Консультация "Детский сад первые шаги"
консультация (младшая группа) на тему
Консультация для родителей "Детский сад первые шаги".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya_dlya_roditeley.doc | 85.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Детский сад – первые шаги.
Поступления малыша в детский сад - это первый шаг в самостоятельную жизнь, который не всем детям даётся легко.
Наша задача сделать так. Чтобы период адаптации прошёл для ребёнка безболезненно. Для этого между нами, должны установится дружеские, партнёрские отношения. Каждому ребёнку рано или поздно приходится социализироваться, т е, становится способным жить среди других людей. Это необходимый для всех этап.
Адаптация - это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением.
Рекомендации родителям.
• Настраивать ребенка на мажорный лад. Внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.
• Не оставлять его в дошкольном коллективе на целый день сразу, как можно раньше забирать домой. Начинайте посещение ДОУ по алгоритму, предложенному специалистами.
• Создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье. Щадить его ослабленную нервную систему.
• Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему. На время прекратите походы в общественные заведения, в гости. Намного сократите просмотр телевизионных передач.
• Как можно раньше сообщить врачу и воспитателям о личностных особенностях малыша.
• Создать в воскресные дни дома для него режим такой же, как и в детском учреждении.
• При выявленном изменении в обычном поведении ребенка как можно раньше обратиться к детскому врачу или психологу.
• При выраженных невротических реакциях оставить малыша на несколько дней дома и выполнять все предписания специалиста.
Полная адаптация ребенка к детскому саду возможна не раньше чем через 2-3 месяца. И в течение всего этого периода надо заботиться о том, чтобы ребенок не слишком остро ощущал разрыв между своей прежней и теперешней жизнью. Например, старайтесь первое время одевать его в знакомую одежду, дать с собой в садик любимую игрушку. Если ребенок сильно скучает, облегчить его состояние сможет фотография мамы в шкафчике для одежды или под подушкой его кроватки, тому же самому может послужить какая-то небольшая вещь мамы, например: ее шарфик или платочек.
Проявляйте как можно больше интереса к его занятиям в детском саду, внимательно выслушивайте его рассказы, сохраняйте рисунки и аппликации, которые он приносит; любознательность и стремление к действию возникают и развиваются (как и умение говорить или ходить) при доброжелательном и терпеливом участии взрослых, благодаря их постоянным поощрениям.
В первое время ребенок может сильно уставать в детском саду: новые впечатления, новые друзья, новая деятельность, большое количество народа. Если ребенок приходит домой измученным и нервным, это еще не значит, что его адаптация проходит тяжело. Просто необходимо время, чтобы малыш привык к новому режиму.
Поддерживайте отношения с воспитателем и другими родителями. Интересуйтесь, с кем ваш малыш дружит, приветствуйте и поощряйте дружбу. Участвуйте в жизни малыша, радуйтесь его успехам и творчеству.
Помните, что с началом посещения детского сада ребёнок на время лишается физического контакта с матерью. Маленьким детям важно, чтобы их продолжали брать на руки, обнимали, укладывали спать. Поэтому старайтесь уделять больше внимания ребёнку дома, читайте, играйте, смотрите вместе мультики, делайте домашнюю работу. Подчеркивайте, каким большим и умелым стал ваш малыш, как пошел в детский сад, каким он стал сильным, смелым и умным, как многому он учится каждый день в детском саду. Будьте нежны, терпеливы и доброжелательны. И, скорее всего, стресса, связанного с поступлением в детский сад, удастся избежать.
Желаем Вам удачи!
Что можно сделать, чтобы облегчить этот сложный период адаптации?
Самое главное — ваше эмоциональное состояние! Принимаете ли вы для себя то, что ваш ребенок будет посещать детский сад. Если вы негативно относитесь к садику, испытываете чувство вины за то, что приводите туда ребенка, и не ждете от садика ничего хорошего — ваш ребенок обязательно будет чувствовать то же самое. Если для вас садик — это новый этап в жизни вашего ребенка, вы уверены в необходимости его посещения, в том, что ребенку в нем будет хорошо — эти же чувства будут передаваться и ему.
Заранее поговорите с воспитателем о вашем ребенке. Расскажите о его привычках, особенностях поведения, что он любит (не любит), какие предпочитает игры (занятия), о методах воспитания, принятых в вашей семье — обо всем том, что, по вашему мнению, должен знать воспитатель. Эта информация очень поможет в дальнейшей работе с вашим ребенком, поможет найти к нему индивидуальный подход.
