Родительское собрание "Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста в домашних условиях"
методическая разработка (средняя группа) на тему
Родительское собрание по социально- коммуникативному развитию
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №68»
Родительское собрание
«Формирование коммуникативных
умений у детей дошкольного возраста в домашних условиях»
(февраль, 2 младшая группа)
Подготовили и провели:
воспитатели
Пьянзина Е.П., Ежикова Н.Б.
Саранск – 2016
Время проведения: февраль 2015г.
Место проведения: групповая комната.
Форма проведения: круглый стол.
Задачи: Познакомить родителей с понятиями «коммуникативные умения», «Коммуникабельный человек», помочь родителям понять своих детей, проявить заботу о психологическом здоровье своего ребенка, помочь родителям и детям понимать друг друга, создание благоприятной атмосферы общения в семье.
Повестка дня:
1. Открытый показ интегрированного занятия по ОО «Познавательное развитие» и ОО «Социально- коммуникативное развитие» «Теремок».
2. Упражнение «Подари приветствие присутствующим» на невербальном уровне
3. Дискуссия на тему «Что такое коммуникативные умения». 4. Сообщение «Основные направления работы с детьми 3 -4 лет в формировании коммуникативных умений
5. Проблемный вопрос родителей на тему «Достаточно ли вы общаетесь с ребенком дома?»
6. Анализ анкет «Ребенок и социум».
7. Знакомство родителей с одной из форм совместного взаимодействия детского сада, родителей и детей – создание социальных паспортов (портфолио) детей
8. Презентация папки – раскладушки «Правила конструктивного общения,
или чем руководствоваться в затруднительных ситуациях.»
9. Разное.
Приложение №1
Ход собрания: (звучит релаксационная музыка).
Уважаемые родители!
Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание. А сейчас давайте отвлечемся от проблем, которые вы решали весь день и поиграем в игру «Подари приветствие соседу», но на невербальном уровне. Кто знает что такое «невербальное»? (выслушиваю ответы родителей). Да, вы правильно сказали – без слов. (сама начинаю игру и «здороваюсь» с тем родителем, который рядом. Все родители придумывают свое приветствие).
Сегодня тема нашего собрания «Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста в домашних условиях». Сегодня я принесла «волшебный микрофон» он поможет нам. Сейчас тот, у кого окажется в руках микрофон выскажет свою точку зрения, как он понимает что такое «Коммуникативные умения». (Родители, по очереди, передают микрофон и высказывают свои суждения по заданной теме. Воспитатель внимательно выслушивает все высказывания и в конце обобщает все высказывания.).
Да, вы правильно сказали, что коммуникативное умение – это умение общаться друг с другом. С самого рождения человек, являясь социальным существом, испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается – от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству. Данное обстоятельство определяет потенциальную непрерывность общения как необходимого условия жизнедеятельности. Общение, является сложной и многогранной деятельностью. Обычно общение включено в практическое взаимодействие людей, обеспечивает планирование, осуществление и контроль их деятельности. Поэтому основным условием возникновения и развития общения является совместная деятельность.
Несмотря на достаточно глубокую изученность данного вопроса, проблема общения и формирования коммуникативных умений детей дошкольного возраста остается актуальной. Реализация требований современной жизни поставила перед педагогикой задачу целенаправленной подготовки детей с самого раннего возраста к полноценному общению в различных сферах жизнедеятельности. В практике дошкольного воспитания применяются образовательные программы, многие из которых предполагают развитие коммуникативной деятельности детей, как основы социализации, ставят задачу формирования коммуникативных умений у дошкольников как интегративного явления, имеющего трехблочную структуру: информационно-коммуникативные умения, регуляционно-коммуникативные умения, аффективно-коммуникативные умения. Именно к 4 годам у детей складывается потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстниками. Содержанием общения становится совместная, главным образом, игровая, деятельность. В этом же возрасте возникает и потребность в уважении и признании сверстников. Таким образом, у детей 3- 4 лет существует потребность в общении со сверстниками, которая тесно связана с основными потребностями ребенка – потребностями в новых впечатлениях, в активной деятельности, в признании и поддержке. Данные теоретические положения позволили выделить особенности формирования коммуникативных умений у детей 3-4 лет: усвоение детьми коммуникативных моделей происходит в совместной деятельности со взрослым; в формировании социальных потребностей ребенка и освоении им опыта человеческой деятельности ведущая роль принадлежит совместным играм со сверстниками.
