Проект "Ты всегда красиво, милое село"
проект (старшая группа) по теме
Воспитание у детей нравственно- патриотических качеств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodnichok.docx | 26.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Ты всегда красиво, милое село»
Просыпаюсь рано, погляжу в окно:
Каждую тропинку знаю я давно.
Из-за Таганая солнышко встаёт
За Аршой и Аем соловей поёт.
До чего красивы и стройны леса!
Слышен хор кукушек, птичьи голоса
Осенью, зимою ли – это всё равно.
Ты всегда красиво, милое село.
«Петропавловская песня» Р.Н. Прохоренко.
Тема проекта: "Ты всегда красиво, милое село".
Тип проекта:
открытый,
групповой,
исследовательский.
Осуществляется внутри ДОУ в контакте с семьями воспитанников.
Участники проекта: воспитатель Харисова Е.Н., дети старше - подготовительной группы, родители.
Сроки реализации: 2013-2014год.
Актуальность проекта:
Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма. Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства.
Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем селе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Проверка знаний детей старшего дошкольного возраста об Урале показала, что существует дефицит знаний о родном селе, крае. Опрос родителей выявил, что они считают знакомство с Малой Родиной важным компонентом в воспитательно-образовательном процессе. Так, вопрос патриотического воспитания обусловлен пониманием педагогами и родителями значимости этой проблемы, с одной стороны, и недостаточным уровнем знаний детей о родном крае, с другой.
Для успешности работы с детьми по ознакомлению с селом, где они живут, необходимо применить проектный метод. Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма. Раздвигая горизонты познаваемого детьми, мы зароняем в их сердца искорку любви к родному краю, к Родине.
Цель проекта:
Формирование у детей любви к Родине, к родному селу и его истории, чувства ответственности за судьбу села, желания трудиться на его благо, беречь и умножать его богатства. Приобщение детей к культуре и традициям народа.
Основные задачи:
1. Воспитать у ребенка любовь и привязанность к своему краю, дому, улице, селу.
2. Расширять представления об историческом прошлом и настоящем родного села и его особенностях.
4. Закреплять знания детей о природных ресурсах, климатических условиях как факторах, определяющих экономическое развитие села.
5. Воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственность за все, что происходит в селе, сопричастность к этому.
6. Развитие бережного и созидательного отношения к селу (достопримечательности, культура, природа).
7. Ориентировать родителей на патриотическое воспитание в семье.
Идея проекта: через разные виды деятельности формировать представление о малой Родине.
Замысел проекта: Дошкольный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. С учётом этого можно сделать вывод о благоприятных перспективах и актуальности формирования у дошкольников этнокультурной осведомлённости. Поэтому роль педагога – удовлетворить детское любопытство и дать детям элементарные знания о традициях, быте, культуре родного края.
Реализация проекта.
План схема:
1. Подбор литературы, пособий, атрибутов.
2. Проведение занятия, совместных экскурсий, дидактических игр, изготовление поделок.
3. Обобщение результатов работ.
План реализации проекта.
1. Организационный:
-выбор темы проекта.
-определение целей и задач.
2. Обучающий:
-занятия, совместная деятельность с детьми, дидактические игры.
3. Основной:
-организация и проведение экскурсий.
-размещение материалов, детских работ, фотографий.
4. Итоговый:
-подведение итогов
-награждение лучших участников.
5. Заключительный:
-выпуск газеты село Петропавловка.
Образовательные области:
Здоровье;
Физическая культура;
Социализация;
Труд;
Безопасность;
Познание;
Коммуникация;
Чтение художественной литературы;
Художественное творчество.
Роль родителей в реализации проекта:
Знакомят детей с улицей, на которой проживает семья, объектами культуры и быта, расположенными рядом с домом.
Участвуют в мероприятиях детского сада: экскурсиях с детьми, праздниках, выставках, создании мини-музея группы, фотоальбомов, групповой газеты.
Участвуют в образовательном процессе по ознакомлению с селом.