Обговорите с воспитателем режим посещения на период адаптации. Обычно он планируется строго индивидуально и зависит от особенностей ребенка. Кто-то уже через неделю остается на сон, кто-то в течение месяца ходит с плачем только до обеда.
В любом случае первые дни ребенка приводят в садик на 1,5-2 часа. Если воспитатель разрешает, можете посидеть с малышом в группе, чтобы резкое расставание с мамой не стало для него сильным стрессом. Как один из вариантов — ребенка приводят на час — полтора на прогулку, затем он начинает оставаться в группе до обеда. Конечно, в идеале привыкание к садику должно быть постепенным, и следовать вы должны желаниям ребенка: сначала вы полгода ходите в кратковременную группу вместе с ним, затем около двух недель приводите на прогулку, затем еще две недели он приходит с утра на два часа. Потом в течение2-3 недель малыш остается только до обеда, затем еще неделю-две вы забираете его сразу после сна.
Примерно такое же время должно занять привыкание к полднику и ужину. Хорошо, если ребенок сам проявляет инициативу остаться покушать (поспать, поиграть) вместе с ребятами, однако на практике такой режим адаптации очень редко устраивает родителей, и уже через неделю-две они просят оставлять ребенка на полный день. Но для душевного благополучия малыша с этим не стоит торопиться.
Но некоторые режимные моменты затягивать не рекомендуется. Не стоит устраивать долгое прощание перед группой, это может вылиться в настоящую истерику. Твердо и уверено скажите малышу, что сейчас вы оставите его и придете за ним на прогулке (после обеда, сна). И сразу уходите. Можете договориться о "прощальном ритуале", например, что обязательно помашете ему в окошко.
Если расставание с мамой проходит очень тяжело, пусть в садик его попробует отводить кто-то другой (например, папа, бабушка).
Дайте ребенку с собой какую-нибудь вещь, которая будет напоминать о маме (платочек, фотографию). Можно дать ему с собой "ключ от квартиры", без которого вы не попадете домой, пока не заберете его из садика.
Если у ребенка трудности с укладыванием на сон, договоритесь с воспитателем о том, чтобы она разрешила брать с собой любимую игрушку для засыпания.
Придумывайте, как мотивировать ребенка для похода в садик, например, в садике ему нужно будет обязательно поздороваться с черепахой, посмотреть, как кормят рыбок, а может быть, в садике по нему будут очень скучать любимая машинка или кукла?
Дома играйте в "детский сад", пусть игрушки возьмут на себя роли "деток" и "воспитателей", это поможет не только вам узнать, как воспринимает новое место ваш ребенок, но и поможет ему отреагировать неприятные эмоции и напряжение.
Постарайтесь не делать перерывов в посещении садика в период адаптации, исключение — болезнь с температурой. Насморк не является поводом для отказа от похода в садик.
Не обсуждайте при ребенке моменты, которые вас не устраивают в детском саду, не говорите при нем плохо о воспитателях.
Говорите малышу, как вы рады, что он уже такой большой и самостоятельный, что ходит в детский сад. Расскажите об этом вашим родственникам и друзьям, и пусть он слышит, как вы им гордитесь!
Об успешности адаптации будет свидетельствовать нормализация эмоционального состояния крохи, однако это не означает, что он будет радостно бежать в детский сад. Ребенок имеет полное право не любить ходить в детский садик, грустить и плакать при расставании с вами. Однако ребенок, адаптировавшийся к детскому саду, принимает для себя необходимость его посещения.
Не стоит ждать, что ваш «малоежка», адаптировавшись, начнет просить на завтрак добавки или превратится в садике в заводилу группы, если дома он предпочитает тихонько рассматривать картинки в книжках. Адаптировавшись, ребенок станет вновь "самим собой", исчезнут нетипичные для малыша поведенческие реакции (например, истеричность у спокойного ребенка или вялость, безучастие ко всему у маленького холерика), нормализуется сон, пройдут проявления возможного регресса в развитии.
Адаптация к детскому саду.
Прежде чем начать водить малыша в сад, родителям стоит ответить себе на вопрос "Зачем?" и согласовать свои действия.
Получены путевки в сад, оформлены медицинские карты, вы уже познакомились с заведующей и воспитателями. Все закончено, ребенок в саду? Нет, все только начинается.
