Формирование игровых умений у детей дошкольного возраста.
консультация на тему

Игровая деятельность - основной вид деятельности дошкольника. Но как играть порой не знают не только дети , но и их родители. Этот материал в помощь родителям и воспитателям детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditeley_davay_poigraem.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                  Играем вместе.

              (Формирование игровых умений у детей дошкольного возраста.)

Игра занимает важное место в жизни ребенка дошкольного возраста, являясь ведущим видом их деятельности. Все дети живут в игре, она - их мир, их бытие… .

«А все ли дети живут в игре? Для всех ли она становится миром?»

«Как сделать так, чтобы игра стала неотъемлемым элементом жизни каждого ребенка, оказывала на него развивающее воздействие?»

На основе анализа диагностики игры ребенка – дошкольника можно  сказать, что  эффективное формирование игровых умений на всех возрастных этапах может осуществляться в совместной игре взрослого с детьми, где взрослый сам действует новым способом и по смыслу игры вызывает у партнеров действовать таким же способом. Для того, чтобы втягивать детей в игру, играть с ними вместе, взрослый должен сам научиться свободно развертывать сюжет той или иной игры, отталкиваясь от тематики, привлекающей детей.

Современными исследованиями игровой деятельности дошкольника подтвердили, что:

  1. формирование личности ребенка происходит благодаря игре;
  2. в игре впервые осуществляется переход от действий с реальными предметами к действиям в умственном плане (т.е. «зоне ближайшего развития умственных действий»);
  3. в игре создаются оптимальные условия для овладения ребенком  произвольными формами поведения;
  4. в игре происходит активная социализация ребенка;

Что подразумеваем под выражением игровые умения? Это:

во – первых, ребенку нужно уметь принять на себя игровую роль (понимать, что сейчас в игре он не Саша, а «доктор») и обозначить ее для партнера (чтобы и партнер понимал, что он сейчас имеет дело на с Сашей, а с «доктором»);

во – вторых, нужно уметь осуществлять специфичные для роли условные предметные действия и вести ролевой диалог;

в- третьих, нужно уметь изменять в ходе игры ролевое поведение в зависимости от того, каковы роли партнеров («доктор» должен одним образом взаимодействовать и разговаривать с пациентом, и иначе с медсестрой).

В младшем дошкольном возрасте главное составляющее – это совместная игра взрослого с детьми. В старшем дошкольном возрасте  главная составляющая – это самостоятельная детская игра, в которую взрослый непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для ее активизации и использования детьми уже имеющихся в их арсенале игровых умений.

Далее остановимся на основных приемах, которые используются взрослым при организации сюжетно – ролевой игры в разных возрастных группах.

Для детей четвертого года жизни достаточно уметь принимать и обозначать игровую роль, для начала это должны быть парные роли, хорошо знакомые ребенку по его жизненной практике

(к примеру, «семейные» роли: мама-дочка; бабушка-внучка, а также пары: доктор-больной), а в дальнейшем несколько конкретных ролей:

                                                                     папа (доп. роль)

        мама                                                    дочка (доп. роль)          

    (основная роль)                                      бабушка (доп. роль)          

Взрослый (воспитатель, родитель) может строить совместную игру с детьми в следующей последовательности: надевает белую шапочку, берет набор «больница» и на виду у детей начинает играть, проговаривая:

« Я – доктор. Здесь у меня будет больница. Я буду лечить.  Лисичка, ты заболела? Что у тебя болит? Сейчас температуру измерим (ставит игрушечный градусник), покажи горлышко.  Теперь я тебя послушаю, повернись ко мне спинкой, а теперь животиком. У тебя ангина». Поиграв таким образом с персонажем - игрушкой, взрослый приглашает  в игру одного из детей.

«Маша, (в руках девочка держит котика) твой котик тоже заболел? Веди его в больницу. Я доктор, полечу его. Что болит у твоего котика. Игра может повторяться 2-3 раза, затем воспитатель-доктор предлагает «полечить» и кого- то из детей. «Алеша, давай ты как будто заболел и пришел ко мне в больницу. Здравствуйте, заходите, присаживайтесь. Что у вас болит? Покажите горлышко, поставим вам сейчас градусник. Покашляйте, пожалуйста. У вас бронхит. Я вам выпишу лекарство, принимайте его утром и вечером до еды». После игры взрослый предлагает побыть  доктором кому- то из детей, а сам становится пациентом.

