Основы развития наблюдательности детей 6 – 7 лет
статья по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Наблюдательность — способность детально видеть предмет, явление. Она предполагает целенаправленное и осмысленное восприятие, проникновение в сущность явления, установление особенностей и связей между объектами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekskursiya.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Основы развития наблюдательности детей 6 – 7 лет
Наблюдательность — способность детально видеть предмет, явление. Она предполагает целенаправленное и осмысленное восприятие, проникновение в сущность явления, установление особенностей и связей между объектами
Наблюдательность - это закрепившийся в общении и деятельности способ организации и проявления познавательных психических процессов. Ее интенсивное развитие у обучаемых возможно благодаря приспособлению и совершенствованию их восприятия, внимания, воображения, мышления и речи в соответствии с учебными требованиями.
Наблюдательность не сводится к одному лишь умению вести наблюдение. Она предполагает любознательность, постоянное стремление узнавать новые факты и подробности.
Благодаря наблюдательности происходит усвоение многих закономерностей и связей между предметами и явлениями окружающей действительности, происходит развитие высших психических функций. Поэтому процесс развития наблюдательности нельзя рассматривать в отрыве от общего психического развития ребенка.
Дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития многих психических процессов индивида, является основой для формирования его личностных качеств. Формирование и развитие психических процессов тесно связано с общим психофизиологическим развитием ребенка дошкольника. Поэтому рассмотрение особенностей развития наблюдательности невозможно без раскрытия общих закономерностей и особенностей физического и психического развития ребенка дошкольного возраста.
Дошкольный возраст – время активного развития познавательных психических процессов ребенка: памяти, внимания, мышления, речи, воображения. В старшем дошкольном возрасте все психические процессы приобретают такое качество, как произвольность, что обеспечивает основу перехода ребенка к новому ведущему виду деятельности – учебе. Поэтому мы рассмотрим более подробно возрастные особенности старшего дошкольного возраста.
Важным фактором, стимулирующим личностное развитие, является речь. К 6 - 7 годам дети обычно полностью усваивают фонетику языка. Ребенок переходит от простых предложений к многословным, сложным, может их выстроить в связный рассказ. Активный словарь старшего дошкольника составляет 2 – 3 тысячи слов, пассивный – до 14 – 15 тысяч слов. В старшем дошкольном возрасте многие дети уже умеют читать и писать печатными буквами.
Очень важным этапом в развитии речи является переход внешней речи (когда ребенок проговаривает свои действия) во внутреннюю. Важным этот период является потому, что теснейшим образом связан с развитием мышления ребенка – дошкольника.
Необходимо отметить, что развитие речи и мыслительных процессов тесно связаны между собой. Речевое общение ребенка в период от 2 до 6 лет становится одним из основных источников развития мышления
Все больший интерес ребенка 6 лет направляется на сферу взаимоотношений между людьми. Оценки взрослого повергаются критическому анализу и сравнению со своими собственными. Под воздействием этих оценок представления ребенка о «Я – реальном» и «Я – идеальном» дифференцируются более четко.
У детей старшего дошкольного возраста уже сформирована достаточно высокая компетентность в различных видах деятельности и в сфере отношений. Эта компетентность проявляется, прежде всего, в способности принимать собственные решения на основе имеющихся знаний, умений и навыков. У ребенка развито устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах. Он в состоянии проявить эмоциональность и самостоятельность в решении социальных и бытовых задач. При организации совместных игр использует договор, умеет учитывать интересы других, в некоторой степени сдерживать свои эмоциональные порывы
На шестом-седьмом годах жизни (старший дошкольный возраст) у детей значительно меняются формы игровой деятельности.
Сюжетно-ролевая игра выходит на первый план: усложняются сюжеты, игра приобретает все более творческий характер, появляются игры-фантазии, игры с правилами, режиссерские игры. Во время этих игр у ребенка развивается самостоятельность, ответственность, самообладание. Дошкольник осознает, что выполняя обязанности роли, он способствует реализации прав других участников игры.
Игры становятся более продолжительными по времени. Ребенок старшего дошкольного возраста может проигрывать один сюжет на протяжении целого дня или даже нескольких дней. В играх появляется все больше правил, они отображают более сложные жизненные ситуации. Происходит постепенный переход от игры как ведущей деятельности к учению
Развитие произвольности и волевых качеств позволяют ребенку целенаправленно преодолевать определенные трудности, специфичные для дошкольника. Также развивается соподчинение мотивов (например, ребенок может отказаться от шумной игры во время отдыха взрослых).
Развитие произвольности и волевого начала проявляется в умении следовать инструкции взрослого, придерживаться игровых правил. Ребенок стремится качественно выполнить какое-либо задание, сравнить с образцом и переделать, если что-то не получилось.
Попытки самостоятельно придумать объяснения различным явлениям свидетельствует о новом этапе развития познавательных способностей. Ребенок активно интересуется познавательной литературой, символическими изображениями, графическими схемами, делает попытки использовать их самостоятельно. Появляется интерес к арифметике и чтению. Основываясь на умении представлять что-либо, ребенок может решать простые геометрические задачи. Ребенок уже может запомнить что-либо целенаправленно.
В 6 лет развивается наглядно-образное мышление с элементами абстрактного. Тем не менее, ребенок еще испытывает затруднения в сопоставлении сразу нескольких признаков предметов, в выделении наиболее существенного в предметах и явлениях, в переносе усвоенных навыков мыслительной деятельности на решение новых задач.
Старший дошкольник способен различать весь спектр человеческих эмоций, у него появляются устойчивые чувства и отношения. Формируются «высшие чувства»: интеллектуальные, моральные, эстетические.
На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребенка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость.