Одним из факторов формирования коммуникативных умений у детей 3 –4 лет является благоприятный психологический климат в группе детского сада и в семье. Для описания модели формирования коммуникативных умений давайте с вами определим критерии сформированности коммуникативных умений у детей 3 – 4 лет: умение ориентироваться в ситуации общения, употребление вербальных и невербальных средств общения, умение организовать процесс общения, преодоление конфликтов, эмоциональное восприятие партнера по общению.
1. Понятия «общение» и «коммуникация» рассматриваются нами как идентичные. Исходя из этого, под коммуникативными умениями дошкольников мы понимаем освоенные детьми способы выполнения коммуникативных действий, зависящих от сформированности его коммуникативных мотивов, потребностей, ценностных ориентации, знаний, навыков и определяющие готовность ребенка к общению.
2. В структуру коммуникативных умений детей входят:
- информационно-коммуникативные умения: умение начать, поддержать и завершить общение, привлечь внимание собеседника; умение ориентироваться в партнерах и ситуациях общения (адекватно реагировать на знакомого и незнакомого человека, понять намерения, мотивы общения партнеров); умение употреблять средства вербального и невербального общения, использовать слова и знаки вежливости;
- регуляционно-коммуникативные умения: умение согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями партнеров; умение помогать партнеру и самому принимать помощь; умение решать конфликты адекватными способами;
- аффективно-коммуникативные умения: умение замечать и адекватно реагировать на эмоциональное состояние партнера; умение проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание к партнерам.
Эффективность модели формирования коммуникативных умений у детей в процессе игровой деятельности обеспечивается реализацией следующих условий: создание благоприятного психологического климата в группе дошкольного образовательного учреждения и в семье воспитанника; реализация комплекса игровых тренингов, обеспечивающего поэтапное формирование коммуникативных умений; субъектная позиция педагога и родителей в процессе взаимодействия с воспитанниками; обеспечение единства когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов личности ребенка в процессе совместной игровой деятельности; вариативность и рефлексивный характер игровой деятельности. Исходя из вышесказанного попробуйте ответить на вопрос: «Достаточно ли вы коммуникабельны со своим ребенком?». (Дискуссия родителей).
Мы провели с детьми анкетирование на тему: «Ребенок и социум».
(Проводится анализ анкет)
В нашем детском саду разработана одна из форм взаимодействия детского сада, родителей детей – это создание социальных паспортов детей или «Портфолио дошкольника». Оно состоит из следующих разделов:
- Это я,
- Это моя семья
- Мое имя
- Герб семьи
- Генеалогическое дерево семьи
- Я расту
- Я люблю
- Я не люблю
- Моя ручка, моя ножка (самопознание)
- Мои любимые книги, игрушки
- Мои друзья
- Мои увлечения
- Мой любимый праздник
- Моя любимая еда
- Мои достижения
- Мои творческие работы
- Отзывы специалистов
- Выпуск в школу
- Что ни слово, то золото
(Далее предлагаем родителям за чашкой чая задать вопросы, которые у них возникли по ходу собрания и на которые не получили ответа. Предлагаем всем родителям принять участие в диспуте, совместно отвечать на заданные вопросы).
Приложение № 2
Конспект
интегрированного занятия
тема: «Теремок»
Задачи:
Образовательные: Закреплять умение детей делать постройки из мягких модулей и крупного строительного материала, составлять целое изображение из частей, дополнять постройки деталями из бумаги и картона.
Развивающие: Развивать у детей интерес к театрализации сказок, выразительность жестов, мимики, голоса, умение детей передавать образы различных животных. Развивать творческие способности при выборе формы постройки, расстановке декораций на сцене.
Воспитательные: Способствовать обогащению эмоциональной сферы детей, воспитанию дружеских отношений друг к другу средствами музыкальной культуры и сказкотерапии.
Методические приёмы: театрализованная разминка, игра «Назови соседа ласково», игра на воображение «Что ты видишь?», изображение животных с помощью мимики, голоса и жестов, дидактическая игра «Собери полянку», конструирование из мягких модулей и кубов, обыгрывание сказки, танец героев.
Интеграция образовательных областей:
О.О. «Социально- коммуникативное развитие» (театрализованная деятельность): передача образов различных животных с помощью жестов, мимики и голоса; драматизация знакомой сказки.
О.О. «Развитие речи»: - развитие свободного общения с взрослыми и детьми, умения внятно и отчетливо проговаривать слова.
О.О. «Физическое развитие»: - развитие двигательной активности, создание психологического микроклимата на положительных эмоциях детей, различной смены деятельности.
