Интерактивные площадки «В содружестве с семьей»
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Татьяна Борисовна Михайлова

           Участие семьи  одно  из важнейших условий реализации программы «Сообщество», в которой  «родитель -  первое и главное  лицо в  воспитании и образовании своего ребенка». Решение воспитательно-образовательных задач может быть успешной только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнерами, проявят единство стремлений, взглядов на образовательный процесс, найдут единые подходы к выработке цели, задач и определению путей по достижению намеченных результатов.  Поэтому,  мы  выстраиваем  партнерские отношения с родителями,    обеспечивая  ребенку оптимальную поддержку в удовлетворении его  потребностей, интересов и возможностей. Данный материал раскрывает одну из активных форм работы с родителями - интерактивные площадки.

Интерактивная площадка – форма совместной деятельности родителей, детей и педагогов, основанная на свободном выборе  и сотрудничестве, в процессе которой  происходит передача родителям практических приемов  работы с детьми для всестороннего развития ребенка, организованная педагогом- мастером  в различных центрах активности.  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл interaktivnye_ploshchadki.docx41.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей младшего школьного и дошкольного возраста  

«Прогимназия «Сообщество»

г. Нефтеюганск, Ханты-Мансийский автономный округ- Югра

Интерактивные площадки

«В содружестве с семьей»

Михайлова Т.Б.

старший воспитатель

2012 г.

«Педагогические знания родителей особенно важны…в дошкольные годы,

в возрасте от 2 до 6 лет умственное развитие, духовная жизнь детей в решающей мере зависят от элементарной педагогической культуры матери и отца, которая выражается в мудром понимании сложнейших душевных движений развивающегося человека".

 В.А. Сухомлинский

         Наше образовательное учреждение работает по личностно-ориентированной программе «Сообщество», представляющей собой  часть проекта Международной Ассоциация «Step by Step» (ISSA), цель которой,   способствовать развитию потенциальных возможностей каждого ребенка, воспитанию активного человека, способного реализовать себя в жизни.

           Участие семьи  одно  из важнейших условий реализации программы «Сообщество», в которой  «родитель -  первое и главное  лицо в  воспитании и образовании своего ребенка». Решение воспитательно-образовательных задач может быть успешной только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнерами, проявят единство стремлений, взглядов на образовательный процесс, найдут единые подходы к выработке цели, задач и определению путей по достижению намеченных результатов.  Поэтому,  мы  выстраиваем  партнерские отношения с родителями,    обеспечивая  ребенку оптимальную поддержку в удовлетворении его  потребностей, интересов и возможностей.

В понятие  «участие семьи»,  мы вкладываю два разных определения:

- вовлечение, где родитель -  участник, организатор мероприятий,  помощник в группе;

- включение, где родитель и педагог на равных разделяет ответственность  за процесс принятия решений относительно развития ребенка:  определяет цели и задачи  относительно развития своего ребенка и реализует их в совместной деятельности в образовательном учреждении и дома.

      Реализуя личностно-ориентированную программу «Сообщество», мы столкнулись с тем, что зачастую родители считают, в первую очередь они должны заботиться о здоровье ребенка, его внешнем виде, полноценном питании,  а развитие  и воспитание - это задача образовательного учреждения. Есть часть  родителей, которая осознает  свою значимость, понимает свою роль  в развитии и воспитании детей и испытывает потребность в получении знаний, но при этом неохотно посещают собрания, семинары, лекции, считая,  что это неинтересно и малоэффективно, так как  не дает им практического опыта для развития ребенка в условиях семьи.

  Поэтому,  перед  педагогами возникли вопросы:

 - как  привлечь к участию в образовательном процессе тех родителей, что главную роль в образовании уступают педагогам;

 - как передать родителям, стремящимся принимать участие в образовании своих детей, способы действий для работы с детьми в условиях семьи и  в совместной деятельности в центрах активности,  решая в единстве с ОУ задачи развития ребенка.