Для домашнего малыша это может быть целая история — привыкнуть к детскому саду. На что стоит обратить особое внимание? Как сделать так, чтобы ваша излишняя тревожность не помешала ребенку адаптироваться? Нужны ли какие-то специальные действия? Зачем вообще ходить в сад?
Прежде чем начать водить малыша в сад, родителям стоит ответить себе на вопрос "Зачем?" и согласовать свои действия.
О пользе сада
Начнем с последнего вопроса. Зачем вообще ходить в сад? Самый распространенный ответ (но не единственный) — потому что обоим родителям необходимо работать. Но что дает детский сад самому ребенку?
В сад полезно ходить, потому что в мегаполисе это нередко единственная возможность получить опыт игровых отношений с ровесниками. И ходить в сад стоит совсем не ради занятий, которые там есть (хотя и это тоже полезно), а ради совместной игры, совместных прогулок, во время которых ребенок может получить такой ценный, хотя и небезболезненный опыт построения "горизонтальных" отношений, отношений со сверстниками.
Дело в том, что в городах сейчас фактически разрушена игровая среда, отсутствует детская субкультура. Дети стали вообще значительно меньше гулять и перестали гулять самостоятельно во дворах, как было во времена нашего детства. И это абсолютно объяснимо — не та социальная ситуация, но сложившееся положение губительно действует на социализацию.
Итак, в детский сад малыш идет, чтобы:
- привыкать к тому, что он не единственный, не центр Вселенной. Что есть другие "я", другие дети со своими желаниями и нежеланиями, и с ними надо научиться считаться;
- учиться договариваться с ровесниками. Строить так называемые горизонтальные связи. Уметь находиться в ситуации, когда никто не готов под тебя подстраиваться, как это делают мама и папа, бабушка и няня;
- учиться играть и распределять роли в игре, уметь действовать согласно взятой роли. Напомним, ведущая психическая деятельность дошкольного возраста — игра со сверстниками и развитие воображения, фантазии, творчества. Не стоит выбирать сад, каждый день в котором перегружен развивающими занятиями;
- научиться играть в игры с правилами и эти правила соблюдать. К сожалению, в большом городе, где дети не гуляют самостоятельно и не играют в "фанты" и "казаки-разбойники", детский сад — ну, еще может быть, дача — единственное место, где можно просто поиграть. А ведь игры — это то, что запоминается на всю жизнь.
Чему предстоит научиться ребенку, пока он привыкает к садику
Есть понятие "социальный интеллект": это все навыки, связанные с умением общаться и способностью распознавать смысл взаимодействий людей.
Первый уровень развития социального интеллекта ребенок обычно получает в семье, на детской площадке, в гостях и на развивающих занятиях. Но в этих ситуациях всегда рядом мама или кто-то из близких взрослых, способных подстраховать, объяснить, выручить.
Второй уровень развития социального интеллекта — это самостоятельное, без постоянной подстраховки взрослых общение с другими детьми. И тут могут быть затруднения или потребуется много времени, чтобы выработать сою линию поведения.
Уровень социального интеллекта, разнообразные навыки общения должны резко вырасти за первый год посещения сада.
Отправляя ребенка в садик, мы рассчитываем, что он научится там быть без нас, а значит, сможет и самостоятельно решать задачи, связанные с общением, находить выход из разных ситуаций. На решение этой сложной задачи требуется время.
Конечно же, он будет не один, рядом должны находиться воспитатели. Но лично его никто каждую минуту наблюдать не станет, а на помощь придут лишь в крайнем случае.
Часто в первый год посещения сада ребенок почти не играет с другими детьми, а лишь наблюдает за их игрой. Если вам воспитатель рассказывает, что ребенок в игры других ребят не включается, не стоит особенно расстраиваться. Наблюдение за игрой других детей — один из этапов социализации. Наблюдая, ваш малыш накапливает знания о способах поведения, о том, что в какой ситуации сказать или сделать. Позже количество перейдет в качество, и ребенок выработает собственную линию поведения, у него появятся друзья.
Есть детки, у которых друзья и подружки появляются после первых 2-3 дней в детском саду, но это скорее исключение, чем правило.
Кто и почему однозначно к садику не готов
Отсутствие опыта общения до сада затруднит привыкание. Бывают ситуации, когда ребенок до 3 лет не посещал ни детских занятий, ни студий раннего развития, ни группы подготовки (ЦИПР) при садике, и весь его социальный опыт ограничивается прогулками и общением в гостях. В этом случае малыш почти наверняка к саду не готов, и привыкание может быть затрудненным, за исключением детей явно социально одаренных.
