Игры на развитие психических процессов (для детей 5 - 6 лет)
картотека (старшая группа) на тему

Игры на развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения) для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_razvitie_psihicheskih_protsessov.docx827.14 КБ

Предварительный просмотр:

Игры на развитие психических процессов

(для детей 5 – 6 лет)


Внимание устойчиво (может сосредоточенно работать 15 минут), повышен его объем – 5-7 объектов, но необходимо содействовать способности детей устанавливать тождество, сходство и различие предметов на основе зрительного анализа, развивать наблюдательность. Для этого вы можете поиграть с ребенком в игры: 

"Подбери крышечки"

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/11172_3a41056f91947e14a256a5f08a15515e.jpg.jpg


«Сравни картинки»

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/11172_0eebf6edf20a9aece28d2e087b276d6b.jpg.jpg

«Расставь знаки»

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/11172_9046e4e3cc393e2f716366c19f38d67d.jpg.jpg


«Найди выделенный фрагмент»

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/11172_119fdbfc33842b6a6b8557dd766b0b6b.gif.jpg


«Лабиринты»

F:\РАБОТА\дидакт. пособия\лабиринты\06.jpg

«Найди все предметы»

F:\РАБОТА\дидакт. пособия\наложен. и зашумлен. картинки\4_17[1].jpg

F:\РАБОТА\дидакт. пособия\наложен. и зашумлен. картинки\x_ea5b5177.jpg

«Срисуй по клеточкам»

F:\РАБОТА\дидакт. пособия\графомоторика\zontik1.jpg


4

8


 «Найди, что забыл нарисовать художник?»

F:\РАБОТА\дидакт. пособия\наложен. и зашумлен. картинки\51613213_image002.jpg


Игры на развитие памяти.

Приемы, помогающие запоминанию

Память может быть зрительной, слуховой, эмоциональной, двигательной. 

Для дошкольного возраста наиболее развитой является непроизвольная память. К началу обучения и в начале школьного обучения преобладает механическая память. Дети запоминают материал за счет многократных повторений.

В задачи обучения школьника должно входит формирование осмысленной логической памяти, которая улучшается за счет овладения различными вспомогательными средствами, приемами и способами запоминания и припоминания.

Ряд заданий направлен на развитие способности удерживать в памяти заданные инструкции. Подобную работу следует проводить регулярно, так как часто причиной невыполнения учебных заданий является "потеря" условия задачи, неспособность удерживать в памяти заданные действия. Эти задания формируют также сосредоточенность, концентрацию и переключение внимания, навык самоконтроля.

Работу по формированию памяти целесообразно проводить на не учебном материале в различных жизненных ситуациях.

Независимо от того, хорошая или плохая у ребенка память, перегружать ее вредно.

 

ШКАФЧИКИ

Материал: шкафчики, склеенные из 4 и более спичечных коробков, мелкие предметы. Ход игры: Взрослый прячет игрушку в один из коробков на глазах у ребенка. Затем шкафчик убирается на несколько секунд и показывается снова. Ребенка просят найти игрушку.

 

ЧТО ИСЧЕЗЛО?

На столе раскладывают несколько предметов или картинок. Ребенок рассматривает их, затем отворачивается. Взрослый убирает один предмет. Ребенок смотрит на оставшиеся предметы и называет, что исчезло.

 

ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?

На столе раскладывают несколько игрушек. Ребенку предлагают их рассмотреть и запомнить. Ребенок отворачивается, одну игрушку добавляют, или игрушки меняют местами. Ребенок отвечает, что изменилось.

ХУДОЖНИК

Ребенок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет рисовать. Потом отворачивается и дает его словесный портрет. Можно использовать игрушки.

 

ЗАПОМНИ И ВОСПРОИЗВЕДИ

Вариант 1. Ребенку называют числа и просят их воспроизвести. Количество чисел в ряду постепенно возрастает.

Вариант 2. Ребенку называют слова и просят их воспроизвести (от 4 до 10 слов).

Вариант 3. Ребенку называют числа (слова) в произвольном порядке, просят воспроизвести в обратном порядке.

