"Ознакомление и привитие любви к родной природе у дошкольников"
консультация на тему

Шмелева Палина Григорьевна

Консультация для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«ОЗНАКОМЛЕНИЕ И ПРИВИТИЕ ЛЮБВИ К РОДНОЙ ПРИРОДЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ»

Шмелева Палина Григорьевна

Рыбе – вода, птице – воздух,

зверю – лес, степи, горы.

А человеку нужна Родина.

И охранять природу –

значит охранять Родину.

М. Пришвин

      Среди множества кризисных явлений в нашем обществе одним из наиболее острых является сегодня кризис экологический. Об этом кризисе свидетельствует часто возникающие экологические катастрофы и бедствия в мире, первопричина которых кроется в человеке, его деятельности и отношении к окружающей среде. Острые экологические проблемы в нашей стране порождает бессистемная, разрушительная и расточительная эксплуатация природы, ее ресурсов. Выход из экологического кризиса возможен только при условии коренного изменения всей политики и практики природопользования, активного включения экологических, правовых и других рычагов влияния и регулирования отношений человека и природы. Но и этого мало. Без системы непрерывного экологического воспитания, образования и просвещения людей этих проблем не решить. Обретение экологической культуры, экологического мышления. Экологического сознания, экологически оправданных отношений с природой – это единственный для человеческого общества выход из создавшегося положения, ибо каков человек, какова его деятельность, такова и окружающая среда.

Духовность и нравственность, широкий кругозор. Цивилизованность и образованность, бережное отношение ко всему живому и окружающему, т.е. культура и сознание – прежде всего в этом нуждается современный человек и общество.

Поэтому культурно-экологическое воспитание и образование - позитивный настрой на жизнь. Ориентация на истинные ценности, созидание и творчество должны начинаться с раннего детства и охватывать все этапы семейного, дошкольного, школьного и после школьного образования, сопровождать человека в процессе трудовой деятельности и всей жизни. В основе этого образования должно быть воспитание Красоты и Истины, Добра и Любви – непреходящих ценностей нашей жизни. Одним из главных принципов экологического образования признается принцип непрерывности, т.е. взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. Надо сделать все, чтобы этот процесс начинался вовремя – в дошкольном и младшем школьном возрасте.

В период до семи лет происходит формирование духовно - нравственной основы ребенка, развитие мышления, эмоций, закладываются механизмы социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Этот отрезок жизни является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, т.к. процессы восприятия в раннем детстве очень ярки и сильны, они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что позволяет успешно встраивать первые «кирпичики» экологической культуры личности.

Став взрослыми, мы часто вспоминаем свое детство. Многое, конечно, забылось, но то, что связано с природой, всегда осталось в памяти. Разве можно забыть то чудное ощущение, которое вы испытывали, когда босиком шлепали по теплым лужам после дождя? Или запах сена, на котором вы лежали и смотрели в небо? А там плыли облака, и вы сравнивали их то со сказочным городом, то с каким-то животным… А кто не радовался, когда неожиданно в траве находил крепкий белый гриб или когда попадал на поляну, всю красную от душистой земляники?

Возьмите любую книгу воспоминаний выдающихся людей. Кем бы не был автор: художником, артистом, рабочим, космонавтом, изобретателем, - в книге вы обязательно найдете место, посвященное природе, которая в детстве оказала благотворное влияние на развитие наблюдательности, воображения, чувств, и впоследствии это влияние сказывалось на творческой деятельности человека, на складе его характера. Русский художник П.А. Федотов писал: «Сила детских впечатлений, запас наблюдений, сделанных мною при самом начале моей жизни, составляют, если будет позволено так выразиться, основной фонд моего дарования. Все, что вы видите в моих картинах, было видано и даже обсуждено во время моего детства».

Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, потому что она своей яркостью. Многообразием, динамичностью воздействует на все его чувства. Ребенок радуется, видя зеленую траву. Слушая щебетания птиц или стрекотание кузнечиков, ощущая запах цветов.