Это подтолкнуло нас к поиску новых активных форм работы с родителями. Вовлечение и включение родителей в образовательный процесс  в нашем  детском саду осуществляется через различные формы работы:

-  межсемейные проекты «Взрослые и дети», где семьи воспитанников объединяются в малые группы для  создания совместного продукта, что способствует их сближению, установления положительных взаимоотношений между ними,  при этом ребенок видит  образцы взаимодействия и отношений;

- «Семейная гостиная»,  в которой  по желанию принимают участие семьи воспитанников. Эта форма работы направлена на сближение родителей, выявление их семейных традиций, увлечений,  на обмен опытом семейного обучения и  воспитания;

-  рубрика «А у нас сегодня гость», участвуя в ней,   родители приходят в группу, как представители определенной профессии, участники значимых событий. Они дают детям интервью, проводят  с ними игры, викторины в соответствии с изучаемой темой;

- «родитель – ассистент» в совместной деятельности в центре активности. Особая организация жизнедеятельности ребенка по программе «Сообщество», а именно работа в центрах активности дает возможность родителю принимать непосредственное участие в образовательном процессе.

       И  одной из эффективных педагогических находок для нас стали интерактивные площадки.

Интерактивная площадка – форма совместной деятельности родителей, детей и педагогов, основанная на свободном выборе  и сотрудничестве, в процессе которой  происходит передача родителям практических приемов  работы с детьми для всестороннего развития ребенка, организованная педагогом- мастером  в различных центрах активности.    

Центр активности на площадке – обстановка на интерактивных площадках создается таким образом, чтобы предоставить родителям и детям возможность делать выбор деятельности, поэтому все пространство площадки разделено на несколько центров, в каждом из которых работает педагог - мастер.

Педагоги – мастера  - организуют на площадке  в различных центрах активности совместную деятельность с родителями и воспитанниками, демонстрируя приемы работы в определенном виде деятельности.

Цель работы  интерактивных площадок: создать условия по овладению родителями  практических умений и навыков для  развития, воспитания и обучения детей  дошкольного возраста  с целью дальнейшего их применения  в совместной деятельности с детьми в образовательном процессе и в условиях семьи.

Для достижения цели решаются следующие задачи:

- создание  предметно – развивающей  среды  для организации  разных видов детской деятельности;

- подбор  разнообразных  приемов и техник;

- организация взаимодействия взрослых и детей.

   Работа площадок строится на следующих принципах: 

- принцип выбора - родители находятся в условиях  выбора форм и видов деятельности;

-принцип сотрудничества - общение «на равных»; совместная деятельность, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения;

- принцип деятельностного подхода – организация  деятельности,  где участникам сами находят приемлемое для себя и для данной ситуации решение;

- принцип успешности – создание ситуации успеха для каждого, и ребенка,  и взрослого.

      В работе  интерактивной площади принимают участие педагоги, специалисты, родители и воспитанники.

Организация деятельности площадки может иметь определенную направленность:

 - для определенной возрастной категории воспитанников;  

- как «погружение» в тему познавательного характера, изучаемую на данный момент в конкретной группе;

-решение задач по различным  образовательным областям.

Ожидаемый результат деятельности на интерактивных площадках: 

- вовлечение родителей в работу на интерактивных площадках позволит им овладевать способами практического осуществления различных видов детской  деятельности, осознать свою  значимость в процессе  развития ребенка  и приобрести новый опыт  семейного воспитания;

-воспитанники вовлечены в постановку целей, планирование действий, выбор  места, партнеров, способа реализации планов, оценку полученного результата и личных достижений, что позволяет им овладевать способами практического осуществления различных видов детской  деятельности;  

-происходит становление профессиональных компетентностей педагога в   умении сценировать организацию совместной деятельности взрослых и детей, растет его авторитет в глазах родителей.

