Театрализованная игра, ее роль в развитии связной речи дошкольника
консультация на тему
В поисках эффективных средств развития связной речи дошкольников педагоги все больше обращают внимание на использование разных видов искусства. Одним из главных методических средств, для решения комплекса задач по развитию связной речи является театрализованная деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatralizovannaya_igra.docx | 15.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Театрализованная игра, ее роль в развитии связной речи дошкольника
В поисках эффективных средств развития связной речи дошкольников педагоги все больше обращают внимание на использование разных видов искусства. Одним из главных методических средств, для решения комплекса задач по развитию связной речи является театрализованная деятельность.
По мнению основателя русской актерской школы К. С. Станиславского, «природа театра и его искусства сплошь основана на общении действующих лиц между собою и каждого с самим собою, …на сцене происходит взаимное и непрерывное общение, так как игра артистов состоит почти исключительно из диалогов».
Проживая и переживая с героями различные ситуации, недоступные в реальной жизни, ребенок познает новые формы и стили общения, приобщается к культуре взаимоотношений и частично переносит их в повседневную деятельность.
В игре-драматизации формируется диалогическая, эмоционально-насыщенная речь, активизируется словарь ребенка. С помощью игр-драматизаций дети осваивают элементы общения – мимику, позу, интонацию, модуляцию голоса. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства, использует интонации, соответствующие характеру героев и их поступкам, старается говорить четко, чтобы его все поняли. В театрализованной работе энергично развивается разговор как форма социализированной (коммуникативной) речи. Сценические диалоги образцовые, «верные», т. е. выверенные хронологически, логически, чувственно. Заученные в период подготовки к спектаклю литературные эталоны речи ребята употребляют в дальнейшем как готовый материал в вольном общении, т.е. происходит фактическое усвоение формальной и содержательной стороны речевой коммуникации.
Дети-дошкольники овладевают основами театрально-творческих действий путем знакомства со сценической речью и движением как средствами выразительности языка театра. На развитие этих театрально-исполнительских звеньев направлены специальные упражнения, игры и этюды.
Сам процесс подготовки проведения театрализованной игры решает множество задач по развитию связной речи:
- систематическое выполнение игровых упражнений, направленных на развитие мимики и пантомимики, благодаря чему движения приобретают большую уверенность. Дети начинают легче переключаться с одного движения па другое, понимать тонкости жестов, выражения лица и движений другого ребенка.
- введение игр и упражнений на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, разнообразной интонации.
- переход к драматизации стихов, прибауток, потешек: дети заранее заучивают тексты, затем разыгрывают их, используя различные виды театра (пальчиковый театр или настольный)
- переход к более сложному виду деятельности — драматизации рассказов и сказок, где используются разные маски или элементы костюмов и виды театров - настольный, пальчиковый, би-ба-бо- , дети могут разыгрывать текст в качестве актеров.
Театр является одной из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса его личностной культуры.
Театрализованная деятельность позволяет решить многие образовательно-воспитательные задачи. Через образы, краски, звуки дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии. Работа над образом заставляет их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В ходе освоения театрализованной деятельности происходит совершенствование речи, активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социального поведения ребенка потому, что каждое литературное произведение имеет нравственную направленность.
Сказка является основным и самым понятным видом литературного произведения в дошкольном возрасте, поэтому велико ее значение в развитии детской фантазии, способности к воображению, в обогащении речи ребенка, в развитии его эмоциональной жизни, в помощи преодолеть трудности которые свойственны развитию личности. Слушая сказку, дети внутренне рисуют себе картины, образы, что способствует развитию фантазии. Вместе с тем, время от времени жизнь этих внутренних образов должна обогащаться за счет образов внешних. Именно эту важную функцию выполняет в детском саду театр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Театрализованная игра как средство развития связной речи дошкольников"
"Театрализованная игра как средство развития связной речи дошкольников"...
Театрализованная игра как средство развития связной речи дошкольников.
Театрализованная игра - один из самых эффективных способов развития связной речи дошкольников. Дети адекватно используют вербальные и невербальные средства общения, владеют диалогической речью и...
Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Театрализованная деятельность, как педагогическое средство развития связной речи дошкольников»
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуетс...
Статья "Роль театрализованной игры в развитии связной речи дошкольников"
В статье рассказывается о роли театрализованной игры в развитии связной речи у детей...
Выступление на педагогическом совете Тема: «Театрализованная игра как средство развития связной речи дошкольников»
Речь - своеобразная форма познания человеком предметов и явлений действительности и средство общения людей друг с другом.Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей....
Дидактическая игра: «Волшебные кубики» для развития связной речи дошкольников старших и подготовительных групп по теме: «Сказки»
Цель: продолжить работу по развитию связной речи дошкольников, через игровые формы работы по теме: «Сказки»....