Логопедический ликбез для родителей.
статья по теме

Шмакова Наталья Николаевна

Краткое описание логопедических диагнозов ФНР, ФФНР, ОНР, рекомендации родителям для развития речи дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskiy_likbez_fnr_ffn_onr.docx17.45 КБ

Предварительный просмотр:

                                   

                   Логопедический ликбез для родителей  

                                    Н.Н. Шмакова,

                                                                 учитель-логопед МБДОУ № 25

                                                                     г. Снежинск, Челябинская область

         

С каждым годом в дошкольном учреждении возрастает количество детей, имеющих наряду с нарушением зрения, речевые расстройства:

 ФНР – фонетическое недоразвитие речи - нарушение фонетической стороны речи (звукопроизносительной и просодической) в комплексе или каких-либо отдельных компонентов фонетической стороны речи (звукопроизношение или звукопроизношения и просодики) при нормированном развитии фонематических процессов, при сохранном физическом слухе и интеллекте.

Фонематическое нарушение речи – нарушение речи, обусловленное (недоразвитием) нарушением фонематических процессов при нормированной фонетической стороне речи и сохранном физическом слухе и интеллекте.

ФФНР - фонетико-фонематическое  нарушение речи -

нарушение речи, при котором наряду с нарушением фонетической стороны речи имеется и недоразвитие фонематических процессов: фонематического восприятия (слуховой дифференциации звуков), фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений при сохранном физическом слухе и интеллекте.

ОНР - общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех структурных компонентов речевой системы (фонетики, лексики, грамматики), относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при сохранном физическом слухе и интеллекте.

Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря  о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата. Предлагаем следующие рекомендации, для развития речи:

  • Обязательно заставляйте ребенка жевать сухари и целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо. Чтобы развить мышцы щёк и языка, покажите ребёнку, как полоскать рот. Научите надувать щёки и удерживать воздух, "перекатывать" его из одной щеки в другую.

  • Говорите с ребёнком медленно, короткими фразами; пользуйтесь правильным русским языком, не переходите на "детский язык" (сюсюканье) сами и не разрешайте делать это другим.

  • Каждый день читайте ребёнку. Не показывайте своей досады и нежелания, если ребёнок попросит вас в сотый раз прочитать книжку, которую особенно полюбил. Если вы очень заняты, то можно поставить кассету или диск, но помните, что личное общение наиболее ценно.

  • Чаще разговаривайте с ним, терпеливо отвечайте на все его вопросы, поощряйте желание их задавать.

  • Говорите чётко, внятно, несколько раз повторяя слово или фразу, меняя в ней слова местами.

  • Не забывайте развивать и мелкую моторику - то есть малыш как можно больше должен работать своими непослушными пальчиками. Учёные доказали, что развитие мелкой моторики рук напрямую связано с развитием речевых центров головного мозга. Как бы ни казалось вам это утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Причём начинать тренироваться ребёнку лучше не на своей одежде, а сперва "помогать" одеться куклам и даже родителям. По мере того, как детские пальчики будут становиться проворнее, его язык будет все понятнее не только маме.

  • Не заставляйте ребёнка спать, положа руки под щёку - это может деформировать челюсть и привести к нарушению звукопроизношения.

  • Не сравнивайте ребёнка ни с какими другими детьми. Каждый человек ценен и индивидуален.

                                                                     

                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ликбез для родителей.

Что нужно знать родителям, обучая ребёнка чтению и развивая фонематический слух....

Логопедический досуг с участием детей старшей логопедической группы и родителей "Наш семейный КВН"

Логопедический досуг позволяет:Вызвать живой интерес у детей и родителей;Раскрепоститься и преодолеть барьер в общении со взрослыми;Развивать творческие возможности, познавательную активность, коммуни...

Логопедический ликбез для родителей и специалистов: Дизартрия.Классификация и причины речевых нарушений.

Если у вашего ребенка есть речевое нарушение - прочтите эту статью и убедитесь, что в ней есть описание речевых недоразвитий вашего малыша. В настоящее время, из общего количества детей, обучающихся в...

Логопедический ликбез для родителей «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в работе по преодолению речевых нарушений у детей с тяжёлыми нарушениями речи»

  Одним из главных условий результативности обучения детей с тяжёлыми нарушениями речи является привлечение родителей к процессу. Именно родители являются тем авторитетом, который может бл...

Логопедический уголок для родителей "Зимние логопедические игры"

Оформление логопедического уголка, информация для родителей....

Логопедический ликбез для воспитателей ДОУ «Формирование самоконтроля и саморегуляции как средство коррекции звукопроизношения у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»

Формирование правильного звукопроизношения – это важный, необходимый, но длительный, кропотливый, «скучный» процесс. Как сделать занятия по автоматизации звуков речи интересными, эфф...