Неделя игры и игрушки. Игры со шнурками
консультация на тему
Игр для развития сенсомоторики очень много. А развитие мышления от 2 до 5 лет как раз связано с развитием пальчиков рук, так что игры на развитие моторики практически дублируют игры на развитие мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nedelya_igry.doc | 208.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Играем и развиваемся
Игры со шнурками
Игрушки для своевременного развития
Игр для развития сенсомоторики очень много. А развитие мышления от 2 до 5 лет как раз связано с развитием пальчиков рук, так что игры на развитие моторики практически дублируют игры на развитие мышления.
Сейчас прилавки магазинов заполнены развивающими игрушками. Одни из них – это различные шнуровки. В целом, их можно разделить на несколько видов.
Во-первых, шнуровки сюжетные. Ребенку предлагается "незаконченная" картинка (изображение ежика, белочки, елки, вазы с букетом, домика), к которой нужно прошнуровать недостающие детали: грибы, фрукты и орехи, новогодние игрушки, цветы, окошки и т.п.
Второй вид шнуровок: пуговицы, башмачки, цилиндры или любые другие, сделанные из дерева или мягкого безопасного материала, цельные предметы, в которых проделаны отверстия для шнурков. К ним прилагаются веревочки и инструкции по созданию художественных переплетений на игрушке-основе.
Наконец, третий вид шнуровок: изготовленные из ткани детали домиков, книжек и т.п., которые предлагается соединить с помощью шнурков, чтобы получилась цельная мягкая игрушка или сюжетная мягкая "картина". Таков, например, "Теремок" - игрушка, разработанная еще М. Монтессори, родоначальницей всех современных детских игрушек со шнурками.
Для того чтобы сделать правильный выбор из всего этого многообразия игр-шнуровок, прежде всего, нужно разобраться, какие задачи должна успешно решать такая игра.
Раннее развитие означает не чтение и письмо в 2 - 3 года, а развитие мозга ребенка, его познавательных способностей. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика.
Как ни странно, но как раз об этом и говорят авторы известных направлений раннего развития. ( Р. Штайнера, М. Монтессори, Г. Домана, С. Лупан). В перечисленных методиках есть важная общая составляющая. Все они уделяют огромное внимание гармоничному психофизическому развитию малыша. Хотим развить интеллектуальные, творческие, художественные способности? Тогда давайте, подвигаем пальчиками рук: будем перебирать предметы, переливать водичку из баночки в баночку, просто порежем бумагу. И не обязательно, чтобы была цель у этих занятий. Дети выполняют подобные действия с большим энтузиазмом, поскольку координация между зрительной и моторной функциями уже составляет большое достижение для них. Для ребенка психическое и физическое развитие слиты воедино. Если мы будем уделять внимание одному аспекту, ущербность второго, в конечном итоге, скажется и на той способности, которую мы стремимся развить.
Монтессори предлагает необычный способ обучения письму. Она просит малыша пальчиками рук ощупывать буквы, вырезанные из шероховатой бумаги. Или "нарисовать" буквы резиночками на доске с гвоздиками. Или поиграть в игры со шнурками. И все это потому, что письмо требует сложнейших мелких движений пальцев, которые теснейшим образом связанны с высшими психическими процессами. Монтессори много говорит о так называемом "спонтанном" письме. При должной подготовке сенсомоторики и развитии руки, ребенок в определенный момент начинает спонтанно писать буквы, например, палочкой на песке. Когда это произошло, ребенку можно давать в руки карандаш и закреплять навык.
Уже давно доказано, что шнуровка - идеальная игрушка для развития устной речи. Уровень развития речи детей постоянно коррелирует со степенью развития пальцев рук. Возраст от 2 до 6 лет является сензитивным, наиболее восприимчивым для спонтанного, природного развития руки. Поэтому в этот период детям так нужны игры с веревочками, бусами, игрушками - проталкивателями. Самое интересное, что малыши сами инстинктивно тянутся к подобным играм. Им интересно возиться с маленькими предметами: пупсиками, крупинками, бусинками, веревочками, маленькими кусочками ткани. Шнурование отвечает их естественной потребности, поэтому оно - незаменимый способ развития мелкой моторики и координации движений, выработки трудолюбия, усидчивости и внимательности.
