать ребенку волшебные сказки разных народов.
Для обучения чтению тоже нужна определенная готовность как ребенка, так и родителей, пожелавших самостоятельно научить его читать.
Готовность ребенка:
• Нужно выучить буквы;
• Уметь правильно их называть (звуковое название букв);
• Все звуки произносить правильно, не путать их с другими звуками;
• Главное – сильное желание научиться читать;
Готовность родителей:
• Представление об одной из методик (чтение по складам, глобальное и полуглобальное чтение, традиционное аналитическое чтение, чтение за лидером, комбинаторные методики);
• Система в занятиях;
• Подбор индивидуального темпа обучения;
Обучение чтению и письму – важная, но не главная часть в развитии ребенка. Важнее желание узнать новое, умение включаться в игры с другими детьми, подчинять свои интересы требованиям взрослых, контролировать свое поведение.
Признаки готовности к школе
• сильное желание учиться (созревание учебного мотива);
• достаточно широкий круг знаний об окружающем мире;
• способность к выполнению основных мыслительных операций;
• достижение определенного уровня физической и психической выносливости;
• развитие интеллектуальных, моральных и эстетических чувств;
• определенный уровень речевого развития (коммуникация): ребенок должен быть вежливым в общении со взрослыми и сверстниками; уметь вступать в контакт; быть дисциплинированным.
Стоит задуматься, если к 6-7 годам ребенок:
• негативно относится к любой умственной деятельности;
• не любит отвечать на вопросы, не любит чтение;
• не может подчиняться правилам;
• не может подобрать синонимы или антонимы;
• не умеет ориентироваться на заданную систему требований;
• не умеет слушать говорящего и воспроизводить задания;
• не умеет воспроизводить задание на основе зрительного восприятия.
Для предотвращения негативных сторон необходимо:
• рассказать ребенку, что значит быть школьником и какие обязанности появятся в школе;
• на доступных примерах показать важность уроков, оценок, школьного распорядка;
• воспитывать интерес к содержанию знаний и получению новых знаний;
• никогда не говорить, что в школе неинтересно, что это напрасная трата времени и сил.
Скачать:
Предварительный просмотр:
В современном образовании одной из актуальных проблем является подготовка ребёнка к обучению в школе, так как общеобразовательный уровень нашего общества изменился в связи со стремительным развитием в XXI веке науки и средств массовой информации. Программы общеобразовательных школ усложнились, сроки начала обучения детей в школе сдвинулись.
Когда начинать готовить ребенка к школе? Как лучше это делать? Чему и как учить? Единого рецепта нет, да и быть не может: с одним ребенком нужно больше говорить, другого больше слушать, с третьим бегать и прыгать, а четвертого учить "по минуточкам” сидеть и внимательно работать. Одно ясно – готовить ребенка к школе нужно; и все, чему вы научите ребенка сейчас, а главное – чему он научится сам, поможет быть ему успешным в школе. Только делать это нужно своевременно, настойчиво, умно, соблюдая меру и такт. Тогда учение не будет мучением ни для ребёнка, ни для взрослых.
"Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться". Эти замечательные слова написал детский психолог Л.А. Венгер.
Понятие «готовность к школе» включает в себя несколько аспектов:
- физическое состояние ребенка: чтобы выдержать до конца все уроки и выполнять потом все домашние задания, не снижая уровня внимания, памяти, мышления, нужны психические и физические силы. И позаботиться об этом нужно заранее, иначе адаптационный период в 1 классе и дальнейшая учеба будут прерываться болезнями, сопровождаться нервными срывами и плохой успеваемостью;
- умственная готовность: определяется познанием ребенка об окружающем мире (о живой и неживой природе, о некоторых социальных явлениях, систематизированность этих представлений). Необходим достаточный уровень развития познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, восприятия.
- мотивационная готовность – это желание учиться, стремление к общественно значимой деятельности, к новой социальной позиции: быть школьником. Без такой мотивации все знания и умения ребенка будут невостребованы;
- эмоционально-волевая готовность - определенная степень сформированности целенаправленных психических процессов: внимания, памяти, мышления; умение преодолевать посильные трудности; навыки самостоятельной работы; овладение основными правилами поведения; умение правильно оценить свою работу;
- психологическая готовность к школе - это умение ребенка выстраивать взаимоотношения со сверстниками и учителями. У него должна быть сформирована потребность в общении со взрослыми и другими детьми. Поэтому вызывают беспокойство замкнутые, необщительные, тихие дети, которые до 6 – 7 лет с трудом контактируют с незнакомыми людьми, предпочитает играть один, а не в компании ребят.
