Консультация "Праздники и обряды Кубанских казаков"
консультация на тему

Интерес к традиционной культуре кубанских казаков, к языку, обычаям, обрядам, истории необычайно возрос не только в нашей стране, но и во всем мире. Это явление, безусловно, закономерно и имеет самые разнообразные социальные, культурные, политические, национальные, религиозные и иные причины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kazachi_prazdniki_i_obryady-_konsultatsiya.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

                   

       «Праздники и обряды кубанских казаков»

                                                                    Казачество – это поэзия

Русско–славянского мира.

Да и где ей было развиваться,

Как не там, куда каждый,

Недовольный своим положением,

Бежал пожить на просторе и где,

Не стесненный ничем, он мог

По–своему развиваться

И изведать все свои силы.

В. Каверин

Интерес к традиционной культуре кубанских казаков, к языку, обычаям, обрядам, истории необычайно возрос не только в нашей стране, но и во всем мире. Это явление, безусловно, закономерно и имеет самые разнообразные социальные, культурные, политические, национальные, религиозные и иные причины.

Мысль о том, что без всестороннего знания прошлого не может быть понято настоящее и тем более будущее, сегодня становится аксиомой. Только глубокое познание истоков может дать ответ на главный вопрос: что же делать нам сегодня для духовно–нравственного возрождения народа, чтобы процесс развития культуры носил закономерный характер, вытекая из своеобразия истории и культурных традиций края. Говорят, что красота спасет мир, но в наше время  не только красота, но и приобщение к своим народным корням способно исцелить холодное сердце, освободить человека от жестокости и грубости, дать новое дыхание жизни. И если забьется сердце ребенка от созерцания красоты родной природы, если он почувствует себя частичкой своего народа, значит, действительно, «казачьему роду нету переводу».

Народное искусство всегда играло и продолжает играть важнейшую роль в духовно–нравственном становлении человека, воспитывая чувства уважения к традициям и ответственности за духовные богатства, созданные предыдущими поколениями.

Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиций и обычаев предков. Чрезвычайно строго их придерживались в казачьей среде, так как считали, что это жизненно–бытовая необходимость каждой семьи. Несоблюдение или нарушение их осуждалось всеми жителями станицы или поселка.

Обычаев и традиций много. Одни появляются, другие исчезают, остаются только те, которые наиболее полно отражают бытовые и культурные особенности казаков. Они сохраняются в памяти народа.

Изучение и освоение фольклора  Кубани требует глубокого понимания его сущности и специфики, знания основных его функций: бытовой, обрядовой, этнической, эстетической, воспитательной и других.

В дошкольном детстве происходит закладка чувств гражданственности и любви к Отечеству.

Музыкальный фольклор - синтетический вид искусства, тесно переплетающийся с жизнью и бытом, народными традициями. Поэтому  необходимо обращаться  к нему и на занятиях,  и  в повседневной жизни. Народные праздники на Кубани всегда рассматривались в тесной связи с историей, природой, жизнью казаков.

                                             

 «Масленица»

Цель: 1. Воспитывать у дошкольников чувство любви к родным местам, отечеству.

2. Повысить интерес к историческому прошлому народов Кубани, к ее песенному наследию.

3. Формировать представление о кубанском фольклоре как об особом виде народного творчества.

4. На конкретном примере показать, что значат для кубанского казачества их песни и обряды.

Основные знания: песни и обряды кубанских казаков, духовность как основа музыкального фольклора; ценностная основа музыкального искусства Кубани. Соединение русских и украинских традиций – основа культуры кубанских казаков.

Основные понятия: Фольклор, песня, обычай, обряд, ритуал.

Оформление: этнографический уголок (хата казака).

Музыкальное оформление:  фонограммы  кубанских  песен .

Воспитатель: Ребята, сегодня нам предстоит встреча с удивительным народным праздником, который известен с давних времен.

Согласно народной традиции первым весенним  праздником является Масленица. Праздник был популярен в  станицах и в городах и длился неделю, которая в народе так и  называлась – масляной, реже сырной и совсем редко «масныци».

Сохранились названия дней праздника: первый - встреча Масленицы, второй – вязание колодок, последний – проводы. В большинстве станиц важным компонентом праздника были взаимные визиты с угощениями ритуальной пищей, вязание колодок, игры и развлечения, в том числе ряжение и ритуал прощения в последний день Масленицы.

