Советы родителям и педагогам. Гимнастика для развития речи (подготовительный этап)
методическая разработка (старшая группа) по теме
объяснение причин , по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 16.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Советы родителям и педагогам.
Гимнастика для развития речи (подготовительный этап)
Письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе. Чтобы малыш научился правильно произносить сложные звуки [С],[З],[Ш],[Ж],[Л],[Р],его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:
1.Некоторые дети благодаря своевременному началу занятий артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
2.Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
3.Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным ,но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них каша во рту
Чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.
1.«Лягушка»
Цель. Выработать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы.
Описание. Улыбнуться так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать в таком положении губы под счет от одного до пяти – десяти.
Методические указания. 1. Следить, чтобы при улыбке верхняя губа не подворачивалась, не натягивалась на верхние зубы.
Вот понравится лягушкам,
Тянем губы прямо к ушкам.
Потяну, и перестану
И ни сколько не устану.
2. «Хоботок»
Цель. Выработать движение губ вперед.
Описание. Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Удерживать в таком положении под счет от одного до пяти – десяти.
Методические указания. 1. Следить, чтобы при вытягивании губ вперед не открывался рот; зубы должны быть сомкнуты
Подражаю я слону.
Губы хоботком тяну.
А теперь их опускаю,
И на место возвращаю.
3. «Лягушка - хоботок»
Описание. На счет «раз-два» чередовать упражнение «Лягушка» и упражнение «Хоботок».
Свои губы прямо к ушкам
Растяну я, как лягушка.
А теперь слоненок я,
Хоботок есть у меня.
4. «Окошко»
Цель. Вырабатывать умение детей удерживать рот в открытом положении
Описание. На счет «раз» широко открыть рот (окошко открыто), на счет «два» закрыть рот (окошко закрыто).
5. «Лопаточка»
Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положение.
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти – десяти.
Методические указания. 1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.
2. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу.
Язык лопаткой положи,
И под счет его держи:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык надо расслаблять!
6. «Месим тесто»
Цель. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким и распластанным.
Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя …».
7. «Иголочка»
Описание. Улыбнуться, открыть рот. Высунуть язык наружу, чтобы он был «острым», как жало.
Методические указания. 1. Следить, чтобы кончик языка не загибался вверх.
Маленького роста я,
Тонкая и острая.
Носом путь себе ищу,
За собою хвост тащу.
8. «Часики»
Цель. Выработать умение чередовать движения языка к уголкам рта: вправо – влево.
Описание. Улыбнуться, показать зубы, отклонить высунутый язык вправо, затем влево.
Методические указания. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.
Тик – так, тик – так.
Ходят часики вот так!
Как так? Вот так:
Так – так, тик – так!
9. «Качели»
Цель. Вырабатывать умение быстро менять положение языка
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнею губу. Методические указания. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.
Вверх – вниз, вверх – вниз,
Ты качаться не ленись!
Вверх – вниз, вверх - вниз
10. «Лошадка»
Цель. Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).
Методические указания. 1. Упражнение в начале выполняется в медленном темпе, потом темп убыстряется
Ты, лошадка, хвост не прячь!
На тебе помчимся вскачь.
Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной ,хорошо развитой связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей»
Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие д...
Консультация для родителей "Использование пальчиковой гимнастики для развития речи детей"
В ходе пальчиковых игр дети активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности....
Консультация для родителей: «Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей".
Речь детей находиться в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук....
Консультация для родителей "Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи дошкольников"
В статье описано значение пальчиковой гимнастики на развитие речи детей и всестороннее оздоровление детского организма...
Консультации для родителей: "Роль дыхательной гимнастики в развитии речи детей", "Развиваем речь с помощью чистоговорок", "Как заучивать стихи наизусть"
Консультации "Роль дыхательной гимнастики в развитии речи детей","Развиваем речь с помощью чистоговорок" помогут родителям с помощью простых упражнений развать речь детей.Консульта...
Развитие речи. Подготовительный этап
От 0 до 1 года...
Консультация для педагогов ДОУ "Советы учителя - логопеда педагогам ДОУ по развитию речи детей дошкольного возраста"
Консультация для педагогов ДОУ...