- речевая готовность:
- Сформированность звукопроизношения: у ребёнка должно быть сформировано правильное чёткое произношение всех звуков речи, в том числе сложных фонетических групп: свистящих [С], [С’], [З], [З’], [Ц]; шипящих [Ш], [Ж], [Ч], [Щ]; cонорных [Л], [Л’], [Р], [Р’].
- Готовность к звуко-слоговому анализу и синтезу:
- умение определять место звука в слове, например: в слове МАЛИНА звук [М] находится в начале слова, в слове КОМНАТА – в середине слова, в слове ДОМ – в конце слова;
- умение различать гласные и согласные звуки (в русском языке шесть гласных звуков: [А], [У], [О], [И], [Ы], [Э]);
- умение анализировать слова из 3-5 звуков, например: в слове МАК первый звук [М], второй – [А], третий – [К];
- умение составлять слова из 3-5 звуков, например: [К’], [И], [Т] — КИТ;
- умение делить слова на слоги: КУ-БИ-КИ – 3 слога;
- умение составлять слова из 2-3 слогов: первый слог КИ, второй – НО, получилось слово КИНО;
- умение различать понятия «звук», «буква», «слог». Мы не учим детей читать.
- Соответствие словарного запаса возрастным нормам и умение пользоваться разными способами словообразования:
- умение образовывать слова с уменьшительно-ласкательным значением, например: ГОЛОВА – ГОЛОВКА — ГОЛОВУШКА;
- умение образовывать относительные прилагательные (СНЕГ – СНЕЖНЫЙ, ЯБЛОКО - ЯБЛОЧНЫЙ) и притяжательные прилагательные от существительных (ЛИСА – ЛИСИЙ);
- умение образовывать приставочные глаголы; например: ЕХАТЬ – УЕХАТЬ –ПЕРЕЕХАТЬ – ОБЪЕХАТЬ …;
- умение образовывать сложные слова, например: ЛЕС РУБИТ – ЛЕСОРУБ, СНЕГ ПАДАЕТ – СНЕГОПАД;
- Сформированность грамматического строя речи:
- умение правильно употреблять простые распространённые и сложные предложения;
- умение правильно употреблять предложно-падежные конструкции;
- умение выделять предлоги в предложении как отдельные слова;
- умение определять количество и последовательность слов в предложении из 4-6 слов, например: Канарейка сидит в клетке (4 слова);
- умение различать понятия «слово», «предложение».
- Сформированность связной речи:
- умение пересказывать рассказ из 8-10 предложений, сохраняя последовательность и смысл;
- умение составлять рассказ по серии из 3-6 сюжетных картинок;
- умение составлять рассказ по сюжетной картине;
- умение составлять рассказ-описание предмета.
Самый важный способ развития (относящийся и к речи, и к вниманию, и к общению, и к памяти, и к воображению, и еще ко многому другому) - читать ребенку книги.
Нужно читать (или рассказывать) детям сказки. Небольшие рассказы не менее получаса в день. Чтение нельзя подменить прослушиванием кассет, телевизором или компьютером (телевизора вообще лучше поменьше, особенно "взрослого»). В этом возрасте хорошо читать ребенку волшебные сказки разных народов.
Для обучения чтению тоже нужна определенная готовность как ребенка, так и родителей, пожелавших самостоятельно научить его читать.
Готовность ребенка:
• Нужно выучить буквы;
• Уметь правильно их называть (звуковое название букв);
• Все звуки произносить правильно, не путать их с другими звуками;
• Главное – сильное желание научиться читать;
Готовность родителей:
• Представление об одной из методик (чтение по складам, глобальное и полуглобальное чтение, традиционное аналитическое чтение, чтение за лидером, комбинаторные методики);
• Система в занятиях;
• Подбор индивидуального темпа обучения;
Обучение чтению и письму – важная, но не главная часть в развитии ребенка. Важнее желание узнать новое, умение включаться в игры с другими детьми, подчинять свои интересы требованиям взрослых, контролировать свое поведение.