Примеры игр со шнурками.
Итак, мы поняли важность развития рук ребенка и готовы использовать игру-шнуровку, для того чтобы в легкой, творческой, игровой форме дать малышу необходимый сензитивный опыт. Но на первый взгляд игрушка-шнуровка не выглядит достаточно яркой и привлекательной. Возникают сомнения, заинтересует ли она малыша? Как сделать так, чтобы ему понравилось новое предложенное вами занятие?
Прежде всего, вспомним: дети обожают "взрослые" игры. Большинство малышей с удовольствием играют в шнуровки, потому что шить, штопать, вязать, шнуровать ботинки, завязывать узлы и банты - обычное дело взрослых. Мы совершаем эти, казалось бы, простые действия постоянно, и малышу в его играх, конечно же, тоже хочется это делать. Одна из наиболее простых игр-шнуровок, которая как раз отвечает детской потребности в подражании взрослым - пуговица с иглой. Эту игрушку можно предложить даже малышу 2 - 2,5 лет. Поиграйте с ним в портного. Покажите ему, как можно "пришить" пуговицу. Самое простое, что может делать малыш на первом этапе, - проталкивать шнурки в отверстия и вытаскивать их с обратной стороны. Это уже большое достижение для маленького ребенка - ведь ему надо научится координировать движения пальцев. Когда ребенок освоится с игрушкой, можно попросить его сделать стежки крестиком, квадратом, ломаной линией. Научите его разным видам швов, симметричным и несимметричным орнаментам и узорам. В дальнейшем можно еще более усложнить игру, добавив к одному шнурку еще один или два (разных цветов). И узор будет красивее, и работа - сложнее.
Развивающая игрушка-шнуровка в форме ботиночка научит Вашего ребенка без труда завязывать шнурки и на собственной обуви. Вспомните и покажите малышу различные способы шнурования ботинок: крест-накрест, параллельным переплетением, крестом снизу, крестом сверху и т.д.
С сюжетными шнуровками увлечь малыша будет еще проще. Прошнуровывая, например, грибы и фрукты к ежику или белочке, расскажите малышу сказку про то, как зверек собирал себе плоды на обед. Такая игрушка-шнуровка, как елочка с яркими новогодними игрушками, отлично подойдет к рождественским праздникам. Елочные игрушки часто бывают выполнены в форме геометрических фигур, так что, наряжая елку, вы заодно научите малыша распознавать квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, ромб, звезду и т.п. Ребенок будет учиться накладывать мелкие предметы на более крупные так, чтобы дырочки на них совпадали, и плотно привязывать детали. Елку, ежика и т.п. можно использовать и в качестве лекала - кроха будет обводить очертания предметов, обучаясь простейшим навыкам рисования.
К большинству игр-шнуровок прилагаются методические указания, содержащие схемы, по которым нужно "собрать" игрушку, и образцы узоров и орнаментальных переплетений. Ребенок постарше (3 - 5 лет) может выполнять узоры по нарисованным заданиям, обучаясь произвольной деятельности, развивая наглядно-действенное мышление и пространственное ориентирование. Можно также самому сочинять узоры и орнаменты, или попробовать прошнуровать детали игрушки не так, как указано в схеме. Дайте свободу фантазии малыша, пусть он сочинит свой сюжет!
Неделя игры и игрушки
День недели | Время | Содержание работы |
Понедельник | День русской народной игры и игрушки | |
Утро | Дымковская, хохломская, городецкая игрушка. | |
Богородские игрушки. «Как с ними играли в старину» | ||
Прогулка | Игры малой подвижности «Колечко», «Веревочка», «Ручеек». | |
Игры с мячами | ||
Игры с обручами | ||
Вторая половина дня | Хороводные игры, игры с музыкальными игрушками: бубенцы, погремушки, колокольчики, трещотки и др. |
*«Учите бегать, прыгать, лазать, метать». Е.И. Вавилова.
