Консультация для родителей на тему: "Пальцы помогают говорить!"
консультация (младшая группа) на тему
Развитие мелкой моторики пальцев рук - один из показателей интеллектуального развития ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kons._paltsy_pomogayut_govorit.docx | 505.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей на тему:
«Пальцы помогают говорить!»
Уважаемые родители!
Знаете ли вы, что развитие мелкой моторики пальцев рук — один из показателей интеллектуального развития ребёнка?
Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления.
Дело в том, что на пальцах и на ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно влияет на самочувствие ребёнка, улучшает работу мозга в целом.
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве.
Известный итальянский педагог, психолог и врач Мария Монтессори отмечала, что благодаря контакту с окружением и собственным исследованиям, ребенок формирует запас понятий, которыми может оперировать его интеллект. Без этого теряется способность к абстрагированию. Контакт происходит с помощью органов чувств и
Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления ребенка в школу.
Начинать работу по развитию тонкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. В этом помогут разные игры.
Средства развития мелкой моторики:
Тонкую мускулатуру рук помогут развить:
Пластилин.
Крупа, бусы, пуговицы.
Песок.
Природный материал.
Нитки, тесьма, веревки, шнурки, ткани.
Карандаши, счетные палочки.
Бумага.
Куклы.
Вода.
Игры с пластилином.
Пластилин дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка. Покажите малышу все чудеса пластилинового мира, заинтересуйте его, и вы удивитесь, как быстро детские пальчики начнут создавать сначала неуклюжие, а потом все более сложные фигурки.
Что мы делаем с пластилином?
Мнем и отщипываем.
Надавливаем и размазываем.
Скатываем шарики, раскатываем колбаски.
Режем на кусочки.
Лепим картинки.
Готовим обед.
Для детей со слабыми мышцами рук очень полезно проводить занятия лепкой из пластилина. Работа с пластилином является подготовительным этапом к умению работать с другими материалами и инструментами.
Игры с бумагой.
Бумагу можно рвать, мять, складывать, разрезать ножницами. Эти игры и упражнения помогут ребенку узнать, как обычная бумага превращается в красивые аппликации и забавные объемные игрушки.
Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, занятия в технике «оригами»: складывание корабликов, самолетиков, цветов, животных и других фигурок.
Игры с чётными палочками.
В этих играх хорошими помощниками станут обыкновенные счётные палочки, карандаши или соломинки, веточки (если игра происходит на улице). Нехитрые задания помогут ребенку развить внимание, воображение, познакомиться с геометрическими фигурами и понятием симметрии.
Игры на развитие тактильных ощущений:
Игры с пуговицами.
Заполните просторную коробку пуговицами.
Опустите руки в коробку.
Поводите ладонями по поверхности.
Перетирайте пуговицы между ладонями.
Пересыпайте их из ладошки в ладошку.
Найдите самую большую пуговицу, самую маленькую, квадратную, гладкую.
Соберите из пуговиц по образцу букву или любой узор.
Протяните шнурок через отверстия в пуговице.
Нарядите ёлку.
Игры с крупой, бусами.
«Ракушка» — круглая игрушка, в которой перекатывается один или несколько шариков или бусинок. Ребенок ощупывает их через ткань, перебирает пальчиками, массируя активные зоны руки.
«Божьи коровки» — просто круглые мешочки, заполненные разными материалами. Ребенок ощупывает наполнитель через ткань. Можно сделать несколько игрушек, разных по размеру и с разными наполнителями. В самой маленькой игрушке может быть песок , в средней — гречневая крупа, в более крупной — горох или фасоль. Игрушки можно использовать, как счетный материал, как пирамидку (укладывая одну коровку на другую) и т.п.
Прячем ручки в крупу, массируя ладошки.
Пересыпаем крупу из ладошки в ладошку.
Изображаем дождь, град (дождь — манка, град – рис и т.д).
Покормим птичек (щепоткой насыпаем крупу в тарелочку).
Разберём из одной емкости по тарелочкам крупы: в одну рис, в другую гречку.
Вкусная кашка (превращаем руку в ложку и мешаем кашу в плошке).
Найди игрушку (находим игрушку-сюрприз в крупе).
Отгадай, какая крупа в мешочке.
«Сухой бассейн» из гороха и фасоли.
Собираем узор из бусинок и т. д.
Игры с природным материалом.