 Преимущество интерактивной площадки:

- родитель вместе с ребенком активные участники процесса;

- выбор деятельности по возможностям, потребностями интересам;

- возможность участвовать в  деятельности разной направленности (за счет перехода);

- возможность проявления своих способностей, творчества всех участников.

Алгоритм работы интерактивной площадки

1.Изучение запроса родителей (приложение 1). Определение направлений деятельности интерактивных площадок.

2.Информирование (объявления в группах, на сайте). Работа с «Полем выбора» для обеспечения  родителям  выбора деятельности  по своим интересам,  возможностям и потребностям.

3.Организация предметно – развивающей среды  (подбор приемов, материалов, подготовка оборудования).

 4.Организация практической работы в центрах активности на площадке. Педагоги-мастера организуют на площадке  в различных центрах активности совместную деятельность с родителями и воспитанниками, демонстрируя приемы работы в определенном виде деятельности.

5.Организация выставки результатов деятельности детей и взрослых.

6. Рефлексия участников (приложение 2).

7.Подведение рейтинга центров активности (рейтинговые коробочки с «солнышками»).

8.Анализ педагогической деятельности.

     В этом году нашему городу Нефтеюганску исполнилось 45 лет. В старших и подготовительных группах по запросу родителей и воспитанников  проходило погружение в тему «День рождение нашего города».

В соответствии с изучаемой темой была  организована интерактивная площадка,  с целью создания условий  для овладения родителями  практических умений и навыков работы с  детьми  старшего дошкольного в рамках данной темы.

Сценирование  организации работы интерактивной площадки

по теме «День рождение нашего города»

1.Этап: предварительная работа:

1.Анкетирование родителей. Изучение анкет, определение направлений деятельности на  интерактивной площадке, центров активности.

Центры активности:

1.1. «Все, что в руки попадет, ничего не пропадет» - конструирование из бросового материала;

1.2.«Чудо - изолента» - нетрадиционные техники рисования;

1.3.»Загадайка» - придумывание загадок, по ТРИЗ- технологии.

2.Размещение объявления и «Поля выбора» в группах и на сайте группы.

3.Оформление интерактивной площадки (рекламные  афиши в центрах, оборудование и материалы). Подготовка места для выставки.

4.Подбор техник, приемов для организации практической деятельности на площадке.

Этап 2 : работа на интерактивной площадке.

  Ведущий: Добрый вечер, дорогие ребята и уважаемые родители!

Мы рады приветствовать вас на нашей интерактивной площадке по теме  «День рождение нашего города».

Сегодня вы можете поучаствовать, попробовать свои силы в изготовлении поделок, сувениров из бросового материала – центр активности № 1 под названием «Все, что в руки попадет, ничего не пропадет», составлении загадок – центр активности  № 2 «Загадай - ка»,  и рисовании нетрадиционными материалами, работая в центр активности №3 «Чудо – изолента».  Время работы  в каждом центре неограниченно, по своему желанию  вы можете переходить из  одного центра в  на другой, участвовать в различных видах деятельности. По окончанию работы в центрах активности предлагаем вам поместить  результаты вашего труда на выставке, посвященной 45-летию нашего родного города Нефтеюганска, котором мы с вами живем, трудимся,  и растут наши дети.

Желаем творческих успехов!

Звучит песня  «Наш Нефтеюганск»  (А.Морозов).

1.Центр активности №1 «Все, что в руки попадет, ничего не пропадет».

Материал и оборудование: пластиковые бутылки, баночки,  капсулы «киндер – сюрпризов», трубочки, клей, пластилин, ножницы, цветная бумага, карандаши цветные и простые, маркеры, салфетки, клеенки, столы, стулья, картинки, образцы ваз и цветов из бросового материала.

Памятки с вопросами для выстраивания замысла (приложение 3).

Цель:

- показать приемы работы с бросовым материалом, по формированию умения выстраивать замысел, прием для  воспитания бережного отношения к  чистоте нашего города.

