«Формирование начал экологической культуры у дошкольников через элементы экотеатра и экотренинга»
статья по окружающему миру на тему

Из опыта работы. «Формирование начал экологической культуры у дошкольников через элементы экотеатра и экотренинга»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelnoe_razvitie.docx24.43 КБ

Предварительный просмотр:

      Из опыта работы. «Формирование начал экологической культуры у дошкольников через элементы экотеатра и экотренинга»

(Автор: Антонюк Елена Александровна методист  МБУ КМЦ системы образования Красноармейского муниципального района)

 В нашем районе накоплен  практический опытв работе по познавательному развитию дошкольников  с приоритетным направлением «Формирование начал экологической культуры». В основу комплексно – тематического планирования закладываются не только требования образовательной программы (в нашем случае это примерная образовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, но так же используются материалы парциальных программ (мы используем программу С.Н.Николаевой «Юный эколог») и методических рекомендаций к ним.

На основе этих источников сотавляется комплексно – тематический план, главным принципом которого является действенный для  дошкольников практический способ познания: «что вижу, с чем действую, то и познаю». С учетом выбранной приоритетной  направленности определяются:

Задачи   познавательного развития дошкольников:

1.Создание условий для развития самостоятельной познавательной активности.

2. Формирование основ познавтельного, бережного и созидательного отношения к окружающему миру.

3.Расширение кругозора каждого ребенка в зоне ближайшего непосредственного окружения.

        Цели познавательного развития дошкольников:

        1.Знакомить воспитанников с территорией и объектами ближайшего окружения;

2. Продолжать знакомить воспитанников с  предметами окружающего мира в определенном объеме (наименование предмета, внешние признаки(свойства, качества, целевое назначение, основная функция);

        3.Систематически передавать  детям разнообразную информацию о природе, об отдельных представителях растительного и животного мира, об их отличительных особенностях;

        4.Учить созерцать природу, разбираться в ее «настроениях», «желаниях»; вызывать  у детей эмоциональный отклик (эмпатию) на различные объекты и явления природы при непосредственном соприкосновении с ними;

5.Создавать наглядную опору для фиксации наблюдений; личным примером демонстрировать заинтересованное, бережное и созидательное отношение к природе.

Направления познавательного развития дошкольников:

1.Мир человека

2.Мир природы

Грамотный подход к планированию позволяет педагогу    не обрушивать на детей большое количество информации, а превносить ее постепенно и в разнообразных вариантах и формах:

-ООД

-Наблюдения в природе

-Экскурсии в природу

-Опытно – экспериментальная деятельность

-Практическая деятельность по уходу за объектами природы

-Игры природоведческого содержания

-Сезонные праздники/развлечения

-Экотеатр

-Экотренинг

Более подробно хотелось бы раскрыть возможности таких форм работы как экотеатр и экотренинг. Каждую из них можно использовать как элемент ООД, или как автономную. Экотеатр позволяет реализовать важнейший принцип обучения - учить играя, выделив, во - первых: основной критерий данной формы - это интерес и живое участие детей, благоприятное эмоциональное состояние  на протяжении всей их деятельности. Через театрализованные игры дети познают окружающий мир, становясь участниками событий из жизни людей, растений и животных. Происходит расширение и углубление знаний в целом и развитие памяти, восприятия и воображения, стимулируются мыслительные процессы, активизируется и совершенствуется словарный запас. Дети осваивают навыки связной речи, у них развивается эмоционально – волевая сфера, происходит накопление опыта нравственного поведения, стимулируется развитие творческой, поисковой активности и самостоятельности.

