Консультация "Адаптация ребенка к условиям ДОУ"
консультация (младшая группа)
Цель: психологическое просвещение родителей
Задачи:
- познакомить родителей с особенностями протекания адаптационного периода у детей 3-4 лет;
- учить оказывать поддержку детям в период адаптации;
- познакомить с условиями обеспечения легкой адаптации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 22.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация
«Адаптация ребенка к условиям ДОУ»
Задачи:
- познакомить родителей с особенностями протекания адаптационного периода у детей 3-4 лет;
- учить оказывать поддержку детям в период адаптации;
- познакомить с условиями обеспечения легкой адаптации.
Уважаемые родители! Вы вступаете в важный период вашей жизни и жизни вашего ребенка – он идет в детский сад. Для того, чтобы адаптация его к новым условиям прошла максимально спокойно и быстро, вам необходимо узнать как можно больше об особенностях этого трудного периода.
Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода:
- Возраст.
- Состояние здоровья.
- Уровень развития.
- Умения общаться со взрослыми и сверстниками.
- Сформированность предметной и игровой деятельности.
- Приближенность домашнего режима к режиму детского сада.
У ребенка все взаимосвязано: состояние здоровья и эмоциональный настрой, физическое и психическое развитие. Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Каждый из них проходит период адаптации. Вся жизнь ребенка кардинальным образом меняется. В привычную, сложившуюся жизнь в семье буквально врываются изменения: четкий режим дня, отсутствие родных и близких, постоянное присутствие сверстников, необходимость слушаться и подчиняться незнакомым взрослым, резкое уменьшение количества персонального внимания.
Адаптация – это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Термин «адаптация» зародился в недрах биологической науки (в переводе с латинского языка – приспособление, прилаживание организма к новым условиям.
Многие особенности поведения ребенка в период адаптации к детскому саду пугают родителей настолько, что они задумываются, а сможет ли ребенок вообще адаптироваться, закончится ли когда – нибудь этот «ужас»? С уверенностью можно сказать: те особенности поведения, которые очень беспокоят родителей, в основном являются типичными для всех детей, находящихся в процессе адаптации к детскому саду. В этот период почти все мамы думают, что именно их ребенок «не садовский», а остальные малыши, якобы, ведут и чувствуют себя лучше.
Но это не так. Адаптация обычно протекает сложно, с массой негативных сдвигов в детском организме. Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах. В новой обстановке малыш постоянно находится в сильном нервно – психическом напряжении, стрессе, который не прекращается ни на минуту, особенно в первые дни. Вот распространенные изменения, которые отмечаются у ребенка в период адаптации к детскому саду:
- В первые дни пребывания в саду практически у каждого ребенка сильно выражены отрицательные эмоции. Они проявляются по – разному: от хныканья и плача «за компанию» до постояннного приступообразного плача.
- Познавательная активность бывает снижена или даже вовсе отсутствовать на фоне стрессовых реакций. Иногда ребенок не интересуется даже игрушками, не решается играть. Многим детям требуется посидеть в сторонке, чтобы сориентироваться в окружающей обстановке.
- Под влиянием новых внешних воздействий ребенок может на короткое время «растерять» навыки самообслуживания (умение пользоваться ложкой, носовым платком, горшком и т.д.)
- У некоторых детей словарный запас скудеет или появляются «облегченные» слова и предложения.
- Некоторые дети становятся заторможенными, другие – неуправляемо активными. Это зависит от темперамента ребенка. Изменяется также и активность в домашних условиях.
- Как правило, у большинства детей снижается аппетит. Это связано с непривычной пищей (непривычен и вид, и вкус), а также со стрессовыми реакциями – малышу просто не хочется есть.
- Стресс приводит к тому, что ребенок слабеет, снижается сопротивляемость организма инфекциям, и он может заболеть в первый месяц (а иногда, и раньше) посещения детского сада. Часто случается так, что причина постоянных простуд и хронических ОРЗ вовсе не медицинская, а психологическая.
Но постигаемый ребенком жизненный опыт может помочь ему включиться в новые социальные отношения, совместную деятельность, адаптироваться к изменившимся условиям. Поскольку условия детского сада едины для всех, то возникает задача адаптации каждого отдельного ребенка с его выраженной индивидуальностью к этим общим условиям.
Чтобы помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада, необходима подготовительная работа. Можно предложить следующие рекомендации:
- Готовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми. Посещайте парки, детские площадки, приучайте к совместной с другими детьми игре, ходите на дни рождения друзей, новогодние праздники.
