Упражнения на развитие слухового внимания и фонематического слуха
материал на тему
Предварительный просмотр:
УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ
СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ
- отгадай, что звучит
Нужно показать малышу, какие звуки издают различные предметы (как шуршит бумага, как звенит бубен, какой звук издает барабан, как звучит погремушка). Затем нужно воспроизводить звуки так, чтобы ребенок не видел сам предмет. А ребенок должен постараться угадать, какой предмет издает такой звук.
- солнце или дождик
Взрослый говорит ребенку, что они сейчас пойдут на прогулку. Погода хорошая и светит Солнышко (при этом взрослый звенит бубном). Затем взрослый говорит, что пошел дождь (при этом он ударяет в бубен и просит ребенка подбежать к нему - спрятаться от дождя). Взрослый объясняет малышу, что тот должен внимательно слушать бубен и в соответствии с его звуками «гулять» или «прятаться».
- разговор шепотом
Суть заключается в том, чтобы ребенок, находясь от вас на расстоянии 2 - 3 метров, услышал и понял то, что вы произносите шепотом (например, можно попросить малыша принести игрушку). При этом важно следить, чтобы слова произносились четко.
- посмотрим, кто говорит
Подготовьте для занятия изображения животных и покажите ребенку, кто из них «как говорит». Затем изобразите «голос» одного из животных, не указывая на картинку. Пусть ребенок угадает, какое животное так «говорит».
- слышим звон и знаем, где он
Попросите ребенка закрыть глаза и позвоните в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаз, рукой показать направление.
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
- подскажи словечко
Прочитайте ребенку хорошо знакомое ему стихотворение (например: «Спать пора, уснул бычок...», «Уронили мишку на пол...», «Наша Таня громко плачет...»). При этом не произносите последние слова в строчках. Предложите ребенку самому сказать недостающие слова.
- маленький учитель
Скажите ребенку, что его любимая игрушка хочет научиться правильно говорить. Попросите ребенка «объяснить» игрушке, как называется тот или иной предмет. При этом следите, чтобы малыш правильно и четко произносил слова.
Что слышал
Родитель заходит за ширму и производит какой-либо звук: бросает предметы на пол, ударяет по ним рукой или молоточком, трет один предмет о другой и т. д. Ребенок должен определить, с помощью каких предметов произвели звук. Если предмет назван правильно, вы выходите из-за ширмы и на виду у ребенка производите тот же звук, а затем дайте возможность ребенку стать ведущим.
Слухачи
Ребенку предлагается прислушаться и назвать звуки, которые «живут» только в комнате, затем переключить внимание на звуки, «живущие» на кухне, затем - на звуки, доносящиеся с улицы, со стороны дороги и т. д. По окончании цепочки переключения слухового внимания обсудите с ребенком все услышанные звуки.
Где будильник?
Рассмотрите с ребенком будильник, дайте ему послушать, как он звучит. Затем попросите ребенка выйти из комнаты, в сами спрячьте большой, громко тикающий будильник. Ребенок возвращается и ищет будильник.
Шумящие коробочки
10-12 коробочек от «киндер-сюрпризов», наполненные разными сыпучими, гремящими, стучащими и шуршащими материалами (например, горохом, гречневой крупой, речным песком, фасолью, мелкими камешками и др., помогут организовать увлекательную игру, в которой ребенок должен найти среди всех коробочек две одинаково звучащие. Главный принцип заполнения коробочек - материал в парных коробочках должен быть не только идентичным, но и примерно одинаковым по весу и количеству, только тогда они будут звучать одинаково.
Быстро - медленно
Под громкие, редкие удары в бубен (ложки и т.д.) ребенок идет , подражая медведю, - медленно, на внешней стороне стопы; под тихие, частые удары – бежит на цыпочках, словно мышка.
Тихо - громко
Пока родитель тихо хлопает в ладоши, ребенок спокойным шагом ходит по комнате, когда раздаются громкие хлопки - стоит, замерев, на месте. .
Сосчитай удары
Предлагаем ребенку закрыть глаза и сосчитать (про себя, сколько ударов в бубен он услышит. Открыв глаза, необходимо найти и показать карточку с соответствующей цифрой (или выложить на столе столько фишек, сколько ударов было слышно) .
Молоточки
Родитель отстукивает «молоточком» (карандашом) тот или иной ритмический рисунок. Затем предлагает ребенку повторить; за каждый правильно повторенный ритм ребенок может получить поощрительную фишку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для родителей "О необходимости развития слухового внимания и фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста".
Игры на развитие слухового внимания и фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста....
Игры по развитию слухового внимания и фонематического слуха для детей от 2 до 3 лет
Игры по развитию слухового внимания и фонематического слуха для детей от 2 до 3 лет. Распечатываем и получаем буклет....
Буклет "Развитие слухового внимания и фонематического слуха у детей от 3 до 4 лет".
Игры по развитию слухового внимания и фонематического слуха для детей от 3 до 4 лет. Распечатываем и получаем буклет....
Родительская копилка.Комплекс упражнений по развитию слухового внимания,слуховой памяти и фонематического слуха детей (от 1 до 3 лет)
Данный буклет способствует повышению компетентности родителей в речевом развитии детей.Удобен в применении (родительский уголок,родительское собрание и т.д.), содержит ряд доступных упражнений в...
Речевые игры для развития слухового внимания, речевого, фонематического слуха
Предлагаются игры по развитию слуха. Подбор игр идет в строгой последовательности:сначала для развития слухового внимания, то есть умения различать неречевые звуки по их звукочастотным свойствам;далее...
" Игры на развитие слухового внимания и фонематического слуха"
Дидактические игры для дошкольников для развития слухового внимания и фонематического слуха играют важную роль в подготовке детей к школе....
Развитие слухового внимания и фонематического слуха у дошкольников
Упражнения для развития слухового внимания и фонематического слуха....