Признаки готовности к школе
• сильное желание учиться (созревание учебного мотива);
• достаточно широкий круг знаний об окружающем мире;
• способность к выполнению основных мыслительных операций;
• достижение определенного уровня физической и психической выносливости;
• развитие интеллектуальных, моральных и эстетических чувств;
• определенный уровень речевого развития (коммуникация): ребенок должен быть вежливым в общении со взрослыми и сверстниками; уметь вступать в контакт; быть дисциплинированным.
Стоит задуматься, если к 6-7 годам ребенок:
• негативно относится к любой умственной деятельности;
• не любит отвечать на вопросы, не любит чтение;
• не может подчиняться правилам;
• не может подобрать синонимы или антонимы;
• не умеет ориентироваться на заданную систему требований;
• не умеет слушать говорящего и воспроизводить задания;
• не умеет воспроизводить задание на основе зрительного восприятия.
Для предотвращения негативных сторон необходимо:
• рассказать ребенку, что значит быть школьником и какие обязанности появятся в школе;
• на доступных примерах показать важность уроков, оценок, школьного распорядка;
• воспитывать интерес к содержанию знаний и получению новых знаний;
• никогда не говорить, что в школе неинтересно, что это напрасная трата времени и сил.
Предварительный просмотр:
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
"Быть готовым к школе - не значит уметь читать,
писать и считать. Быть готовым к школе –
значит, быть готовым всему этому научиться".
детский психолог Л.А. Венгер
Понятие «готовность к школе» включает в себя несколько аспектов: физическое состояние ребенка; умственная готовность; мотивационная готовность; эмоционально-волевая; психологическая готовность; речевая готовность:
- Сформированность четкого правильного произношения всех звуков речи.
- Готовность к звуко-слоговому анализу и синтезу:
- умение определять место звука в слове (начало, середина, конец);
- умение различать гласные и согласные звуки (в русском языке шесть гласных звуков: [А], [У], [О], [И], [Ы], [Э]);
- умение анализировать и составлять слова из 3-5 звуков;
- умение делить слова на слоги и составлять слова из 2-3 слогов;
- умение различать понятия «звук», «буква», «слог».
- Соответствие словарного запаса возрастным нормам и умение пользоваться разными способами словообразования:
- умение образовывать слова с уменьшительно-ласкательным значением, например: ГОЛОВА – ГОЛОВКА — ГОЛОВУШКА;
- умение образовывать относительные прилагательные (СНЕГ – СНЕЖНЫЙ) и притяжательные прилагательные от существительных (ЛИСА – ЛИСИЙ);
- умение образовывать приставочные глаголы; например: ЕХАТЬ – УЕХАТЬ –ПЕРЕЕХАТЬ – ОБЪЕХАТЬ …;
- умение образовывать сложные слова, например: ЛЕС РУБИТ – ЛЕСОРУБ, СНЕГ ПАДАЕТ – СНЕГОПАД;
- Сформированность грамматического строя речи:
- умение правильно употреблять простые распространённые и сложные предложения;
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
"Быть готовым к школе - не значит уметь читать,
писать и считать. Быть готовым к школе –
значит, быть готовым всему этому научиться".
детский психолог Л.А. Венгер
Понятие «готовность к школе» включает в себя несколько аспектов: физическое состояние ребенка; умственная готовность; мотивационная готовность; эмоционально-волевая; психологическая готовность; речевая готовность:
- Сформированность четкого правильного произношения всех звуков речи.
- Готовность к звуко-слоговому анализу и синтезу:
- умение определять место звука в слове (начало, середина, конец);
- умение различать гласные и согласные звуки (в русском языке шесть гласных звуков: [А], [У], [О], [И], [Ы], [Э]);
- умение анализировать и составлять слова из 3-5 звуков;
- умение делить слова на слоги и составлять слова из 2-3 слогов;
- умение различать понятия «звук», «буква», «слог».