Педагог – мастер:

- я рада вас видеть в нашем  центре активности «Все, что в руки попадет, ничего не пропадет». Будьте добры, чтобы нам было комфортно общаться, напишите свои имена на листочках и прикрепите их к одежде. Прежде чем мы с вами начнем работать, я предлагаю посмотреть небольшой фильм (просмотр фильма, где педагог с детьми группы гуляют в сквере около детского сада и видят разбросанный мусор, реакция детей). Выскажите, ваше впечатление от увиденного.

Высказывания родителей.

Педагог – мастер:  сегодня я предлагаю вам попробовать использовать бросовый  материал, то, что мы обычно считаем ненужным мусором, превращая его в художественное изделие. Как вы считаете, что можно изготовить из материала, который перед вами? (ответы родителей). Замечательно, я хочу сегодня с вами поделиться опытом, который вы можете использовать в совместной деятельности, развитии ваших детей. У нашего города день рождение, а что часто дарят на день рождения? (высказывания родителей). Давайте и мы поздравим наш город цветами, изготовленными собственными руками. Используйте при этом ваше воображение и творчество.

Педагог – мастер показывает приемы работы с бросовым материалом.

1.Изготовление из пластиковой бутылки  вазы для цветов:

- с краями загнутыми внутрь (обрезать  пластиковую бутылку до половины, положить наверх лист бумаги и прогладить теплым утюгом);

- с краями,  закрученными с помощью карандашами.

2.Изготовление цветов из пластиковых капсул «киндер – сюрприз»: ромашка, одуванчик.

Родители индивидуально или в группах изготавливают  цветы из бросового материала. Педагог присоединяется к работе группы и оказывает необходимую помощь всем участникам.

В процессе деятельности педагог-мастер задает вопросы родителям направленные на выстраивание замысла (приложение 3).

Педагог-мастер:

-Спасибо за работу. Мы сегодня с вами превратили материал, который мог стать мусором на улицах нашего города в  подарок к его дню рождения. Я предлагаю вам памятка с вопросами,  которые можно использовать в работе с детьми для формирования у них умения выстраивать собственный замысел, что обязательно пригодится им  во взрослой жизни.

По завершению работы на площадке «Все, что в руки попадет, ничего не пропадет» наши родители сочинили стихотворение:

-Люди мусор побросали,

А его мы подобрали,

И бутылки в ход пошли,

Место трубочки нашли,

 «Киндер», пробка и бумага,

Нам отбросов маловато,

Люди город берегите,

И цветы  ему дарите.

2. Центр активности №2 «Чудо - изолента».  

Материалы и оборудование: ватман, листы бумаги  формата А-3, гуашь, акварель, изолента, толстые и тонкие кисти, кусочки поролона, клеенки, салфетки, баночки для воды, образцы работ в данной технике, картинки о нашем городе Нефтеюганске; столы , стулья, магнитная доска или мольберт; памятки с вопросами для выстраивания замысла.

Цель:

- показать новую технику рисования – рисование изолентой, приемы по формированию умения выстраивать замысел, приемы для воспитания аккуратности.

Педагог – мастер: не стесняйтесь, проходите, изоленту все берите,  будем вместе рисовать и картины создавать.

Добрый вечер, мамы, папы и ребята! Как вы думаете, можно рисовать изолентой? Конечно, да. Я предлагаю вам сегодня побыть в роли художников, но рисовать при этом не совсем обычным способом, используя изоленту,  которая наверняка есть у каждого из вас в домашнем хозяйстве.  Посмотрите,  какие интересные работы получаются  при  рисовании этой техникой (демонстрирует образцы).

Педагог – мастер показывает этапы работы:

- создать контур изображения, наклеивая  полоски изоленты;

- потом нанести краску нужного цвета, за внешней и внутренней стороной контура;

- снять аккуратно полосы изоленты, после высыхания краски.

Педагог – мастер: С помощью этой нетрадиционной техники рисования можно рисовать как абстрактные картины, так и обычные: дома и здания города, природу, цветы. Давайте, попробуем нарисовать картины о нашем городе в этой технике.