Перспективный план проекта
месяц | Работа с детьми |
Сентябрь | НОД: «Моё родное село» Рисование «Моё село» Экскурсия по улицам села. Составление рассказа на тему "Дом, в котором я живу". Сюжетно – ролевые игры «Детский сад», «Почта», «Магазин». Чтение: «Про воробья Чивика» Ю. Подкорытов, «История родного края» Г.Кулагин П/игры: «Пчёлы», «Бег по стволу» (русская народная) Результат Создание макета «Дорога к детскому саду» |
октябрь | НОД: «История – сказ об Урале - батюшке» Экскурсия по берегам рек Арша и Ай. Д/игра: «Узнай и расскажи», «Отличи и расскажи» П/игры: «Земля, вода, огонь, воздух» (татарская игра) Рисование: «Пейзажи нашего села» (берега рек Арша, Ай) Аппликация: «Уральские самоцветы» Чтение: «Легенда об изумрудах» (уральская легенда), «О памятниках природы Урала» К.Пысин Труд: Поможем малышам расчистить участок от мусора Результат Создание коллекции камней |
ноябрь | НОД: «Наши соседи - башкиры» С/р игра: «К нам гости пришли» Д/игра: «Это кто?» (национальность), «Найди костюм», «Забавные картинки» (собери национальный костюм) П/игры: «Юрта» (башкирская игра), «Летит – не летит» (малой подвижности) Аппликация: «Создание костюма» (по желанию детей) Конструирование: «Юрта» (мех, ткань, бросовый материал) Чтение: «Происхождение башкир» (уральская легенда) Результат Макет «Юрта» |
Декабрь | НОД: «Животный и растительный мир края» Д/игра: «Из чего сделано», «Найди животных нашего края» Лото: «Животные» П/игры: «Кот и мыши», «Лисичка и курочки», «Хитрая лиса» Рисование: «Зимний лес» Лепка: «Животные нашего края» Чтение: «Серебряное копытце» П.Бажов, «Ёж» М.Пришвин Заучивание стихов о животных и растениях края Рассматривание альбомов «Жизнь животных», «Энциклопедия о животных» Экскурсия в лес. Опыт: «Холод – тепло», «Растения пьют воду» Результат Альбом «Лекарственные растения Урала» |
Январь | НОД: «Известные люди села» С/р игра: «Больница» (аптека, скорая помощь) Д/игра: «Кому что нужно для работы», «Какими профессиями славится наше село» П/игры: «Два Мороза», «Обыкновенные жмурки», «Спутанные кони» (татарская игра) Х/игра: «Чурилки» (малой подвижности) Рисование: «На Урале живут красивые люди» Чтение: «Человек и его дело» (татарская сказка) Заучивание стихов об уральцах «Поэты Урала» (Л. Татьяничева) Результат Создание альбома о профессиях |
Февраль | НОД: «Беседа «Защитники земли русской» Развлечение: "День защитника Отечества", пригласить отцов, служивших в армии. Экскурсия в библиотеку на выставку "Петропавловцы - защитники Отечества". Рисование на тему "Наши защитники". Аппликация: «Подарок папе» П/игры:»Штурм снежной крепости», «Два мороза» Заучивание стихов к празднику. Результат Фотовыставка: «Мой папа самый лучший» |
Март | НОД: «Наша русская изба» С/р игра: «Горенка» Д/игра: «Назови правильно», «Что было раньше, что теперь» П/игры: , «Продаём горшки» (татарская игра) , «Жмурки» Рисование: «Красна изба углами» Аппликация: «Цветок-сказка» Художественная выставка «Мамочка моя» Выставка поделок «Куклы наших предков» Опыт: «Песок хорошо пропускает воду, а глина нет» Труд: Изготовление подарка для мамы «Весенние цветы». Результат Макет «Изба» |
Апрель | НОД: «Путешествие по Уралу» С/р игра: «К нам гости пришли: герои сказок Урала» Д/игра: «Эмоции», «Найди и скажи» П/игры: «Волк», «Колечко» (русская народная), «Классы» Х/игра: «Грачи летят» Рисование: «Премудрости природы» Конструирование (оригами): «Девичьи головные уборы» Чтение: «Голубая змейка» П.Бажов, заучивание фольклора Южного Урала Развлечение: «Край родной - земля уральская» Результат Создание альбома (словотворчество) |
Май | НОД: «День Победы» Экскурсия к памятнику неизвестного солдата. Возложение цветов к памятникам Рисунки на асфальте “Мир без войны” Конкурс чтецов "Этот день победы". П/игры: «У дедушки Трифона», «В перстень», «Конное состязание» (башкирская игра). Высаживание рассады цветов на участке ДОУ. Результат Составление альбома "Я и моё село". |
Результат проектной деятельности
Расширяет представления ребенка о селе, в котором он живет.
Формирует такие нравственные понятия как любовь к Родине, гордость за своё село, уважение к его истории и людям, которые в нем живут.
Развивает инициативу, сообразительность, потребность общаться с природой, эстетический вкус.
