Игры на развитие психических процессов у детей раннего возраста.
консультация на тему

Алексеева Елена Васильевна

Игры и упражнения для развития детей раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_na_razvitie_psikhicheskikh_protsessov.doc135 КБ

Предварительный просмотр:

Игры на развитие психических процессов

у детей раннего возраста

Важность развития ребёнка в возрасте от 1 года до 3 лет трудно переоценить. Так, по некоторым наблюдениям психологов, ребёнок в возрасте до 3лет приобретает от 60 до 70 % информации об окружающем мире, а за всю оставшуюся жизнь 30 – 40 %. Раньше говорили о том, что маленький ребёнок учится на собственном опыте и сам «открывает мир». Но в настоящий момент учёные доказали, что наиболее благоприятно развитие ребёнка протекает под влиянием продуманного воспитания и обучения, осуществляемого с учётом возрастных особенностей детей. Поэтому очень важно построить жизнь ребёнка так, чтобы он мог максимально использовать возможности данного возраста.  

Игры и упражнения для развития детей раннего возраста.

 Игры на развитие зрительной системы:

  1. «Какой мяч больше?» – различать величину предметов.
  2. «Бусинки» – чередование больших и маленьких бусинок + развитие мелкой моторики.
  3. «Круг, квадрат» – классификация по форме, чередование геометрических фигур.
  4. «Шарики и кубики» – чередование бусинок по форме.
  5. «Поручения». Например: маленькой собачке подари синий мячик. (Обучение различию цвета, размера, формы, узнаванию игрушек)
  6. «Мозаика» – сличение цветов + названия, чередование цветов.
  7. «Разноцветные бусинки» – чередование по цвету.
  8. «Сортировка по цвету» – различные предметы сортируются по цвету.
  9. «Пирамидка»
  10. «Матрёшка»
  11. «Шнуровка»

 

Игры на развитие слуховой системы:

1. «Узнай по звуку». Сидя спиной к взрослому ребёнок должен догадаться, чем произведён звук (материал: бумага, барабан, дудочка, колокольчик и т. д.).

2. «Кто внимательный?» – Изменяя силу голоса (то тихо, то громко) взрослый произносит задания, дети должны их выполнить.

3. «Тихо – громко» – взрослый стучит в бубен, когда он стучит тихо – дети должны идти на носочках, под громкое звучание бубна дети должны бегать.

4. «Где позвонили?» – дети должны с закрытыми глазами поворачивать голову в ту сторону, где звенит колокольчик (справа, слева, вверху, сзади).

5. Выполнение движений со словами текста, соотнесение движений и текста:

Мы ручки поднимаем,

Мы ручки опускаем,

Мы ручки подаём

И бегаем кругом. 

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Качаем головой,

Качаем головой.

6. Произнесение звукоподражаний тихо и громко.

 

Игры на развитие внимания:

1. «Кто что услышит?» – за ширмой взрослый производит различные звуки, дети отгадывают, чем произведён звук (можно использовать различные звучащие предметы: звонок, молоточек, бубен, дудочка, бумага, барабан и т. д.).

2. «Угадай, что надо делать». Взрослый стучит в бубен, если он стучит громко – дети поднимают флажки вверх и машут ими, если тихо – опускают флажки вниз.

3. «Угадай, на чём играю». Используются различные музыкальные игрушки: барабан, гармошка, бубен, органчик, дудочка и другие.

4. Игра «Солнце – дождик» (на прогулке), «Птички и автомобиль», «Мышки и кошка».

 

Игры на развитие памяти:

1. Разучивание коротких стихотворений (Например: Агнии Барто) по плану:

-стихотворение читается,

-ведётся разговор о действующих лицах, о совершаемых ими действиях,

-произносятся трудные слова,

-стихотворение произносится взрослым и детьми вместе,

-взрослый читает стихотворение, дети добавляют не законченные фразы (например: уронили мишку … куда? – на пол),

-дети индивидуально пробуют рассказать стихотворение (взрослый помогает).