Для того чтобы без особых затруднений пойти в сад, нужно иметь опыт наблюдений за тем, как играют, ссорятся и мирятся другие дети, участвовать в занятиях под руководством педагогов.
Есть дети, которые едва начав ходить и говорить, буквально прилипают к заборам детcких садов, прося отвести их к деткам играть. Такие малыши-коммуникаторы вряд ли будут испытывать сложности с привыканием. Только если встретят в своей группе яркого, более взрослого лидера, который к ним недружественно настроен.
Навыки бытовой самостоятельности. Гораздо проще пойти в сад ребенку, который умеет самостоятельно и относительно аккуратно есть, а также одеваться и раздеваться, пользоваться туалетом и самостоятельно засыпать.
Если вы хотите подготовить ребенка к саду, то лучшее, что можно для него сделать — это научить всему этому заранее, не в последние недели перед садом.
Развитие речи и интеллекта. Гораздо легче идут в сад хорошо говорящие дети, которые умеют внятно выразить свои просьбы и умеют их формулировать. Последние месяцы перед садом старайтесь не предугадывать желания ребенка, а учить его сказать словами о своих предпочтениях и антипатиях.
Совпадение режимов. Ребенку гораздо проще пойти в сад, если время его утреннего пробуждения и укладывания на дневной сон совпадает с садовским режимом. Если же ритм жизни вашей семьи значительно отличается, старайтесь менять его за 1,5-2месяца до начала хождения в сад. Сложнее всего привыкнуть к саду тем деткам, которые не спят днем. Одно только несовпадение режимов может стать серьезным источником стресса и затруднить адаптацию.
Что такое "период адаптации"
Минимальный период привыкания, или адаптации, к детскому саду (как и к любому другому большому изменению в жизни) составляет 6 недель.
Это время, когда почти каждый ребенок чувствует себя выбитым из колеи. Новые связи и привычки еще не налажены, а старые, домашние модели поведения уже не работают. Самая настоящая "революционная ситуация"! В это время возможны разные и неожиданные для родителей изменения поведения и состояния ребенка.
Сам малыш не понимает, что с ним происходит: в 3 года рефлексия отсутствует. Ребенку просто плохо, трудно, скучно без мамы. И задача родителей — объяснить сыну или дочке, что привыкать к саду непросто, что это целая работа — привыкнуть.
Родителям полезно осознавать, что почти любые поведенческие проявления в этот период нормальны. Ребенок переходит на новый этап развития, и дается это непросто.
Что же может ожидать родителей в период привыкания?
У малыша могут начаться так называемые психосоматические респираторные или желудочные проявления, не связанные с инфекцией, могут появиться страхи, возобновиться ночные пробуждения и даже энурез. Ребенок может начать бояться отпускать от себя маму, а разлучения воспринимать очень эмоционально, говорить: "Мамочка (папочка), ты никогда не придешь, мне без тебя плохо!".
Что делать с подобного рода поведением и психосоматикой? С одной стороны, не обращать внимания на столь яркое поведение нереально, с другой — если относиться ко всему "арсеналу адаптации" слишком внимательно и тревожно, такое поведение может закрепиться, и ребенок в сад не пойдет. Более того, станет вести себя подобным образом при любых попытках разлучения с мамой.
Это один из простых законов детского поведения: удачные стратегии закрепляются. Если какое-то поведение принесло желаемый ребенком результат — оно будет повторяться.
Например, если ребенок с утра сказал: "Мама, у меня горлышко болит", а мама, не проверив состояния, с облегчением с в сад не повела, с высокой вероятностью такая жалоба у ребенка станет ежеутренней. Нужно внимательно, но очень аккуратно реагировать на все жалобы и "заявки", чтобы не пропустить реальные и отбросить фантастические.
Наиболее стратегически правильный вариант родительского поведения — это внимательно выслушать, применив все приемы активного слушания, которые вам известны. Скажите: "Я понимаю, как тебе сложно. Многим детям, которым 3 (4) года, не хочется с утра идти в детский сад, и им кажется, что у них что-то болит. Но..." — и дальше должен идти стройный список доводов, почему в детский сад нельзя не пойти.
