Тревожность как личностная особенность и эмоциональное состояние дошкольников
консультация (старшая группа) по теме
Консультация для родителей.
Устойчивая тревожность и постоянные интенсивные страхи детей относятся к числу наиболее частых поводов обращения к психологу детского сада. При этом в последние годы количество таких обращений существенно увеличилось.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trevozhnost_kak_lichnostnaya_osobennost_i_emotsionalnoe_sostoyanie_doshkolnikov.docx | 15.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей.
Тревожность как личностная особенность и эмоциональное состояние дошкольников
Устойчивая тревожность и постоянные интенсивные страхи детей относятся к числу наиболее частых поводов обращения к психологу детского сада. При этом в последние годы количество таких обращений существенно увеличилось.
Научно доказано, что дошкольный возраст является определяющим в становлении личности ребенка, так как в этот период жизни складываются и во многом определяют все его последующее развитие основные свойства и качества личности.
Именно в этом возрасте формируется механизм перехода отрицательных эмоциональных состояний в свойства личности. Так, тревожность, проявляясь у дошкольника как эмоциональная реакция, может закрепляться, перерастая в подростковом возрасте в тревожность как свойство личности, и в дальнейшем стать устойчивой чертой характера, а во взрослой жизни привести к серьезным психосоматическим заболеваниям.
Следует отметить, что адекватная тревожность – необходимый регулятор адаптивных способностей человека. Такое состояние не только является вполне нормальным, но и играет свою положительную роль, выступая мобилизующем механизмом в ситуациях, сопряженных с высокой эмоциональной нагрузкой.
Объектом профессионального внимания детского психолога является неадекватная тревожность как отрицательное эмоциональное состояние ребенка, выступающее в качестве неадекватного обстановке стойкого ощущения страха, ожидания неблагополучия со стороны окружающих в ситуациях, связанных с изменением или новым содержанием, а также в ситуациях нейтрального характера. Это состояние характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий, а с точки зрения физиологии - активацией вегетативной нервной системы. Со временем тревожность фиксируется в поведении и закрепляется в структуре личностных черт.
При неоднократном повторении условий, провоцирующих высокие значения тревоги, создается готовность к переживанию данного состояния. Постоянные переживания тревоги фиксируются и становятся личностным новообразованием, так называемой личностной тревожностью. Этот вид тревожности, проявляется в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают; характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное. Человек, подверженный такому состоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром, который воспринимается им как пугающий и враждебный. Это свойство, закрепляясь в процессе становления характера, приводит к формированию заниженной самооценки и мрачного пессимизма.
В детском возрасте в качестве внешнего источника тревожности чаще всего выступают детско-родительские и внутрисемейные отношения. Семья для ребенка является первым окружением, в котором происходит его формирование. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, и негативное влияние.
По результатам эмпирического исследования сделан вывод о том, что тревожность в старшем дошкольном возрасте имеет ситуативный характер и затрагивает эмоциональную сферу личности; постепенно тревожность фиксируется в поведении и закрепляется как свойство личности и черта характера. Следовательно, для снижения тревожности и, как следствие, блокирования психологического механизма перевода ситуативной тревожности в личностную тревожность в дошкольном возрасте необходима коррекция эмоциональной сферы ребенка.
«Коррекция» с латинского языка переводится как поправка, частичное исправление или изменение». Психокоррекция есть система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств, психологического воздействия.
Из разнообразных психокоррекционных технологий особой популярностью при работе с детьми, как в отечественной, так и в зарубежной психологии пользуется игровая психокоррекция. Игровая психокоррекция – это коррекция с помощью игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Эмоциональное состояние дошкольников в подвижной игре»
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад №27 ст Вышестеблиевской Темрюкского районаСоставила Черненко И.Н.воспитатель...
Отслеживание эмоциональных состояний дошкольников через систему «Уголков настроений»
уголок настроения в группе детского сада...
Цветовой тест М. Люшера. Диагностика эмоционального состояния дошкольника и его оценочной деятельности
Данный тест состоит из стимульного материала (восьми цветовых карточек) и методического руководства, которое содержит описание теста, процедуры тестирования, обработки, интерпретации результатов....
Влияние занятий физкультурой на эмоциональное состояние дошкольников
Влияние занятий физкультурой на эмоциональное состояние дошкольников...
Марморирование- как средство преодоления негативного эмоционального состояния дошкольников.
Эбру-терапия...
консультация" Эмоциональное состояние дошкольников"
Особое значение в психическом развитии ребёнка имеет эмоциональное состояние маленького человека и его отношение к миру! Положительные эмоции создают благоприятные условия не только для режимных проце...
Влияние музыки на эмоциональное состояние дошкольников
Материал анализирует ключевое понятие эмоциональной сферы, эмоции.В современном мире у детей не достаточно сформированы умения слушать, видеть, чувствовать и сопереживать различные эмоциональные состя...