Консультация "Праздники и обряды Кубанских казаков"
консультация на тему
Интерес к традиционной культуре кубанских казаков, к языку, обычаям, обрядам, истории необычайно возрос не только в нашей стране, но и во всем мире. Это явление, безусловно, закономерно и имеет самые разнообразные социальные, культурные, политические, национальные, религиозные и иные причины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kazachi_prazdniki_i_obryady-_konsultatsiya.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Праздники и обряды кубанских казаков»
Казачество – это поэзия
Русско–славянского мира.
Да и где ей было развиваться,
Как не там, куда каждый,
Недовольный своим положением,
Бежал пожить на просторе и где,
Не стесненный ничем, он мог
По–своему развиваться
И изведать все свои силы.
В. Каверин
Интерес к традиционной культуре кубанских казаков, к языку, обычаям, обрядам, истории необычайно возрос не только в нашей стране, но и во всем мире. Это явление, безусловно, закономерно и имеет самые разнообразные социальные, культурные, политические, национальные, религиозные и иные причины.
Мысль о том, что без всестороннего знания прошлого не может быть понято настоящее и тем более будущее, сегодня становится аксиомой. Только глубокое познание истоков может дать ответ на главный вопрос: что же делать нам сегодня для духовно–нравственного возрождения народа, чтобы процесс развития культуры носил закономерный характер, вытекая из своеобразия истории и культурных традиций края. Говорят, что красота спасет мир, но в наше время не только красота, но и приобщение к своим народным корням способно исцелить холодное сердце, освободить человека от жестокости и грубости, дать новое дыхание жизни. И если забьется сердце ребенка от созерцания красоты родной природы, если он почувствует себя частичкой своего народа, значит, действительно, «казачьему роду нету переводу».
Народное искусство всегда играло и продолжает играть важнейшую роль в духовно–нравственном становлении человека, воспитывая чувства уважения к традициям и ответственности за духовные богатства, созданные предыдущими поколениями.
Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиций и обычаев предков. Чрезвычайно строго их придерживались в казачьей среде, так как считали, что это жизненно–бытовая необходимость каждой семьи. Несоблюдение или нарушение их осуждалось всеми жителями станицы или поселка.
Обычаев и традиций много. Одни появляются, другие исчезают, остаются только те, которые наиболее полно отражают бытовые и культурные особенности казаков. Они сохраняются в памяти народа.
Изучение и освоение фольклора Кубани требует глубокого понимания его сущности и специфики, знания основных его функций: бытовой, обрядовой, этнической, эстетической, воспитательной и других.
В дошкольном детстве происходит закладка чувств гражданственности и любви к Отечеству.
Музыкальный фольклор - синтетический вид искусства, тесно переплетающийся с жизнью и бытом, народными традициями. Поэтому необходимо обращаться к нему и на занятиях, и в повседневной жизни. Народные праздники на Кубани всегда рассматривались в тесной связи с историей, природой, жизнью казаков.
«Масленица»
Цель: 1. Воспитывать у дошкольников чувство любви к родным местам, отечеству.
2. Повысить интерес к историческому прошлому народов Кубани, к ее песенному наследию.
3. Формировать представление о кубанском фольклоре как об особом виде народного творчества.
4. На конкретном примере показать, что значат для кубанского казачества их песни и обряды.
Основные знания: песни и обряды кубанских казаков, духовность как основа музыкального фольклора; ценностная основа музыкального искусства Кубани. Соединение русских и украинских традиций – основа культуры кубанских казаков.
Основные понятия: Фольклор, песня, обычай, обряд, ритуал.
Оформление: этнографический уголок (хата казака).
Музыкальное оформление: фонограммы кубанских песен .
Воспитатель: Ребята, сегодня нам предстоит встреча с удивительным народным праздником, который известен с давних времен.
Согласно народной традиции первым весенним праздником является Масленица. Праздник был популярен в станицах и в городах и длился неделю, которая в народе так и называлась – масляной, реже сырной и совсем редко «масныци».
Сохранились названия дней праздника: первый - встреча Масленицы, второй – вязание колодок, последний – проводы. В большинстве станиц важным компонентом праздника были взаимные визиты с угощениями ритуальной пищей, вязание колодок, игры и развлечения, в том числе ряжение и ритуал прощения в последний день Масленицы.