Отношение к реальным заболеваниям — простудам и ОРВИ — должно быть максимально позитивное: болеет сейчас — значит укрепляет иммунитет и не будет болеть в школе. Важно: все свои тревоги по поводу здоровья ребенка обсуждайте только приватно, когда он вас точно не слышит.
Командная игра всех взрослых в семье
Очень важно, чтобы позиции взрослых в семье по поводу посещения детского сада совпадали или были согласованными. Если же разногласия не устранены, то в моменты сложного, протестного поведения ребенка реакции взрослых могут все запутать и усугубить.
Например, малыш плачет "Не хочу в сад" с утра, и папа говорит: "Мне на работу, хватит тут нервы трепать, оставь его дома!", а мама: "В сад пойдешь обязательно, никаких разговоров!", а бабушка, например: "Что вы его мучаете, я вообще хотела на пенсию выйти и сидеть с ним!".
Как вы думаете, подобная ежеутренняя разминка взрослых поможет ребенку пережить период адаптации и к саду привыкнуть?
Сейчас немало семей, где родители работают в свободном графике, на дому, и случается так, что утром никто на работу не уходит. Понятно, что такая "свободная" жизнь совсем не стимулирует ребенка к режимной жизни в саду. Как приступить к адаптации в этом случае?
Может быть, это прозвучит странно, но в период адаптации к саду ребенку проще, если родители действительно заняты и им заниматься не могут — ведь речь идет о нескольких утренних часах. За 3 года жизни с малышом дела не могли не скопиться. Запишитесь на массаж, к остеопату или к дантисту, займитесь бумажными делами, посетите подруг или пожилых родственников, возьмите абонемент в бассейн или запишитесь на любые курсы в те несколько утренних часов, когда ребенок точно может находиться в саду, не травмируясь. Плотная утренняя программа для мамы и отсутствие бабушки, которая готова подстраховать и остаться с любимцем дома, — залог удачной адаптации.
Ребенку про эти дела стоит рассказывать, объяснять, почему это для вас так важно, почему вы не можете остаться с ним дома. Можно объяснить, что папа, хоть и работает дома, не сможет отвлекаться на малыша — у него важные звонки, он готовит серьезные документы. А детский сад — это несложная работа для тех, кто еще не вырос.
Конечно, период адаптации и нормальное сопротивление ребенка — испытание для твердости родительской позиции и согласованности мнений.
Самый непростой вариант — когда не так давно родился новый малыш, и мама точно дома и точно с ним. Как я уже говорила, это та ситуация, когда стоит всерьез думать, вести ли старшего в детский сад в этом году или на следующий.
Какие слова полезно слышать ребенку в период привыкания к саду:
"Я ухожу на работу, и дома никого не будет";
"Мне нужно пойти в магазин купить для тебя игрушку (одежду, еду для всех)";
"Все дети, которым 3 (4) года, ходят в детский сад, как папы ходят на работу. Посмотри, на детских площадках одни малыши";
"Когда я был маленьким, мне тоже сложно было ходить в сад, но потом я привык".
Какие слова ребенку слышать не полезно:
"Будешь так орать, я за тобой не приду (заберу последним)" — это может породить глубокие страхи;
"Ты один такой, все дети как дети, в сад идут спокойно" — это вряд ли правда, просто других детей вы не слышите;
"Хорошие дети не плачут" — всем людям, и большим, и маленьким свойственно расстраиваться, когда нелегко.
Феномен "отложенного сопротивления"
Иногда ребенок идет в сад с охотой и без слез, маму отпускает легко и даже остается спать. Но уже через неделю говорит: "В сад больше не пойду, я уже там был". И родителям приходится преодолевать неожиданное сопротивление...
Тут важно, что родители в принципе осведомлены о том, что такой вариант развития событий возможен. И если малыш пошел в сад с большим энтузиазмом, особенно не обольщайтесь. Скорее всего, наступит "откат". Можно даже настраиваться на то, что когда ребенок изучит все новые игрушки и занятия, поймет, как и что в саду устроено, ему станет скучно.
Тут потребуется много разговоров о том, что есть такое слово "надо", о том, что мы едим ведь не только сладости и другие вкусные вещи, мы должны есть полезные продукты, чтобы расти. И в сад тоже ходят, чтобы становиться старше.
Можно также помочь ребенку открыть что-то для него интересное в саду. Помогают "популяризаторские меры" — принести из дома настольную игру или раскраски. Подарить детям в группе небольшие подарочки или раздать разрешенное угощение.