Сегодня мы идем в гости к одной хозяюшке, которая знает много сказов, легенд. Одну легенду она нам расскажет.

Хозяюшка: Гости дорогие, заходите песни петь и танцевать, веселиться и играть, Масленицу почитать. Собирайся, народ, праздник в гости к нам идет. На Масленицу поспешите и друзей с собой ведите!

Ребята исполняют песню «Весна – красна»

Хозяюшка: По легенде мифологии – Масленица – это героиня, обозначающая одновременно плодородие, зиму и смерть, родилась далеко на Севере и была она дочкой Мороза.

Как - то один крестьянин заметил ее, выглядывавшую из-за огромного сугроба. Он попросил согреть и развеселить его. Хохочущая и розовощекая баба схватила мужика за руки и пустилась с ним в пляс до упаду. А есть и другая история, смотрите ее.

Выходит девочка в образе Зимы.

Зима: Я хочу превратить землю в заснеженное царство.

Я что-нибудь придумаю. Пусть часть года на земле царят боги небес, а в другую часть года – я, с моими верными подруженьками – метелью и вьюгой, разгуляемся.

Хозяюшка: Но, когда пришло время уходить Зиме и  уступать дорогу Весне, они заупрямились.

Зима: Не уйду! Я еще самые свирепые метели не выпускала! Меня не чествовали достойнейшими проводами! Меня люди любят. Весну не ждут. А вот если в каждом доме появится солнышко, тогда мы поймем, что людям нужна Весна.

(Сверху спускается яркое солнышко, журчит ручей, поют птицы)

Боги призадумались: Зима просила невозможное.  Жалко им стало людей, если не ублажить  разозлившуюся Зиму она, чего доброго, начнет людей морить голодом и холодом.

Хозяйка: Люди стали печь круглые, яркие, да еще вкусно пахнущие

Солнышки. Это - блины! Люди веселились и пели песни, катались на санях, строили из снега замки, играли и смеялись, Зиму чествовали.  И называли Зиму щедрой и масляной, веселой и честной госпожой.

Ребята исполняют русскую народную песню «Блины».

Хозяйка: Мясо на Масленицу не ели, зато масло, сыр, сметану, рыбу, икру, грибы потребляли в невероятных количествах. Блины сопровождали людей всю жизнь: от рождения (роженицу кормили  блинами), до смерти (обязательное блюдо на поминках). Блин символизировал солнце, которое ярче разгоралось, удлиняя дни.  Так было на Руси. А у нас на Кубани, рассказывали, было чуть-чуть иначе.

  Научу я вас оладушки печь и кое–что еще. Возьмем и раскатаем маленькое солнышко и положим в серединку самое главное для людей - символ жизни, без чего ни один человек  жить не смог бы – Молоко. Да не само молоко, а его продукт – творог. И чтобы ему лучше было, в солнышко завернем, защипнем, в водичке сварим, получится  вот какое солнышко горячее - вареничек.

Исполняется кубанская народная песня «Варенички».

Хозяйка: Зиме жарко стало, они сами чуть не сварились.  И без спора убрались с земли. Но каждый год устраивают люди по Зиме щедрые поминки, а Весну зовут и в честь солнышка пекут Блины, Оладьи, Варенички.

Ребята исполняют песню-закличку о Весне «Ой, кулик мой»

Хозяйка: В большинстве станиц на Масленицу вязали колодки. Это действие было связано с конкретными днями. Колодки отличались разнообразием. Были они в форме полена, деревяшки с отверстием для цветка, иногда были обвернуты в материю или полотенце, а иногда вместо колодки вязали материал на платье или шарф, платок или варежки. Колодку могли привязать к ноге, руке, на спину, на шею, даже к волосам, если в качестве колодки использовалась лента. От колодки сразу же откупались, раздавая угощения, или носили ее целую неделю.  Сейчас мы покажем вам, как играть в колодки.

Ребята становятся в два круга. Под музыку идут в разные стороны, спиной к спине. У ребят внешнего круга колодки (лента, платочек, шарф или полотенце), по окончании музыки ребята, имеющие  колодки,  быстро вяжут их соседу  внутреннего круга, те должны откупиться: конфетой, сувениром или исполнением номера. Игра продолжается со сменой  кругов.

