Рекомендации для родителей по физическому развитию детей, занимающихся по индивидуальным образовательным маршрутам
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Материал для родителей: комплексы физических упражнений для детей в домашних условиях.
Скачать:
Предварительный просмотр:
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ
СОСТАВИЛА: ИНСТРУКТОР ПО ПЛАВАНИЮ МДОУ ЦРР «КРИСТАЛЛИК» - ДЕТСКИЙ САД № 30 СЛЕПНЕВА ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА
Упражнения при хронических заболеваниях дыхательных путей (носовое дыхание) у детей
Лечебное действие физических упражнений при хронических заболеваниях верхних дыхательных путей проявляется в изменении нервных регуляций, ведающих функциями дыхания; улучшении местного кровообращения, способствующего рассасыванию воспалительных инфильтратов; укреплению дыхательной мускулатуры; восстановлению полного объема дыхательной функции. В случае резко нарушенного носового дыхания перед занятием закапывается сосудосуживающее средство (нафтизин, санорин и др.).
1. И.п. — о.с. 1—2 — через стороны руки вверх, вдох через нос; 3—4 — руки через стороны вниз — выдох через нос (5—6 раз).
Выполнять медленно, не задерживать дыхание.
2. И.п. — о.с. Наклон головы вправо — вдох через нос, и.п. — выдох через нос; то же в другую сторону. Голову наклонять ниже, плечи не поднимать (6—8 раз).
3. И.п. — о.с. Наклон головы вперед — выдох через нос, наклон головы назад — вдох через нос (5—6 раз).
Наклоны выполнять медленно по максимальной амплитуде.
4. И.п. — о.с. 1—3 — через стороны руки вверх, подняться на носки, потянуться — вдох через нос; 4 — медленно присесть, руки на бедра — выдох через нос (4—5 раз).
Выдох выполнять медленно, не наклоняться вперед.
5. И.п. — о.с. На вдохе — «надуть» живот; на выдохе — втянуть живот. Дыхание через нос (4—5 раз).
Выполнять медленно по максимальной амплитуде.
6. И.п. — о.с. Медленно выполнять глубокие вдохи и выдохи правой половиной носа. Левая сторона носа при этом прижата пальцами, рот плотно прикрыт (5—6 раз).
То же другой стороной носа.
7. И.п. — о.с. Зажать нос пальцами, громко и медленно (вслух) считать до 6, постепенно увеличивать продолжительность до 10—12 счетов; произвести полный вдох и полный выдох через нос, рот плотно закрыт (5—6 раз).
8. И.п. — о.с. Бег на месте в среднем темпе. Дыхание через нос (1—1,5 мин..).
Активно работать руками, высоко поднимать колени.
9. И.п. — о.с. Ритмичная ходьба (можно по залу) на 2 шага — вдох через нос, на 4 — выдох через нос (2—3 мин..).
Постепенно удлинять фазу выдоха (на 2 счета — вдох, на 6 — выдох; на 2 счета — вдох, на 8 — выдох и т.д.).
10. И.п. — о.с., ноги на ширине плеч, руки в замок за голову. 1 — развести шире локти, соединить лопатки — вдох через нос; 2—4 — наклониться вперед, коснуться локтями колен — выдох через нос.
Выполнять медленно, при наклоне не сгибать колени (5—6 раз).
11. И.п. — о.с., ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 — отвести правую руку вверх — в сторону, повернуться за рукой — вдох через нос; 2 — вернуться в и.п. — выдох через нос. То же — в другую сторону (5—6 раз).
Ноги не сдвигать с места, поворот туловища по максимальной амплитуде.
12. И.п. — о.с., руки в замок за голову. Наклон головы назад, руками оказывать сопротивление наклону головы — вдох через нос; наклон головы вперед, руками наклонять голову как можно ниже — выдох через нос (5—6 раз).
Локти развести шире, дыхание не задерживать.
13. И.п. — о.с., выполнять прерывистый вдох, «принюхиваться», через нос (5—6 раз); затем длительный выдох через нос (5—6 раз).
Выдох выполнять как можно дольше.
14. И.п. — о.с. Вдох через нос — «надуть» живот как можно больше; на выдохе втянуть живот(4—5 раз).
Не задерживать дыхание, дышать только носом.
И.п. — о.с. Вдох через правую половину носа (левая зажата пальцами) — выдох через левую (правая зажата пальцами); то же через другую половину (4—5 раз).
Не задерживать дыхание.
15. И.п. — о.с. Глубокий вдох через нос; на выдохе похлопывать пальцами по крыльям носа и произносить «носовой» звук «м» (3—4 раза).
Выдох как можно дольше.