- Максимально приближайте домашний режим к распорядку дня в детском учреждении (упорядочите часы сна, бодрствования, питания и т.д.).
- О предстоящем поступлении в детский сад беседуйте с ребенком как о радостном событии. Воздержитесь говорить о собственных опасениях в присутствии ребенка.
- Заранее придите в детский сад и познакомьтесь с обстановкой, с детьми, с воспитателями. Лучше это сделать, когда дети гуляют на улице или играют в групповой комнате.
- В первые дни посещения детского сада не оставляйте ребенка одного, побудьте с ним какое – то время. Не оставляйте ребенка на целый день. Старайтесь вовремя забрать ребенка.
- Дайте своему чаду в детский сад любимую игрушку. Пусть игрушка ходит вместе с ним ежедневно и знакомиться с другими детьми.
- Поиграйте с домашними игрушками в детский сад, распределите роли детей, воспитателей. Помогите игрушке найти друзей и покажите, каким способом можно решить проблемы вашего ребенка через нее, ориентируя игру на положительные результаты.
К сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки, которые затрудняют адаптацию ребенка к детскому саду.
- Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад. Помните, он имеет право на такую реакцию.
- Строгое напоминание о том, что ребенок «обещал не плакать», - тоже абсолютно не эффективно. Дети этого возраста еще не умеют держать слово. Лучше еще раз скажите ребенку, что вы его очень любите и обязательно придете за ним.
- Стоит избегать разговоров о слезах и других проблемах малыша с другими членами семьи в его присутствии. Кажется, что сын или дочь еще маленькие и не понимают взрослых разговоров. Но дети на тонком душевном плане чувствуют обеспокоенность мамы, и это еще больше усиливает детскую тревогу.
- Нельзя пугать малыша детским садом. Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.
- Нельзя плохо отзываться о воспитателях и детском саде при ребенке. Это наводит малыша на мысль, что сад – это нехорошее место и его окружают нехорошие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.
Скорее всего, ваш ребенок прекрасно справится с грядущими изменениями в его жизни.
Задача родителей – быть спокойными, терпеливыми, внимательными и заботливыми, принять меры по подготовке ребенка к поступлению в детский сад.
Проявляйте радость при встрече с ребенком, говорите ласковые слова. Обнимайте малыша как можно чаще.
Список литературы
- Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста//Ребенок в детском саду.-2003.-№ 5.-С.49-50.
- Психологический словарь / Под редакцией А.В. Петровского, М.Г. Ярошенко, 2-е издание, исправленное и дополненное.-М.: Просвещение.-1999.
- Зубова Г., Арнаутова Е. Психолого – педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада // Дошкольное воспитание.-2004.-№7.-С.66-77.
- Пыжьянова Л. Как помочь ребенку в период адаптации? // Дошкольное воспитание.-2003.-№2.-С.13-16
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УСЛОВИЯ УСПЕШНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье представлены условия для реализации оказания успешной педагогической поддержки ребенка в условиях ФГОС дошкольного образования, а также приемы и способы педагогической поддержки в дошкольной ...
Мастер-класс для педагогов «Взаимодействие детского сада и семьи как необходимое условие успешной социализации ребенка в условиях реализации ФГОС ДО»
На современном этапе необходим активный курс на создание единого пространства развития ребенка как в детском саду, так и в семье. Важным условием преемственности детского сада и семьи является установ...
Выступление из опыта работы на региональном семинаре-практикуме по проблеме "Социальное партнерство семьи и ДОУ как условие социо-культурного развития личности ребенка в условиях реализации ФГОС" на базе МБДОУ д/с №18 г.Альметьевск, апрель 2017 г.
В данном докладе представлен опыт работы воспитателя школы-интерната для детей с ОВЗ Гимадиевой Г.З. по взаимодействию с родителями и установлению с ними партнерских отношений в условиях реализации ФГ...
Комплексное взаимодействие воспитателей и родителей как условие успешной адаптации ребенка к условиям детского сада.
"Согласованность действий родителей и воспитателей, как необходимое условие успешной адаптации ребёнка в детском саду"....
«Взаимодействие детского сада и семьи как необходимое условие успешной социализации ребенка в условиях реализации ФГОС ДО»консультация для педагогов
По мнению многих ученых первые годы жизни – это критически важный период для социального, интеллектуального и личностного развития. Именно в детском возрасте у человека формируется самосознание и закл...
Условия и критерии успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ
Условия и критерии успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ...
Родительское собрание "Условия успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ"
Конспект родительского собрания "Секреты успешной адаптации ребенка к условим ДОУ"...