« Кто хочет быть доктором? Аня, теперь ты доктор, надевай шапочку, бери инструменты, будешь лечить детей».

В дальнейшем взрослый может строить совместную игру с детьми в следующей последовательности: сначала взрослый берет на себя основную роль и втягивает ребенка в совместную игру, предлагая ему дополнительную роль. Также взрослый подключается к игре ребенка, беря на себя дополнительную роль, например: ребенок в роли доктора лечит больную куклу, воспитатель выступает тоже в роли больного  и тем самым вступает в игру в дополнительной роли, а затем уступает ее другому ребенку, то  есть ориентирует детей друг на друга. Такие парные роли сразу ориентируют детей на ролевое взаимодействие, то есть на ролевой диалог.

Также задача взрослого – «угадать», что делает ребенок, подключиться к его игре, найдя подходящую по смыслу дополнительную роль, и развернуть ролевое взаимодействие. Например: мальчиков бегает по комнате, держа в руке игрушечный руль. Взрослый присоединяется к его игре: «Алеша, ты кто? Водитель? У тебя какая машина? Грузовая? Я начальник стройки, я могу попросить тебя привезти кирпичи?» Достаточно даже такого кратковременного взаимодействия, чтобы началась игра « На стройке», в которую был вовлечен ребенок. Также взрослого необходимо помнить, что в ходе совместных игр своими вопросами, репликами изнутри своей роли взрослый  должен стараться максимально активизировать ролевую речь детей.

Чтобы выделить для детей ролевой диалог, как необходимое условие совместной игры, можно использовать игру взрослого с детьми в «телефонный разговор». Использовать этот прием можно только в том случае, если дети представляют себе назначение настоящего телефона.

Основная задача взрослого для детей пяти лет  - формировать умение детей изменять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров в процессе игры.

Решение этой задачи возможно в совместной игре взрослого с детьми, а также при соблюдении взрослым двух условий:

1)использование сюжетов с несколькими персонажами, где одна из ролей включена в непосредственные связи со всеми остальными;

2) персонажей в сюжете должно быть больше, чем участников.

На первом этапе игра строится таким образом, чтобы у ребенка была основная роль в сюжете; врослый последовательно меняет свои роли в ходе игры; не рассказывает ребенку предварительно сюжет, а сразу начинает игру, предлагая ему основную роль, ориентируясь на тематику, привлекающую ребенка. Например, мальчик любит играть с машинами. Взрослый  предлагает ему:

« Саша, давай с тобой играть. Ты будешь водителем – таксистом? Тогда  я буду пассажиром. Во время «поездки» взрослый- пассажир развертывает ролевой диалог с «водителем».

Далее взрослый - пассажир предлагает следующее сюжетное событие, требующее появления нового персонажа: «  Ой, кто это нас останавливает? Неужели мы проехали на красный свет? Таким образом взрослый вводит новый персонаж – «инспектора дорожно - патрульной службы», в роли которого выступает сам родитель. После выяснения обстоятельств с «инспектором» можно ввести третье событие, требующее появления еще одного персонажа. Например, у машины спустилось заднее колесо, и водителю необходимо заехать в автомастерскую для ремонта колеса. Ребенок продолжает обыгрывать роль водителя,  а взрослый берет на себя новую роль – шиномонтажника.

Из примера видим, что можно строить «куст» ролей следующим образом:

                            шиномонтажник

водитель            пассажир

                           инспектор ДПС

Играя с ребенком, взрослый использует минимальное количество игрушек, чтобы манипуляции с ними не отвлекали внимание от ролевого взаимодействия.

На втором этапе совместной игры взрослый берет себе основную роль, а ребенку предлагает дополнительную. Например: взрослый – продавец, а ребенок – покупатель. В процессе игры взрослый стимулирует последовательную смену ребенком игровых ролей. Сюжетное событие, которое вводит педагог, чтобы «оправдать» появление нового персонажа, должно быть достаточно интересным, тогда у ребенка возникнет желание сменить роль на новую, так как от этого зависит продолжение игры. Например, взрослый говорит ребенку: « Давай с тобой играть в «Супермаркет». Я -  продавец, а ты – покупатель». В ходе игры взрослый намеренно вовлекает в сюжет еще троих детей -  покупателей, а основному покупателю предлагает роль  директора магазина.

