Самооценка ребёнка
статья на тему
Предварительный просмотр:
Самооценка ребенка
Что такое самооценка?
Это то, как человек оценивает себя, свои возможности, поступки. Мы постоянно сравниваем себя с другими, и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах. Так постепенно складывается наша самооценка. Адекватная самооценка позволяет человеку соотносить свои силы с задачами разной трудности и требованиями окружающих. Неадекватная (заниженная или завышенная) деформирует внутренний мир, мешает гармоничному развитию.
Самооценка начинает развиваться уже в раннем детстве. Часто мы слышим: "Ты уже такой большой, а завязывать шнурки (есть кашу, читать, др.) так и не научился!" Родители не задумываются над тем, что именно из их оценок, в первую очередь, и складывается мнение ребенка о себе; это потом, в школьном возрасте, он научится сам оценивать свои возможности, успехи и неудачи. Именно в семье ребенок узнает, любят ли его, принимают ли таким, каков он есть, сопутствует ли ему успех или неудача.
Как проявляется уровень самооценки в поведении?
Активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт - вот те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказываются проигравшими.
Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются. Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении со сверстниками. Они хотят всегда и везде быть первыми и принимают близко к сердцу, если это им не удается.
При завышенной самооценке дети во всем стремятся быть лучше других. Часто от такого ребенка можно услышать: "Я - самый лучший (сильный, красивый). Вы все должны меня слушать". Он часто бывает агрессивен с теми детьми, которые тоже хотят быть лидерами.
Застенчивость
Застенчивость — это особенность, характерная для многих людей, как детей, так и взрослых.
Застенчивость, стеснительность может быть временной (проявляется только в незнакомой компании, в непривычной обстановке, а потом со временем проходит).
Но бывает, что застенчивость становится чертой характера, постоянным качеством человека. Она - наиболее распространенная причин проблем в общении. Застенчивость препятствует встречам с новыми людьми, она удерживает человека от выражения своего мнения, отстаивания своих прав; застенчивость сопровождает чувство одиночества, тревоги, депрессии.
Вспомните, как, буквально с первых дней после рождения, Вы старались оградить своего малыша от всех житейских невзгод. Ребенок растет и вот, когда он ведет себя "неправильно", Вы намеренно пугаете его (придет злой дядя и заберет, язык отсохнет, отдам в дет. дом и так далее), чтобы добиться нужного Вам поведения. Всеми способами культивируете (часто неосознанно) ощущение зависимости, беспомощности. Ребенок рано узнает, что он – "тупица", "урод", "неумеха", "совсем без рук", "все делает не так", "намного хуже других детей"... Вы, конечно, на задумывались о последствиях, желая добиться немедленного результата. Если у ребенка сильный характер (темперамент холерика или сангвиника), со временем он научится "бороться" с Вами, станет агрессивным, упрямым, вспыльчивым. Если же у малыша характер мягкий (темперамент меланхолика), он уйдет в глухую оборону, т.е. замкнется в себе. Вы принижали его самооценку и вот, нехотя, "добились своего", ребенок поверил, что он глупый, ничего не умеет, а главное, что он нелюбимый.
Часто родители слишком завышают планку своих надежд: мечтая о ребенке, который был бы самым-самым, они не хотят примириться с тем, что их ребенок такой "обычный". Дети у таких родителей посещают сразу 3-4 секции, при этом учатся в гимназии, дома практически не бывают. Ребенок старается, он боится разочаровать родителей, но чаще всего мама или папа все равно чем-то недовольны. Чем это может закончится? Ребенок видит в своем окружении эмоциональную угрозу, замыкается и... делает превый шаг к одиночеству. Ведь одиночество так безопасно, в нем нет риска стать отвергнутым взрослыми и детьми.
Часто у застенчивых родителей – застенчивые дети.
Девочки обычно застенчивее мальчиков, а первенцы стеснительнее других детей в семье. К семи годам "нормальная" застенчивость у мальчиков проходит, у девочек это случается позже. Однако так происходит, когда родители своими методами воспитания не "заставляют" ребенка быть застенчивым, иногда навязывая ему эту "роль", не закрепляют нормальную возрастную застенчивость в постоянную черту характера своим поведением.
Пример из жизни.
На площадке гуляют бабушка и внучка Катя 2,5 лет. У Кати с собой много игрушек. Они встречаются с другой девочкой (такого же возраста, как Катя), которая гуляет с мамой. Девочки хорошо знают друг друга, но Катя сначала прячется за бабушку. Мама девочки начинает говорить с Катюшей: "Какие у тебя красивые игрушки! Что это? Кукла? А как ее зовут?" Катя хочет ответить, но ее опережает бабушка, которая подробно отвечает на вопросы, адресованные внучке. Девочка стоит рядом, молча качая головой в знак согласия. После девочки хотят поменяться игрушками, бабушка отдает игрушки с молчаливого согласия Кати. Позже, когда девочки уже играют вместе, бабушка, как бы оправдываясь, довольно громко говорит: "Она у нас вся в папу, такая же заторможенная, да еще и говорит плохо".