Первые восприятия остры и неожиданны для ребенка. А все новое удивляет, вызывает интерес. У ребенка возникают вопросы, с которыми они обращается к взрослым. Будет ли развиваться любознательность ребенка, будут ли у него формироваться правильные представления об окружающем мире – зависит от взрослого. Иногда родители, боясь показаться несведущими или желая отделаться от вопросов ребенка. Дают ему неправильные ответы. Тогда ребенок получает неверные понятия о природе. Так, например, ранней весной девочка на бульваре увидела бабочку – лимонницу, которая зимует во взрослом состоянии в щелях домов. На вопрос девочки «Откуда прилетела бабочка?» ее мать ответила, что бабочка прилетела с юга, куда она осенью улетела с птицами. Иногда ребенок получает от взрослых сведения, порождающие суеверия и предрассудки. Например: «раздавишь лягушку – будет дождь», «убьешь паука – сорок грехов простится» и т.д. этим взрослые наносят большой вред ребенку. Неправильные представления потом очень трудно искоренить.

Бывает, что ребенок сам пытается узнать то, что его интересует. «Сможет ли жук летать, если у него не будет крыльев?» И   ребенок отрывает у жука крылья, а затем наблюдает за ним. Это не жестокость, в которой часто обвиняют детей, а неудовлетворенная любознательность.

Мир огромен, а ребенок еще мал, и опыт его ограничен. Поэтому нужно знакомить его с природой постепенно. Сначала с близкими и доступными его  пониманию явлениями, помочь ему накопить факты, полученные от общения с природой, направить его интерес, создать условия, чтобы у ребенка формировались правильные представления о ней. Для этого ненужно специально везти ребенка за город. И в городе, во дворах, скверах и парках, можно знакомить детей с родной природой.

Во время прогулок в природу можно всесторонне развивать ребенка, воспитывать у него многие положительные качества, которые будут нужны ему в жизни. Прежде всего на прогулках ребенок закаляется. Чем больше он бывает на воздухе, тем он становится крепче физически. Ни открытое окно, ни балкон не заменят малютке в первые дни его жизни «воздушный купол», как говорят врачи, когда ребенка на прогулке воздух омывает со всех сторон. Движения во время игр и труда на свежем воздухе развивают мышцы ребенка, укрепляют его нервную систему.

Ребенок должен получить первоначальные знания о природе, отражающие действительность, которые затем лягут в основу формирования у него  материалистического мировоззрения. Ребенок должен не бездумно смотреть на природу, а видеть и понимать природные явления и связь между ними, причинную зависимость. «Смотреть» и «видеть» не одно и тоже. Умение «видеть» не дается от рождения, оно постепенно воспитывается. Рассматривая, обдумывая, сравнивая, сопоставляя, ребенок одновременно развивает свое мышление и речь. «Если хотите научить ребенка логически мыслить – ведите его в природу», - советовал известный русский педагог К.Д. Ушинский.

Общение с природой воспитывает у ребенка чувство прекрасного. Если взрослые научат ребенка любоваться яркими красками неба при закате солнца, замысловатой формой хрупких снежинок, величием гор, простором полей, - у ребенка развивается чувство прекрасного. Он будет радоваться красоте и глубже познает окружающий мир.

В общении с родной природой воспитывается у детей любовь к Родине, желание трудиться. На прогулках в природу у родителей имеются большие возможности показать детям труд людей, направленный на благо народа. Начинать надо с близкого и понятного ребенку. Вот пример: отец с сыном вышли на воскресник по посадке цветов во дворе. Отец сажает рассаду, ребенок ему помогает. Для отца – это два часа приятного труда на свежем воздухе. А сколько ценного дал этот труд воспитанию сына! Мальчик узнал, что цветы можно сеять семенами и сажать рассадой. У рассады есть корешки, их опускают в ямку, сделанную в земле, засыпают землей и поливают. Растения не сажают все подряд. Самые красивые с большими листьями сажают в середине клумбы – это канны. А вот крошечные растения с разрезными листиками сажают самыми последними – они будут окаймлять клумбу, это пиретрум. А эти растения ребенок узнал по листьям: бабушка сажала их в прошлом году – это бархатцы. Они хорошо пахнут. А семенами засеивают газон. Они уже взошли, и скоро будут цвести яркие красивые маки, синие васильки и другие красивые цветы. Ребенок проникает еще большим уважением к своему папе: папа умеет не только работать на заводе, но и сажать цветы! Ребенок сам видит, как отец работает, как осторожно обращается с нежными растениями, и охотно подражает отцу.