Сегодня мы идем в гости к одной хозяюшке, которая знает много сказов, легенд. Одну легенду она нам расскажет.
Хозяюшка: Гости дорогие, заходите песни петь и танцевать, веселиться и играть, Масленицу почитать. Собирайся, народ, праздник в гости к нам идет. На Масленицу поспешите и друзей с собой ведите!
Ребята исполняют песню «Весна – красна»
Хозяюшка: По легенде мифологии – Масленица – это героиня, обозначающая одновременно плодородие, зиму и смерть, родилась далеко на Севере и была она дочкой Мороза.
Как - то один крестьянин заметил ее, выглядывавшую из-за огромного сугроба. Он попросил согреть и развеселить его. Хохочущая и розовощекая баба схватила мужика за руки и пустилась с ним в пляс до упаду. А есть и другая история, смотрите ее.
Выходит девочка в образе Зимы.
Зима: Я хочу превратить землю в заснеженное царство.
Я что-нибудь придумаю. Пусть часть года на земле царят боги небес, а в другую часть года – я, с моими верными подруженьками – метелью и вьюгой, разгуляемся.
Хозяюшка: Но, когда пришло время уходить Зиме и уступать дорогу Весне, они заупрямились.
Зима: Не уйду! Я еще самые свирепые метели не выпускала! Меня не чествовали достойнейшими проводами! Меня люди любят. Весну не ждут. А вот если в каждом доме появится солнышко, тогда мы поймем, что людям нужна Весна.
(Сверху спускается яркое солнышко, журчит ручей, поют птицы)
Боги призадумались: Зима просила невозможное. Жалко им стало людей, если не ублажить разозлившуюся Зиму она, чего доброго, начнет людей морить голодом и холодом.
Хозяйка: Люди стали печь круглые, яркие, да еще вкусно пахнущие
Солнышки. Это - блины! Люди веселились и пели песни, катались на санях, строили из снега замки, играли и смеялись, Зиму чествовали. И называли Зиму щедрой и масляной, веселой и честной госпожой.
Ребята исполняют русскую народную песню «Блины».
Хозяйка: Мясо на Масленицу не ели, зато масло, сыр, сметану, рыбу, икру, грибы потребляли в невероятных количествах. Блины сопровождали людей всю жизнь: от рождения (роженицу кормили блинами), до смерти (обязательное блюдо на поминках). Блин символизировал солнце, которое ярче разгоралось, удлиняя дни. Так было на Руси. А у нас на Кубани, рассказывали, было чуть-чуть иначе.
Научу я вас оладушки печь и кое–что еще. Возьмем и раскатаем маленькое солнышко и положим в серединку самое главное для людей - символ жизни, без чего ни один человек жить не смог бы – Молоко. Да не само молоко, а его продукт – творог. И чтобы ему лучше было, в солнышко завернем, защипнем, в водичке сварим, получится вот какое солнышко горячее - вареничек.
Исполняется кубанская народная песня «Варенички».
Хозяйка: Зиме жарко стало, они сами чуть не сварились. И без спора убрались с земли. Но каждый год устраивают люди по Зиме щедрые поминки, а Весну зовут и в честь солнышка пекут Блины, Оладьи, Варенички.
Ребята исполняют песню-закличку о Весне «Ой, кулик мой»
Хозяйка: В большинстве станиц на Масленицу вязали колодки. Это действие было связано с конкретными днями. Колодки отличались разнообразием. Были они в форме полена, деревяшки с отверстием для цветка, иногда были обвернуты в материю или полотенце, а иногда вместо колодки вязали материал на платье или шарф, платок или варежки. Колодку могли привязать к ноге, руке, на спину, на шею, даже к волосам, если в качестве колодки использовалась лента. От колодки сразу же откупались, раздавая угощения, или носили ее целую неделю. Сейчас мы покажем вам, как играть в колодки.
Ребята становятся в два круга. Под музыку идут в разные стороны, спиной к спине. У ребят внешнего круга колодки (лента, платочек, шарф или полотенце), по окончании музыки ребята, имеющие колодки, быстро вяжут их соседу внутреннего круга, те должны откупиться: конфетой, сувениром или исполнением номера. Игра продолжается со сменой кругов.