Что же такое экотеатр? Разно - жанровая форма работы, включающая: театрализованные постановки  природоведческого содержания (экологические сказки), коллективные игры – инсценировки. Экотеатр дает детям возможность слиться с природой через воссоздание ее образов. Через коллективные игры - инсценировки природоведческого характера (например, самая известная «Море волнуется…») происходит развитие  сферы чувств и глубины эмоционального единения  ребенка с миром природы.Эти игры дают возможность детям применить имеющиеся знания, проявить творчество. Посредством игры происходит устранение проблем в коммуникативной сфере, дети перестают чувствовать закомплексованность. Сами по себе такие игры менее театральны и зрелищны по сравнению с отрепетированной  постановкой, но именно они дают детям возможность представить себя в образе растения/животного/объекта или явления природы с помощью образной пластики, мимики, жестов. Экологические сказки помогают формировать у дошкольников чувственное, доброе и заботливое  отношение к миру вокруг. Этот вид работы включает:

-чтение художественной литературы определенной тематики (экологические чтения);

-подготовку театрализованных спектаклей на экологические темы (например, «Путешествие Дождинки», авторская сказка, которая родилась благодаря эмоциональному вдохновению детей и педагога(Приложение 1).

        Экотренинги  позволяют развивать опыт детей при контакте с природой, дает им определенную свободу в возможности войти в эмоционально – чувственный контакт. Эту форму работы можно проводить частью ООД ( в этом случае тренинг должен соответствовать теме ООД, его длительность от 3 до 5 минут), а можно 1-2 раза в неделю в свободной деятельности с детьми (длительность такого тренинга колеблется от 8 до 15 минут). Например, очень нравится детям  тренинг «Экологический пост», потому что   они самостоятельно выявляют места экологического неблагополучия и организовывают деятельность по его устранению (удаляют сорняки в огородных грядках, поливают растения, следят за чистотой территории и поддерживают порядок). Другой любимый детьми экотренинг «Я – растение» позволяет импровизировать, перевоплощаться в объекты растительного мира, раскрываться в театрализованно - творческих проявлениях. Представленные формы работы действительно эффективны и зарекомендовали себя.

(Приложение 1)

Сценарий экологической сказки о круговороте воды в природе, которую можно поставить с детьми старшего дошкольного возраста и показать детям среднего дошкольного возраста «Путешествие Дождинки».

(Автор:Антонюк Елена Александровна   методист  МБУ КМЦ системы образования Красноармейского муниципального района)

Реквизит:

Костюмы для детей- артистов: Тучка, Дождинки, Родник, Ручеёк, Река, Солнечный лучик.                                                                                                                  

Декорации  с использованием ширмы: «Лесная поляна»; « Море»; « У реки»; «Под землёй»; «Небо».

Действие 1-е: Декорации «Лесная поляна».                                                                                                              

Ведущий: Жили- были Дождинки в одной дождевой Тучке. Среди них была одна очень любознательная. Она очень хотела узнать,  куда девается вода после дождя?

Выбегают Дождинки. Становятся вокруг Тучки и хором произносят:                                                             «Мы весёлые Дождинки,                                                                                                                                           В Тучке мы своей живём,                                                                                                                                                        А настанет наше время – все на землю упадём!                                                                                                                 Упадём, упадём - светлым, радостным дождём!»   (разбегаются, имитируя дождь.)                

Любознательная Дождинка: Вот я и на земле. Вокруг столько красивых растений и всем им нужна вода для жизни. Надо напитать землю влагой до глубины. Интересно, а что там под землёй?

                                    Декорации «Под землёй».                                                                                                                Любознательная Дождинка:  Как интересно! Вокруг множество корней растений, которые впитают дождевую воду, станут сильнее. Но что это за шум?

(Звучит запись шума воды). Появляется Родничок.                                                                                                            Дождинка: Ты кто?                                                                                                                                                                                          Родничок: Я подземный родничок!                                                                                                                                         Дождинка: Как поживаешь?                                                                                                                                                                 Родничок: Ждал последнего дождя, чтобы силу обрести и на землю пробиться!                                                                                                                                                                                     Дождинка: Чего же не пробиваешься?                                                                                                                                                               Родничок: Мне одной капельки воды не хватает.                                                                                                                                                                                  Дождинка: Я тебе помогу! (берутся за руки и идут по залу).

                                          Декорации «На земле».                                                                                                                                                                                Родничок: Спасибо тебе за помощь! Теперь мне нужно к реке спешить. Побежим вместе?                                                                                                                                                                                                  Дождинка: Да! Я давно хотела реку увидеть.

