Организация индивидуального подхода к дошкольникам в процессе обучения навыкам счета
статья на тему
«Цель счетной деятельности – найти итоговое число, а средством достижения этой цели является название числительных по порядку и соотнесение их к каждому элементу множества».
А.М. Леушина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Организация индивидуального подхода к дошкольникам в процессе обучения навыкам счета | 25.03 КБ |
Предварительный просмотр:
«Организация индивидуального подхода к дошкольникам в процессе обучения навыкам счета»
«Цель счетной деятельности – найти итоговое число, а средством достижения этой цели является название числительных по порядку и соотнесение их к каждому элементу множества».
А.М. Леушина.
С 1 января 2014 года вступил в силу федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Одна из целей стандарта – обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования.
Изучив литературу по данной теме, я пришла к выводу, что для умственного развития дошкольников и подготовки их к школьному обучению большое значение имеет логическое мышление. Многие думают, что развитое логическое мышление – это природный дар, с наличием и отсутствия которого следует смириться. Анализ научных работ показал, что над развитием логического мышления можно и нужно заниматься, даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны.
Моя задача, как воспитателя детского сада, проводящего занятия по математике, - включить всех детей в активное и систематическое усвоение программного материала. Для этого я, прежде всего, должна хорошо знать индивидуальные особенности детей, отношение их к таким занятиям, уровень их математического развития и степень понимания ими нового материала.Поэтому в воспитании и развитии детей обязательно учитываю их индивидуальные особенности. И одним из главных принципов педагогики является индивидуальный подход.
Индивидуальный подход в проведении занятий по математике дает возможность не только помочь детям в усвоении программного материала, но и развить их интерес к этим занятиям. Обеспечить активное участие всех детей в общей работе, что ведет за собой развитие их умственных способностей, внимания, предупреждает интеллектуальную пассивность у отдельных ребят, воспитывает настойчивость, целеустремленность и другие волевые качества.
Занимаясь самообразованием и изучив литературу, пришла к выводу, что для того чтобы организовать работу с детьми по формированию у них навыка счета необходимо, хорошо знать:
- индивидуальные особенности детей,
- отношение детей к таким занятиям,
- уровень их математического развития,
- степень понимания ими нового материала.
Важно заботиться о развитии у детей способностей к проведению счетных операций, научить их применять полученные ранее знания, творчески подходить к решению предложенных заданий.
Нужно отметить, что подготовку к операции «счет» начинается уже со второй младшей группы. Дети в этом возрасте не учатся считать, но, организуя разнообразные действия с предметами, подводила их к усвоению счета, создавала возможности для формирования понятия о натуральном числе.Дети учились составлять группу однородных предметов и выделять из нее один предмет, правильно отвечать на вопрос «сколько?». Эта задача решалась в основном в игровой и практической деятельности.
Очень важен индивидуальный подход к детям, которые медленно соображают. Это не значит, что они глупы и ленивы. Они внимательны, аккуратны, послушны, уступчивы, добродушны. Хотя они медленно усваивают, но зато прочно сохраняют все в памяти. Я считаю, что в индивидуальном подходе к медлительным детям следует соблюдать терпение, не торопить их с ответом, не прерывать, не вызывать их первыми, воспитывать уверенность, поощрять их ответы. В нашей группе много разных игр, играя в которые дети учились выделять один предмет, составлять группу предметов, овладевали терминами «один» и «много» через дидактические игры «Один - много», «Накорми кукол», «Всем ли хватит», «Бабочки и цветы», подвижные игры «Медведь и пчелы», «Вертолеты», «Фонарики», «Поезд», «Кот и мыши», и другие.
Программа средней группы включает в себя обучение счету до 5 на сравнении двух множеств, выраженных смежными числами. Важной задачей в этом разделе остается умение устанавливать равенство и неравенство групп предметов, когда предметы находятся на различном расстоянии друг от друга, когда они различны по величине и т. д.
Поэтому в этом возрасте учила своих воспитанников:
- называть числительные по порядку,
- соотносить каждое числительное только с одним предметом,
- в конце счета подводить итог его круговым движением и именовать названием пересчитанных предметов (например, «одна, две, три.Всего три куклы»). При подведении итога счета всегда обращала внимание на то, чтобы дети всегда первым называли число, а потом - предмет.
Для усвоения и закрепления пройденного материала с отстающими детьми использовала игры и упражнения, как на занятии, так и вне занятийное время: «Оденем куклу на прогулку», «Угостим мишек чаем», «Строим дома», «Карусель» и т.д.
В старшей группе работа была направлена на расширение, углубление и обобщение у детей элементарных математических представлений, дальнейшее развитие деятельности счета. Учила детей считать в пределах 10, продолжала знакомить с цифрами первого десятка. На основе действий с множествами и измерения с помощью условной меры у них сформированы представления о числах до десяти. Образование каждого из новых чисел от 5 до 10 давала по методике, используемой в средней группе, на основе сравнения двух групп предметов путем попарного соотнесения элементов одной группы с элементами другой детям показывают принцип образования числа.
Работая с воспитанниками, активность которых внешне не проявляется, они не поднимают рук, но так как всегда внимательны, отвечают правильно и умеют найти верное решение предложенной задачи, хотя некоторые из них затрудняются в придумывании задач, стараются прибегнуть к аналогии, я развиваю инициативу, поощряю их начинания, укрепляю уверенность в своих силах: чаще спрашиваю их мнение, хвалю их, ставлю их в пример. Таким детям можно предложить аналогичные настольные игры за столами, игры с карточками: «Что изменилось?», «Корабли», «Назови соседей», «Лабиринт», «Сравни и заполни» и другие.