Хозяйка: Очень любили люди играть и в другие игры. Широко были распространены скачки, джигитовка, стрельба в цель, рубка чучел и кулачные бои. Победителям устанавливали призы: сукно на черкеску, материал на бешмет. В отдельных станицах сохранился обычай ряжения. Водили «козу» в шубе наизнанку, исполняя песни и собирая съестное.
Ребята показывают обряд с козой. Ее водят по кругу, приговаривая: «Я здесь хожу и козу вожу: чтобы не бодала, дайте много сала, если сала нету, дайте хоть конфету, а конфеты нету, так давай монету!» Около кого остановятся, тот и откупается. Сопровождающие рядились во все старое, изготавливали чучело из соломы, которое насаживали на палку. Это и была Масленица.
Исполнятся хоровод «Широкая Масленица».
1 ребенок: На пороге Весна
Мы ее встречаем,
Зиму провожаем.
2 ребенок: Ах ты, зимушка–зима,
Ты студена, холодна.
Но пришла твоя пора,
Убирайся со двора!
3 ребенок : Масленица на пороге,
Уноси, зима, ты ноги!
4 ребенок: Масленицу-кривошейку
Повстречаем хорошенько:
С блинами, с караваем,
С вареничками!
5 ребенок: Масленица, Масленица!
Ты наша красавица!
Мы с тобой прощаемся,
Слезами умываемся!
6 ребенок: Весна! Весна!
Приходи скорее к нам!
К нашим сладким пирогам,
К вареничкам и блинам!
Песня: «Девки Масленицу провожали»
Хозяйка: Последнее воскресенье Масленицы называется прощеным. В каждом доме накрывали столы, ходили в гости друг к другу, кланялись до земли и просили прощенья. Люди, дорогие, вы меня простите!
Ребята: Мы тебя прощаем, и ты нас прости!
Хозяйка: А давайте я вам загадаю загадки:
Крепка, звонка, да отточена,
Кого поцелует, тот и с ног долой.
(САБЛЯ)
На чужой спине едет,
На своей груз везет.
(СЕДЛО)
Какая обувь в огне изготовляется
И с ног не снимается?
(ПОДКОВЫ)
Погоны желтые, шашки острые,
Кони быстрые, едут с песнями
Искать царю чести, а себе славы.
(КАЗАКИ)
Весной в цветном сарафане лежит,
Зимой в белой рубашке спит.
(ЗЕМЛЯ)
Едет силач, добывать калач.
(ТРАКТОР)
Ребята исполняют частушки
Проводят игры.
Хозяйка: Вот пришла пора прощаться. Через год я вас в гости снова жду. Будем опять весну встречать и Масленицу провожать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Традиционные костюмы кубанских казаков. Рисование «Одежда казаков»»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательн...
"Жизнь, традиции и обряды Кубанских казаков"
Я часто замечаю в нашей современной молодёжи бездуховность, безнравственность, потерю интереса к культуре. Поэтому я считаю, что именно культура прошлого должна войти в душу каждого ребёнка. Име...
Информационно-творческий проект: «Жизнь, традиции и обряды, кубанских казаков»
В национальной доктрине образования Российской Федерации записано: «Система образования признана обеспечить историческую преемственность поколений и развитие национальной культуры, воспитания бережног...
Консультация "Праздники и обряды Кубанских казаков"
Обычаи и традиции кубанских семей....
Методические разработки "Жизнь,традиции и обряды Кубанских казаков"
quot;Человек без Родины,что соловей без песни"...
Занятия по ознакомлению с традициями Кубани Тема: «Кубань земля кубанская , кубанские казаки»
Занятия по ознакомлению с традициями КубаниТема: «Кубань земля кубанская , кубанские казаки»...
Занятия по ознакомлению с традициями Кубани Тема: «Кубань земля кубанская , кубанские казаки»
Цели и задачи:Цель: Дать представление о первом переселении казаков на Кубань. Развивать познавательные способности, интерес к жизни народа Кубани. Воспитывать чувство патриотизма, гордости за малую Р...