Создание благоприятных условий для эмоционального благополучия ребенка в группе ДОУ в период адаптации.
консультация на тему
Как помочь маленькому ребенку приспособиться к новой социальной среде, чтобы адаптация прошла легко и безболезненно?
Скачать:
Предварительный просмотр:
Создание благоприятных условий для эмоционального благополучия ребенка в группе ДОУ в период адаптации.
Поступление малышей в детский сад – трудная пора для детей раннего возраста, так как это период адаптации к новым условиям. Малыши тяжело переносят разлуку с мамой, приходят в отчаяние, оказавшись в незнакомой обстановке, в окружении чужих людей. Тяжело и родителям, которые видят неутешное горе своего всегда жизнерадостного малыша. Нелегко приходиться и персоналу групп: дети плачут, цепляются, не дают работать, а воспитателю нужно успеть, все сделать по режиму, хоть на время успокоить малыша, дать остальным передохнуть от крика новеньких. Период привыкания детей – неизменно сложная проблема.
Как помочь маленькому ребенку приспособиться к новой социальной среде, чтобы адаптация прошла легко и безболезненно? Этот вопрос волнует всех, кто работает с малышами.
Начну с того, что, как ни странно, взрослые гораздо хуже адаптируются в этой новой для них обстановке, чем дети. Поэтому одна из главных задач нередко состоит в оказании помощи именно взрослым. Не секрет, что взрослые сами могут создать обстановку тревожности, страха, необдуманно выражая свои чувства, очень болезненно расставаясь с малышом, недоверчиво относясь к педагогам. Поэтому необходимо проводить с родителями беседы, консультации, практические мероприятия; приглашать родителей на досуги, игры; знакомить с условиями пребывания ребенка в детском саду, режимом, питанием. Родителям необходимо оказывать помощь в период адаптации ребенка, разъясняя, как должны вести себя родные и близкие, и выяснить у них особенности характера и поведения ребенка.
Знание об индивидуальных особенностях детей, их темпераменте, о предпочтениях и вкусах, помогает лучше наладить взаимодействие с ребенком с первых дней его пребывания в ДОУ. Для этого, еще до поступления ребенка в детский сад можно провести анкетирование родителей. Анкета- «Готов ли Ваш ребенок к поступлению в детский сад? ».
Обеспечение эмоционального благополучия ребенка – одно из важнейших условий в период адаптации к детскому саду в раннем возрасте.
Ранний возраст является особенно уязвимым для адаптации, поскольку именно в этот период ребенок менее всего приспособлен к отрыву от родных, более слаб и раним. Стоит подчеркнуть, что решающая роль в создании эмоциональной атмосферы принадлежит воспитателю, его собственному настрою, эмоциональности его поведения и, в частности, его речи, а также доброжелательное отношение к детям.
Планируя свою работу в адаптационный период, необходимо стремится не только научить чему-то нужному детей, полезному, но и тому, чтобы каждому ребенку в группе было по-настоящему весело и радостно, чтобы всегда его ожидали хорошие события в течение всего дня. Формирование адаптационных механизмов зависит в первую очередь от умения воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и любви в группе. Ребёнок должен удостовериться в том, что педагог готов взять на себя заботу о его благополучии. Основная задача воспитателя - заслужить доверие ребенка.
Для формирования эмоционального контакта и доверия детей к воспитателю и общения детей со сверстниками, нужно использовать различные приемы взаимодействия с детьми Ежедневно организовывать игры, на сплочение группы, хороводные игры.
Например, «Иди ко мне», дети стоят в кругу, воспитатель манит ребенка обнимает, и говорит: "Ах, какой хороший(ая)...(имя ребенка) пришел" Повторять с каждым ребенком,
Так же использовать различные игры и упражнения, которые позволяют детям интенсивно двигаться, свободно выражать возникающие эмоции, взаимодействовать с окружающими. (Полетаем как птички, попрыгаем как зайчики и тд)
С помощью игр быстро переключается внимание детей с дружного плача на прыжки, хлопанье, топанье, подражание, таким образом, объединяет детей и создает положительный эмоциональный настрой для этого.