2. Игра в прятки.

3. Разучивание потешек (пальчиковые игры).

4. Выполнение физкультурных минуток.

5. Разучивание коротких песенок с инсценировкой.

 

Игры на развитие воображения:

1. Рассказ – игра о домашнем животном (например: расскажи о котёнке. Какой он? Как он говорит? Как он ходит? и т. д.), так же подражать и описывать можно любых животных (например: зайку или корову).

2. Сюжетные игры (дочки – матери, больница, столовая и т.д.).

3. Игра «Какая игрушка?» – фигура - эталон нарисована на бумаге, дети должны найти игрушки похожие на данную фигуру.

4. Лепка, рисование, работа с природными материалами.

5. Пальчиковые игры («человечек», «слонёнок», «лодочка» и др.)

 

Игры на развитие мышления:

1. «Матрёшка», «Пирамидка», доски с вкладышами, логические кубы, игры со строительным материалом, «Мозаика», «Шнуровка», «Бусинки».

2. Обобщение (фрукты, овощи, деревья, домашние и дикие животные, их детёныши, времена года, посуда, вещи, мебель)

3. Игры на ориентировку в пространстве (право – лево, впереди, сзади, вверху, внизу)

4. Рассказ по картинке.

5. Сюжетные, ролевые игры.

6. Игры на воспроизведение последовательности действий (кукла проснулась, её надо одеть, причесать, заправить постель, накормить завтраком).

7. Чтение книжек. Пересказ коротких текстов, знакомых сказок, инсценировка сказок.

8.Разрезные картинки.

9. Кубики с картинками (4кубика).

 

Игры на развитие речи:

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Развитие речевого дыхания (песенка водички «С-с-с», надуй шарик «Ф-ф-ф», снегопад – дуть на ватку, дуть на отцветший одуванчик, на листики осенние – листопад).

3.Звукоподражание.

4. Отработка звуков на занятиях и дома.

(До 3 лет должны сформироваться следующие звуки: а, у, и, о, э, м, н, п, б)

5. Развитие мелкой моторики (игры с песком, с крупами – гречей, рисом, горохом, пшеном, шнуровка, логические кубы и т. д.)

Литература:

  1. Галанов А. С. Психическое и физическое развитие ребёнка от 1 года до  3 лет. – М.: АРКТИ, 2006.
  2. Галанова Т. В. Развивающие игры с малышами до трёх лет. – Ярославль: Академия развития, 1996.
  3. Гришвина А. В. и др. Игры – занятия с детьми раннего возраста с нарушениями умственного и речевого развития. – М.: Просвещение, 1988.
  4. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста/ Под ред. С. Л. Новосёловой. – М.: Просвещение, 1985.
  5. Пилюгина Э. Г. Сенсорные способности малыша. Развитие восприятия цвета, формы и величины у детей от рождения до трёх лет. М.: Мозаика – Синтез, 2003.
  6. Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста (1 – 3 года). М.: Мозаика – Синтез, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум для родителей детей, имеющих отклонения в развитии (с задержкой психического развития ) (коррекционно-развивающие игры на развитие психических процессов у детей)

Цель практикума: Раскрыть родителям педагогическое значение развивающих игр и руководства ими. Обратить внимание родителей на то, что ребенок воспитывается в деятельности, и поскольку игра являет...

Проект по развитию психических процессов у детей дошкольного возраста "Учимся думать - играя"

          Высокие требования современной жизни к организации обучения делают проблему развития психических познавательных процессов дошкольников особенно актуальной для...

Игры для развития психических процессов для детей дошкольного возраста.

Картотека игр на развитие внимания , мышления, памяти....

Игры на развитие психических процессов для детей младшего возраста

Картотека игр и упражнений на развитие ощущений, воображения, памяти, внимания....

игры и упражнения для развития психических процессов у детей дошкольного возраста

В этой работе представлены игры и упражнения для развития психических процессов у детей дошкольоного возраста. Этот материал поможет как студентам педагогического колледжа, так и работающим педагогам....