Предварительная работа по образовательным областям:
О.О. «Познавательное развитие» (развитие продуктивной (конструктивной) деятельности): создание построек из мягких модулей, составление целого изображения из нескольких частей.
О.О. «Социально- коммуникативное развитие»: драматизация знакомых сказок.
О.О. «Физическое развитие»: двигательная активность детей, контроль за осанкой детей.
Материалы и оборудование: магнитофон с записями музыкальных композиций и русской народной музыки, мягкие модули, кубы, пирамида, элементы «окон» и «дверей» из самоклеящейся бумаги, ёлки, птички из картона с петельками, детали цветов из картона, «бабочки» с рисунками-схемами животных и теремка, маски: муха, мышка, лягушка, ёжик, заяц, лиса, волк, медведь, ширма, стол, зеркало.
Место проведения: музыкальный зал.
Ход занятия:
1 часть: Театральная разминка.
(Дети входят в зал под сказочную музыку)
Воспитатель: Ребята, давайте сейчас встанем в круг и назовём друг друга ласково, поднимем друг другу настроение!
Игра «Назови соседа ласково».
Воспитатель: Ну вот, все и узнали, как нас зовут, и как мы друг друга называем. А теперь я приглашаю вас отправиться в сказочный лес. Закроем глаза на минутку, скажем волшебные слова: «Мысли полетели, на полянку сели…Раз, два, три! Раз, два, три, что здесь видишь, расскажи!»
Игра на воображение «Что ты видишь?»
(Дети рассказывают, что можно увидеть в лесу, можно изобразить ветер, деревья, «понюхать» цветы и т.д.)
Воспитатель: Молодцы, ребята, давайте немного здесь погуляем.
(Подходят к зеркалу, на котором на ниточках развешаны бабочки с картинками-схемами животных: мухи, мышки, лягушки, ежа, зайца, лисы, волка, медведя и теремка на обороте)
Посмотрите, ребята, кто-то в нашем лесу оставил зеркало. Я думаю, оно волшебное, ведь неспроста на нём уселись эти красивые бабочки. Сейчас я буду дотрагиваться до них, а вы попробуйте отгадать, в какое животное они превратятся.
(Воспитатель по очереди переворачивает бабочек, дети отгадывают животных и изображают их перед зеркалом с помощью мимики, жестов и голоса).
Воспитатель: Ребята, у нас осталась ещё одна бабочка (переворачивает схему теремка). Ой, а здесь и не зверь, и не птица, не то дом, не то дворец. Кто-то здесь загадал нам сказку, давайте посмотрим ещё раз на эти картинки и отгадаем, что за сказка здесь спряталась?
Дети: Теремок.
Воспитатель: Верно, «Теремок»! А теперь, давайте вспомним, что случилось с теремком в конце сказки? Почему это произошло? (Ответы детей).
Правильно, ребята, мишка развалил маленький теремок, потому, что он в него не поместился.
Давайте разыграем эту сказку по - новому, но прежде, нам нужно построить большой теремок, чтобы всем зверям в нем места хватило.
Посмотрите, здесь на полу лежит всё, что нужно для наших декораций. Осталось всё это нам только собрать.
2 часть: Конструирование и сборка декораций.
(Дети под музыку строят теремок из мягких модулей, ставят ёлки, вешают на них птичек, составляют цветы из лепестков).
Воспитатель: Вот и готовы наши декорации. Какой большой и красивый теремок у нас получился! Как вы думаете, поместится сейчас в нем мишка?
А сейчас, я предлагаю разыграть нашу сказку.
Но чтобы разыграть настоящий спектакль, нам нужно превратиться в героев сказки, в этом нам помогут маски. Посмотрите, разбирайте, перед зеркалом надевайте! (Дети под музыку выбирают маски, надевают их на голову, проходят за ширму).
3 часть: Драматизация сказки «Теремок».
(В конце сказки мишка залезает в теремок к остальным героям)
4 часть: Заключительная.
Воспитатель: Залез мишка в теремок. И ему место нашлось, ведь мы все вместе построили большой и крепкий теремок. Стали звери в нём жить-поживать, песни петь и распевать!
(Заключительный танец героев сказки).
Приложение №3
Анкета для родителей
"Ребенок и социум"
Эта анкета поможет лучше понять Вашего ребенка, помочь ему быстрее адаптироваться в сложном взрослом мире. Поможет она и взрослым, находящимся в окружении ребенка, вспомнить, что ребенок- это личность, со своим собственным характером, личностными особенностями.