16. И.п. — о.с. Самомассаж шеи. Руки заложить за голову, ладонями медленно поглаживать шею сверху вниз до подмышечных впадин. Дышать ровно, через нос (15—20 раз).
Дыхательные упражнения при бронхиальной астме у детей
Предложенные специальные дыхательные упражнения обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую дыхательных путей, укрепляют дыхательную мускулатуру. Комплекс проводится в межприступный период.
1. «Обними себя».
И.п. — о.с. Руки в стороны на уровне плеч. Обнять себя за плечи как можно крепче, резко выдохнуть через рот; и.п. — выпятить живот как можно больше. (Диафрагмальное дыхание — вдох). Обнимая себя за спину, похлопывать кистями по лопаткам (5—6 раз).
Следить за дыханием.
2. И.п. — о.с. То же, что и первое упражнение, но на выдохе наклониться как можно ниже (5—6 раз).
Постепенно увеличивать продолжительность выдоха и число похлопываний.
3. «Дровосек».
И.п. — о.с. Ноги слегка развести в стороны. Руки отвести назад, прогнуться, подняться на носки, пальцы сплетены; резко наклониться как можно ниже, округлить спину, руки как можно дальше под ногами имитируют «рубку дров». Во время наклона выполнить мощный выдох с произношением звука «ух». Вдох не форсировать, не сгибать ноги в коленях (5—8 раз).
На вдохе — медленное выпячивание живота.
4. «Каша кипит».
И.п. — о.с. Руки на груди и животе. Медленно выпячивать живот на вдохе; на выдохе втягивать живот и громко произносить «ш-ш-ш» (4—5 раз).
Следить за дыханием, больше втягивать и выпячивать живот.
5. «Едем на лыжах».
И.п. — о.с. Ноги в коленях слегка согнуты, одна нога слегка впереди другой. Имитация езды на лыжах. Активные поочередные махи руками в плечевых суставах с одновременным выполнением полуприседа и сильным выдохом с произношением «шух-шух-шух» (5—8 раз).
Постепенно увеличивать амплитуду движения и силу выдоха.
6. «С горы на лыжах».
И.п. — ноги на ширине плеч, слегка согнуты в коленях. Руки — вперед и вверх с резким отведением максимально назад, согнуться, выдохнуть «ух-ух-ух». Имитация спуска с горы на лыжах. На выдохе как можно дольше тянуть «ух-х-х-х-х» (5—6 раз).
Следить за дыханием, не форсировать вдох. Выдох — мощный, активный.
7. И.п. — в ходьбе на месте. «Охотники». На 2 шага вдох через нос, на выдохе замедляется шаг, туловище наклоняется вперед и произносится «тиш-ш-ш-ш-ш-ш-е», «тиш-ш-ш-ш-ш-е» (3—4 раза).
Можно выполнять в движении.
8. «Поплыли».
И.п. — стоя, слегка наклонившись вперед, ноги на ширине плеч, правая рука вперед — вверх, левая — сзади. Имитация движения при плавании стилем «кроль». Выполнять 6—8 быстрых маховых движений во время выдоха, 1—2 медленных — во время вдоха через нос (3—4 раза).
Выдох выполняется через рот.
9. «Пляска».
И.п. — о.с. Присесть, грудью прижаться к коленям — выдох; выпрыгнуть вверх, ногу поставить на пятку. То же другой ногой (5—6 раз).
На выдохе — крепче прижиматься грудью к колену, выше выпрыгивать. Можно выполнять под музыкальное сопровождение.
10. «Трубач».
И.п. — о.с. Имитация игры на трубе с произношением различных звуков на выдохе: «м-м-м», «з-з-з», «ля-ля-ля», «ш-ш-ш», «пф-ф-ф» и др. (1,5—2 мин.).
Можно создать оркестр — дети поют разные звуки.
11. И.п. — в парах с мячом. «Летят мячи». Броски мяча от груди с произношением звука на выдохе «ух-ух-ух» (10—12 раз).
Выполнять броски резче; лучше использовать набивной мяч (медицинбол).
12. И.п. — в парах с мячом, стоя спиной друг к другу на расстоянии 50—70 см; ноги шире плеч. Передача друг другу мяча поочередно вверху, затем под ногами. Мяч вверху — прогнуться, вдох через нос; мяч внизу — выдох, наклониться ниже, ноги в коленях не сгибать, произносить звук «р-р-р» (10—12 раз).
Постепенно увеличивать расстояние между детьми.
13. «Лягушка».
И.п. — упор — присев. Прыжком принять упор лежа, выполнить вдох через нос; вернуться в упор — присев, произнести на выдохе «ква-ква» (5—6 раз).
Плотнее прижимать грудь к коленям. Следить за правильным дыханием.
14. «Паровоз».
