Консультация педагога с юристом
консультация (младшая группа) на тему

кровякова  наталья андреевна

Вопросы и ответы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_pedagoga_s_yuristom.docx17.26 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ С  ЮРИСТОМ

Когда воспитатель может вмешаться в семейные дела

Ситуация 1:  «МАМА ПРОТИВ»

Ребенок посещает детский сад. Брак между родителями не зарегистрирован. Но в свидетельстве о рождении ребёнка указаны мать и отец.

В настоящее время в семье конфликт. Суд определил место жительства ребёнка с матерью. Отец живёт в другом городе и иногда навещает ребёнка в детском саду, так как мать против их общения. При заключении договора между родителями и детским садом мать отца не записала.

Может ли отец забирать ребёнка из детского садика вечером? Если договор с ним не заключён и с семьёй на данный момент не проживает? ОТВЕТ: если отец не лишён родительских прав, он может забрать ребёнка из детского сада. Это его законное право. Если по каким –либо причинам мать  не желает, чтобы отец навещал ребёнка в детском саду или забирал оттуда, ей следует написать соответствующее заявление в суд. Только после этого, как суд запретит отцу общаться с ребёнком, работники детского сада могут ему отказать.

Согласно ч. 1 ст. 61 Семейного кодекса РФ от 29.12.1995 №223-ФЗ (далее –СК РФ)  родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих  детей (родительские  права).

Права и обязанности родителей и детей основываются на происхождении детей, удостоверенном в установленном законом порядке  (ст. 47 СК РФ). Если родители не состоят в браке, запись о матери ребёнка производится по заявлению матери, а запись об отце – по совместному заявлению отца и матери ребёнка, или по заявлению отца или он записывается согласно решению суда (ч. 2, ст. 51 СК РФ). Поэтому независимо от того, состоят ли граждане в браке, если они признаны родителями ребёнка, они имеют равные родительские права и обязанности. Родительские права родители осуществляют также независимо от того, проживают ли вместе с ребёнком или отдельно от него.

Кроме того, согласно ст. 66 СК РФ:

  • Родитель,  который проживает отдельно от ребёнка, имеет право общаться с ним, участвовать в его воспитании и решении вопросов образования.
  • Родитель, с которым проживает ребёнок, не должен запрещать другому родителю общаться с ним, если это общение не причиняет вред физическому и психическому здоровью ребёнка, его нравственному  развитию.
  • Родители вправе заключить письменное соглашение о порядке осуществления родительских прав тем родителем, который проживает отдельно от ребёнка. В соглашении прописываются время и дни, когда можно общаться с ребёнком. Если достигнуть соглашения не получается, суд разрешает спор с участием представителей органов опеки и попечительства по требованию родителей (одного из них)

Родитель, который проживает отдельно от ребёнка, имеет право получать информацию о нём из воспитательных учреждений, медицинских организаций, организаций социального обслуживания и аналогичных организаций. Работники этих организаций могут отказать в предоставлении данной информации в случае, если есть угроза жизни и здоровью ребёнка со стороны родителя. Он в свою очередь может оспорить отказ в суде.

В рассматриваемой ситуации, когда за воспитанником в детский сад приходит отец, воспитатель должна убедиться по документам, что он является отцом.

СИТУАЦИЯ 2 : «БАБУШКА ПРИШЛА ЗА РЕБЁНКОМ»

Родители часто не успевают забирать ребёнка из детского сада и просят сделать это родственников.

Имеет ли право воспитатель передавать воспитанника бабушке, дедушке, тете, дяде и прочим родственникам, включая несовершеннолетних сестёр и братьев?

ОТВЕТ:  Согласно Федеральному закону от № 29.12.2012  № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (долее – Закон № 273 – ФЗ) участниками образовательных отношений являются:

  • Обучающиеся;
  • Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся;
  • Педагогические работники и их представители;
  • Организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Закон № 273 - ФЗ закрепляет право и возможность представлять интересы ребёнка в образовательной организации исключительно за родителями или их законными представителями.

Согласно п. 2 ст. 65 СК РФ вопросы, которые касаются воспитания и образования детей, родители решают по взаимному согласию, исходя из интересов детей и с учётом их мнения. При этом бабушка, дедушка, братья, сёстры и другие родственники имеют право на общение с ребёнком. Тем самым бабушка, дедушка могут участвовать в процессе воспитания и образования ребёнка, интересоваться его успехами, оказывать помощь в посещении ДОО и пр.