А главное, что ребенок понимает: его папа сажает цветы для всех, чтобы был красивым двор. И другие  папы и мамы работают дружно, вместе. Ребенок радуется этому. В дальнейшем отец ухаживает за посаженными цветами, привлекая сына. И можно поручиться, что этот ребенок не будет топтать газоны. Бессмысленно рвать цветы.

Чем чаще ребенок видит коллективный труд и принимает посильное участие в нем, тем глубже закладывается у него правильное отношение к труду. Ему будет понятен и труд колхозников в поле, на огороде, в саду, на животноводческой ферме. Если родители покажут ему этот труд.

Общение с живой природой дает ребенку более яркие представления, чем самая прекрасная книга с картинками. А пример родителей уточняет их. Видя, что ребенок хочет погладить котенка, одна мама скажет: «котенок – плохой, не трогай его, оцарапает» - и при этом пригрозит: «не будешь есть кашу – отдам котенку». А другая мамам возьмет котенка на руки, погладит сама, а потом предложит и ребенку погладить мягкую шерстку; в присутствии ребенка нальет молока кошке и скажет ласково: «Пей, киска, молочко, еще нальем». Малыш внимательно следит за тем, как мама относится к животному, а в дальнейшем будет поступать так же.

Многие дети посещают детские сады, где опытные воспитатели приобщают их к природе. Но и в этом случае положительных результатов можно достичь, если в семье будет поддержана работа детского сада. Вечером, в выходные дни, гуляя с детьми, родители могут продолжить их знакомство с родной природой. Эти прогулки важны еще и тем, что они сближают родителей с детьми, способствуют созданию между ними дружеских взаимоотношения. Дети доверчиво рассказывают родителям о своих переживаниях, делятся с ними своими маленькими секретами. А это очень важно для своевременного воздействия на ребенка.

Итак, дорогие родители, возьмите своих детей и пойдите с ними на прогулку. Сначала посетите двор, ближайший сквер или парк, затем побывайте на речке, в лесу. В саду, огороде и поле покажите детям сельскохозяйственный труд.

Для того чтобы заинтересовать детей природой, дать им необходимые знания и воспитать правильное отношение к ней, вы и сами должны знать и любить родную природу.

Литература:

1.Кокуева Л.В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе –М.: АРКТИ, 2005 .-248 с.

2. Лучич М.В. Прогулки с детьми в природу. – М., »Просвещение». 1969.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Воспитание патриотических чувств через привитие любви к родному краю"

В проекте определены задачи патриотического воспитания детей, показаны различные формы и методы работы с детьми, которые помогают им лучше расширить свои знания о родном крае, селе,обычаях, профессиях...

«Воспитание патриотических чувств через привитие любви к родному краю».

Основной идеей является формирование у детей старшего дошкольного возраста системных знаний по истории родного края, чувства любви к своему Отечеству на основе разнообразия форм работы....

Методическая работа. Самоанализ по проблеме: «Воспитание патриотических чувств через привитие любви к родному краю».

Актуальность темы заключается в том, что современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств. Поэтому проблема формир...

Самоанализ по проблеме: «Воспитание патриотических чувств через привитие любви к родному краю».

Анализ работы с детьми дошкольного возраста по теме: "Воспитание патриотических чувств через привитие любви к родному краю"....

3 КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПРИВИТИЮ ЛЮБВИ К РОДНОМУ КРАЮ

консультации для родителей по привитию любви к родному краю...

Консультация "Воспитание патриотических чувств у дошкольников,через привитие любви к родному краю"

Что такое Родина? …Это наша Отчизна, это то, что мы произносим с гордостью, это наша страна, это наша Россия! Но на огромной карте нашей страны есть одна небольшая точечка, Новосибирская о...

ПРОЕКТ «Воспитание патриотических чувств дошкольников через привитие любви к родному краю «Маленький патриот»

В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного города и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только...