И.п. — в ходьбе. Передвижение по залу, держась за пояс друг друга паровозиком. Произношение звуков «чух-чух-чух» (1—1,5 мин.).
Стараться не отцепить вагончик.
Примерный комплекс упражнений при ожирении детей дошкольного возраста
1. И.п. — в ходьбе. Разновидности ходьбы (на носках, на пятках, высоко поднимая колени, с выпадами и пр. (1,5—2 мин.).
Следить за осанкой.
2. И.п. — легкий бег. Разновидности бега (приставными шагами, спиной вперед, окрестным шагом, на носках и пр. (1—1,5 мин.).
Следить за дыханием, исключить появление отдышки.
3. И.п. — о.с. Руки через стороны вверх — вдох через нос; руки окрестными дугами вниз — выдох через рот (5—6 раз).
На выдохе — максимальное расслабление мышц верхнего плечевого пояса.
4. «По канату».
И.п. — о.с. Имитация движений как при лазании по канату. Руки вверх — вдох через нос, медленное опускание рук — кисть сжата в кулак — длительный выдох через рот. То же другой рукой (6—8 раз).
Кулак сжимать с силой. Дыхание не задерживать.
5. И.п. — о.с. Руки перед грудью, ладонь к ладони. Статическое напряжение мышц рук — руки давят друг на друга (8—10 с).
Повторить 5—6 раз. Не задерживать дыхание, не наклоняться вперед.
6. «Выше на носок».
И.п. — о.с. Перекаты с пятки на носок с активным взмахом рук. Руки вверх — вдох (5—6 раз).
Стараться удерживать равновесие.
7. «Достань».
И.п. — о.с. Махи ногами. Доставать носками ног пальцев вытянутых рук (8—10 раз).
Руки держать на уровне плеч, ноги в коленях не сгибать.
8. «Пружинка».
И.п. — о.с. Пружинящие приседания (6—8 раз).
Приседать глубже на всю стопу, не наклоняться вперед.
9. «Каша кипит».
И.п. — о.с. Диафрагмальное дыхание. Вдох — выпятить живот; выдох — втянуть (5—6 раз).
Дыхание не задерживать, выполнять по максимально возможной амплитуде.
10. «Хлопки».
И.п. — сидя на полу. Поочередное поднимание прямых ног, хлопки под ногами (5—8 раз).
Спину держать ровно, ноги в коленях не сгибать.
11. И.п. — то же, руки в упоре сзади. «Ноги короткие и длинные». 1 — согнуть ноги в коленях — выдох; 2 — поднять прямые ноги вверх; 3 — согнуть ноги в коленях, опустить на пол; 2, 4 — и.п. — вдох (5—6 раз).
Не сгибать руки в локтях.
12. «Посмотри назад».
И.п. — сидя, ноги вместе. Поочередные повороты туловища в разные стороны. Касаться руками пола как можно дальше от себя (6—8 раз).
Ноги с места не сдвигать. Выдох выполнять во время поворота.
13. «Мельница».
И.п. — лежа на полу. Поочередные круговые вращения ног в тазобедренных суставах (6—8 раз).
Вращения выполнять по максимально возможной амплитуде. Дыхание произвольное.
14. «Внимательно».
И.п. — то же, руки опущены. 1 — согнуть ноги в коленях; 2 — поднять ноги вверх; 3—4 — медленно развести ноги в стороны; 5—6 — медленно соединить ноги вверху; 7 — согнуть ноги в коленях; 8 — и.п. (4—5 раз).
Выполнять медленно, дыхание произвольное.
15. «Ножницы».
И.п. — лежа на спине. Разведение и сведение ног по максимально возможной амплитуде.
Начинать движение — ноги вверх, постепенно опуская вниз, выполнять упражнение над полом. До отказа (3—4 раза).
16. И.п. — то же. Максимальное расслабление мышц ног. Потряхивание конечностями (30—40с).
Дыхание произвольное.
17. И.п. — присед. Выпрыгивание вверх как можно выше (5—8 раз).
Возвращаться после выпрыгивания в и.п. Выполнять медленно, по полной амплитуде.
18. «Гусиная ходьба».
И.п. — то же. Ходьба в глубоком приседе. Дыхание произвольное (1—1,5 мин.).
Спину держать ровно, не наклоняться вперед.
19. «Ванька-встань-ка».
И.п. — стоя на коленях. Попеременное присаживание на пол мимо ног. Руки за головой, не наклоняться вперед (8—10 раз).
Если тяжело — руки поставить на пояс, на пол.
20. «Качели».
И.п. — то же. Туловище держать ровно. Раскачивание, стараясь пальцами коснуться пяток (10—12 раз).
Дыхание произвольное.
21. «Поднимись».
И.п. — упор — присев. Ладони плотно стоят на полу около стоп. Выпрямлять ноги в коленях не отрывая рук от пола (5—6 раз).