- Соответствие словарного запаса возрастным нормам и умение пользоваться разными способами словообразования:
- умение образовывать слова с уменьшительно-ласкательным значением, например: ГОЛОВА – ГОЛОВКА — ГОЛОВУШКА;
- умение образовывать относительные прилагательные (СНЕГ – СНЕЖНЫЙ) и притяжательные прилагательные от существительных (ЛИСА – ЛИСИЙ);
- умение образовывать приставочные глаголы; например: ЕХАТЬ – УЕХАТЬ –ПЕРЕЕХАТЬ – ОБЪЕХАТЬ …;
- умение образовывать сложные слова, например: ЛЕС РУБИТ – ЛЕСОРУБ, СНЕГ ПАДАЕТ – СНЕГОПАД;
- Сформированность грамматического строя речи:
- умение правильно употреблять простые распространённые и сложные предложения;
- умение правильно употреблять предложно-падежные конструкции;
- умение выделять предлоги в предложении как отдельные слова;
- умение определять количество и последовательность слов в предложении из 4-6 слов;
- умение различать понятия «слово», «предложение».
- Сформированность связной речи:
- умение пересказывать рассказ из 8-10 предложений, сохраняя последовательность и смысл;
- умение составлять рассказ по серии из 3-6 сюжетных картинок;
- умение составлять рассказ по сюжетной картине;
- умение составлять рассказ-описание предмета.
Признаки готовности ребенка к школе:
• сильное желание учиться (созревание учебного мотива);
• достаточно широкий круг знаний об окружающем мире;
• способность к выполнению основных мыслительных операций;
• достижение определенного уровня физической и психической выносливости;
• развитие интеллектуальных, моральных и эстетических чувств;
• определенный уровень речевого развития (коммуникация): ребенок должен быть вежливым в общении со взрослыми и сверстниками; уметь вступать в контакт; быть дисциплинированным.
Стоит задуматься, если к 6-7 годам ребенок:
• негативно относится к любой умственной деятельности;
• не любит отвечать на вопросы, не любит чтение;
• не может подчиняться правилам;
• не может подобрать синонимы или антонимы;
• не умеет ориентироваться на заданную систему требований;
• не умеет слушать говорящего и воспроизводить задания;
• не умеет воспроизводить задание на основе зрительного восприятия.
- умение правильно употреблять предложно-падежные конструкции;
- умение выделять предлоги в предложении как отдельные слова;
- умение определять количество и последовательность слов в предложении из 4-6 слов;
- умение различать понятия «слово», «предложение».
- Сформированность связной речи:
- умение пересказывать рассказ из 8-10 предложений, сохраняя последовательность и смысл;
- умение составлять рассказ по серии из 3-6 сюжетных картинок;
- умение составлять рассказ по сюжетной картине;
- умение составлять рассказ-описание предмета.
Признаки готовности ребенка к школе:
• сильное желание учиться (созревание учебного мотива);
• достаточно широкий круг знаний об окружающем мире;
• способность к выполнению основных мыслительных операций;
• достижение определенного уровня физической и психической выносливости;
• развитие интеллектуальных, моральных и эстетических чувств;
• определенный уровень речевого развития (коммуникация): ребенок должен быть вежливым в общении со взрослыми и сверстниками; уметь вступать в контакт; быть дисциплинированным.
Стоит задуматься, если к 6-7 годам ребенок:
• негативно относится к любой умственной деятельности;
• не любит отвечать на вопросы, не любит чтение;
• не может подчиняться правилам;
• не может подобрать синонимы или антонимы;
• не умеет ориентироваться на заданную систему требований;
• не умеет слушать говорящего и воспроизводить задания;
• не умеет воспроизводить задание на основе зрительного восприятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание по теме: «Речевая готовность к школе». «Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении в школе».
Уважаемые родители! Цель выступления: Привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость, в первую очередь по русскому языку и чтени...
Образовательный проект по обучению детей подготовительной к школе группы "Обучение грамоте детей как речевая готовность к школе"
Долгосрочный проект формирует речевую школьную готовность детей подготовительной к школе группы. Проект представлен планированием, мониторингом. ...
Речевая готовность к школе. Задания, игры и упражнения для подготовки детей к школе
Чтобы ускорить и облегчить процесс усвоения ребёнком необходимых навыков, необходимо совместить в своей работе по подготовке ребёнка три одинаково важных и взаимно связанных компонента — общение...
Речевая готовность к школе.Пора в школу.
Презентация для родителей детей подготовительной группы...
Консультация для родителей будущих первоклассников «Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму».
привлечь внимание родителей к недостаткам речи детей, раскрыть их влияние на успеваемость в дальнейшем в школе...
Презентация «Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении».
Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении...
Консультация для родителей "Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении" + презентация
Готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития ребенка. Ведь именно при помощи речи, устной и письменной, ребенку предстоит усвоить всю сис...