"В содружестве с семьей"
статья на тему
Опыт работы взаимодействия с семьями воспитанников в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_roditelyami.docx | 27.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа с родителями в условиях внедрения ФГОС
«В содружестве с семьей»
Автор: Донцова Елена Васильевна, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад №4» п.Адамовка Адамовского района Оренбургской области.
18 октября 2013 года приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации утвержден профессиональный стандарт педагога, в котором предполагаются следующие методы оценки выполнения требований профессионального стандарта педагога: «…Профессиональная деятельность педагога дошкольного образования оценивается только комплексно. Высокая оценка включает сочетание показателей динамики развития интегративных качеств ребенка, положительного отношения ребенка к детскому саду и высокой степени активности и вовлеченности родителей в решение образовательных задач и жизнь детского сада».
Однако практика показывает, что педагоги все чаще сталкиваются с такой проблемой: непонимание между семьей и работниками детского сада, которое всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только его питанием, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. Как же сложно иногда бывает достучаться до мам и пап, как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка не только надо накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать и размышлять. Зачастую можно отметить бессистемность и несформированность знаний родителей о возрастных и индивидуальных особенностях детей и умений развивать познавательную активность в условиях семьи. Трудности общения с собственным ребенком испытывает сегодня большинство родителей. Во многих семьях сведены к минимуму игровая деятельность и двигательная активность дошкольников.
Возникает вопрос: «Каким образом выстроить единое образовательное пространство, в котором всем участникам педагогического процесса (детям, родителям, педагогам) было уютно, интересно и полезно?» Несомненно, только такой союз будет ориентирован на согласованность воспитательных и развивающих воздействий на ребенка. Нами был взят за основу принцип партнерства: «Родители не ученики, а партнеры по общению».
В соответствии с этим принципом работа проводится в разных формах, в том числе и нетрадиционных: круглые столы, мастер-классы, семинары-практикумы, психологические игры, конкурсы семейного творчества, которые вызывали живой отклик и интерес со стороны родителей.
Родители с удовольствием оказывают посильную помощь на подготовительном этапе организации совместных физкультурных досугов, праздников для детей и взрослых. Вместе с малышами они изготавливают атрибуты, нестандартное оборудование и инвентарь, предлагают свои идеи относительно организации и проведения праздника.
Одной из самых эффективных познавательных форм работы с семьей остается родительское собрание. Однако из опыта работы мы знаем, что на непосредственное проведение встреч в виде отчетов и поучающих бесед родители откликаются неохотно, что вполне понятно. Мы нашли выход из этого положения в изменении форм и методов проведения. Попытались построить общение не на монологе, а на диалоге. Данный подход потребовал от педагогов более тщательной и длительной подготовки, но и результат стал ощутимее. Подготовка к родительскому собранию начинается задолго до его проведения. Важную роль играет анкетирование, которое позволяет в короткие сроки собрать обширный и разнообразный материал по темам. К предварительной подготовке относятся так же межсемейные конкурсы, запись ответов детей на вопросы по темам на магнитофон, изготовление памяток, приглашений на собрание, оформление благодарностей. Собрания проводим в форме дискуссий, круглых столов, КВН, посиделок и т.д. Часто педагоги используют видеозаписи деятельности детей, фрагменты занятий, конкурсных выступлений. Именно поэтому процент посещения собраний достаточно высок.
В нашем детском саду прошло родительское собрание подготовительной группе "Что? Где? Когда?" В роли игроков-знатоков и роли знатоков-экспертов выступили сами родители. Вопросы игры бы: посвящены актуальным темам подготовки детей к школе. С какими же проблемами сталкиваются в это время первоклассники? Откуда берутся эти трудности? И можно ли их избежать? В ходе собрания был сделан вывод: многих трудностей можно избежать, если вовремя обратить на них внимание. Во второй части собрания дети, выполняя различные задания, проявили умения, необходимые в школе. На открытых занятиях практикумах родитель имеет возможность не только наблюдать образовательный процесс, но и оценить характер активности своего ребенка степени управления собой и своими действиями для решения поставленной задачи. В аналогичных формах были проведены общесадовское собрание в конце учебного года, родительское собрание для родителей вновь поступивших детей.
Продолжая разговор о нетрадиционных формах работы с семьей, хотелось бы отметить такую форму работы любимую, как воспитателями, так и родителями – совместные физкультурные досуги. Участие в совместных с детьми физкультурных занятиях, организованных в ДОУ, позволяет родителям лучше узнать своего малыша, наладить с ним отношения, а также получить знания об организации физического воспитания в семье. Ценность таких занятий заключается в том, что, являясь личным тренером, помощником, партнером для собственного ребенка взрослый помогает ему освоить физические упражнения. Родители сосредоточены полностью на своих детях, и это дает возможность каждому взрослому оценивать результаты своего воспитания как физического, так и духовного. Так в нашем саду прошли физкультурные досуги «Вместе с мамой, вместе с папой». Досуги получили высокую оценку родителей, одобривших данную форму работы, и пользуются большой популярностью. Данные занятия разработаны с применением психолого-педагогической технологии эмоционального сближения взрослого и ребёнка в процессе взаимодействия на физкультурных занятиях в ДОУ М.Н.Попова «Навстречу друг другу».