Присед — выдох; выпрямление ног — вдох. Не отрывать руки, полностью выпрямлять колени.
Упражнения при заболеваниях центральной нервной системы без нарушения координации (упражнения с малым мячом)
1. И.п. — стоя, мяч в левой руке. 1—2 — руки вверх дугами наружу, потянуться, встать на носочки, передать мяч в правую — вдох через нос; 3—4 — руки вниз, дугами наружу, передать мяч в левую за спиной — выдох (3—4 раза).
Следить за дыханием, осанкой.
2. И.п. — стоя, ноги врозь, мяч в левой руке. 1 — наклон к правой, руки внизу, передать мяч в правую руку за ногой — выдох; 2 — и.п. — вдох; 3 — то же к другой ноге, передать мяч в левую руку — выдох; 4 — и.п. — вдох (4—6 раз).
Не задерживать дыхание, не сгибать колени.
3. «Кто выше».
И.п. — мяч внизу в двух руках. Поднять мяч вверх, потянуться на носочках — вдох; вернуться в и. п. — выдох (4—6 раз).
Выполнять медленно, выше тянуться на носках.
4. «Повернись».
И.п. — то же. Поочередные повороты в стороны (4—6 раз).
Не отрывать ноги от пола; не наклоняться вперед; не задерживать дыхание.
5. «Подбрось и поймай».
И.п. — стоя, мяч в двух руках перед собой. Подбрасывать мяч вверх двумя руками (8—10 раз).
Стараться ловить мяч не сходя с места; бросать мяч на высоту 50—70 см.
6. И.п. — то же. «Мяч вверх». Присесть, руки с мячом вверх — выдох; и.п. — вдох (5—6 раз).
Не ронять мяч, спину держать ровно, дыхание не задерживать.
7. «Попрыгунчик».
И.п. — то же. Удары мяча о пол (10—12 раз).
Ловить мяч после отскока от пола.
8. И.п. — то же. Подбрасывать мяч вверх, ловить после отскока от пола (8—10 раз).
9. И.п. — мяч на полу. Поочередное прокатывание мяча по полу стопами (мяч вдоль стопы) от носка к пятке (1—1,5 мин.).
Стараться не упустить мяч, постепенно увеличивать силу надавливания.
10. «Не потеряй». И.п. — стоя, мяч удерживать голеностопными суставами. Передвигаться вперед, удерживая мяч ногами (до 1—1,5 мин.).
Не наклоняться вперед, дыхание произвольное.
11. И.п. — то же, мяч удерживается коленями (до 1—1,5 мин.).
12. И.п. — то же, мяч удерживается бедрами (до 1—1,5 мин.).
13. И.п. — сидя, руки в стороны, мяч в левой руки. «Мяч под ногой». 1 — мах левой ногой вверх, руки вперед, передать мяч под ногой в правую руку — выдох; 2 — опустить ногу, прогнуться, соединить лопатки, руки в стороны — вдох; 3—4 — то же другой ногой и рукой (5—6 раз).
Следить за дыханием, не сгибать ноги в коленях.
14. «Вокруг себя».
И.п. — сидя, ноги скрестно; мяч справа. Прокатывать мяч вокруг себя, не выпуская его из рук(3—4 раза в каждую сторону).
Дыхание произвольное.
15. «Ноги короткие и длинные».
И.п. — сидя, руки в упоре сзади, мяч в голеностопных суставах. 1 — согнуть ноги в коленях — выдох; 2 — поднять ноги выше вверх вместе с мячом; 3 — согнуть ноги в коленях; 4 — и.п. (4—5 раз).
Не сгибать руки в локтевых суставах, не задерживать дыхание.
16. «Прокати под мостом».
И.п. — лежа на спине, мяч справа. Поднимать туловище вверх, упор на лопатки и прокатывать мяч под спиной (5—6 раз).
Выше поднимать туловище, не упускать мяч.
17. «Выше мяч».
И.п. — лежа на животе.
1 вариант. Руки вперед с мячом, ноги от пола не отрывать. Прогнутся, поднять мяч как можно выше — вдох; и.п. — выдох.
2 вариант. Руки согнутые в локтях под подбородком; мяч удерживается голеностопными суставами. Прогнутся в пояснице, поднять ноги с мячом как можно выше — выдох; и.п. — вдох. Не сгибать ноги в коленях (5—7 раз).
Дыхание не задерживать.
18. И.п. — стоя на четвереньках. Поочередное поднимание рук с мячом вверх, прогнуться — вдох; и.п. — выдох (5—6 раз).
Стараться больше прогибаться в пояснице.
19. «Ванька-встань-ка».