Хозяйка: Очень любили люди играть и в другие игры. Широко были распространены  скачки, джигитовка, стрельба в цель, рубка чучел и кулачные бои. Победителям устанавливали призы: сукно на черкеску, материал на бешмет. В отдельных станицах сохранился обычай ряжения. Водили «козу» в шубе наизнанку, исполняя песни и собирая съестное.

Ребята показывают обряд с козой. Ее водят по кругу, приговаривая: «Я здесь хожу и козу вожу: чтобы не бодала, дайте много сала, если сала нету,  дайте хоть конфету, а конфеты нету, так давай монету!» Около кого остановятся, тот и откупается. Сопровождающие рядились во все старое, изготавливали чучело из соломы, которое насаживали  на палку. Это и была Масленица.

Исполнятся хоровод «Широкая Масленица».

1 ребенок:    На пороге Весна

Мы ее встречаем,

Зиму провожаем.

2 ребенок: Ах ты, зимушка–зима,

Ты студена, холодна.

Но пришла твоя пора,

Убирайся со двора!

3 ребенок :  Масленица  на пороге,

Уноси, зима, ты ноги!

 4 ребенок: Масленицу-кривошейку

Повстречаем хорошенько:

С блинами, с караваем,

С вареничками!

5  ребенок: Масленица, Масленица!

Ты наша красавица!

Мы с тобой прощаемся,

Слезами умываемся!

6  ребенок: Весна! Весна!

Приходи скорее к нам!  

К нашим сладким пирогам,

К вареничкам и блинам!

Песня: «Девки Масленицу провожали»

Хозяйка: Последнее воскресенье Масленицы называется прощеным. В каждом доме накрывали столы, ходили в гости друг к другу, кланялись до земли и просили прощенья. Люди, дорогие, вы меня простите!

Ребята: Мы тебя прощаем, и ты нас прости!

Хозяйка: А давайте я вам загадаю загадки:

Крепка, звонка, да отточена,

Кого поцелует, тот и с ног долой.

(САБЛЯ)

На чужой спине едет,

На своей груз везет.

(СЕДЛО)

Какая обувь в огне изготовляется

И с ног не снимается?

(ПОДКОВЫ)

Погоны желтые, шашки острые,

Кони быстрые, едут с песнями

Искать царю чести, а себе славы.

(КАЗАКИ)

Весной в цветном сарафане лежит,

Зимой в белой рубашке спит.

(ЗЕМЛЯ)

Едет силач, добывать калач.

(ТРАКТОР)

Ребята исполняют частушки

Проводят игры.

Хозяйка: Вот пришла пора прощаться. Через год  я вас в гости снова жду. Будем опять весну встречать и Масленицу провожать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Традиционные костюмы кубанских казаков. Рисование «Одежда казаков»»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательн...

"Жизнь, традиции и обряды Кубанских казаков"

Я часто замечаю в нашей современной молодёжи бездуховность, безнравственность, потерю интереса к культуре. Поэтому я считаю, что именно культура прошлого должна войти в душу каждого ребёнка. Име...

Информационно-творческий проект: «Жизнь, традиции и обряды, кубанских казаков»

В национальной доктрине образования Российской Федерации записано: «Система образования признана обеспечить историческую преемственность поколений и развитие национальной культуры, воспитания бережног...

Консультация "Праздники и обряды Кубанских казаков"

Обычаи и традиции кубанских семей....

Методические разработки "Жизнь,традиции и обряды Кубанских казаков"

quot;Человек  без Родины,что соловей  без песни"...

Занятия по ознакомлению с традициями Кубани Тема: «Кубань земля кубанская , кубанские казаки»

Занятия по ознакомлению с традициями КубаниТема:  «Кубань земля кубанская , кубанские казаки»...

Занятия по ознакомлению с традициями Кубани Тема: «Кубань земля кубанская , кубанские казаки»

Цели и задачи:Цель: Дать представление о первом переселении казаков на Кубань. Развивать познавательные способности, интерес к жизни народа Кубани. Воспитывать чувство патриотизма, гордости за малую Р...