Память. Как её развивать?
консультация (старшая, подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей.
Память. Как ее развивать?
Память – необходимое звено всякой деятельности человека: практической, познавательной, художественной и т.д. Без участия памяти ребенок не может ни играть, ни разговаривать, ни общаться с предметами. Однако не у всех детей хорошо развита память. Многие взрослые считают, что хорошая или плохая память дана ребенку от рождения. Но это абсолютно не так. Ребенок не рождается с готовой памятью. Она развивается, как и сам ребенок, под влиянием общения и совместной деятельности со взрослыми. Дети со слабой памятью – это чаще всего те дети, которым взрослые не уделяли нужного внимания и которым внушали, что у них плохая память.
Как же нужно развивать память?
Можно, конечно, ограничится механическим зазубриванием стихов и песенок, но этого недостаточно. Кроме того, это неинтересно, очень утомительно для детей и малопродуктивно. Ниже предложены несколько игр, в которые вы можете поиграть с ребенком в домашних условиях и без сложной подготовки.
Начните с развития (способность запоминать предметы на ощупь). Предложите ребенку набор знакомых предметов разных на ощупь, например, шнурок, меховая игрушка, свеча, клубок ниток, кубик и т.п. Разложите их в определенном порядке и предложите ребенку с закрытыми глазами на ощупь запомнить этот порядок. Затем перемешайте предметы и пусть ребенок восстановит прежний порядок.
Зрительная память: возьмите любой набор игрушек: пирамида, машина, кукла, мячик, ракета и т.п. (это могут быть столовые приборы, если вы на кухне). Разложите перед ребенком и пусть он их запомнит. Затем закроет глаза, а вы спрячете одну игрушку (можно спрятать две игрушки – если ребенок справляется с предыдущим заданием), или поменяете местами две игрушки. Ребенку нужно назвать, какая игрушка спряталась, либо восстановить порядок.
Расставьте игрушки парами. Расскажите, какие они дружные. Дайте возможность вашему ребенку внимательно рассмотреть пары и запомнить их. Придумайте интересный для ребенка сюжет, например, прилетел дракон и распугал всех, игрушки разбежались и потеряли свои пары, они плачут. Попросите ребенка найти пару каждой игрушке.
Полочку для книг или игрушек также можно использовать в своих целях. Скажите ребенку, что это домик для игрушек. На первом этаже поселите одни игрушки, на втором – другие. Затем скажите, что игрушки будут ходить друг к другу в гости, ребенок закроет глаза, а вы меняйте этажами игрушки. Предложите ребенку назвать, кто пришел в гости на первый этаж? На второй?
Можно всех жильцов «отправить на прогулку» и убрать из домика, а потом предложить ребенку вернуть всех в свои дома.
На первых порах не используйте слишком много предметов, ребенку будет трудно, он будет часто ошибаться и потеряет интерес к игре. Чем более он успешен, тем больше ему нравиться играть. Постепенно увеличивайте количество игрушек и усложняйте задания, если видите, что ребенок справляется с заданием.
Чтобы ребенок не потерял интерес к игре, можете предложить ему меняться местами. Пусть он меняет и убирает игрушки, а вы угадывайте.
Предложите ребенку внимательно рассмотреть комнату. Затем пусть закроет глаза и расскажет, что где в комнате находится, при этом просите употреблять слова: слева, справа, в левом углу, в правом углу, позади меня, впереди меня, между и т.п.
Также можно вместе построить небольшой дом или мостик из кубиков, прикрыть чем-либо и попросить построить такой же (развитие механической памяти).
Постучите по столу определенное количество раз, например, карандашом (глаза ребенка при этом закрыты), затем попросите его хлопнуть в ладоши столько же раз. (Слуховая память).
Расскажите ребенку небольшой рассказ. Затем задайте вопросы по его содержанию, например: «Саша проснулся утром невеселый. Мама дала ему лекарство, взяла зонтик и ушла на работу». Вопросы: почему Саша невеселый? Какая была погода? (Развитие смысловой памяти).
Существует множество заданий для развития зрительно-моторной памяти. Для этого требуется бумага и карандаш. Предложите рассмотреть несложный узор или рисунок, закройте и попросите ребенка его восстановить на своем листе бумаги.
Это может быть и последовательность простых изображений, пусть ребенок ее восстановит.
Можно также попросить выложить с помощью карандашей или счетных палочек те схематичные картинки, которые вы предложите (домик, цифра или буква, кораблик, любой орнамент), конечно, предварительно прикрыв картинки.
Главное, во всем соблюдать меру и не настаивать, если ребенок устал. Дайте возможность ему отдохнуть и поиграть в то, что он хочет, попробуйте вернуться к игре позже. Нередко можно заметить, что в ваше отсутствие ребенок начнет играет именно в те игры, которые вы ему предлагаете.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья"Развиваем память правильно"
Дошкольный возраст – это период наиболее стремительного развития человека, первоначальное формирование физических и психических его качеств, необходимых в течении всей последующей жизни. Особенностью ...
Материал для родителей - "Как улучшить детскую память?"
Перед нами, родителями, стоит каждодневная проблема – развивать память ребёнка. Для начала вспомним, что существуют различные типы памяти:зрительная;слуховая;тактильная;обоня...
Советы родителям "Как развить память, внимание и мышление ребенка"
Уважаемые родители! В начале нашей беседы мне хочется задать Вам один вопрос. Хотите ли вы, чтобы Ваши дети хорошо учились в школе?...
Развиваем память
Консультация для родителей...
"Как развить память, внимание и мышление ребенка" Консультация для родителей (подготовка детей к школе)
Консультация для родителей при подготовке детей к школе....
Память,память, за собою позови...
Педагогическая призентация посвященая 70 - летию Великой победе....
«Как развить память ребенка» Как улучшить память?
«Как развить память ребенка»Как улучшить память?...