- Какие любимые игры и задания есть у Вашего ребенка?
- Какие положительные черты присущи Вашему ребенку?
добрый, ласковый, внимательный, послушный, заботливый, аккуратный, любознательный, жизнерадостный спокойный, покладистый, самостоятельным, общительный.
- С кем ребенок чаще проводит свое свободное время?
- К кому из взрослых ребенок чаше всего обращается со своими личными вопросами?
- Часто ли ребенок болеет, какие тяжелые заболевания, травмы перенёс?
- Какие игрушки любит, кто их убирает?
- Ведутся ли развивающие занятия дома, какие, насколько часто?
- Как вы наказываете ребенка (перечислить)?
- Какие меры поощрения вы применяете, какая мера поощрения наиболее действенная?
- Какие у ребенка отношения с детьми, есть ли трудности (какие)?
- Что вас беспокоит в ребёнке?
- Что вы хотели бы узнать и какие советы получить от педагога?
- Отношение ребенка к критике (замечаниям взрослых) и неуспеху в деятельности (агрессивное, безразличное, спокойное, обидчивое)
- Как ребенок засыпает/просыпается (легко и быстро, поздно, рано)
- Умеет ли Ваш ребенок самостоятельно одеваться, завязывать шнурки, убирать игрушки, стелить постель, поливать цветы и т. п.
- Сведения о личностных особенностях ребенка и его взаимоотношениях с окружающими.
а. Общительный со взрослыми (не очень общительный, замкнутый).
б. Общительный с детьми:
- в большинстве случаев предпочитает играть с другими детьми, чем один.
- не очень общительный (в одинаковой степени любит играть и с другими детьми, и один).
- замкнутый, необщительный (любит играть один).
в. В отношениях: старается подчинить себе других или подчиняется сам
г. Умеет дружно, без конфликтов играть с другими детьми
- конфликты возникают, но редко
- часто ссорится, играя с другими детьми
д. Охотно делится игрушками с детьми
- не очень охотно
- неохотно
е. Сочувствует другому, когда тот чем-нибудь огорчен
- пытается помочь ему, утешить, пожалеть.
- только иногда выражает свое сочувствие другому
- внешне не выражает своего сочувствия.
ж. Агрессивен (часто обижает других детей, дерется)
- иногда бывает агрессивен
- неагрессивен, спокоен
з. Часто жалуется взрослым, когда ссорится с товарищами
- редко жалуется
- совсем не жалуется
и. Обидчивый
- не очень обидчивый
- совсем не обидчивый.
к. Всегда говорит правду,
- никого не обманывает
- иногда говорит неправду
- часто обманывает
л. Любит делать все самостоятельно, даже если не умеет
- не очень стремится к самостоятельности
- предпочитает, чтобы за него все делали другие
м. Старается доводить начатое дело до конца
- недостаточно настойчив
- как правило, не доводит начатое дело до конца
н. Уверенный, решительный
- не очень уверенный
- неуверенный.
о. Преобладает веселое, жизнерадостное настроение
- в равной степени бывает веселым и недовольным (часто смеется, радуется и часто плачет)
- чаще бывает плохое настроение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры для формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
коммуникативные возможности детей с ОНР отличаются заметной ограниченностью и по всем параметрам значительно ниже речевой нормы. Обращает на себя внимание невысокий уровень развития игровой деятельнос...
Театрализованные игры и упражнения как средство формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста.
Под театрализованными играми ученые понимают «игры в театр», «сюжетами которых служат хорошо известные сказки или театральные представления по готовым сценариям».Было установлено, что театрализованные...
Английские рифмовки как способ развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста.
Главная цель в обучении иностранному языку – практическое овладение языком. Ребенок должен научиться говорить на английском ( немецком, французском ) и все цели и средства вращаются вокруг этого....
Родительское собрание «Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста»
Практика показывает, что проведение родительских собраний по старой структуре не оправдывает ожидания родителей. Здесь следует помнить, что родители являются заказчиками образовательных услуг и и...
Родительское собрание «Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста в домашних условиях»
конспект родительское собрание «Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста в домашних условиях»...
: Родительское собрание "Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста в домашних условиях".
Практика показывает, что проведение родительских собраний по старой структуре не оправдывает ожидания родителей. Здесь следует помнить, что родители являются заказчиками образовательных услуг и имеют ...
Конспект родительского собрания для родителей средней группы «Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста. Профилактика детского травматизма во время новогодних праздников.»
Конспект родительского собрания для родителей средней группы ДОУ...