Школьная готовность
консультация на тему
Если ваш ребенок умеет читать, это не значит, что он полностью готов к школе. Школьная готовность складывается из нескольких параметров.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkolnaya_gotovnost.docx | 282.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Готов ли ребенок к школе?»
Готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе. У большинства детей она формируется к семи годам.
Многие родители подразумевают под готовностью к школе только умение ребенка писать читать, считать. Понятие психологическая готовность является более широким, включает в себя несколько видов готовности ребенка к школе:
- Мотивационная готовность
К моменту поступления в школу у ребенка формируется определенное отношение к школе, к учителям, к учебной деятельности. Очень важно, чтобы это отношение было положительным: чтобы ему хотелось идти в школу, чтобы ему хотелось учиться, чтобы появилось желание познакомиться с новыми ребятами в классе. От того как вы настроите своего ребенка и какой эмоциональный фон создадите для него, зависит и его желание идти в школу.
Также важно в беседах с ребенком подчеркивать не только положительную сторону посещения школьного учреждения, но и рассказывать о том, что необходимо будет преодолевать трудности. Чтобы были хорошие результаты и хорошие оценки, нужно трудиться. Необходимо объяснить ребенку, если что-нибудь не получается с первого раза, не нужно унывать, можно пробовать снова.
- Интеллектуальная готовность
Речь идет о том:
- владеет ли ребенок информацией об окружающем мире
- умеет ли находить сходство и различия между предметами при сравнении
- умеет ли объединять предметы в группы, выделяя общий существенный признак
- умеет ли устанавливать логические связи между предметами или явлениями
- способен ли удержать внимание на выполняемой работе 15-20 минут
- умеет ли понимать инструкцию и четко следовать ей при выполнении задания
Поэтому важно на протяжении всей жизни с ребенком общаться, знакомить с окружающим миром, ходить в походы, на экскурсии, на пляж, играть в различные игры: подвижные, дидактические, интеллектуальные и пр. Так как ведущей деятельностью дошкольного детства является игра и общение, через игровую деятельность происходит обогащение внутреннего мира, развитие личности.
- Эмоционально – волевая готовность
- умение управлять своим поведением
- эмоциональная устойчивость
- произвольная регуляция внимания
Эмоционально-волевая готовность необходима для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Речь идёт не столько об умении ребят слушаться, сколько об умении слушать, вникать в содержание того, о чём говорит взрослый. Дело в том, что ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения.
Важна усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.
- Психофизиологическая готовность
- Развитие мелких мышц руки: ребенок уверенно владеет ножницами и карандашом.
- Пространственная ориентация, координация движений: умение правильно определять выше/ниже, больше/меньше, вперед/назад, слева/справа.
- Координация в системе глаз-рука: ребенок может правильно перенести лист простейший графический образ-узор, зрительно воспринимаемый на расстоянии.
Все дети с малых лет любят творчески самовыражаться, каждому родителю знакомы разрисованные обои дома, рисование кашей по столу и другие шалости. Важно творческие стремления ребенка направить в нужное русло, научить правильно держать кисть и карандаш, развивать цветовое восприятие и изображать объекты на листе бумаге в соответствии реальным положением вещей.
Занятия физкультурой будут способствовать формированию крупных и средних групп мышц. Тем самым будет укрепляться мышечная мускулатура, улучшится нервная проводимость и координация движений, а также это благоприятно скажется на мелкой моторике рук и поможет в школьной деятельности сформировать навык красивого письма.
- Личностно-социальная готовность
К семи годам ребенок уже умеет общаться со сверстниками и взрослыми, в общении проявляет навыки активного слушания, умеет слушать и слушать собеседника, высказывать свою точку зрения и имеет некоторые навыки бесконфликтного выхода из ситуации, умеет признавать свои ошибки.
К семи годам ребенок понимает и признает авторитет взрослого, адекватно реагирует на конструктивные замечания взрослых.
У ребенка формируются основные нравственные качества, он понимает, что такое хорошо, а что – плохо.
К этому возрасту у ребенка сформирована «внутренняя позиция школьника», ребенок положительно настроен на школьный процесс обучения, ведущая деятельность становиться учебной. Такая положительная направленность ребёнка на школу – важнейшая предпосылка благополучного вхождения его в школьную действительность, т.е. принятие им соответствующих школьных требований и полноценного включения в учебный процесс.
Самооценка ребенка в этот переходный период тоже важна. Пусть самооценка ребенка будет немного завышена на момент поступления в школу, нежели занижена. Завышенная самооценка будет служить неким защитным механизмом для самосохранения личности от стрессовых ситуаций в период адаптации в школе.
Для успешного формирования «внутренней позиции школьника» целесообразно больше играть с ребёнком в различные игры. Делать это, конечно важно начиная с раннего возраста и играть на протяжении всего дошкольного, но если требуется, то играть можно и с младшими школьниками. Детей надо учить придумывать сюжеты и точно выполнять уже заданные. В игре дети способны длительное время удерживать внимание и выполнять неинтересные для них действия. Конечно же, в дошкольном возрасте чаще играйте с ребёнком в «Школу». Причём необходимо быть равноправным партнёром по игре.
Школа – это важный и значимый этап в жизни каждого ребенка. Наши дети становятся немного взрослее, ответственнее, приобретают новые знания и учатся сами добывать ответы на свои вопросы, учатся дружить и находить общий язык с разными людьми. Поэтому в этот значимый период жизни ребенка, важно подготовить и поддержать его, быть рядом и направлять его, принимать и любить его таким, какой он есть.
Педагог-психолог Зеленкова Е.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности.
Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности. Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания...
Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности.
Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности. Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания...
Зрительная память - составляющая "школьной готовности"
Материал подобран на основе собственного опыта работы. Возможен для использования в работе воспитателя или в домашних условиях родителями. Зрительная память - необходимая составляющая при подготовке р...
Школьная готовность
В статье рассказывается о готовности детей к школе. Выделяются важные компоненты психологической готовности, даются практические рекомендации и советы....
Консультация для родителей из опыта работы "Школьная готовность"
Параметры подготовленности ребенка- дошкольника к школе:а)готовность в физиологическом отношении.б)готовность в социальном плане.в)зрелость в эмрционально- волевом плане.г)общее развитие....
Формирование компонентов школьной готовности в процессе обучения ребенка старшего дошкольного возраста
Выступление на педагогическом совете...
Диагностика школьной готовности у детей с речевыми нарушениями
Критерии речевого развития ребенка семи лет.Диагностика речевой готовности к школе предполагает обследование всех компонентов речи.Методы диагностики речевого развития.Проверка экспрессивной и и...