День недели | Время | Содержание работы |
Вторник | День подвижных и строительно-конструктивных игр. | |
Утро | Конструктивные игры «Постройка гаража» | |
Строительные игры «Улицы нашего города», «Автомобили», | ||
Подвижные игры, игры-эстафеты | ||
Прогулка | Игры с кеглями, кольцебросом, обручами, мячами | |
Вторая половина дня | Самостоятельная деятельность с конструкторами, строительным материалом. |
День недели | Время | Содержание работы |
Среда | День интеллектуальных игр | |
Утро | Игры-экспериментирования «Волшебные пузырьки», «Тонет, не тонет», «Вот какой песок» | |
Прогулка | Подвижные игры, Игра-забава «Внимательные глазки», «Угадай, кто спрятался» | |
Вторая половина дня | Игры с, пазлами, тематическими кубиками. | |
День недели | Время | Содержание работы |
Четверг | День театрализованных игр | |
Утро | Игра-инсценировка. «Теремок» | |
Настольный театр «Красная Шапочка», с. 68** | ||
Прогулка | Игры на развитие двигательных способностей | |
«Бабушка Маланья», «Поймай хлопок», с. 48, 46* | ||
Вторая половина дня | Игры детей с «Геометрическим конструктором» (по образцу картинке собираем персонажей сказок). |
* * «Театрализованные игры дошкольников». Л.В. Артемова, 1991
* «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников». Э.Г. Чурилова (с. 40—54).
День недели | Время | Содержание работы |
Пятница | День сюжетно-ролевых игр | |
Утро | Создание игровой ситуации «Мишка заболел»* | |
Чтение стихотворения «Игра» Е.Ильиной. | ||
Прогулка | «Птички и кошка», «Наседка и цыплята», «Зайцы и волк»**, с. 114, 116 | |
Вторая половина дня | Сюжетно - ролевые игры с любимыми игрушкам |
* «Чего на свете не бывает». Е.Л. Агаева.
* «Детские подвижные игры народов СССР», составитель А.В. Кенеман, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 1 младшей группы на тему "Любимые игрушки" в рамках тематической недели "Игры и игрушки"
Конспект итогового развлечения в первой младшей группе на тему: «Игрушки». Задачи: Образовательная область «Коммуникация»: - Способствовать расширению активного словаря детей по теме: «Игрушки». -...
тематическая неделя "Неделя игры и игрушки"
Календарно-тематическое планирование (средняя группа) по теме: "Неделя игры и игрушки"...
Досуг специалистов в старших группах «Раз игрушка, два игрушка» (Неделя игры и игрушки)
Ежегодно в ГБОУ Школа № 1460 (дошкольное отделение) в период осенних каникул проводится "Неделя игры и игрушки", в старших группах силами специалистов (учителя - дефектолога и логопеда) был проведен з...
Проведение недели игры и игрушки, план проведения недели игры и игрушки
Методические рекомендации к организации и планированию проведения недели игры и игрушки в дошкольных группах....
Неделя игры и игрушки. Играем в профессию. 30.11.2018г.
Как часто от наших дошколят мы слышим вопрос «А когда я вырасту?» Все дети спешат стать взрослыми. И хотя малыши пока еще ходят в детский сад, но мы уже можем приобщить их к миру взрослых ...
НЕДЕЛЯ ОТКРЫТЫХ ПРОСМОТРОВ Неделя игры и игрушки «Научные» игры
«Научные» игры...
конспект мероприятий на полную неделю для детей подготовительной группы к "Неделе игры и игрушки" "Играй всегда, играй везде"
Этот конспект поможет детям весело и увлекательно провести целую неделю с познавательными играми, получив массу эмоций и знаний....