В случае, когда родители не имеют возможности исполнять свои обязанности в полном объёме, в частности, забрать ребёнка из ДОО, они могут попросить об этом дедушку или бабушку, а также других совершеннолетних родственников. При этом родители должны написать заявление (или доверенность) и подтвердить передачу права забирать ребёнка из детского сада родственнику (доверенному лицу).

Требований к структуре данного заявления нет, ДОО может разработать его самостоятельно. Однако в нём обязательно должны быть указаны:

  • Полное имя доверенного лица;
  • Его паспортные данные;
  • Дата (Период) реализации указанного права;

Согласие доверенного лица на обработку  его персональных данных, т.к. заявление остаётся в ДОО.

При передаче ребёнка доверенному лицу воспитатель ДОО должна идентифицировать его: сравнить паспортные данные со сведениями, которые указаны в заявлении (доверенности) родителей.

Если родители не оформили заявление (доверенность) с необходимыми сведениями, воспитатель не вправе передавать ребёнка лицам, которые не являются его законными представителями. В противном случае воспитатель и заведующий ДОО могут понести ответственность.

Порядок передачи третьим лицам может быть отражён в правилах внутреннего распорядка воспитанников ДОО. Соблюдать данные правила родителей (законных представителей) детей обязывает Закон № 273 – ФЗ.

Также родители могут передать часть своих полномочий (право забирать ребёнка из ДОО) старшим детям.

Согласно Гражданскому кодексу РФ способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объёме с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении восемнадцатилетнего /18/ возраста.

Лица от 14 до 18 лет обладают неполной дееспособностью, т.е.  могут своими собственными действиями осуществлять только часть своих прав и самостоятельно нести ответственность за отдельные деяния (действия и бездействия).

Таким образом, чем старше ребёнок, которому доверяют забрать младшего брата или сестру, тем меньше рисков для детского сада.

СИТУАЦИЯ 3. « ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ  В СЕМЬЕ»

Если воспитатель обнаружила на теле  воспитанника следы от побоев, истязаний, она должна написать служебную записку на имя заведующего ДОО.

Документ составляется в свободной форме.

Заведующий  ДОО действует согласно Федерального Закона от 07.02. 2011. № 3 –ФЗ «О полиции» и ФЗ от 17.01. 1992. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» согласно ч.3 ст. 56 СК РФ «должностные лица и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни и здоровью ребёнка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить  в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребёнка…»

Виды ответственности: административную, уголовную, гражданско-правовую.

Чаще ответственность административная в виде штрафа от 100 до 500 рублей (ст. 5.35. КоАП   РФ)

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация педагогам "Организация деятельности педагога-психолог в ДОУ"

Консультация педагогам "Организация деятельности педагога-психолог в ДОУ"...

Профстандарт "Педагог": разъяснения юриста

Профстандарт "Педагог": разъяснения юриста...

Консультации педагога-психолога Практические рекомендации педагогам по работе с застенчивыми детьми

Практические рекомендации педагогам«Как помочь застенчивому и нерешительному ребёнку»Застенчивые дети – это замкнутые, нерешительные, робкие и испытывающие сложности при ...

Консультации педагога-психолога Рекомендации педагогам в работе с детьми-провокаторами

Памятка для педагоговАЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВАРИАНТЫ ПОВЕДЕНИЯ  В СИТУАЦИИ ДЕТСКИХ ПРОВОКАЦИЙ Первая реакция. Реагируйте только на первую шалость! (провокацию)Правило «Ты мне – я тебе»....

Консультации педагога-психолога Практические рекомендации родителям и педагогам "Обзываются в группе . Как поступать?"

Как бороться с обзыванием в группеНаверное в каждой группе  наиболее частой причиной обид и драк среди дошкольников является обзывание. Причем обзывают и оскорбляют не только самого ребенка-жертв...

Консультация педагога - психолога для педагогов по теме: "Использование куклотерапии как активного метода формирования социального статуса дошкольников"

Использование метода куклотерапии в работе с дошкольниками, имеющих неуверенность, страх, настороженность...

план на 28 мая педагога-психолога. Консультация педагога-психолога "Пусть ребенок растет самостоятельным"

НОД Консультация педагога-психолога "Пусть ребенок растет самостоятельным"...