Как Вы думаете, права ли бабушка?
Как помочь застенчивому ребенку?
∙ Постоянно укрепляйте у ребенка уверенность в себе, в собственных силах (у тебя получится, ты ведь такой умный; я в тебя верю).
∙ Повысьте уровень самооценки: меньше ругайте за неудачи, не критикуйте при чужих людях, не сравнивайте с другими детьми (см. статью "Самооценка").
∙ Не стоит постоянно показывать ребенку, что Вы о нем беспокоитесь, но не стремитесь оберегать его от всевозможных опасностей, чаще всего придуманных Вами.
∙ Предоставьте ребенку больше свободы (в разумных пределах). Например, ребенок может сам решить, какой кружок, секцию он будет посещать, какую одежду одевать.
∙ Не старайтесь все делать за ребенка, даже если он еще мал. Ведь и трехлетний карапуз в состоянии принести себе из другой комнаты игрушку, выбрать маечку (сегодня будет с цветочками), одеть носки и еще многое другое.
∙ Расширяйте круг знакомств, чаще берите ребенка в гости, посещайте новые места, приглашайте гостей к себе домой.
∙ Помогите найти ребенку то, в чем он превосходит сверстников.
∙ Помогите найти друга, который защищал бы и поддерживал его уверенность в себе, а для этого поощряйте его игры со сверстниками.
∙ Заранее обыграйте ситуации, при которых ребенок особенно стесняется.
В детский сад - как на работу.
Ребёнок идёт в детский сад, и чем раньше это произойдёт (1,5 -2года),
тем легче малыш войдёт в детский коллектив.
Но для того, чтобы ребёнку в саду было комфортно, его нужно подготовить.
Во-первых, не надо делать из необходимости ходить в сад никакой трагедии – «ах, он такой домашний, ему будет так тяжело без мамы, он будет болеть». Вот если ребёнок изо дня в день это слышит, ему действительно будет там плохо. «Если взрослые говорят, что мне там не понравится, - рассуждает малыш, - значит, так оно и должно быть. Они же лучше знают». В этом возрасте ребёнок свято принимает на веру всё, что говорят родители, и глубоко убеждён в правоте старших.
Во-вторых, не нужно готовить ребёнка к испытаниям и ставить под сомнение его возможности: «Тебе же придётся там всё делать самому: есть, завязывать шнурки, застёгивать куртку, засыпать без сказки…»
А почему вы считаете, что он не справится? Потренируйтесь дома, предоставьте возможность малышу самому завязывать шнурки, кушать ложкой. Поиграйте с ним в детский сад, где ему придётся всё делать самостоятельно. К тому же в детском коллективе все навыки приобретаются значительно быстрее. Однако было бы неправильно считать: пусть пойдёт в сад, там его всему научат. Научить-то его научат, но для ребёнка это может стать большой травмой. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы он вдруг почувствовал себя хуже всех. К тому же детям в принципе свойственно проявление жестокости и они могут обижать и дразнить ребёнка, который всегда пачкается за столом, не умеет чего-то, часто плачет. Поэтому старайтесь, чтобы ваш ребёнок был как можно более самостоятельным.
В-третьих, ребёнок должен уметь общаться со сверстниками, играть в общие игры, соблюдать правила, принятые в коллективе. Постарайтесь приучить его к мысли, что чем больше он знает игр, чем интереснее рассказывает, тем больше у него будет друзей, а вот слёзы и кулаки – это не лучшие аргументы.
Но по большому счёту, эти проблемы волновать должны родителей. Самого же малыша больше всего беспокоит то, что мама уходит, а он остаётся один. Поэтому постарайтесь приучить ребёнка к мысли, что и мама, и папа ходят на работу и малыш тоже должен ходить на свою работу в детский сад, а вечером все вновь собираются дома, и никто не чувствует себя брошенным и одиноким.
Естественно, нужно соблюдать определённые приёмы адаптации в детском саду, что поможет ребёнку быстрее привыкнуть к детскому коллективу, к обстановке и режиму группы.
1.Первые дни лучше водить ребёнка буквально на несколько часов – просто поиграть с другими детьми, затем оставить до обеда, ещё день дать ему возможность поспать после обеда. Если всё нормально – смело оставляйте ребёнка на полный день. Обязательно придумайте какой-нибудь ритуал прощания - чмокнуть в щёчку и помахать ручкой, и не менее важно – свой ритуал встречи.
2.Ещё один момент, которого часто опасаются родители. Как правило, попадая в детский сад, дети начинают болеть. Поэтому всё же лучше предварительно начать закаливать ребёнка. С другой стороны, если болезни протекают не очень тяжело, без осложнений, то, вылечившись, лучше возвращаться в садик.