Феномен отложенного сопротивления пройдет так же, как проходят и другие явления адаптации.
Рабочая неделя
Нередко в первый год посещения детского сада "полная рабочая неделя" — это для малыша слишком долго. Домашним деткам, которые к садовской жизни привыкают с трудом, можно рекомендовать следующий вариант: четырехдневную рабочую неделю с выходным в среду. Идеально, если этот день малыш проведет "как в прошлой жизни" — дома, с мамой, без большого количества впечатлений. Если вам и ребенку хочется, можно продолжать в этот день ходить на занятия, которые вы посещали вместе, или просто гулять, читать и играть. Подобная мера не затруднит адаптацию, а сократит ее.
С какими событиями сад лучше не совмещать
Есть некое общее правило: достаточно одного крупного изменения (жизненного стресса) на единицу времени. С началом посещения сада лучше не совмещать: выход мамы на работу — как это ни парадоксально звучит, переезд, рождение следующего ребенка, уход няни. Вышеперечисленные события — тоже стрессы первого порядка для ребенка-дошкольника. И для более мягкой адаптации их лучше разделить во времени, если есть малейшая возможность. Сначала пусть ребенок привыкнет к саду (2-3 месяца), а потом, не ощущая себя матерью-ехидной, мама может спокойно выйти на работу, и сердце ее будет не так рваться, и возможностей для маневра будет значительно больше.
Как понять, что адаптация завершена
Основной этап адаптации можно считать завершенным, когда ребенок уходит из сада в хорошем настроении. Утренние настроения и состояния по-прежнему не являются показательными. Утром вообще никто никуда не хочет, особенно когда наступает темное время года, и так тяжело вставать и куда-то спешить. Даже у взрослых и более старших детей в октябре-декабре вполне возможна утренняя хандра и взрыв возмущения и сопротивления по поводу того, что рано утром, когда еще темно и холодно, надо вставать и куда-то идти. Так что же говорить о маленьких дошкольниках...
Адаптация не состоялась?
С трудом адаптирующийся ребенок болеет много — это и респираторные заболевания, связанные со стрессом привыкания, и просто "тренировка иммунитета". В свою очередь, отсутствие в саду по болезни затрудняет адаптацию. У малыша, который проболел10-14 дней, "наработанные" навыки адаптации снижаются наполовину.
Я бы сказала, что если в первый год пропусков по разным причинам действительно много, то принимать решение о том, что малыш несадовский, стоит в октябре-ноябре второго года попыток посещения сада. Если и на второй год (причем не сразу) не появилось ничего для ребенка интересного, не нашелся ни один друг, и он не стал хотя бы с интересом наблюдать за занятиями и играми других детей, тогда можно говорить о том, что сад — не для вас, и стараться социализировать ребенка другими путями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Первые шаги в мир театра» (первая младшая группа)
Материал на основе русской народной сказки "Курочка ряба" позволяет развивать речь детей и интерес к театральной деятельности....
Презентация Проект «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»«Первые шаги»Первая младшая группа
Адаптация является активным процессом, приводящим к позитивным (адаптированность, т.е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатом, или негативным (стресс). При этом выделяют...
Памятка для родителей «Первые уроки школы плавания» I часть «Первые шаги»
Консультация для родителей «Первые уроки школы плавания»Уважаемые родители!Многие родители хотят научить своего ребенка плавать. Главное условие для начала занятий в воде – это психо...
Родительский клуб " В науку первые шаги. Химия в детском шагу"
Конечно, это не секрет.На все вопросы мы ответВ курсе химии найдем,Учебник лишь перелистнем!Сегодня знает стар и млад,Что нитраты – это яд,А жизнь поддерживает в нас,Кислород, бесцветный газ.Куд...
Проект для детей первой младшей группы "Первые шаги в математику"
Математическое развитие имеет большую ценность для интенсивного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности. Поэтому работа по математическому развитию начинается еще в ран...
Диагностические карты первой младшей группы по "Первым шагам"
Диагностические карты первой младшей группы по "Первым шагам"...
Проект по формированию у дошкольников элементарных математических представлений через дидактические игры «Первые шаги в математику» для первой младшей группы.
СП ГБОУ СОШ №1 д\с «Теремок» с. Приволжье Проект по формированию у дошкольников элементарных математических представлений через дидактические игры...