Школьная готовность
консультация на тему

Зеленкова Елена Владимировна

Если ваш ребенок умеет читать, это не значит, что он полностью готов к школе. Школьная готовность складывается из нескольких параметров.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkolnaya_gotovnost.docx282.7 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Готов ли ребенок к школе?»

Готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе. У большинства детей она формируется к семи годам.http://mdou82.edu.yar.ru/shkolniki_w200_h180.jpg

Многие родители подразумевают под готовностью к школе только умение ребенка писать читать, считать. Понятие психологическая готовность является более широким, включает в себя несколько видов готовности ребенка к школе:

  • Мотивационная готовность

К моменту поступления в школу у ребенка формируется определенное отношение к школе, к учителям, к учебной деятельности.  Очень важно, чтобы это отношение было положительным:  чтобы ему хотелось идти в школу, чтобы ему хотелось учиться, чтобы появилось желание познакомиться с новыми ребятами в классе. От того как вы настроите своего ребенка и какой эмоциональный фон создадите для него, зависит и его желание идти в школу.  

Также важно в беседах с ребенком подчеркивать не только положительную сторону посещения школьного учреждения, но и рассказывать о том, что необходимо будет преодолевать трудности.  Чтобы были  хорошие результаты и хорошие оценки, нужно трудиться. Необходимо объяснить ребенку, если что-нибудь не получается с первого раза, не нужно унывать, можно пробовать снова.

  • Интеллектуальная готовность

Речь идет о том:

  • владеет ли ребенок информацией об окружающем мире
  • умеет ли находить сходство и различия между предметами при сравнении
  • умеет ли объединять предметы в группы, выделяя общий существенный признак
  • умеет ли устанавливать логические связи между предметами или явлениями
  • способен ли удержать внимание на выполняемой работе 15-20 минут
  • умеет ли понимать инструкцию и четко следовать ей при выполнении задания

Поэтому важно на протяжении всей жизни с ребенком общаться, знакомить с окружающим миром, ходить в походы, на экскурсии, на пляж, играть в различные игры: подвижные, дидактические, интеллектуальные и пр. Так как ведущей деятельностью дошкольного детства является игра и общение, через игровую деятельность происходит обогащение внутреннего мира, развитие личности.

  • Эмоционально – волевая готовность
  • умение управлять своим поведением
  • эмоциональная устойчивость
  •  произвольная регуляция внимания

Эмоционально-волевая готовность необходима для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Речь идёт не столько об умении ребят слушаться, сколько об умении слушать, вникать в содержание того, о чём говорит взрослый. Дело в том, что ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения.

Важна усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.

  • Психофизиологическая готовность
  • Развитие мелких мышц руки: ребенок уверенно владеет ножницами и карандашом.
  • Пространственная ориентация, координация движений: умение правильно определять выше/ниже, больше/меньше, вперед/назад, слева/справа.
  • Координация в системе глаз-рука: ребенок может правильно перенести лист простейший графический образ-узор, зрительно воспринимаемый на расстоянии.

Все дети с малых лет любят творчески самовыражаться, каждому родителю знакомы разрисованные обои дома, рисование кашей по столу и другие шалости. Важно творческие стремления ребенка направить в нужное русло, научить правильно держать кисть и карандаш, развивать цветовое восприятие и изображать объекты на листе бумаге в соответствии реальным положением вещей.

Занятия физкультурой будут способствовать формированию крупных и средних групп мышц. Тем самым будет укрепляться мышечная мускулатура, улучшится нервная проводимость и координация движений, а также это благоприятно скажется на мелкой моторике рук и поможет в школьной деятельности сформировать навык красивого письма.

  • Личностно-социальная  готовность 

К семи годам ребенок  уже  умеет общаться со  сверстниками и взрослыми,  в общении проявляет навыки активного слушания, умеет слушать и слушать собеседника, высказывать свою точку зрения и имеет некоторые навыки бесконфликтного выхода из ситуации, умеет признавать свои ошибки.

К семи годам  ребенок понимает и признает  авторитет взрослого, адекватно реагирует на конструктивные замечания взрослых.

У  ребенка  формируются основные  нравственные качества, он  понимает, что такое хорошо, а что – плохо.

К этому возрасту у ребенка  сформирована «внутренняя позиция школьника», ребенок положительно настроен на школьный процесс обучения, ведущая деятельность становиться учебной. Такая положительная направленность ребёнка на школу – важнейшая предпосылка благополучного вхождения его в школьную действительность, т.е. принятие им соответствующих школьных требований и полноценного включения в учебный процесс.

Самооценка ребенка в этот переходный период тоже важна. Пусть самооценка ребенка будет немного завышена на момент поступления в школу, нежели занижена. Завышенная самооценка будет служить неким защитным механизмом для самосохранения личности от стрессовых ситуаций в период адаптации в школе.

Для успешного формирования «внутренней позиции школьника» целесообразно больше играть с ребёнком в различные игры. Делать это, конечно важно начиная с раннего возраста и играть на протяжении всего дошкольного, но если требуется, то играть можно и с младшими школьниками. Детей надо учить придумывать сюжеты и точно выполнять уже заданные. В игре дети способны длительное время удерживать внимание и выполнять неинтересные для них действия. Конечно же, в дошкольном возрасте чаще играйте с ребёнком в «Школу». Причём необходимо быть равноправным партнёром по игре.

Школа – это важный и значимый этап в жизни каждого ребенка. Наши дети становятся немного взрослее, ответственнее, приобретают новые знания и учатся сами добывать ответы на свои вопросы, учатся дружить и находить общий язык с разными людьми. Поэтому в этот значимый  период жизни ребенка, важно подготовить и поддержать его, быть рядом и направлять его, принимать и любить его таким, какой он есть.

Педагог-психолог Зеленкова Е.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности.

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной   школьной готовности.    Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания...

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности.

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной   школьной готовности.    Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания...

Зрительная память - составляющая "школьной готовности"

Материал подобран на основе собственного опыта работы. Возможен для использования в работе воспитателя или в домашних условиях родителями. Зрительная память - необходимая составляющая при подготовке р...

Школьная готовность

В статье рассказывается о готовности детей к школе. Выделяются важные компоненты психологической готовности, даются практические рекомендации и советы....

Консультация для родителей из опыта работы "Школьная готовность"

Параметры подготовленности ребенка- дошкольника к школе:а)готовность в физиологическом отношении.б)готовность в социальном плане.в)зрелость в эмрционально- волевом плане.г)общее развитие....

Диагностика школьной готовности у детей с речевыми нарушениями

Критерии речевого развития ребенка семи лет.Диагностика речевой готовности к школе предполагает обследование всех компонентов речи.Методы диагностики речевого развития.Проверка экспрессивной и и...