3. Не оставляйте ребёнка дома лишь потому, что вы свободны и вам не хочется вести его в детский сад или потому, что ребёнок просто закапризничал с утра. Частые пропуски удлинняют время привыкания ребёнка к детскому саду.
4. Находясь дома – по болезни и в выходные дни, придерживайтесь того режима дня, который ребёнок соблюдает в детском саду.
Делайте!
– Радуйтесь вашему ребенку.
– Разговаривайте с вашим малышом заботливым, успокаивающим, ободряющим тоном.
– Когда ребенок с вами разговаривает, слушайте его внимательно.
– Установите четкие и жесткие требования к ребенку.
– В разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов.
– Ваши объяснения должны быть простыми и понятными.
– Будьте терпеливы.
– Говорите медленно.
– Спрашивайте «что» и «почему».
– Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы.
– Если ребенок не умеет еще читать или читает плохо, каждый день читайте ему.
– Не скупитесь на похвалу или поцелуй.
– Поощряйте любопытство и воображение вашего малыша.
– Поощряйте игры с другими детьми.
– Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать.
– Старайтесь, чтобы малыш вместе с вами готовил обед, гуляйте с ним, играйте, пусть он поможет вам ухаживать за цветами, вешать полки.
– Приобретите пластинки или кассеты с записями любимых песенок, стихов, сказок ребенка: пусть он слушает их снова и снова.
– Помогите ребенку выучить его имя, фамилию, адрес, домашний телефон, день рождения, а также сведения о маме, папе, бабушке, дедушке, сестрах и братьях.
– Старайтесь проявлять интерес к тому, что нравится делать ребенку.
– Будьте примером для малыша: пусть он видит, какое удовольствие вы получаете от чтения газет, журналов, книг.
– Не теряйте чувство юмора.
– Играйте с ребенком в разные игры.
– Проблемы отцов и детей не существует там, где родители и дети дружат и чем-то занимаются вместе.
Не делайте!
– Не перебивайте ребенка, не говорите, что вы все поняли, не отворачивайтесь, пока малыш не закончил рассказывать, – другими словами не дайте ему заподозрить, что вас мало интересует то, о чем он говорит.
– Не задавайте слишком много вопросов.
– Не принуждайте делать ребенка то, к чему он не готов.
– Не заставляйте ребенка делать что-нибудь, если он вертится, устал, расстроен, займитесь чем-то другим.
– Не требуйте сразу слишком многого: пройдет немало времени, прежде чем малыш приучится самостоятельно наводить порядок.
– Не следует постоянно поправлять ребенка, то и дело повторяя: «Не так! Переделай это!»
– Не говорите: «Нет, она не красная». Лучше скажите: «Она синяя».
– Не надо критиковать ребенка с глазу на глаз, тем более не следует этого делать в присутствии других людей.
– Не надо устанавливать для ребенка множество правил: он перестанет обращать на вас внимание.
– Не перестарайтесь, доставляя ребенку слишком много стимулов или впечатлений: игрушек, поездок и т.д.
– Не ожидайте от ребенка дошкольного и младшего школьного возраста понимания:
всех логических связей;
абстрактных рассуждений и объяснений.
– Не проявляйте повышенного беспокойства по поводу каждой перемены в ребенке: небольшого продвижения вперед или, наоборот, некоторого регресса.
– Не сравнивайте малыша ни с какими другими детьми: ни с его братом или сестрой, ни с соседскими ребятами, ни с его приятелями или родственниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самооценка ребёнка-дошкольника
6–7 годам, к школьному возрасту, ребенок уже способен на адекватную самооценку – на суждения о значении и значимости собственных поступков, талантов. Это очень важно для успешного обучения: ребенок до...
Самооценка ребёнка дошкольного возраста
Консультация для родителей...
Все люди как люди, а Я – королева … или поговорим о самооценке ребёнка
Данная презентация может быть использована педагогами дошкольных учреждений при работе с родителями: подгрупповая консультация, родительское собрание....
Родительское собрание для родителей воспитанников младшей группы Тема: «Все люди как люди, а Я – королева … или поговорим о самооценке ребёнка»
Конспект родительского собрания, цель которого – повышение педагогической компетентности родителей воспитанников. На встрече родители познакомились с понятием «самооценка», получили рекомендации по фо...
2 Инновационные технологии для повышения самооценки ребёнка в дошкольном учреждении на музыкальных занятиях
Применяя различные инновационные технологии в образовательном процессе, можно добиться значительных успехов в повышения самооценки ребенка, его раскрепощении, коммуникабельности в реализации его приро...
Самооценка ребёнка дошкольного возраста
Процесс формирования самооценки детей дошкольного возраста.Краткая характеристика детей с завышенной, адекватной и заниженной самооценкой.Несколько способов выявить самооценку....
Повышаем самооценку ребёнка
Самооценка человека формируется с пеленок и влияет на всю его дальнейшую жизнь....