«Формирование начал экологической культуры у дошкольников»
статья (младшая группа) на тему

Титова Оксана Олеговна

Воспитание экологической культуры - долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Чем раньше начинается воспитание, тем ощутимее его результаты. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему живому, действенная готовность его созидать, восприятие красоты природы, понимание само ценности здоровья, бережное отношение к предметам рукотворного мира - вот составляющие экологической культуры, формирование которых способствует полноценному развитию личности. Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании начал экологической культуры. Именно в этот период формируются экологические представления, являющиеся основой систематических знаний о природной среде и бережном к ней отношении. Работу по формированию бережного отношения к природе необходимо проводить в тесной связи педагогов и родителей, так как именно родители являются наилучшим примером поведения для ребенка. Необходимые знания даются детям педагогами на занятиях, во время прогулок на участке, а также экскурсии в парк или лес. Содержание работы зависит от уровня экологической культуры детей и их родителей, местных экологических условий. Формы работы по экологическому воспитанию разнообразны: беседы, утренники, праздники, игры, экскурсии и др.

Одна из наиболее распространённых форм работы - беседа, которая предваряет или завершает другие мероприятия экологического содержания. В ходе бесед у детей формируется убеждение в необходимости и возможности оказания помощи природе, сохранения её красоты и богатств, воспитывается любовь к ней. Беседа должна проводиться после конкретного доброго дела (например, совместной работы по подкормке птиц, расчистке участка от сорняков, ухода за растениями на клумбе и другие): полученный опыт помогает им стать активными участниками беседы.

Активная направляющая роль в беседе принадлежит взрослому. Опираясь на имеющиеся у детей знания и опыт, он вызывает появление новых чувств, переживаний, подводит к пониманию и усвоению новых знаний, побуждает к размышлениям, анализу явлений и взаимосвязей в природе. Наибольший эффект дают беседы, обладающие сильным эмоциональным зарядом. Экологические беседы часто вскрывают противоречия между знаниями и представлениями ребёнка, поэтому взрослый не только ставит вопросы, но и направляет ответы детей, ведет к правильным и ясным обобщениям и выводам.

Вопросы взрослых являются для детей задачами, которые они должны разрешить собственными усилиями. Вопросы способствуют установлению фактов того или иного отношения человека к природе, формированию новых экологических понятий, установлению связей между явлениями и процессами в природе, стимулируют появление нравственных или эстетических чувств.

Беседа не должна утомлять детей. Она призвана вызывать положительный эмоциональный отклик в их душе. Поэтому в ходе беседы целесообразно использовать различные средства воспитательного воздействия, прежде всего игровую, художественную, трудовую деятельность детей. В качестве средств активизации познавательной деятельности желательно использовать искусства: репродукции с полотен художников-пейзажистов, фрагменты музыкальных произведении, стихи, рассказы.

В экологических беседах с детьми уместно включать фрагменты из книг Б. Рябинина, И. Каирова, О. Богдановой, Н. Носова, А. Алексина, К. Чуковского, С. Маршака, А. Барто, С. Михалкова.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование начал экологической культуры у дошкольников через элементы экотеатра и экотренинга»

Из опыта работы. «Формирование начал экологической культуры у дошкольников через элементы экотеатра и экотренинга»...

«Формирование начал экологической культуры у дошкольников» Обобщение педагогического опыта воспитателя.

Обобщение педагогического опыта воспитателяМБДОУ «Детский сад «Теремок» Селезневой Галины Алексеевны...

Опыт работы по экологии "Формирование начал экологической культуры у дошкольников"

СОДЕРЖАНИЕ:Ведение     2. Актуальность3. Научное обоснование4. Условия возникновения опыта5. Педагогическая идея опыта. Цели. Задачи.6. Описание средств  достижения цели...

Рабочая программа дошкольного образования по саморазвитию «Формирование начал экологической культуры дошкольников»

Экологическая культура – это одно из важнейших направлений дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного – ознакомления детей с природой.Экология – это наука о взаимосвязях живы...

Формирование начал экологической культуры у дошкольников. «Природа – наш дом, в котором мы живем»

Формирование начал экологической культуры у дошкольников.«Природа – наш дом, в котором мы живем»...

Проект «Формирование начал экологической культуры у дошкольников»

Потребность ребенка в общении с живой природой, поможет проявлению в них чуткости и доброты. А эстетическое чувство прекрасного и понимание природы, заставит проявлять такую необходимую в наше время и...

Формирование начал экологической культуры у дошкольников

Игры по формированию экологической культуры у дошкольников...