Среди многочисленных праздников, отмечаемых в нашей стране, День матери занимает особое место. Это праздник, к которому никто не может остаться равнодушным. В нашем детском саду также прошел праздник, посвященный Дню матери. В начале мероприятия родителям была представлена презентация - поздравление. Дети прочитали стихи о маме. В продолжение мероприятия было проведено увлекательное совместное шоу «Это моя мама» по мотивам передачи «Это мой ребенок». Ребята соревновались друг с другом, прошли огромное количество препятствий, которые им приготовили их же собственные мамы: "Колыбельная", "Узнай по внешности","Рисунок мамы", "Узнай по тени". В перерыве между конкурсами ребята преподнесли мамам музыкальные подарки. И в результате мы узнали, кто из ребят лучше всех знает свою маму. Была достигнута самая главная цель - осознание родителями отношений с собственными детьми, поиск ресурсов и возможностей для их изменения.
Традиционно родители принимают участие в соревнованиях и развлечениях. Ежегодно совместно с детьми из соседних детских садов воспитанники ДОУ принимают активное участие в районных спортивных праздниках “Мама, папа, я – спортивная семья”, “День бега”. В подготовке ребенка к соревнованиям участвует как родители, так и педагоги детского сада. Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом.
В работе с родителями хорошие результаты дает организация проектной деятельности в детском саду. Метод проектов оказался удачной находкой. Так как сегодня речь идет не просто об обмене информацией между родителями и педагогами, об успехах и трудностях дошкольника, а о включении семьи в жизнь ребенка в детском саду. Каждый год наши воспитанники пополняют копилку достижений детского сада, участвуя в конкурсе исследовательских работ. При этом огромный вклад при подготовке конкурсу исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я-исследователь» вносят родители.
В детском саду стали традицией организация различных выставок и привлечение родителей к их оформлению. На выставках экспонируются совместные поделки детей, родителей и педагогов из природного и бросового материала, бумаги и картона («Осенний букет», «Дары осени»), работы по изодеятельности, художественной аппликации, предметы, картины, игрушки, которые способствуют, расширению кругозора детей, обогащению впечатлений об окружающем мире.
Так совсем недавно прошла акция «Украсим интерьер детского сада». Участники акции поразили нас своим талантом, творческими способностями и фантазией. Ими были представлены работы в различных техниках, с использованием самых разных материалов: бисер, макаронные изделия, туалетная бумага, ленты, сосновые шишки и многое другое. Представленные работы превзошли все наши ожидания.
По итогам таких мероприятий вся информация размещается на сайте детского сада mbdou4.ucoz.ru .
Совместные мероприятия с родителями превращаются в праздник. Ребенок своего родителя видит в необычной роли или ситуации и испытывает настоящую гордость. Родителям такие мероприятия позволяют войти в мир детства, увидеть запросы ребенка, его интересы и на мгновение стать ребенком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Содружество семьи и детского сада по краеведческому образованию дошкольников
Статья из опыта работы с приложениями...
Фотопрезентация к статье "СОДРУЖЕСТВО СЕМЬИ И ДЕТСКОГО САДА ПО КРАЕВЕДЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ"
ФОТОПРЕЗЕНТАЦИЯ К СТАТЬЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ МДОУ "СОДРУЖЕСТВО СЕМЬИ И ДЕТСКОГО САДА ПО КРАЕВЕДЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ"...
Содружество ДОУ и семьи - залог социального благополучия ребенка
С введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования большое внимание уделяется сотрудничеству с семьей. Одной из задач, на решение которой направлен ФГОС дошко...
Программный проект «Содружество семьи и детского сада по краеведческому образованию дошкольников – «Мы вместе!» к программе по ознакомлению детей дошкольного возраста с историко- культурным наследием родного края «Родные просторы»
На современном этапе развития образования, когда у подрастающего поколения появляется все больше возможностей узнать об окружающем его мире, изучение родного края становится одним из ведущих факторов ...
Интерактивные площадки «В содружестве с семьей»
Участие семьи одно из важнейших условий реализации программы «Сообщество», в которой «родитель - первое и главное...
18 октября 2017г. прошла встреча в родительском клубе "В содружестве с семье".
Прошла встреча в родительском клубе "В содружестве с семьей" на тему:""Как любить ребенка искренне и безусловно". Родители размышляли, что значит любить ребенка.Затем иг...
В содружестве с семьей
Организация взаимодействия с семьей - работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога. Использование досуговых форм способст...