 ВСПОМНИ И ПОКАЖИ

Детям предлагается воспроизвести движение знакомых объектов (например, махающую крыльями птицу, косолапого медведя, ползущую гусеницу, нахохленного петуха и т.д.).

 

ЦЕПОЧКА ДЕЙСТВИЙ

Ребенку предлагается цепочка действий, которые необходимо выполнить последовательно. Например: "Подойди к шкафу, возьми книгу для чтения, положи ее на середину стола.

 

ПРИЕМЫ, ПОМОГАЮЩИЕ ЗАПОМИНАНИЮ

 

- Если ребенок затрудняется запомнить слова, которые вы ему назвали, дайте ему бумагу и цветные карандаши. Предложите к каждому слову сделать рисунок, который помог бы ему потом вспомнить эти слова.

То же самое можно сделать и при запоминании фраз. Ребенок сам выбирает, что и как он будет рисовать. Главное, чтобы это помогло ему потом вспомнить прочитанное.

Например, называете семь фраз.

Мальчику холодно.

Девочка плачет.

Папа сердится.

Бабушка отдыхает.

Мама читает.

Дети гуляют.

Пора спать.

К каждой фразе ребенок делает рисунок (схему). После этого предложите ему точно воспроизвести все фразы. Если возникают трудности, помогите подсказкой.

На следующий день снова попросите ребенка повторить фразы с помощью его рисунков. Отметьте, помогают ли ему рисунки. Если он вспоминает 6-7 фраз - очень хорошо.

- Пересказ. Если ребенок не может пересказать текст, прочитайте ему рассказ еще раз, но попросите его обращать при этом внимание на отдельные специфические детали. Задайте ему вопрос: "О чем этот рассказ?" Попытайтесь связать прочитанное с тем, что хорошо знакомо ребенку, или с какой-то аналогичной историей, сравните эти истории (в чем сходство и различие). Отвечая на ваши вопросы, ребенок мыслит, обобщает, сравнивает, выражает свои мысли в речи, проявляет активность.

Такая беседа значительно активизирует память и мышление ребенка.

Попросите ребенка снова сделать пересказ и вы убедитесь в том, насколько он стал точным и осмысленным.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А. Развивающие занятия с детьми. М., 2001.

Ильина М.Н. Развитие ребенка с 1-го дня жизни до 6-ти лет. С-Пб.,2001.


Упражнения, направленные на развитие мышления

Очень важно так же развивать мышление

учить детей группировать предметы по их функциональному назначению в речевом плане, можно с помощью игр - "Назови одним словом», «раздели на группы»

«Лишний предмет» - (Какое слово (картинка) в каждом ряду лишнее? Объясни почему.) 
— Щука, карась, окунь, рак. 
— Ромашка, ландыш, сирень, колокольчик. 
— Стол, стул, телевизор, шкаф. 
— Молоко, сливки, сыр, мясо, сметана. 
— Рысь, медведь, тигр, кошка, лев. 

учить действовать по образцу, анализировать пространство – 
«Составь по схеме рисунок»

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/11172_1160e7b3ce794bcaf9773ae085b2aa60.jpg.jpg

учить устанавливать причинно-следственные связи, с помощью игры «Что сначала, что потом?»

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/11172_9a3eadc2fd82a8c29134f69a3af303c5.jpg.jpg

Упражнение "На что это похоже"?

развитие мышления у детей, упражнения, задачи 


развитие мышления у детей дошкольного возраста 
Задание: надо придумать как можно больше ассоциаций на каждую картинку. Оценивается количество и качество (оригинальность) образов. Упражнение хорошо проводить с группой детей в форме соревнования.

Упражнение. Задание типа "Заполни пробел". 

развитие мышления у детей дошкольного возраста 
Дополнительные задания на развитие визуализации и наглядно-образного мышления вы можете найти в разделе "Диагностика развития мышления". 

После того, как процесс визуализации достаточно хорошо усвоен детьми, можно переходить к непосредственному оперированию образами, т.е. к решению простейших мыслительных задач с опорой на представления.


"Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек".

Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек.
"Дана фигура из 6 квадратов. Надо убрать 2 палочки так, чтобы осталось 4 квадрата".

развитие мышления у детей дошкольного возраста 

"Дана фигура, похожая на стрелу. Надо переложить 4 палочки так, чтобы получилось 4 треугольника".
развитие мышления у детей дошкольного возраста 
"Составить два разных квадрата из 7 палочек".
развитие мышления у детей дошкольного возраста 
Задачи, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменения фигуры.

"В фигуре переложить 3 палочки так, чтобы получилось 4 равных треугольника".


развитие мышления у детей дошкольного возраста


"В фигуре, состоящей из 4 квадратов, переложить 3 палочки так, чтобы получилось 3 таких же квадрата".

развитие мышления у детей дошкольного возраста 
"Составить домик из 6 палочек, а затем переложить 2 палочки так, чтобы, получился флажок".

развитие мышления у детей дошкольного возраста 
"Переложить 6 палочек так, чтобы, из корабля получился танк".

развитие мышления у детей дошкольного возраста 

"Переложить 2 палочки так, чтобы фигура, похожая на корову, смотрела в другую сторону".

развитие мышления у детей дошкольного возраста 
"Какое наименьшее количество палочек нужно переложить, чтобы убрать мусор из совочка?"
развитие мышления у детей дошкольного возраста 
Упражнения, направленные на развитие наглядно-образного мышления.

Упражнение "Продолжи узор".

развитие мышления у детей дошкольного возраста 
Упражнение состоит из задания на воспроизведение рисунка относительно симметричной оси. Трудность в выполнении часто заключается в неумении ребенка проанализировать образец (левую сторону) и осознать, что вторая его часть должна иметь зеркальное отображение. Поэтому, если ребенок затрудняется, на первых этапах можно использовать зеркало (приложить его к оси и посмотреть, какой же должна быть правая сторона).

После того, как подобные задания уже не вызывают сложностей при воспроизведении, упражнение усложняется введением абстрактных узоров и цветовых обозначений. Инструкция остается такой же:

"Художник нарисовал часть картинки, а вторую половину не успел. Закончи рисунок за него. Помни, что вторая половина должна быть точно такой же, как и первая".
развитие мышления у детей дошкольного возраста 

Упражнение "Найди закономерность".

а) Упражнение направлено на формирование умения понимать и устанавливать закономерности в линейном ряду.

Инструкция: "Внимательно рассмотри картинки и заполни пустую клетку, не нарушая закономерности".

развитие мышления у детей  

б) Второй вариант задания направлен на формирование умения устанавливать закономерности в таблице.
Инструкция: "Рассмотри снежинки. Нарисуй недостающие так, чтобы в каждом ряду были представлены все виды снежинок".

развитие мышления у детей  

Подобные задания можно придумать самостоятельно. 

Упражнение №10. "Светофор".

"Нарисуй в клеточках красные, желтые и зеленые кружки так, чтобы в каждой строке и в каждом столбце не было одинаковых кружков".
развитие мышления у детей  

Упражнение "Классификация".

Это упражнение направлено на формирование умения классифицировать по определенному признаку. Отличие заключается в том, что при выполнении этого задания правило не дается. Ребенку необходимо самостоятельно выбрать, каким образом можно разделить предлагаемые фигуры на группы.

Инструкция: "Перед тобой ряд фигур (предметов). Если бы необходимо было разделить их на группы, то как это можно сделать?"

Набор фигур.

развитие мышления у детей  

Важно, чтобы ребенок, выполняя это задание, нашел как можно больше оснований для классификации. Например, это может быть классификация по форме, цвету, размеру; деление на 3 группы: круглые, треугольники, четырехугольники, или 2 группы: белые и не белые и т.д.



Упражнение "Путешествия животных".

Главная цель этого упражнения заключается в том, чтобы с его помощью формировать умение рассматривать различные пути или варианты достижения цели. Оперируя предметами в мысленном плане, представляя разные варианты их возможных изменений, можно быстрее найти лучшее решение.

