Говорим всегда красиво.
консультация на тему

Подольская Екатерина Александровна

Консультация для родителей и педагогов

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doc1.doc_govorim_krasivo.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1.                                  Говорим всегда красиво

Как бы нам хотелось, чтобы наш ребенок говорил всегда красиво.

Красиво – это значит, что он не только правильно выговаривает все звуки родного языка, но имеет богатый словарный запас, умеет выразительно рассказывать, пересказывать, самостоятельно придумывать различные рассказы. Красиво – это значит, что ребенок в совершенстве владеет всеми средствами грамматического строя речи и правильно употребляет слова в различных формах. Но как показывает практика и исследования ученых – лингвистов, овладение грамматическим строем речи происходит у дошкольников с общим недоразвитием речи с большими трудностями.

Грамматический строй языка ребенок усваивает в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Из речи окружающих людей дети заимствуют слова в разных грамматических формах и постепенно начинают самостоятельно пользоваться разнообразными грамматическими средствами. Однако процесс усвоения грамматического строя речи сложный и длительный. Усваивая существующие нормы и правила языка, ребенок допускает в своей речи многочисленные грамматические ошибки. Поэтому работе по формированию грамматически правильной речи необходимо уделять большое внимание. Много ошибок допускают дети при использовании существительных во множественном числе, в том числе существительных, обозначающих детенышей, в родительном и винительном падежах (ножей, груш, лисят). Часто мы слышим: много ножов, грушев, лисятов. Часты ошибки при согласовании существительных среднего рода в сочетании с прилагательными: красная яблока, голубое платья.  Множество ошибок возникает при употреблении глаголов: хотеть, лежать, бежать, скакать, рисовать, мы слышим: я бежу, побегим, мы скакаем.

Принято считать, что взрослому не следует повторять за ребенком неправильно произнесенное слово. Однако, в тех случаях, когда ошибка типична, целесообразнее все же указать на нее: «Не принято говорить «ехай», надо сказать:«поезжай».

Особое внимание хочется обратит на умение детьми употреблять в речи разные формы слова. В русском языке большинство слов производные, то есть, образованные от других (лес – лесной – лесник). Способы и средства словообразования не представляюттакой стройной системы, как склонение и спряжение. Но ребенок – дошкольник, овладевая способами словообразования оперирует частями слова значительно свободнее, проявляя детское, как писал К. И. Чуковский «словотворчество», что, по мнению К. И. Чуковского является началом усвоения способов словообразования и в конечном итоге приводит к овладению правильными способами словообразования.  Уже к четырем годам дети приобретают значительный запас производных слов – названий предметов, действий, качеств: насыпал – засыпал - засыпанный, сам   варит – самовар, танк – танкист, белка – бельчонок. На основе понимания и активного использования этого словарного запаса формируются обобщения, позволяющие ребенку осмыслить впервые услышанное слово, придумать свое, припомнить слово, употребленной взрослым или встретившееся при чтении сказки.

Большое значение в овладении правильной и красивой речью имеет речь взрослых с которыми общается ребенок, т.к. большую часть грамматических средств языка ребенок заимствует из речи взрослого. Самостоятельные новые формы ребенок образует по аналогии с образцом. Если ребенок употребляет слова в неправильной форме, необходимо дать образец и попросить ребенка повторить его.

Немаловажным в красивой речи является темп, громкость речи, интонационная выразительность голоса. Необходимо вырабатывать у детей эти навыки. Хорошо использовать чистоговорки, которые необходимо произносить не только четко и внятно, но и с различной громкостью: шепотом, вполголоса, громко, и с различной скоростью (медленно, умеренно, быстро).

Для того, чтобы ребенок научился говорить красиво, надо разговаривать с ним, рассказывать ему интересные истории, сочинять вместе с ним сказки, истории, стихи, загадки, писать ему коротенькие письма от имени сказочных героев, произносить вслух интересные слова, спрашивать, что значит это слово и что ребенок слышит в нем. И тогда ваш ребенок полюбит язык, поймет глубинный смысл звуков, слов и фраз, и сам начнет открывать огромный мир звучащего русского слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Ты всегда красиво, милое село"

Воспитание у детей нравственно- патриотических качеств....

Презентация "Учим детей говорить легко , красиво и ярко"

        Хорошо известна та роль, которую играет  речь как средство общения и взаимопонимания людей. Речевая деятельность для любого человека является жизненно необходим...

Презинтация на тему «Учим говорить легко, красиво и ярко! Средства выразительности речи

laquo;Когда ты хочешь молвить слово,Мой друг, подумай- не спеши,Оно бывает то сурово,То рождено теплом души»...

Проект по речевому развитию "Говорим красиво-говорим правильно"

Своевременное развитие речи перестраивает всю психику ребёнка, позволяет ему более осознанно воспринимать явления окружающего мира. Любое нарушение речи в той или иной степени, может отразиться на дея...

Учимся говорить красиво. Для чего надо красиво и правильно говорить

Речь не является врожденным качеством человека. Она формируется у ребенка после рождения в общении с родителями, другими взрослыми, детьми. Речь чрезвычайно тесно связана с мышлением, поведением, эмоц...

Красивая речь - это модно всегда.

и взрослым и детям надо развивать и совершенствовать свою речь. Один из способов.......

Краткосрочный проект на тему: "Говорим правильно, красиво" на 2023-2024 учебный год

С каждым годом в детских садах увеличивается количество детей с нарушениями речи, и логопедам, работающим в дошкольных учреждениях, все сложнее становится организовать эффективную коррекционную работу...