Консультация для родителей "Семья на пороге школьной жизни"
консультация (подготовительная группа) на тему

Ливадняя Ирина Викторовна

Готовность к школе — это совокупность определенных свойств и способов поведения  ребенка, необходимых ему для восприятия, переработки и усвоения учебных стимулов в начале и при дальнейшем продолжении школьного обучения. Готовность к школе следует рассматривать как разветвленную сеть связанного целого: она всегда зависит от условий в конкретной школе, от качеств ребенка и от профессиональной квалификации работающих в школе учителей.

        ПЕДАГОГ. Ясно, что готовность к школе нельзя свести к каким-то двум-трем показателям, изолированным друг от друга. Например, если ребенок умеет уже читать и считать, значит, он готов к школе и т.п. Готовность к школе характеризуется большим числом признаков, которые тесно между собой взаимосвязаны и взаимообусловлены.

        Готовность к школе — это не «программа», которой можно просто обучить (натренировать). Скорее, это интегральное свойство личности ребенка, которое развивается при общих благоприятных условиях в многообразных ситуациях жизненного опыта и общения, в которые включен ребенок в семье и других социальных группах. Она развивается не путем специальных занятий, а непрямым образом — через «участие в жизни».

 Более подробно останавливается на психологической готовности, которая включает:

ИНТЕЛЕКТУАЛЬНУЮ ГОТОВНОСТЬ

МОТИВАЦИОННУЮ ГОТОВНОСТЬ

ЭМОЦИОНАЛЬНО- ВОЛЕВУЮ ГОТОВНОСТЬ

КОММУНИКАТИВЕАЯ ГОТОВНОСТЬ

ИНТЕЛЕКТУАЛЬНУЮ ГОТОВНОСТЬ предполагает развитие внимание, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, установление закономерностей, пространственного мышления, умение устанавливать связи между явлениями и событиями, делать простейшие умозаключения на основе аналогии. (Например: морковь – огород, грибы – лес и т.д.)

К 6-7 годам ребёнок должен знать:

                 свой адрес и название города, в котором он живет;

                 название страны и ее столицы;

                 имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;

                 времена года, их последовательность и основные признаки;

                 названия месяцев, дней недели;

                 основные виды деревьев и цветов.

Ему следует уметь различать домашних и диких животных, понимать, что бабушка — это мама отца или матери.

МОТИВАЦИОННУЮ ГОТОВНОСТЬ…

Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль — роль школьника.

С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что учёба – это труд, дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.

Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Не следует запугивать детей школой, предстоящими трудностями, строгой дисциплиной, требовательностью учителя. «Вот пойдёшь в школу – там за тебя возьмутся, никто там тебя жалеть не будут. Помните, что ваши оценки с легкостью заимствуются детьми. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу, дома его понимают, верят в его силы.

Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок “не наигрался”. Но в возрасте 6–7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые “не наигрались”, придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы.

Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался. Достаточно дать понять ребенку, что учеба — это обязанность каждого человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей.

        ВОЛЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ предполагает наличие у ребенка:

        способностей ставить перед собой цель,

         принять решение о начале деятельности,

                 наметить план действий,

                 выполнить его, проявив определенные усилия,

                 оценить результат своей деятельности, а также умения длительно выполнять                 не          очень привлекательную работу.

        Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.

        Для развития воли хороши настольные игры, где необходимо соблюдать правила игры, и подвижные. Например, игра «Зеркало», «Запрещённое число», «Да и нет».

        Не ругайте ребёнка за ошибку, а разберитесь в её причине.

        Структура головного мозга, отвечающая за произвольность поведения, формируется к 7 годам, поэтому ваши требования должны быть адекватными его возрасту.

        Не исказите веру ребёнка в себя как в будущего школьника ни страхом, ни «розовой» водичкой облегчённых ожиданий.

        Относитесь к ребёнку, как к себе, мы ценим себя по тому, что можем и умеем, так как всё знать невозможно.