С помощью дидактических игр «Веселый счет», «Какая цифра пропущена?», «Угадай-ка», «Знакомимся с цифрами» и т.д. закрепляла у детей способность к проведению счетных операций. Учила их применять полученные знания в разных видах деятельности, творчески подходить к решению предложенных задач. И все эти вопросы я решала, учитывая индивидуальные особенности детей, проявляющиеся на занятиях по математике, давая задания разной сложности.
В подготовительной к школе группе совершенствуются умения, сформированные в процессе обучения детей в старшей группе. Дошкольники выполняют различные практические действия, сравнивают группы предметов, числа на наглядной основе и устно определяют равенство нескольких групп по числу (столько же, такое же число), делают вывод о неравенстве (если одних предметов меньше, то других больше) и т. д. Они упражняются в точном и кратком выражении мыслей, развернутом пояснении способов действий, обосновании полученного результата.
С детьми, у которых наблюдается большая активность и интерес к занятиям, а также творческий характер применения полученных знаний и умений я предоставляю возможность шире проявлять свой интерес, развивать этот интерес, для чего даю более сложные задания. Например, при счете количества предметов в группе, предлагаю считать парами: 2 игрушки, 4,6 и т.д.; поиграть в «Магазин», используя образцы денежных знаков. Применение различных игр и упражнений, таких как «Кто знает, пусть дальше считает», «Разговор чисел», «Путаница», «Назови соседей», «На зарядку становись» помогает закреплять навыки счета, цифры, количественный состав числа. После выполнения задания детьми, я предъявляю к их ответам повышенные требования.
Большую помощь мне в данном случае оказывает четкое планирование. Составляя план очередного занятия по развитию элементарных математических представлений, стараюсь обязательно учесть работу с отдельными детьми, принимая во внимание их индивидуальные проявления, которые наблюдала в течение прошлого занятия.
Есть в группе дети, которые стараются заслужить похвалу взрослого, поднять свой имидж в группе сверстников, при незнании материала, то есть имеют спекулятивную цель. Вот здесь-то, индивидуальная работа и приносит свои, положительные результаты. Я систематически упражняю детей в математических навыках в повседневной жизни, например, в сюжетно-ролевых играх с применением математического содержания «Магазин», «Путешествие», «Школа» и т.п., при организации дежурств по группе: к обеду накрыть столы для товарищей, разложить необходимое количество материала для занятия, отметить дату, погоду на календаре природы, использую различные игры и упражнения по ФЭМП в течении дня: «Найди фигуру», «Назови числа», «Отгадай-ка», «Волшебные квадраты», «Стучу, где хочу» и т.п.
Работа с семьей – это неотъемлемый фактор индивидуального подхода к детям. Стараюсь согласовывать требования к ребенку со стороны детского сада и семьи, чтобы они были едиными. Соблюдение этого условия во многом обеспечивает успех в правильном воспитании. В работе с родителями я использую индивидуальные тетради, где записываю задания для детей на дом. Такие как: упражнения «Дорисуй узор», «Графический диктант», «Лабиринт»; предлагаю родителям по дороге домой составлять задачки с детьми или сосчитать, к примеру, птичек и т.д.
Формирование знаний у детей происходит в тесной взаимосвязи с их практическими действиями. «Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом». Многие педагоги, и я в том числе, и родители знают что математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребёнка в дошкольном возрасте зависит его успешность обучения математике в начальной школе.
Закончить свое выступление я хочу китайской народной пословицей «Я слышу - и я называю, я вижу - и я запоминаю, я делаю - и я понимаю».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация «Специфика организации индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания дошкольников».
Индивидуальный подход – это не разовое мероприятие. Он должен пронизывать всю систему воздействия на ребенка и осуществляться в определенной последовательности и системе, как непрерывный, четко органи...
«Специфика организации индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания дошкольников».
Подготовила: воспитатель ...
Консультация для воспитателей "Осуществление индивидуального подхода к дошкольникам в процессе проведения непосредственно образовательной деятельности".
Любое обучение наиболее эффективно тогда, когда оно правильно организовано. Индивидуальный подход является отличным средством педагогического воздействия на ребенка с учетом всех его особенностей и пр...
Индивидуальный и дифференцированный подход к развитию творческих способностей дошкольников в процессе обучения изобразительной деятельности
СодержаниеВведение1. Индивидуальный и дифференцированный подход к развитию художественно-творческих способностей дошкольников2. Особенности ...
Консультация для воспитателей "Индивидуальный подход к детям в процессе организации сюжетно-ролевой игры"
Консультация для воспитателей«Индивидуальный подход к детям в процессе организации сюжетно-ролевой игры»Подготовила воспитатель Шиянова Т.А.Индивидуальность ребёнка проявляется в самостоят...
Консультация «Индивидуальный подход к детям в процессе организации сюжетно-ролевой игры»
Индивидуальность ребёнка проявляется в самостоятельном развитии им замысла игры, умения организовать игру, подобрать нужные материалы для игры, выразительно выполнять ту или иную роль. Для индивидуаль...
«Индивидуальный подход к детям в процессе организации сюжетно-ролевой игры»
laquo;Индивидуальный подход к детям в процессе организации сюжетно-ролевой игры»...