Самооценка ребенка старшего дошкольного возраста достаточно адекватна, более характерно ее завышение, чем занижение. Ребенок более объективно оценивает результат деятельности, чем поведение
В процессе усвоения нравственных норм и правил формируется активное отношение к собственной жизни, развивается сочувствие. Нравственное развитие старшего дошкольника во многом зависит от степени участия в нем взрослого, так как именно в общении со взрослым ребенок узнает, осмысливает и интерпретирует нравственные нормы и правила.
В старшем дошкольном возрасте дети активно фантазируют, будь то игра, учеба, общение со сверстниками или со старшими. Это связано с развитием воображения.
К старшему дошкольному возрасту внимание приобретает все более произвольный характер. Ребенок может концентрировать свое внимание на необходимом объекте достаточно длительное время, также это касается и выполняемой им деятельности. В процессе взросления ребенок в состоянии заниматься чем-либо уже в течение более длительного времени.
Особыми переживаниями окрашено отношение дошкольника к своим родителям: мама и папа кажутся ему самыми красивыми и чудесными на свете. Они делают множество комплиментов своим родителям, хотят во всем на них походить.
Главный повод для радости – это общение с родителями в совместной с ними деятельности. Совместное общение – это повод не только для радости дошкольника но и условие его гармоничного психического и личностного развития.
Главной причиной огорчений для детей – дошкольников выступают разлады в семье. Также дети расстраиваются из-за ссор со сверстниками и из-за несправедливого отношения к ним.
Дети могут испытывать чувство ревности, когда кто-то значимый для них (чаще всего это родители или близкие родственники) уделяет большее внимание другому ребенку
В дошкольном возрасте становятся более глубокими чувства гордости и самоуважения. Эти чувства к старшему дошкольному возрасту приобретают характер индивидуальных устойчивых проявлений личности ребенка.
Уже к шести годам ребёнок начинает осознавать, что другие дети, как и он, сам, имеют устойчивые, не зависящие от ситуации характер и убеждения, с которыми нужно считаться. Это проявляется в сопереживании сверстнику и потребности эмоциональной поддержки.
Старшие дошкольники уже способны не только оценить себя, но и достоинства другого ребёнка, соответственно к нему отнестись. Общение становится важным фактором развития, как своей личности, так и личности сверстника.
По данным ряда психолого-педагогических исследований, у некоторых дошкольников наблюдается снижение ведущей роли общения, что сигнализирует о трудностях в отношении со сверстниками.
В этом возрасте уже происходит разделение детей на популярных и непопулярных. Первые из них пользуются уважением и симпатией сверстников. Они легко вступают с ними в контакт и достаточно свободно общаются. Другие же дети (застенчивые, замкнутые, с нарушением самооценки) стараются держаться в стороне от ровесников, они никогда не предлагают игру первыми. Таким образом, возникают симпатии и антипатии, которые глубоко переживаются детьми
Внутриличностные переживания детей могут привести к агрессивным, негуманным проявлениям: грубости, зависти, несправедливости, отчуждению. Предотвращению этих черт способствует целенаправленное обучение детей межличностному общению со сверстниками.
В соответствии с исследованиями М.И Лисиной, общение детей старшего дошкольного возраста развивается на основе потребности в доброжелательном внимании, сотрудничестве, уважении взрослого при ведущей роли стремления к сопереживанию и взаимопониманию.
Способности к общению у детей развиваются в процессе познания окружающего социального мира со слов взрослых (нормативные знания о взаимодействии людей), а также на основе личного опыта.
Ведущим мотивом общения ребёнка является личностный мотив при принятии взрослого как целостной личности, обладающей знаниями, умениями и социально-нравственными нормами, который может быть строгим и добрым старшим другом.
Общение с взрослыми и сверстниками способствует приобщению дошкольников к моральным и нравственным ценностям общества; формированию мотивационной, интеллектуальной и коммуникативной готовности к школьному обучению.
Итак, наблюдательность ребенка старшего дошкольного возраста формируется во взаимосвязи с его психическим и личностным развитием, а также детерминирует эти процессы.
Для целенаправленного развития наблюдательности необходимы специальные условия и педагогические методы и приемы, благодаря которым у ребенка старшего дошкольного возраста развивается произвольность внимания, восприятия, мышления, речи, памяти и воображения.
Одним из таких методов выступает экспуксия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов. "Диалогическое общение как основа развития речи детей дошкольного возраста".
Как известно, в основе развития речи детей лежит диалогическое общение. Чтобы общение было успешным, следует соблюдать три условия:...
Проект «Сказкотерапия-основа развития речи детей».
Ритм и условия современной жизни обостряют чувствительность ребенка, повышают его тревожность. Усваивать правила жизни ему приходится через стрессовые ситуации. Для детей с проблемами в развитии речи,...
Словарь ребёнка - основа развития речи детей.
Речь это сила: говорите, чтобы убедить, чтобы переманить, чтобы заставить. ...
Теоретические и методические основы развития речи детей старшего дошкольного возраста
Предметно- развивающая среда в группе по развитию речи;Дидактические игры по ознакомлению со звуковым строением слова:Перспективное планирование в подготовительной группе...
Специфика и основы развития творчества детей по обучению сюжетному рисованию.
Специфика и основы развития детей по обучению сюжетному рисованию....
Экскурсия как средство развития наблюдательности детей 6-7 лет .
Особая роль в наблюдательности детей 6 – 7 лет принадлежит экскурсиям, которые являются одной из организационных форм обучения в дошкольном учреждении.Экскурсии дают возможность ребенку познаком...
Статья: "Циклические наблюдения как средство развития наблюдательности детей дошкольного возраста"
Считаю, циклические наблюдения являются эффективным средством развития наблюдательности у дошкольников. Развитие наблюдательности в процессе общения детей с природой станет успешной, если: опираться н...