Участники договариваются, что они будут рисовать, выбирают необходимый материал и инструмент и  приступают к работе. Педагог задает вопросы, направленные на выстраивание замысла, участвует в работе, оказывает необходимую помощь всем участникам, обращает внимание, что для аккуратности в работе нужно хорошо промывать кисти и губки, вытирать руки салфеткой, дожидаться полного высыхания краски, отклеивать изоленту,  придерживая бумагу. В ожидании высыхания краски предлагает участникам сочинить небольшое стихотворение о своей работе.

Педагог-мастер:

- С помощью обычной изоленты нам сегодня  удалось создать замечательные картины, и я предлагаю вам памятки с вопросами,  которые можно использовать в работе с детьми для формирования у них умения выстраивать собственный творческий замысел.

 -Давайте разместим картины на нашей  выставке вместе с придуманным стихотворением.

-Изоленту в руки взяли,

-Как- то странно рисовали,

-Но картины все у нас получились просто класс!

 -Родной Нефтеюганск мы  изобразили,

-Все наши рисунки ему посвятили.

3.Центр активности № «Загадайка».  

      Материалы и оборудование: таблички с моделями загадок, ватман, листы бумаги  формата А-3, гуашь, кисти, маркеры, картинки разных предметов, которые можно вырезать, клеенки, салфетки, баночки для воды, картинки о нашем городе Нефтеюганске;  столы, стулья, магнитная доска или мольберт, правило в наглядной форме «У кого в руках  мячик,  тот говорит,  а остальные слушают» и сам предмет «мяч».

Цель:

- показать приемы для формирования  у детей умения подбирать образные сравнения, составлять загадки, приемы для формирования умения слышать и слушать.

Педагог-мастер: добро пожаловать в наш творческий центр «Загадайка», здесь вы можете научиться  придумывать загадки о самых разных предметах.

Вы  пробовали сами составлять загадки? Давайте попробуем сделать это вместе используя приемы ТРИЗ- технологии. Сначала нужно определить объект для загадки, который связан с нашим городом (родители предложили: дом, памятник воину, фонтан, нефть, ель).

Педагог- мастер предлагает  табличку   моделью №1. Слово: дом

Какой?

Что бывает таким же?

высокий

 стоящая гора

прямоугольный

картонная коробка

строящийся

большой самолет

Взрослыми даются образные характеристики  объекта по заданным педагогом - мастером  признакам, например:

- какой объект по высоте?

- какой объект по форме?

- какой объект по действиям?

Затем к перечисленным признакам подбираются сравнения: что бывает таким же? Далее  этим словам даются образные характеристики и между левым и правым столбцом вставляются слова связки «как»,  «но не».

Педагог – мастер предлагает табличку с моделью № 2 (аналогично).

Что делает?

Что (кто) делает так же?

 

Родители индивидуально или в группах совместно с педагогом  придумывают загадки, используя представленные  модели.

Придуманные загадки рисуются и записываются на листах формата А-3, ватмане, яркими маркерами.

В завершении работы загадки зачитываются и отгадываются.

Педагог – мастер задает вопросы:

- как вы считаете,  нужно ли учить ребенка составлять загадки почему?

- что развивается при этом у ребенка? (ответы родителей).

В процессе беседы используется прием для формирования умения слышать и слушать: правило в наглядной форме «У кого мячик тот говорит, а остальные слушают» и сам предмет «мяч».

Педагог – мастер: спасибо за творческое сотрудничество! Я предлагаю вам памятки модели для составления загадок, которые помогут развивать вашего ребенка интеллектуально и творчески.

В результате совместной деятельности взрослых  и детей были составлены загадки:

- высокий как стоящая гора; прямоугольный как картонная коробка; долго строящийся, но не большой самолет (дом);

- величественный как сказочный король; холодный как тающий лед; неподвижный, но не горная скала (памятник воину);

- течет как горный водопад, освежает как вечерний воздух, шумит, но не дующий ветер (фонтан).