И.п. — стоя на коленях, руки с мячом вперед. Поочередные приседания на пол в правую и левую стороны (5—6 раз).
Спину держать ровно, не наклоняться. Дыхание не задерживать.
Комплекс упражнений при заболеваниях центральной нервной системы у детей (упражнения с лентами)
1. «Полетели, как бабочка».
И.п. — в ходьбе. Ходьба, постепенно переходящая в медленный бег; руки с лентами в стороны. Бабочки машут крыльями — движения вверх — вниз. Бег на носках (1—1,5 мин.).
Движения плавные, выразительные.
2. И.п. — о.с., руки опущены. 1—4 — медленно поднять руки вверх, встать на носки, потянуться, потрясти лентами, придавая при этом им волнообразные движения; 5—6 — круг прямой правой рукой в боковой плоскости; 7—8 — то же левой рукой (5—6 раз).
Следить за точностью и красотой выполнения движений; дыхание не задерживать.
3. И.п. — то же. Круговые вращения в плечевых суставах. Ленты навстречу друг другу (5—6кругов).
То же в противоположную сторону (5—6 кругов).
Повторить 2—3 раза. Стараться не запутать ленты; выполнять плавно, красиво; следить за осанкой.
4. И.п. — о.с., руки внизу. Поворот туловища вправо со взмахом рук вверх — вправо — вдох; и.п. — выдох; то же в другую сторону (5—6 раз).
Больше поворачиваться в сторону; не сдвигать ноги с места.
5. И.п. — о.с., лента в правой руке. 1 — правую руку взмахом вверх, прогнуться — вдох; 2 — наклонится; коснуться правой рукой носка левой ноги — выдох, 3—4 — то же другой рукой; 5—8 — переступающим шагом повернуться вокруг себя, руки с лентой вверху. Стараться не запутать ленты (5—6 раз).
Дыхание не задерживать.
6. И.п. — о.с., руки вверху. 1—4 — круговые вращения туловищем вправо; 6—8 — махи руками внизу навстречу друг другу; то же — в другую сторону (3—4 раза).
Вращение туловищем по максимальной амплитуде. Выполнять плавно, красиво.
7. И.п. — о.с., руки назад — в стороны, ладонями вверх. Поочередные махи ногами; руками стараться коснутся носков ног (5—6 раз).
Не сгибать ноги в коленях, оттягивать носок.
8. «Мельница».
И.п. — о.с. Круговые вращения рук в плечевых суставах в боковых плоскостях (8—10 раз).
Вращение выполнять по максимальной амплитуде; не сгибать руки в локтевых суставах. Дыхание произвольное.
9. И.п. — сидя на полу. Поочередные махи ногами с одновременным махом руками навстречу друг другу под ногой — выдох; и.п. — вдох (5—8 раз).
Оттягивать носочки; ноги в коленях не сгибать.
10. «Посмотри назад».
И.п. — сидя на полу, руки на бедрах. Повороты туловища в разные стороны с одновременным взмахом рук в сторону поворота (5—6 раз).
Не отрывать пятки от пола; руки держать на уровне плеч; поворачиваться как можно больше в стороны.
11. «Поднимись».
И.п. — лежа на спине. Руки с лентами вверху. Одновременно поднимать руки и ноги вверх до касания пальцами рук носков ног; ленты при этом описывают дугу по максимально возможной амплитуде (5—6 раз).
При касании — выдох; и.п. — вдох. Ноги в коленях не сгибать, оттягивать носочки; удерживать равновесие.
12. «Потянись».
И.п. — лежа на животе, руки — вперед. Прогибание туловища; тянутся как можно выше вверх, выполняя при этом волнообразные движения лентами (4—5 раз).
Дыхание не задерживать.
13. И.п. — лежа на животе, руки сзади, ноги вместе. Круговые вращения рук в плечевых суставах. Руки назад, прогнуться — вдох; руки вперед, через стороны вниз — выдох (3—4 раза).
Стараться описывать лентами красивые ровные дуги.
14. «Перекрест».
И.п. — стоя на четвереньках. Правая рука и левая нога — вверх; и.п. — выдох. То же — другой рукой и ногой (5—6 раз).
На вдохе прогибать спину; на выдохе выгибать. Лентами стараться описывать ровные дуги.
15. И.п. — стоя на коленях, руки вверх. Круговые вращения туловищем в разные стороны; руки описывают большие круги вверху (4—6 раз).
Дыхание не задерживать; выполнять по максимально возможной амплитуде.
16. «Переступи».
И.п. — стоя, ленты держать руками за оба конца. Перешагивание через ленту вперед и назад(6—5 раз).
Стараться не упустить конец ленты.
Примерный комплекс упражнений при заболевании органов пищеварения у детей
1. «Шар надулся и лопнул».
