Консультация для родителей по проектной деятельности,
консультация (средняя группа)
Консультация позволяет родителям понимать значимость проектной деятельности в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_proekt.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей на тему:
«Проектная деятельность детей дошкольного возраста»
Автор Мария Анатольевна Сычева
Уважаемые родители, я хочу вас познакомить с проектной деятельность детей. Рассказать, что это такое.
Одним из эффективных методов работы с детьми дошкольного возраста является метод проектной деятельности, который основан на понимании роли личности ребенка в системе дошкольного образования. Метод проектов дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
Проектная деятельность является проектной только в том случае, если прямое действие в той или иной ситуации оказывается невозможным. В ходе проектной деятельности дошкольник исследует различные варианты решения поставленной задачи и по определенным критериям выбирает оптимальный способ. При организации проектной деятельности необходимо учитывать тот факт, что в дошкольном возрасте замысел ребенка, как правило, намного опережает его технические возможности. В связи с этим взрослые, в первую очередь родители, должны оказывать помощь дошкольнику при реализации замысла. Совместная деятельность позволяет детям и родителям лучше понять друг друга, установить доверительные отношения.
Общие особенности проектной деятельности:
- Проектная деятельность разворачивается в проблемной ситуации, которая не может быть решена прямым действием.
- Участники проектной деятельности должны быть мотивированы. Педагог и ребенок (дети) формулируют причину, по которой они включаются в исследование.
- Проектная деятельность имеет адресный характер (ребенок выражает свое отношение, ищет адресата – человека, к которому обращено его высказывание в виде продукта). Проектная деятельность имеет ярко выраженную социальную окраску.
По продолжительности различают краткосрочные проекты, проекты средней продолжительности и долгосрочные проекты. Выделяют три основных вида проектной деятельности: исследовательскую, творческую, нормативную.
- Исследовательская проектная деятельность. Цель:исследование предполагает получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания.
Исследовательские проекты чаще всего носят индивидуальный характер и способствуют вовлечению ближайшего окружения ребенка (родители, друзья, братья и сестры).
Этапы:
- Создание ситуации, в ходе которой ребенок самостоятельно приходит к формулировке исследовательской задачи. Возможные стратегии поведения педагога:
- создает одну и ту же проблемную ситуацию для всех детей, и в итоге формулируется общий исследовательский вопрос;
- внимательное наблюдение за деятельностью детей, выявляющее сферы интересов каждого ребенка; создание особой ситуации, помогающей тому или иному ребенку сформулировать исследовательскую задачу;
- привлечение родителей, формулирующих совместно с ребенком исследовательскую задачу.
- Оформление проекта ребенком при участии взрослого (вспомогательная функция). Страницы:
- формулировка основного вопроса исследования;
- важность поставленного вопроса;
- выбор наиболее правильного (с точки зрения ребенка) ответа на вопрос; 4) возможные способы проверки предложенного ребенком ответа;
- результат проверки правильности ответа; 6) область применения проекта.
- Защита проекта.
- Выставка проектов, включение в ПРС группы.
Примеры: «Почему собаки кусают?», «Почему летают птицы?», «Почему времена года сменяют друг друга?» и др.
- Творческая проектная деятельность.
Цель: создание нового творческого продукта. Творческие проекты чаще всего носят коллективный характер (группа сверстников или родители); долгосрочны по срокам; более сложные по реализации (обсуждение и выбор идеи, отсутствие готовых способов реализации).
Этапы:
- Подготовительная работа, в ходе которой педагог обсуждает с детьми возможные темы проектов (связь со значимыми социальными ситуациями в жизни детей и взрослых: праздники, сезонные изменения и т. д.).
- Определение мотивов участия детей в предстоящей деятельности.
- Высказывание детьми идей реализации проекта.
- Зарисовка идей (предлагается воспитателем; после зарисовки дети предлагают идеи о том, что необходимо для реализации проекта).