- черная как печная сажа, текущая  как  широкая река, горящая, а не сухие дрова (нефть);

- зеленеет, как  весенняя трава, колется как швейные иглы, пахнет, но не ароматные духи (ель).

3 этап: рефлексивный.

После размещения  творческих продуктов на выставке  ведущий предлагает каждому из участников интерактивной площадки:

- письменно ответить на любые три вопроса из предложенных и разместить их на «Дереве отзывов»;

 - положить «солнышко»  в коробочку с  названием того центра активности, где по его мнению сегодня была самая интересная  и  полезная деятельность.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Анкеты для родителей

Уважаемые родители, просим вас ответить на следующие вопросы:

1.При организации какой деятельности с ребенком вы испытываете затруднения: речевой ( пересказ,  составление творческих рассказов, заучивание стихотворений, загадок и т.д); изобразительной ( лепка, рисование, аппликация), познавательно – конструктивной (логические упражнения, измерение, проведение экспериментов, конструирование из различных материалов) ? (нужное подчеркнуть)

2.В какой совместной деятельности с ребенком вы хотели бы принять участие?

3. Каким приемам работы с детьми вы хотели бы научиться с помощью педагога - мастера?

Спасибо за работу!

Приложение 2

Вопросы для этапа рефлексии.

1.Что  дало мне сегодня  участие в работе интерактивной площадки (почувствовал, узнал, понял, приобрел, пришел к мнению и т.д.).

 2.Организация интерактивных площадок нужна, потому, что… или не нужна потому, что…?

3.Как изменилось  ваше мнение о педагоге (указать конкретно), отношение к нему  после работы на интерактивной площадке?

 4.Что вы думаете о профессионализме мастера – педагога? (указать конкретно)

5.Работа в каком из центров активности вас больше всего заинтересовала, привлекла и почему?

 6.Какие приемы, техники будете использовать в работе со своим ребенком? 7.Понравилось участвовать в работе площадки и почему?

8.Что не понравилось и почему?  

9.Хотели бы вы еще принять участие в работе интерактивной площадки и почему?

10. Ваши пожелания?

Приложение 3

Памятка для мам и пап

«Как помочь ребенку выстроить собственный замысел?»

Это можно сделать с помощью цепочки простых и понятных ребенку вопросов.

1.Что ты хочешь сделать?

2.Как будет выглядеть то, что ты хочешь сделать?

3.Для чего ты это будешь делать, кому это пригодится?

4.Как ты собираешься это сделать?

5.Что будешь делать сначала?

6.Что будешь делать потом?

7.Что тебе для этого нужно?

8.Каким инструментом будешь пользоваться, все ли у тебя есть?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы с родителями в рамках интерактивной площадки

План работы с родителямивоспитанников средней группы в рамках интерактивной площадки(2012-2013 учебный год)...

"В содружестве с семьей"

Опыт работы взаимодействия с семьями воспитанников в детском саду....

Интерактивная площадка "Нас ждут домашние дела"

Практическая значимость работы: Данная интерактивная площадка может быть интересна родителям и педагогам дошкольных организаций. Педагоги найдут для себя новые формы сотрудничества с родителями, а род...

18 октября 2017г. прошла встреча в родительском клубе "В содружестве с семье".

Прошла встреча в родительском клубе "В содружестве с семьей" на тему:""Как любить ребенка искренне и безусловно". Родители размышляли, что значит любить ребенка.Затем  иг...

Интерактивная площадка - иннновационная форма сотрудничества детского сада с семьями воспитанников.

В настоящее время взаимодействие с родителями воспитанников занимает достойное место в ряду приоритетных направлений воспитательно-образовательного процесса. Воспитатели активно используют традиционны...

В содружестве с семьей

Организация взаимодействия с семьей - работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога. Использование досуговых форм способст...