В работе необходимо использовать приемы, которые позволяют затормаживать отрицательные эмоции малышей:
- игры с песком и водой: «Ловись рыбка», «Плыви кораблик», «Печем пирожки», «Вымоем машину».
- рисование фломастером, красками.
- это слушание спокойной музыки
- и это смехотерапия. Для этого используются игрушки забавы, игры инсценировки, приглашаются в гости зайчики, лисички, собачки и др
-Чтение детям поэзии, произведений устного народного творчества оказывает положительный эффект. В отличии от обычной речи, стихи обладают ритмом и благотворно влияют на эмоциональное состояние ребенка. Правильно подобранный репертуар помогает погасить в малыше отрицательные эмоции.
В помощь может прийти и фольклор. Он помогает устанавливать контакт с ребенком. Элементы фольклора можно подобрать на все случаи жизни.
В процессе адаптации, приветствуется, когда дети приносят с собой из дома любимые игрушки.
Маленькие дети очень привязаны к маме. Ребенку хочется, чтобы мама все время была рядом. В группе можно создать фотоальбом детей и их родителей, чтобы малыш мог в любой момент увидеть своих близких и не тосковал вдали от дома, так же можно организовать уголок «Позвони маме», массажные мячи – «ёжики» для рук помогут ребёнку снять мышечное напряжение и успокоиться.
В период адаптации устанавливается индивидуальный режим для каждого вновь поступающего малыша.
Во время адаптационного периода необходимо учитывать все индивидуальные привычки ребенка, даже вредные, и ни в коем случае не перевоспитывать его.
Взрослому следует чаще ласкать ребенка, особенно во время укладывания на сон: гладить ему ручки, ножки, спинку (это обычно нравится детям). Хороший эффект засыпания дает поглаживание головки ребенка и бровей, при этом рука должна касаться лишь кончиков волос.
В психологически напряженной, стрессовой ситуации помогает переключение на древнюю, сильную пищевую реакцию. Необходимо чаще предлагать ребенку попить, погрызть сухарики.
Затормаживает отрицательные эмоции монотонные движения руками или сжимание кистей рук, поэтому ребенку предлагаются игры: нанизывать шарики на шнур, соединять детали крупного конструктора "Лего", играть резиновыми игрушками-пищалками, игры с водой.
Ежедневно беседовать с родителями, вселять в них уверенность, рассеивать беспокойство и тревогу за своего ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместного семинара для педагогов дошкольного образовательного учреждения «Решение проблем взаимодействия ДОУ и семьи как важный фактор комфортных развивающих условий для эмоционального благополучия ребенка».
ГБОУ детский сад №994, является учреждением комбинированного вида, где наряду с детьми групп общего развития сформированы группы детей с нарушениями в развитии ( ОНР и ДЦП). Данный факт накладывает оп...
Анкета "Эмоциональное благополучие ребенка в группе"
Анкетирование родителей воспитанников 2-й младшей группы...
Статья "Семья как важнейшее условие обеспечения эмоционального благополучия ребенка дошкольного возраста"
Статья будет полезна для родителей, стремящихся воспитать гармонично-развитую личность. Поможет выстроить систему поведения в отношении своего ребенка....
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА В ГРУППЕ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СО СВЕРСТНИКАМИ.
Очень часто, мы - взрослые уделяем большое внимание физическому здоровью наших детей, забывая о том, что существует еще и эмоциональное благополучие. Эмоциональное благополучие включает в себя: эмоции...
Выступление педагога-психолога на тему «Игры и упражнения с детьми раннего возраста для создания эмоционального благополучия в работе педагога-психолога в период адаптации»
Выступление педагога-психолога на тему «Игры и упражнения с детьми раннего возраста для создания эмоционального благополучия в работе педагога-психолога в период адаптации»Игровую деятельн...
Выступление педагога-психолога на тему «Игры и упражнения с детьми раннего возраста для создания эмоционального благополучия в работе педагога-психолога в период адаптации»
Выступление педагога-психолога на тему «Игры и упражнения с детьми раннего возраста для создания эмоционального благополучия в работе педагога-психолога в период адаптации»Игровую деятельн...
Ведущие цели рабочей программы - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирова¬ние основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психичес¬ких и физических качеств в соответствии с возрастным
Ведущие цели рабочей программы - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее р...