Декорации «У реки».                                                                                                                             Родничок:  Здравствуй, Реченька- река! Как широка ты и быстра!                                                                                    Река: Здравствуйте, брат- Родник и малая сестрица- Дождинка!                                                                                            

Дождинка: А куда ты спешишь, Река?                                                                                                                 Река: Мне надо к морю! Мои воды родники, ручьи, дожди питают, а я должна море водой напитать.                                                                                                                                                            Дождинка: Можно и мне с вами? (берутся за руки и идут по залу).

Действие 2-е:Декорации «Море».

Дождинка: Какое же оно большое - море! Как много воды! Интересно, а что там на глубине? Здесь можно провести игру с детьми- зрителями  «Море волнуется…»,  или «Раки и мурена».

Дождинка: Весело! Но я уже по солнечным лучам соскучилась. Пора мне к Солнышку поближе выбираться. В солнечном доме есть у меня друг Солнечный Лучик.

Ведущий: Стала Дождинка лёгкой и невидимой как пар и поднялась прямо в небо.  

Действие 3-е:Декорации «Небо».

Дождинка: Вот я и у Солнышка в гостях. А где же мой друг - Солнечный лучик? Здесь можно провести игру с детьми- зрителями  «Солнечный лучик».

Солнечный Лучик: Где была, что видела, Подружка?                                                                                 Дождинка:  Из Тучки на землю упала с дождём,                                                                                                                 Под землю просочилась,                                                                                                                                                             Но с Родничком наверх пробилась, к Реке устремилась, с Рекой до Моря добралась! На солнечных лучах в пар превратилась и снова в небо поднялась!

Пора мне домой - на родную Тучку. До свидания!

Литература:

  1. С. Николаева  программа « Юный эколог»
  2. С. Николаева «Как знакомить дошкольников с природой»
  3. Материалы по дошкольной и начальной ступени. М., Авангард,1992
  4. Л.С. Выготский «Воображение и творчество в детском возрасте» М., Просвещение, 1991
  5. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: учеб.пособие для студ. пед. ВУЗов и колледжей/ Под ред. Т.И. Ерофеевой. - М.: Издательский центр “Академия”, 1999.
  6. Козлов С.А. Дошкольная педагогика.- М.: Изд. центр “ Академия ”, 2000.
  7. Журналы «Дошкольное воспитание» №7-1999, №5,7-2000, №1,4-2001.
  8. Журнал «Ребенок в детском саду» №1-5,2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме : «Использование элементов музейной педагогики в формировании экологической культуры младших дошкольников через работу мини - музея «Водичка-водичка…»

Музейная педагогика – это молодая отрасль педагогической науки, тесно связанная с такими дисциплинами, как музееведение, искусствоведение, история, краеведение; это область науки, изучающая историю, о...

«Формирование начал экологической культуры у дошкольников» Обобщение педагогического опыта воспитателя.

Обобщение педагогического опыта воспитателяМБДОУ «Детский сад «Теремок» Селезневой Галины Алексеевны...

Опыт работы по экологии "Формирование начал экологической культуры у дошкольников"

СОДЕРЖАНИЕ:Ведение     2. Актуальность3. Научное обоснование4. Условия возникновения опыта5. Педагогическая идея опыта. Цели. Задачи.6. Описание средств  достижения цели...

«Формирование начал экологической культуры у дошкольников»

Воспитание экологической культуры - долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Чем раньше начинается воспитание, тем ощутимее его результаты. Понимание элементарных связей...

Формирование начал экологической культуры у дошкольников. «Природа – наш дом, в котором мы живем»

Формирование начал экологической культуры у дошкольников.«Природа – наш дом, в котором мы живем»...

Проект «Формирование начал экологической культуры у дошкольников»

Потребность ребенка в общении с живой природой, поможет проявлению в них чуткости и доброты. А эстетическое чувство прекрасного и понимание природы, заставит проявлять такую необходимую в наше время и...

Формирование начал экологической культуры у дошкольников

Игры по формированию экологической культуры у дошкольников...