- Демонстрация своих работ детьми. Рассказы о том, что изображено. Ответы на возникающие вопросы. В результате выбирается работа (идея), которая будет реализовываться в ходе творческого проекта.
- Информирование родителей. Идея проекта (рисунок) вывешивается на выставку.
- Реализация общего замысла. Коллективная работа выполняется по подгруппам при участии взрослого (решает технические проблемы).
- Социальная презентация, представление (продумывают педагоги).
- Презентация продукта творческого проекта.
Примеры: «Валентинки», «Альтернатива живой ели», «Уголок для конструирования» и др.
- Нормативная проектная деятельность. Цель: развитие позитивной социализации детей. Нормативные проекты всегда инициируются педагогом, четко понимающим необходимость введения той или иной нормы. Нормативные ситуации, сопровождающие детей, можно разделить на три группы: а) запрещающие; б) позитивно нормирующие; в) поддерживающие инициативу ребенка, приводящие к созданию новой нормы – нормотворческие. Стратегия: минимизировать запрещающие ситуации и увеличить количество ситуаций, поддерживающих детскую инициативу.
Этапы:
- Выявление воспитателем ситуаций. Ситуации должны либо часто повторяться, либо характеризоваться нежелательными формами поведения детей.
- Инициирование педагогом обсуждения вариантов поведения в той или иной ситуации и нежелательных последствий.
- Изображение детьми нежелательных последствий неприемлемого поведения. Символические рисунки, выполненные детьми, позволяют сформировать у них отрицательное отношение к ситуации.
- Обсуждение рисунков (рассказы детей).
- Обдумывание детьми вариантов поведения, позволяющего избежать нежелательных последствий той или иной ситуации.Выбор детьми оптимального варианта (после всех высказываний) – создание правила (возможна незначительная корректировка взрослого).
- Зарисовка детьми правила.
- Объяснение рисунка детьми. Рисунок должен указывать на признак ситуации и адекватный способ действия.
- Придумывание «знака» правила с последующим вклеиванием в альбом правил.
Примеры: «Как вести себя в ходе игры», «Как пользоваться ножницами» и др.
Помимо вышеперечисленных видов проектной деятельности (основных) выделяют следующие:
- Исследовательско-творческий проект (дети экспериментируют, затем оформляют результаты в виде стенгазеты, детского дизайна, драматизации и пр.).
- Ролево-игровой проект (включение элементов творческих игр, в ходе которых дети входят в образ персонажей сказки, решая при этом поставленную проблему).
- Информационно-практико-ориентированный проект: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.).
- Комплексный проект;
- Межгрупповой проект, групповой проект;
- Индивидуальный проект.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей по проектной деятельности
Материал консультации для родителей перед проведением проекта. В данной консультации родители знакомятся с целями и задачами проекта, а также разъясняется его роль в развитии и воспитании детей....
КОНСУЛЬТАЦИЯ «РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Чтобы организовать учебно-воспитательный процесс наиболее эффективно, необходимо участие не только педагога и детей группы, но и их родителей. Родители и педагоги – это две мощные силы, рол...
Консультация " Роль родителей в проектной деятельности"
Консультация...
Консультация для родителей «Использование проектной деятельности в художественно – эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста»
Консультация для родителей«Использование проектной деятельности в художественно – эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста»...
Консультация для родителей по проектной деятельности
Консультация (средняя группа)...
Консультация для родителей «Метод проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении как способ развития познавательных интересов детей
Проект – актуален для детей, в нем обязательно присутствует интересная для дошкольников, новая проблема, с опорой на поисковое поведение. В процессе проектирования дети выступают как заказчики, ...
Консультация для родителей «Организация проектной деятельности вместе с ребенком»
Данная публикация расскажет о том как помочь достичь успеха вашему ребенку через проектную технологию.Преимущество проекта:• Приобщает ребенка к активному исследов...