Образ "Я" старшего дошкольника и его личностные особенности.
консультация на тему

Именитова Татьяна Александровна

          Образ – «Я» возникает у человека  в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный продукт его психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное  внутренним колебаниям и изменениям психическое приобретение. Периодом возникновения сознательного  «я», считается старший дошкольный возраст.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obraz_ya.docx22.78 КБ

Предварительный просмотр:

Образ – «Я» старшего дошкольника

и  его личностные особенности.

Детство—период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации на людей, жизнеспособность и целеустремленность. Эти духовные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья создает у ребенка потребность быть признанным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других, стремление научиться многому.

Внутренний мир личности и ее самосознание издавна привлекали внимание философов, ученых и художников. Сознание и самосознание - одна из центральных проблем философии, психологии и социологии. Ее значение обусловлено тем, что учение о сознании и самосознании составляет методологическую основу  решения не только многих  важнейших теоретических вопросов, но и практических задач в связи с формированием жизненной позиции.

          Способность  к самосознанию и самопознанию - исключительное достояние человека, который в своем самосознании осознает себя как субъекта сознания, общения и действия, становясь в непосредственное отношение к самому  себе.  Итоговым продуктом процесса самопознания является динамическая система представлений человека о самом себе.

          Образ – «Я» возникает у человека  в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный продукт его психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное  внутренним колебаниям и изменениям психическое приобретение. Периодом возникновения сознательного  «я», считается старший дошкольный возраст.  Хотя психологи указывают критический период формирования самосознания и рассматривают развитие самосознания как центральный психический процесс в подростковом периоде. Образ - «Я» накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека - с самого детства до глубокой старости.  Но и на образ – «Я» действуют разнообразные факторы, а одним из главных является семья. Родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. И отношения между родителями так же будут влиять на развитие ребенка и  его психологические особенности образа – «Я».  В зависимости от того, какие отношения складываются между родителями и ребенком - дошкольником,  таков и будет образ – «Я» ребенка. Будет ли он считать себя хорошим или плохим, иметь адекватную самооценку или нет, каким будет воспринимать людей вокруг него, и как будут относиться к нему, зависит от родителей.      

        Все  эти особенности «Я» - образа, накладывающие огромный отпечаток на всю жизнь человека, формируются родительским воспитанием. Позитивная самооценка, лежащая в основании внутренней свободы, создается любовью, а отрицательная самооценка, ведущая к несвободе, — нелюбовью. Целостное, интегрированное самоотношение, лежащее в основе ответственности, формируется личностно-пристрастным воспитанием, а мозаичное, противоречивое самоотношение, порождающее несамостоятельность, — безлично-формальным воспитанием и т. д.

       «Я» – образ - один из компонентов, определяющий поведение личности; система управления личностью. Суть «Я - образ» состоит в осознании каждым человеком своей индивидуальности, неповторимости, своего «Я» и то, каким индивид видит себя в прошлом, настоящем и будущем. Понятие «Я - образ»  включает представление личности о себе, своих интересах, склонностях, ориентации, самоуважении, уверенности в себе. Операционный или практический смысл «Я - образ» состоит в том, что все наши отношения с окружающим миром строятся, исходя из видения своего «Я», из того факта, как реакция окружающих соотносится с собственной реакцией индивида. Стабильность «Я - образа»  является предпосылкой последовательности и устойчивости поведения человека. Индивид в рамках своих представлений о себе стремится установить и постоянно поддерживать определенный набор свойств, характеризующих его сущность. В соответствии с набором этих представлений индивид строит свои отношения с окружающими, делает самооценку и дает оценку другим людям. Неадекватное представление образа о себе создает многие психологические барьеры (общения, игнорирования информации, чужого мнения) и конфликтность поведения. «Я - образ» - понятие из области психологии личности, подразумевает представление о самом себе, психологический «автопортрет».

         «Я» – это форма переживания человеком своей личности, форма, в которой личность открывается сама себе. Я имеет несколько граней, каждая из которых была в свое время предметом  интереса тех или иных психологических школ и направлений.

          Наиболее важным источником формирования «Я» - образа ребенка является образ тела, его объективные характеристики и субъективное его восприятие. Ребенок достаточно рано формирует представление о том, что красиво и некрасиво в его внешнем облике. В том, что касается его собственного тела, внешние его признаки обусловливают степень удовлетворенности или неудовлетворенности ребенка собой и в значительной мере влияют на формирование его образа «Я».

         У ребенка старшего дошкольного возраста имеется достаточный личный опыт того, как его воспринимают окружающие, включая и его физические характеристики.

          В старшем дошкольном возрасте продолжают  совершенствоваться двигательные навыки и качества. Наиболее заметные изменения в этот период затрагивают грубую моторику — способность совершать движения большой амплитуды, к которым относятся бег, прыжки, бросание предметов.

          С развитием мелких мышц кисти появляется способность выполнять такие движения как письмо, рисование, аппликация. Тонкие моторные навыки включают в себя выверенные движения кистей рук и пальцев. Однако, несмотря на растущее мастерство, дошкольники все еще испытывают трудности при совершении действий, требующих особо точных движений. Эти трудности связаны, с одной стороны, с незрелостью ЦНС ребенка, а с другой — с отсутствием у них терпения, необходимого для выполнения этих действий. Овладение этими навыками позволяет ребенку непринужденно передвигаться, самому о себе заботиться и проявлять свои творческие наклонности. Кроме того, у детей которых все получается благодаря гармоничному физическому развития образ – «Я» становится  устойчивее и  положительнее.

