Рисование - средство познания окружающего мира
статья (подготовительная группа) на тему
Эстетическое развитие ребенка играет важнейшую роль в процессе воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья "Рисование - средство познания окружающего мира" | 22.52 КБ |
Предварительный просмотр:
РИСОВАНИЕ-СРЕДСТВО ПОЗНАНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.
Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя.
Английская пословица
Среди задач дошкольного образования не последнее место занимает художественно-эстетическое развитие, и обучение изобразительной деятельности является одним из его направлений. При организации работы по формированию художественных способностей дошкольников важно уделять внимание социально-эмоциональному развитию, не ограничиваясь только передачей ребенку знаний, представлений и навыков. Важно стимулировать представление детьми самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности. Говоря о художественном изобразительном творчестве старшим дошкольникам, необходимо отметить его своеобразие. Задача воспитателей- беречь и развивать способности, сохранять любовь детей к рисованию. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности. Можно отметить, что почти все дети рисуют, впоследствии же рисованием занимаются лишь немногие. Это значит, что в дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью. а средством познания окружающего мира. Рисуя, ребенок развивает определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки. Кроме того, занятия рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой. Важной и ответственной задачей является разработка методического обеспечения занятий с детьми. Несовершенство методики проведения любых занятий, может отрицательно сказаться на развитии ребенка. Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, затрудняет развитие понимания и эстетического восприятия. Так сложной для детей дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Ребенок не осознает, что та или иная линия у него не получилась, и поэтому не стремится ее исправить. Предметы получаются не узнаваемыми, далекими от реальности. Эстетически плохо исполненный рисунок-это не самовыражение ребенка, а всего лишь выражение его неготовности рисовать. Еще одним, не ориентированным приемом является техника раскрашивания рисунков красками с помощью мазков или методом заливки. При таком раскрашивании изображения предметов получаются однотомными, плоскими, а при использовании акварельных красок еще и прозрачными, тогда как в действительности предметы имеют пеструю окраску и объем. Часто обмакивая кисть в воду, ребенок вынужден промокать кисть, а потом ждать, когда высохнут краски на листе, что не позволяет закончить рисунок вовремя. Ребенок торопится-рисунок получается расплывчатым. Все это затрудняет адекватное исполнение и восприятие рисунка, особенно изображение зверей, птиц, крон деревьев.
Главная задача педагога-воспитателя, заинтересовать детей, зажечь их сердца, разбудить в них творчество, не навязывая им собственных мнений и вкусов.
Известно, что наилучшие условия для обучения и развития дошкольников создаются в игре. На занятиях по изобразительной деятельности популярностью пользуются игры-сказки, т.е. игровые ситуации с использованием сказочного сюжета. Появление в обучении этих ситуаций связано с тем, что нужно направить внимание детей на определенные особенности изображаемых предметов и персонажей. На занятиях с детьми могут фигурировать сказочные герои: карандаши и кляксы как художники, злые и добрые волшебники, самовары и чайники как живые существа (Н.А. Курочкина), разные игры-загадки типа «Волшебная птица» (Е.Л. Зеленина). В обучение изобразительной деятельности могут включаться сказочные сюжеты, сказочные драматизации, игровые задачи и игровые действия с элементами сказок.
Например, для развития мелких движений руки у старших дошкольников предлагаются различные, связанные с отождествлением себя с тем или иным персонажем, игры с приключенческими сюжетами. Другим примером организации занятий для детей 6,5 года может быть игра в волшебный город, пропуском в который служит выполнение определенного нормативного действия.
В таких играх-сказках целенаправленное действие достигается не за счет следования определенному правилу взаимодействия с другими участниками игры на основе подражания поведению взрослых, как в сюжетно-ролевых играх, а благодаря переходу в иную, «волшебную», реальность, где действиями ребенка руководит логика сказочного сюжета, нацеленная именно на выполнение определенного произвольного действия. При этом считается, что ребенок может рисовать более целенаправленно в позиции воображаемого сказочного персонажа, нежели в условиях просто данного учебного задания. Однако очень мало экспериментальных данных о том, с помощью каких психологических механизмов такие игры влияют на развитие произвольности. И как следствие – остается неясной роль отдельных элементов игры, прежде всего момента вхождения в образ сказочного персонажа для развития произвольности в продуктивных видах деятельности вообще.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экспериментальная деятельность дошкольников как средство познания окружающего мира
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и с...
"Экспериментальная деятельность дошкольников как средство познания окружающего мира"
Познание мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей происходит успешнее в процессе опытнической деятельности и экспериментирования....
«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста как средство познания окружающего мира»
Опыт работы с детьми по экологическому воспитанию...
Экологическое воспитание как средство познания окружающего мира
Экологическое воспитание является неотъемлемой частью дошкольного образования. Именно в дошкольном детстве формируются конкретные представления о природе, формируются основы экологического сознания. Ч...
«РАЗВИТИЮ РЕЧИ - КАК СРЕДСТВО ПОЗНАНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА, НАКОПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, ОСВОЕНИЯ ЯЗЫКА, РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ ОБЩЕНИЯ»
Формирование личности человека в большой степени зависит от педагогического воздействия, от того, насколько рано его начинают оказывать. Учитывая это, детские сады включены в нашей стране в систему на...
Консультация для воспитателей «Математика, как средство познания окружающего мира»
Познавательный интерес к математике - это избирательное, эмоционально окрашенное отношение ребенка к ней, проявляющееся в предпочтении данного вида деятельности другим, в стремлении получать бол...
конспект мастер- класса "Нетрадиционные техники рисования с дошкольниками, как одно из средств познания окружающего мира"
В материале представлен опыт работы по обогащению практик педагогов способами включения дошкольников в познавательные действия и творческую активность с использованием техник нетрадиционного рисования...