Вовлечение детей в игру осуществляется взрослым только по их желанию. Взрослый в общем виде может спланировать игру, но инициатива детей может придать сюжету совершенно неожиданный поворот. Взрослому следует быть готовым к этому, поддерживать детскую творческую инициативу.

Игра взрослого с детьми шести, семи лет  строится совсем иначе, чем с детьми младшего  возраста. В основном в этом возрасте взрослый в самостоятельную детскую игру  непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для нее: работает над обогащением тематических содержаний игр и внедрением ее «коллективной» формы.

Например, во время игры взрослый замечает, что ребенок  играет в одну и ту же игру, при этом сюжет игры не меняется, роль его постоянна, а игра не отличается разнообразием. И, чтобы разнообразить сюжет, взрослый использует прием «расшатывание», когда в игру вступает сказочный персонаж или любой нереальный герой. ( Например, взрослый в роли Бабы – яги вступает в игру детей.)

Предлагаем перечень игр  для  самостоятельной сюжетной игры детей.  

«Детский сад»: заведующая, воспитатель, младший воспитатель, сторож, медсестра, повар, дети, родители.

«Поликлиника»: врач, медсестра, заведующая, пациенты, санитарка.

«Больница»: врач, процедурная медсестра, санитарка, буфетчица, заведующий больницей, больные.

«Магазин»: продавец, кассир, покупатели, грузчик, директор магазина, водитель – экспедитор.

«Почта»: почтальон, заведующий почтой, оператор, посетитель, водитель.

«Летчики»: 1пилот, 2пилот, бортмеханик, штурман, стюардесса, пассажиры.

«Пограничники»: командир заставы, пограничники, служебная собака,  нарушитель границы, врач, повар, связист.

«Пожарники»: пожарники, диспетчер, водитель пожарной машины, командир пожарной бригады, повар, врач, командир пожарной части.

«Семья»: мама, папа, сестра, брат, бабушка, дедушка.

«Салон красоты»: парикмахер, косметолог, директор салона, уборщица, клиент.

«Ателье»: приемщица заказов, портной, закройщик, клиент, модельер.

«На аэродроме»: техник, заправщик, летчик, водитель служебной техники.

«Путешествие»: капитан корабля, боцман, матрос, пассажиры, кассир, кок, врач, официант.

«Автопарк»: водители машин, мойщик машин, механик, врач, диспетчер.

«Школа». Учитель, директор школы, охранник, ученики, медсестра, техслужащая.

Сюжетно – ролевая игра «Летчики»

Задачи: помогать детям налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь. Развивать речь детей.

роли

Ролевые действия

1пилот

Командир экипажа управляет самолетом во время полета, руководит действиями членов экипажа

2пилот

Дублирует действия 1 пилота

штурман

Следит за навигационной обстановкой, работает с картой, прокладывает маршрут

пассажир

Покупает билет, садится в самолет, соблюдает правила поведения во время полета.

бортмеханик

Обслуживает системы самолета  и двигателя.

стюардесса

Обслуживает пассажиров и экипаж (подает воду, чай, кофе). Следит за состоянием пассажиров.

Из выше написанного можно сделать следующий вывод: в период детства сложный механизм игры, включающий в себя на высших стадиях ее развития воображаемую ситуацию, ролевое поведение, действия с воображаемыми объектами и предметами – заместителями, формируется постепенно. На начальном этапе, т.е. младшем дошкольном возрасте – это совместная игра взрослого  с ребенком, а в старшем дошкольном возрасте – это самостоятельная детская игра, в которую взрослый непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для ее активизации и использования детьми уже имеющихся в их арсенале игровых умений.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

коммуникативные возможности детей с ОНР отличаются заметной ограниченностью и по всем параметрам значительно ниже речевой нормы. Обращает на себя внимание невысокий уровень развития игровой деятельнос...

Театрализованные игры и упражнения как средство формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста.

Под театрализованными играми ученые понимают «игры в театр», «сюжетами которых служат хорошо известные сказки или театральные представления по готовым сценариям».Было установлено, что театрализованные...

Доклад по дошкольному воспитанию на тему "Формирование графических умений у детей дошкольного возраста, как элемента школьной готовности".

Графический язык - это важное средство коммуникации: прежде чем усвоить символ, человек разными способами развивал эту способность, начиная с раннего детства и заканчивая школьным периодом. Несформиро...