КОММУНИКАТИВЕАЯ ГОТОВНОСТЬ - Проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе. Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить.

В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.

«Портрет» первоклассника, не готового к школе:

·         чрезмерная игривость;

·         недостаточная самостоятельность;

·         импульсивность, бесконтрольность поведения, гиперактивность;

·         неумение общаться со сверстниками;

·         трудность контактов с незнакомыми взрослыми (стойкое нежелание         контактировать) или, наоборот, непонимание своего статуса;

·         неумение сосредоточиться на задании, трудность восприятия словесной или иной инструкции;

·         низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщение, классифицировать, выделить сходство, различие;

·         плохое развитие тонко координированных движений руки, зрительно-        моторных координации (неумение выполнять различные графические         задания, манипулировать мелкими предметами);

·         недостаточное развитие произвольной памяти;

·         задержка речевого развития (это может быть и неправильное произношение, и бедный словарный запас, и неумение выразить свои мысли и т. п.).

Как помочь ребенку подготовиться к школе?

Особенно внимательно необходимо готовится к школе, если:

·         беременность и роды протекали с осложнениями;

·         ребёнок перенёс родовую травму или родился недоношенным;

·         ребёнок страдает желудочно-кишечными заболеваниями, энурезом, подвержен частым простудам, есть нарушение сна;

·         ребёнок с трудом находит контакт со сверстниками, эмоционально не устойчив;

·         вы замечаете двигательную заторможенность или гиперактивность.

На что надо обратить внимание…

1. Выбор школы.

Если ребёнок в детстве часто болел, если ему трудно долгое время удерживать внимание на чём-то одном, если вы видите, что он морально не готов стать первоклассником — посоветуйтесь с психологом, какой класс для обучения выбрать, нагрузка в первый год учёбы должна быть посильной для ребёнка.

2.Самостоятельность.
Ребёнок должен уметь ухаживать за собой, самостоятельно раздеваться и одеваться. Очень важно приучить ребёнка к гигиене.

Научите малыша убирать своё рабочее место, бережно относиться к вещам.

Чтобы ребёнок быстрее смог адаптироваться в школе, он должен быть достаточно самостоятельным. Постарайтесь меньше опекать его, дайте ему возможность принимать самостоятельные решения и отвечать за них.

Поручите ему какие-нибудь домашние дела, он научился выполнять свою работу без помощи взрослых. Старшие дошкольники могут накрывать на стол, мыть посуду, чистить свою одежду и обувь, присматривать за младшими детьми, кормить рыб, птиц, котёнка, поливать цветы. Родители не должны делать то, что дети забыли или не захотели выполнять. Практика показывает, если дети до поступления в школу имели дома посильные для них обязанности, они легче справлялись с учебной деятельностью.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx0 байтов

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Ребёнок на пороге школьной жизни".

Скоро в школу. О чём следует подумать?  Поступление в школу- не только важная ступенька в жизни ребёнка, но и событие для всей семьи. К которому, как правило, заранее готовятся, думают. Обсу...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА на тему «На пороге школьной жизни» В ФОРМЕ: Разработка плана работы с семьей в рамках темы «на пороге школьной жизни» старший дошкольный возраст

Разработка плана работы с семьей в рамках темы «на пороге школьной жизни» старший дошкольный возраст(подготовительная группа)  Пояснительная записка:Воспитывает ребенка все: люди, вещи, явле...

Консультация для родителей "Семья на пороге школьной жизни ребенка"

Как подготовить ребенка к школе?(для родителей будущих первоклассников)Уважаемые родители! В этом году ваши дети пойдут в первый класс. Для того, чтобы вашему ребенку было легко учиться и он испытывал...

Консультация для родителей "Семья на пороге школьной жизни"

Часто учителя, психологи сталкиваются с трудностями адаптации ребенка в школе. К школьным неврозам могут приводить, на первый взгляд, безобидные стереотипы родительского поведения. В статье предугадан...