Заинтересованность родителей к проекту, истории области, села.
Организация педагогического поиска через реализацию инновационных форм.
Диагностическая игровая ситуация: «Гости приехали».
(на основе беседы)
Цель: Выявить знание детей о том, что узнали нового и интересного о родном крае. Как усвоили материал? К чему отдали предпочтение в познаниях: (природы края или к истории нашего края).
Условия диагностирования.
Проводится индивидуально. На основании данных вопросов. Возможно проведение диагностического занятия с учетом подгруппы детей (5-6 человек).
Стимулирующие материалы: Фото села, книги, альбомы.
Мотив. Ребенку предлагается «встретить гостей» и познакомить их с селом.
Предъявляемые задания.
Ребенку предлагаются группы вопросов.
1.«Родное село Петропавловка».
(Название своего села, района, домашнего адреса. Назвать достопримечательности нашего села).
2.«Лица села».
Рассказать об известных людях села.
3.«Историко-географический и природный компоненты родного края»
Знание о природе нашего района; о растительности, животном мире. Спросить: какие реки протекает рядом с нашим селом?
4 «Личностное отношение к родному селу».
- Что интересного о родном селе ты запомнил?
Способы обработки анализа материалов. Фиксируются ответы на вопросы, интерес детей, эмоциональные проявления.
Уровни сформированности знаний о родном крае у детей 5-7 лет. После подсчета количества баллов определяется уровень знаний детей о своем поселке.
Высокий уровень (10-12 баллов)
Знает название села, района, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности села. Называет название 4-5 улиц; знает имена людей прославивших наше село, называет потешки, прибаутки; Называет животных и растения края, передает настроение.
Средний уровень (6-10 баллов)
Знает название села, свой домашний адрес; затрудняется назвать достопримечательности, улицы, (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать животных и растения. Ответы дают без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.
Низкий уровень (2-6 баллов)
Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы, знает названия села, не может сказать свой адрес. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют предметные термины.
Вывод
В результате проведения занятий, игр, бесед, экскурсий у детей сформировались расширенные знания о родном селе, а именно: дети узнали героем села, чем прославлено наше село, о природе родного края и многое другое. Таким образом, развивающая предметная среда МБДОУ, усилие воспитателя и родителей, четкое планирование работы по ознакомлению с родным краем к истории своего села, повысили уровень знаний и духовно-нравственное воспитание старших дошкольников.
Список литературы:
1. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Детство - Пресс, 2002.
2. Куприна Л.С.Знакомство детей с русским народным творчеством СПб: Детство – Пресс, 2003.
3. Авдеева Е.В. «Патриотическое воспитание старших дошкольников». - Мн., 2004. - С.
4. Дошкольная педагогика./Под ред. В.И.Логиновой, Т.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 1980.
5. Жуковская Р.И. и др. «Родной край: пособие для воспитателей детских садов»./ Под ред. Козловой С.А. - М.: Просвещение, 1990.
6. Козлова С.А. «Воспитание патриотических чувств.// Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников». Под ред. Н.Ф. Виноградовой, - М.: Просвещение, 1980.
7.Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
8. «Наш дом – Южный Урал» Е.С. Бабунова: 2007.
9.«Росток» А.В.Шестакова;
10. «Петропавловский завод - история и современность» А.В. Васильев.
11.Интернет.
12. «Южноуральские писатели детям»: 2007.
Resource id #4578
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Милый сердцу уголок. Моё село Бехтерево"
Как воспитать любовь к родному селу, как воспитать гордость за село, как показать всю красоту села?! Возможно только через проект, который показывает всю красоту села в течении всего года....
Сценарий музыкального праздника, посвящённого Международному женскому дню 8 марта "Любимой и милой женщина была всегда" подготовительная группаПр
Женский праздник 8 марта, он любим всеми: и бабушками, и мамами, и сестрёнками, и девчонками. Не зря он проходит в начале весны, когда зима уступаент права самому нежному, оптимистичному, цветущему вр...
Говорим всегда красиво.
Консультация для родителей и педагогов...
Презентация. Самой красивой, милой и любимой.
Самой красивой, милой и любимой....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Красивые места нашего села».
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)...
Презентация. Самой красивой, милой и любимой!
Самой любимой на свете!...
МОЛОДЕЖНЫЙ проект «МЫ знаем милее всего на свете родное село»
МОЛОДЕЖНЫЙ проект «МЫ знаем милее всего на свете родное село»...