И.п. — лежа на спине. На выдохе выпятить живот; на вдохе — втянуть (5—6 раз).
Ноги в коленях не сгибать.
2. «Клубок».
И.п. — то же. Согнуть ноги в коленях, подтянуть к грудной клетке. Прижать руками — выдох; вернуться в и.п. — вдох (5—6 раз).
Крепче «сжиматься» в клубочек.
3. «Качели».
И.п. — то же, ноги согнуты в коленях, стопы на полу. Наклоны в разные стороны. Стараться коснуться коленями пола справа и слева от себя (5—6 раз).
Пятки от пола не отрывать.
4. «Пошагали».
И.п. — то же. Имитация ходьбы с высоким подниманием колен (10—12 раз).
Ноги поднимать как можно выше.
5. «Мост».
И.п. — то же. Поднять туловище вверх с опорой на пятки и лопатки; прогнутся (5—6 раз).
Прогнуться как можно больше — вдох; и.п. — выдох.
6. «Жук жужжит».
И.п. — то же. Произвольные движения руками и ногами с произношением на выдохе звука«ж-ж-ж-ж» (до 1 мин.).
Выполнять движения во всех суставах верхних и нижних конечностей.
7. И.п. — лежа на спине, ноги прямые. Поочередное сгибание ног в коленных и тазобедренных суставах; прижимание ноги к груди — выдох; и.п. — вдох (5—8 раз).
Не сгибать ногу, лежащую на полу, не поднимать плечи.
8. «Велосипед».
И.п. — то же. Имитация езды на велосипеде (до 1 мин.). Выполнять движения по максимально возможной амплитуде.
9. «Хлопки».
И.п. — то же. Поочередное поднимание ног с одновременным выполнением хлопка под ногой(5—6 раз).
Ноги в коленях не сгибать, оттягивать носок.
10. И.п. — лежа на спине, упор на предплечьях. Попеременное сгибание и разгибание ног в коленных и тазобедренных суставах (5—6 раз).
Не касаться пятками пола; не задерживать дыхание.
11. «Ножницы».
И.п. — то же. Окрестные движения прямыми ногами. 5—6 движений. 3—4 серии. Дыхание произвольное; выполнять по возможной амплитуде. Постепенно усложнять выполнение упражнения, опуская ноги ближе к полу.
12. И.п. — лежа на спине. Поглаживание живота по часовой стрелке (до 1 мин.).
Движение руки спокойное, ровное.
13. «Качели».
И.п. — лежа на спине. Подтянуть к груди согнутые в коленях ноги, наклонить вперед голову; раскачиваться на спине. Вернуться в и.п. — расслабится (3—4 раза).
Сильнее прижимать руками колени к груди. Не задерживать дыхание.
14. «Ногу выше».
И.п. — лежа на боку. Поочередные махи ногами в сторону как можно выше. Носочек оттягивать, не сгибать ноги в коленях (5—6 раз на каждом боку).
Дыхание не задерживать.
15. «Лодочка».
И.п. — лежа на животе. Одновременно поднимать руки и ноги вверх, прогибаться и раскачиваться на животе (как лодка на волнах) (4—5 раз).
Дыхание произвольное; сильнее прогибаться в пояснице.
16. И.п. — то же, руки под подбородком. Поочередные махи ногами как можно выше (5—6 раз). Таз от пола не отрывать.
17. «Партизаны».
И.п. — то же. Имитация ползания. Приведение ног, согнутых в коленях, к одноименной руке (8—10 раз).
Руки с места не сдвигать; колени подтягивать выше.
18. «Посмотри назад».
И.п. — то же. Повороты туловища назад. Стараться увидеть пятки (5—8 раз).
Руками тянутся в стороны как можно больше; носки ног не отрывать от пола.
19. «Поплыли».
И.п. — лежа на животе, руки вперед. Поочередное поднимание рук и ног вверх — вниз (10—12раз).
Ноги и руки прямые.
20. «Кошечка».
И.п. — стоя на четвереньках. На вдохе — выгнуть спину — «кошечка злая»; на выдохе прогнуть спину — «кошечка добрая» (5—6 раз).
Выгибать и прогибать спину по возможно большей амплитуде.
21. И.п. — то же. Поочередное поднимание ног вверх, прогнуться — выдох; и.п. — вдох (5—6 раз).
Ноги в коленях не сгибать, дыхание не задерживать.
Физические упражнения при нарушении осанки у детей
Выравнивание осанки активная коррекция корпуса (1—1,5 мин); дыхание произвольное.
1. Встать спиной к стене без плинтусов, касаясь ее пятками, икроножными мышцами (голенью), ягодицами, лопатками и затылком одновременно; удерживать статическое напряжение мышц туловища. Постепенно увеличивать время стояния.