        Дети пробуют что-то сделать ради того, чтобы посмотреть, по силам ли им это, чтобы добиться совершенства в каком-то навыке, проверить силу своих мускулов, свою сноровку и получить удовольствие, у них потребность в достижении успеха, от проделанного. Они бегают, прыгают, забираются куда - либо с тем чтобы доставить себе радость и почувствовать  себя способным и умелым.

      Развиваясь, ребенок познает не только внешние объекты, но и свое собственное тело, и «схема тела» как психическая структура продолжает формироваться и совершенствоваться.

       Таким образом, гармоничное физическое  развитие ребенка играет большую роль  в формировании  образа – «Я». Если ребенок будет чувствовать недостатки тела, зависеть от физических недугов, то восприятия самого себя будет совершенно иным, чем у здорового гармонично развитого ребенка.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

           Образ тела возникает у ребенка в связи с его общими познавательными интересами, когда он вдруг начинает интересоваться телесной организацией людей и своей собственной. Осознание своей половой принадлежности включается в структуру образа своего «я». Ребенок, слыша от взрослых: «Ты — мальчик» или «Ты — девочка», переосмысливает эти наименования и в связи со своими половыми особенностями.  

       Для описания того, как биологический пол и его социальные атрибуты включаются в образ - «Я» и поведение ребенка, психологи используют термин половая типизация. Половая типизация — комплексный процесс. Половая идентичность — это принятие собственной биологической сущности как женской или мужской — общее осознание себя девочкой или мальчиком.

          Половая типизация является результатом изменений, происходящих в процессе когнитивного развития. Формирование ребенком половой идентичности (то есть определение себя как мальчика или девочки) — это проявление общей тенденции мыслить категориально. С установлением половой идентичности ребенок начинает осуществлять активный поиск информации о занятиях, качествах, поведении, отличающих мальчиков от девочек.

          К концу дошкольного возраста ребенок осознает необратимость половой принадлежности и начинает соответственно строить свое поведение.  Дети узнают некоторые из социальных ожиданий в отношении обоих полов через прямое подкрепление, а другие нормы — наблюдая за людьми. Они активно структурируют эту информацию, согласуя ее с другими знаниями, на основе которых формируются их представления о полоролевых атрибутах.

       К 5-6-летнему возрасту большинство детей уже знают, что пол остается неизменным, несмотря на изменение внешнего вида, одежды или поведения, начинают усваивать стереотипы личностных качеств и социального поведения. В это же время их суждения о социальных ожиданиях по отношению к лицам женского и мужского пола становятся гибкими. Они с большей готовностью соглашаются с тем, что человек может сочетать формы поведения, которые считаются типичными для мужчин и для женщин, и уже способны отклоняться от полоролевых предписаний. В старшем дошкольном возрасте дети  начинает выбирать товарищей по играм одного с ним пола. В детском саду мальчики взаимодействовали, друг с другом по времени почти в три раза дольше, чем с девочками; девочки, в свою очередь, общались в основном между собой.

        Ребенок может усматривать свое сходство с родителями, воспринимая свое сходство с родителями потому, что действительно отмечает сходные физические или психические характеристики, либо потому, что взрослые постоянно указывают и тем самым внушают ему мысль о сходстве. Либо благодаря формированию семейной идентичности, семейного «Мы», либо благодаря тому, что он подражает действиям родителя и тем самым увеличивает сходство.

            В развитии Я - образ дошкольника первичное осознание себя ребенком становится сложной и относительно устойчивой системой его самовосприятия: ребенок осознает особенности своего тела, свои физические возможности, идентифицирует себя с определенным полом, воспринимает себя членом социальной группы. И этого насколько будет ребенок воспринимать свою  физическую оболочку,  тем гармоничнее будет развиваться образ – «Я».  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика личностных особенностей детей в возрасте от 6 до 10 лет

Данная проективная методика используется для исследования межличностных отношений ребенка, его социальной приспособленности и взаимоотношений с окружающими. Методика является визуально-вербальной, со...

ИГРА КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Статья содержит подробное описание проблемы, мнения специалистов по данному вопросу, практические примеры решения проблемы....

Тревожность как личностная особенность и эмоциональное состояние дошкольников

Консультация для родителей.Устойчивая тревожность и постоянные интенсивные страхи детей относятся к числу наиболее частых поводов обращения к психологу детского сада. При этом в последние годы количес...

«Социально-личностное развитие дошкольника с учётом гендерных особенностей»

«Социально-личностное развитие дошкольника с учётом гендерных особенностей» Формирование гендерной принадлежности ребенка – важнейшая задача дошкольного детства, актуальность которой возрастает в...

Презенация Социально-личностное развитие дошкольника с учётом гендерных особенностей

Ребенку-дошкольнику порой непросто понять, какими должны быть настоящий мужчина и настоящая женщина. Отсутствие четких ориентиров в содержании мужских и женских ролей отрицательно сказывается на лично...

Влияние личностных особенностей воспитателя на нравственное развитие дошкольников

В статье рассматривается вопрос влияния личностных качеств воспитателя на развитие нравственных компонентов в дошкольном возрасте;даётся анализ личностных качеств воспитателей, способствующих успешной...

Консультация для родителей. Личностные особенности дошкольника с ОВЗ. Синдром гиперактивности и дефицита внимания.

Консультация "Личностные особенности дошкольника с ОВЗ проводится в рамках проекта "Родительский университет" с целью повышения педагогической компетенции родителей , воспитывающих дете...