В качестве основы упражнения имеется игровое поле из 9 (как минимум), а лучше 16 или 25 квадратов. В каждом квадратике изображен какой-либо схематический рисунок, понятный ребенку и позволяющий опознать этот квадрат.

Содержание задания заключается в путешествии какого-либо животного по этому игровому полю. Однако движение происходит не хаотично, а по установленному взрослым правилу.

развитие мышления у детей  

"Сегодня мы будем играть в очень интересную игру. Это игра про белочку, которая умеет прыгать с одного квадратика на другой. Давай посмотрим, какие квадратики-домики у нас нарисованы: этот квадратик - со звездочкой, этот - с грибочком, этот - со стрелочкой и т.д.

Зная, как называются квадратики, мы можем сказать какие из них стоят рядом, а какие через один друг от друга. Скажи, какие квадратики находятся рядом с елочкой, а какие через один от нее? Как стоят квадратики с цветочком и солнышком, домиком и колокольчиком, рядом или через один?"

После того, как игровое поле освоено ребенком, вводится правило: каким образом может передвигаться белочка из одного домика в другой.

"Белочка прыгает по полю по определенному правилу. Ей нельзя прыгать в соседние квадратики, потому что она может прыгать только через одну клеточку в любом направлении. Например, из клетки с елочкой белочка может прыгнуть в клетку с колокольчиком, клетку с листиком и клетку с домиком, а больше никуда. Как ты думаешь, куда может прыгнуть белочка, если она находится в клетке с деревцем? Теперь ты знаешь, как умеет прыгать белка, скажи, как ей добраться из клетки со звездочкой в клетку с окошком?"
Отрабатывая задание, сразу учим ребенка записи:
развитие мышления у детей  
"В пустую клетку мы заполняем тот рисунок, что и на клетке, через которую прыгает белочка". Например, чтобы из клетки со звездочкой она могла попасть в клетку с окошечком, белка должна прыгнуть сначала в клетку со стрелкой, смотрящей вправо, ее мы и рисуем в пустом квадрате. Но белочка могла прыгнуть и по-другому: сначала в клетку с деревцем, а затем в клетку с окошечком, тогда в пустой клетке необходимо нарисовать деревце.

Далее взрослый предлагает ребенку различные варианты заданий, в которых нужно догадаться, как белочка может попасть в нужную клетку, прыгая по своему правилу. При этом задания могут состоять из двух, трех и более ходов.
Варианты заданий.

развитие мышления у детей  

Варианты заданий можно придумать самостоятельно, наметив первый и конечный пункт путешествия, при котором возможно соблюдение правила. Очень важно, чтобы при продумывании ходов ребенок смог найти несколько путей прохождения от одного квадратика в другой.

Упражнение "Путешествия животных" с использованием данного игрового поля может быть изменено различными способами. Для другого занятия взрослый предлагает игру с другим животным (это и зайчик, и кузнечик, и неук и т.д.) и по другому правилу, например:

1. Жук может двигаться только наискосок.
2. Зайчик может прыгать только прямо.
3. Кузнечик может прыгать только прямо и только через одну клеточку.
4. Стрекоза может летать только в несоседний домик и т.д.
(Напоминаем, что количество клеток на игровом поле может быть увеличено.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум для родителей детей, имеющих отклонения в развитии (с задержкой психического развития ) (коррекционно-развивающие игры на развитие психических процессов у детей)

Цель практикума: Раскрыть родителям педагогическое значение развивающих игр и руководства ими. Обратить внимание родителей на то, что ребенок воспитывается в деятельности, и поскольку игра являет...

Игры на развитие психических процессов у детей раннего возраста.

Игры и упражнения для развития детей раннего возраста...

Игры для развития психических процессов для детей дошкольного возраста.

Картотека игр на развитие внимания , мышления, памяти....

Игры на развитие психических процессов для детей младшего возраста

Картотека игр и упражнений на развитие ощущений, воображения, памяти, внимания....