2. И.п. — о.с. То же, что и упражнение 1, но отходить от стенки на 2—3 шага, сохраняя при этом принятую осанку. Для контроля возвращаться к стене (4—5 раз).
3. И.п. — о.с., руки согнуты к плечам, плечи развернуты, кисти сжаты в кулаки. Поочередное выбрасывание рук вверх, в стороны, вниз и т.д. (4—5 раз).
Выбрасывая руку, стараться ее полностью расслабить. Движения выполнять ровно.
4. И.п. — о.с., руки к плечам. Круговые вращения руками в плечевых суставах (6—8 раз).
Выполнять по максимально возможной амплитуде.
5. И.п. — о.с. Пружинящие наклоны в противоположную искривлению сторону (в случае сутулости — прогибания назад) (8—10 раз).
Дыхание произвольное.
6. И.п. — лежа на спине. Прогибание в грудном отделе позвоночника с опорой на предплечья(6—8 раз).
Стараться прогибаться как можно больше.
7. И.п. — лежа на спине, упор на локтях. Окрестные махи ногами; сведение и разведение ног как можно больше (6—8 раз).
Спину прогнуть; дыхание не задерживать; ноги держать прямыми.
8. И.п. — лежа на животе, руки согнуты в локтях под подбородком. Отвести руки за спину, кисти в замок, прогнуться; вернуться в и.п. — расслабиться (5—8 раз).
Прогибаясь, смотреть на потолок; носочки — оттягивать; дыхание произвольное.
9. И.п. — то же. Поднимать две руки вверх как можно выше (6—8 раз).
Ноги от пола не отрывать; сильнее прогибаться.
10. И.п. — лежа на животе, руки внизу. Прогнуться, посмотреть на пятки. Выполнять поочередно в разные стороны (4—5 раз).
Ноги от пола не отрывать; руки можно держать в замке за спиной.
11. И.п. — то же, руки согнуты в локтях — под подбородком. Поочередное поднимание прямых ног вверх (6—8 раз).
Руки от пола не отрывать. Дыхание произвольное.
12. И.п. — то же. Последовательное поднимание головы, надплечий, ног с соблюдением паузы в кольцо движения (4—5 раз).
Постепенно увеличивать паузу. Начинать с 4—5 с.
13. И.п. — то же. Руки в упоре перед грудью. Прогибаться в шейном и поясничном отделе позвоночника до выпрямления рук в локтевых суставах; затылком тянуться к пяткам (4—5 раз).
Можно согнуть ноги в коленных суставах; в этом случае стараться коснуться затылком пяток.
14. И.п. — стоя на четвереньках. Поочередное отведение рук вверх — в сторону с поворотом туловища (4—6 раз).
Стараться повернуться как можно больше; смотреть на потолок.
15. И.п. — то же. Медленно сгибать руки в локтевых суставах, стараться соединить лопатки — выдох; вернуться в и.п. — вдох (4—5 раз).
Постепенно увеличивать расстояние между руками и коленями.
16. И.п. — то же. Поочередное поднимание ног вверх с одновременным прогибанием спины(4—6 раз). Поднимая ногу, прогнуться и смотреть на потолок; пауза 3—4 с. То же другой ногой.
17. И.п. — стоя у гимнастической лесенки. Пятки ближе к стенке, руки — вверх, держаться за рейку. Прогибаться как можно больше вперед (5—6 раз).
Ноги с места не сдвигать; постепенно руки опускать на рейку ниже.
18. И.п. — то же лицом к стенке, ноги на ширине плеч, носки снаружи, руки на рейки на высоте пояса — приседания (5—6 раз).
Следить за осанкой; не разводить лопатки.
19. И.п. — то же. Поочередные повороты туловища с отведением руки вверх — в сторону; другой рукой держаться за рейку на уровне пояса; больше прогибаться в поясничном отделе позвоночника (5—8 раз).
Дыхание произвольное.
Примерные корригирующие упражнения при врожденной косолапости у детей
1. И.п. — в ходьбе. Ходьба с разведенными стопами (1,5—2 мин.). Шаги выполнять небольшие; стопы разводить как можно больше; не наклоняться вперед. Можно положить на голову мешочек с песком.
2. И. п. — то же. Ходьба на пятках. Носки поднимать вверх как можно выше; не наклоняться(1,5—2 мин.).
Дыхание произвольное.
3. И.п. — стоя. Ходьба на месте с разведенными стопами (до 1 мин.).
Разворачивать носки ног как можно больше наружу; шагать с активным взмахом рук.
4. И.п. — стоя. Бег на месте с опорой на всю стопу (до 1 мин.).
Следить за ровной постановкой стоп.
5. И.п. — поочередные подскоки с опорой на всю стопу. Начинать с двух подскоков постепенно увеличивая до 6—8 на каждой ноге. Следить за правильной постановкой ноги (2—3 раза).
6. И.п. — о.с. Приседание с опорой на всю стопу (5—8 раз).
Следить за осанкой.
7. И.п. — о.с. Ходьба по гимнастической палке вдоль (1,5—2 мин.).
Не наклоняться. Постепенно усложнять задания: ходьба в полуприседе в глубоком приседе.
8. И.п. — о.с. Соскоки со скамейки, кубов (не более 25—30 см).
Приземление на всю стопу. Лучше приземляться на мягкую поверхность (мат).
9. И.п. — лежа на спине. Сгибание и разгибание пальцев ног по максимальной амплитуде (8—10 раз).
Ноги в коленях не сгибать.
10. «Велосипед».
И.п. — то же. Имитация езды на велосипеде (1,5—2 мин.). Сгибание и разгибание по возможной амплитуде. Стопы держать ровно.
11. «Ходьба».
И.п. — то же. Ходьба с разведенными стопами (40—50 с).
Выполнять медленно по максимальной амплитуде; больше разводить стопы.
12. И.п. — лежа на спине. Сгибание и разгибание ног в коленных суставах (6—8 раз).
Пятки прижимать к ягодицам как можно сильнее (пауза до 3—6 с).
Постепенно увеличивать время паузы.
13. И.п. — сидя на коленях, стопы развернуть в стороны. Переход из положения сидя на коленях в положение стоя на коленях (6—8 раз).
Спину держать ровно, полностью садиться на пятки; выполнять медленно.
14. И.п. — то же. Присаживаться то на правую, то на левую пятки. Туловище держать ровно, не наклоняться (6—8 раз).
15. И.п. — стоя на коленях, стопы разведены в стороны. Медленно отклоняться назад, стараясь коснуться руками пяток; туловище держать ровно; не сгибать ноги в тазобедренных суставах.
16. И.п. — сидя, ноги прямые. Поочередное потряхивание ногами. Расслабить мышцы стоп, голени, бедер. Согнуть ноги в коленных суставах и выполнять колебательные движения вправо влево (32—40 с, 2—3 раза).
17. И.п. — то же. Круговые вращения стопами. Обращать внимание на более активное разведение стоп к наружи. Выполнять в медленном темпе (1—1,5 мин.).
18. И.п. — у гимнастической стенки. Лазание по гимнастической стенке с разведенными стопами; коленные суставы не разводить (3—4 раза).
Наступать на каждую рейку.
19. И.п. — стоя боком к гимнастической стенке. Рука держится за рейку на уровне пояса. Приседание с опорой на полную стопу. То же — другим боком.
Следить за осанкой, не наклоняться (6—8 раз).
20. И.п. — стоя, мяч удерживается голеностопными суставами. Передвижение по залу; стараться не упустить мяч (1—1,5 мин.).
21. И.п. — то же. Продвижение по залу в прыжках; руки на поясе (12—15 раз)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мультимедийная презентация "Сопровождение социально-коммуникативного развития дошкольников в рамках индивидуального образовательного маршрута"
В презентации представлена деятельность социального педагога в детском саду по сопровождению социально-коммуникативного развития в рамках ИОМ....
Рекомендации для родителей по физическому развитию физического развития у старших дошкольников.
Данная информация будет интересна родителям детей страшего дошкольного возраста....
Карта индивидуального развития ребенка, диагностический инструментарий, индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ
карта развития ребенка, диагностический инструментарий по нравственному воспитанию, речевому развитию детей, общие сведения о ребенке с ОВЗ и членах семьи....
Рекомендации родителям по физическому развитию детей старшего дошкольного возраста
Если в раннем возрасте лазанье, бег и ходьба только развивались, то в дошкольный период они начинают совершенствоваться. Дети уже могут заниматься на тренажерах и выполнять упражнения с предметами. Сл...
Рекомендации для родителей по физическому воспитанию детей раннего и дошкольного возраста «ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ В РАЗВИТИИ СТОПЫ У ДЕТЙ»
Рекомендации для родителейпо физическому воспитанию детей раннего и дошкольного возраста«ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ В РАЗВИТИИ СТОПЫ У ДЕТЙ»...
Рекомендации для родителям по физическому развитию детей 2-3 лет
Консультации для родителей по физическому воспитанию — это полезные советы, которые помогут вашему ребенку стать сильнее, выносливее, гибче. Чем раньше начать заниматься с детьми, тем лучше это ...
«МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ РАБОТЫ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ПДО (ХОРЕОГРАФ) С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНДИВИДУАЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ (ИОМ) В ДОУ»
В связи с введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возросла потребность в эффективных методов воспитания детей дошкольного возраста. Явление это не сл...