Гуляя с ребенком во дворе, в парке, в лесу, обратите внимание на то, как щедро может одарить природа наблюдательного человека. Из камешков и палочек можно создавать интересные творческие композиции, из снега и глины лепить большие и маленькие фигуры. Все это позволяет развивать тактильно-двигательное восприятие ребенка.
Рисование.
Рисование – занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. И не обязательно рисовать только карандашом или кистью на бумаге или картоне. Можно рисовать на снегу и песке, на запотевшем окне и асфальте. Полезно рисовать пальцем, ладонью, палочкой, делать отпечатки кусочком ваты, скомканной бумаги.
Игры с песком.
— Погладь рукой песок. Что ты чувствуешь?
Какой песок? Как его сделать сырым? Попрыскай из пульверизатора.
— Положи свою ладонь на песок. Это след от твоей ладони. А это след от моей ладони. Чей след больше? Чей меньше? Посмотри, какие следы можно сделать с помощью крышек от бутылок, палочек. Попробуй изобразить след кошки. Сделай большой след и маленький.
— Разгладь песок двумя руками. Отряхни руки.
— Я закопаю несколько игрушек, а ты попробуй найти.
Игры с водой.
Возьми бутылку двумя руками. Какая вода в этой бутылке, теплая или холодная? А в другой бутылке? Открой бутылку с теплой водой, вылей воду в таз.
Возьми губку, намочи ее в воде. Выжми воду в миску сначала одной рукой, потом намочи губку и выжми другой рукой.
Намочи салфетку, выжми ее двумя руками, протри стол. Расправь салфетку и сложи ее. Вытри руки полотенцем и др.
Игры с куклами.
Для развития мелкой моторики используются куклы, соответствующие возможностям ребенка и развивающие их. Куклы бывают разные: петрушечные куклы, вязаные пальчиковые куклы, мягкие подвижные «куклы-рукавички», комбинированные куклы, «я–куклы», куклы-марионетки.
Массаж кистей рук и пальцев.
Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц.
Приемы массажа и самомассажа кистей и пальцев рук:
массаж тыльной стороны кистей рук;
массаж ладони;
массаж пальцев рук.
Пальчиковая гимнастика.
Вызывает у детей оживление, эмоциональный подъем и оказывает специфическое тонизирующее действие на функциональное состояние мозга и развитие речи.
Игры с массажёрами.
Упражнения с предметами для массажа:
Катать по столу от кончиков пальцев до локтя, между ладонями, по тыльной стороне кисти.
Выполнять упражнения надо обязательно каждой рукой по очереди.
Упражнения с мячами.
Учиться захватывать мяч всей кистью и отпускать его;
катать мяч по часовой стрелке;
держать одной рукой – другой рукой выполнить ввинчивающие движения, пощелкивания, пощипывания;
выполнять упражнения надо обязательно каждой рукой по очереди.
Народные пальчиковые игры.
С народными пальчиковыми играми ребенок встречался уже в грудном возрасте. Это были еще не игры, а потешки и пестушки – забавы взрослого с ребенком. Например, «Сорока-ворона», «Перепёлочка», «Кисель», «Банька», «Барашка купишь?» и другие.
Их смысл не только в развитии мелкой моторики. Они позволяют ребенку ощутить радость телесного контакта, почувствовать свои пальцы, локоть, плечо; осознать себя в системе телесных координат, сформировать схему тела. Это предотвращает возможность возникновения многих неврозов в дальнейшем, дает человеку чувство самообладания. Аналогичные игры встречаются у очень многих народов.
С полутора лет ребёнка надо учить:
Застёгивать пуговицы.
Завязывать и развязывать узлы.
Шнуровать игрушечную или свою обувь.
Запускать пальцами мелкие волчки.
Проводить пальцем по дорожке и т.д.
Развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей позволяет детям:
1.Развивать речь. Ребёнок, познавая окружающий мир, развивает: мышление, воображение, память, восприятие.
2.Овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
3.Лучше адаптироваться в практической жизни.
4.Научиться понимать многие явления окружающего мира.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Добрые мультики, которые помогают воспитывать"
"Добрые мультики,которые помогают воспитывать."...
Консультация для родителей «Добрые мультики, которые помогают воспитывать»
Консультация для родителей«Добрые мультики, которые помогают воспитывать»...
Консультация для родителей "Как кукольный театр помогает в работе с неуверенными в себе детьми".
Театр кукол! Как много значит он для детского сердца, с каким нетерпением дети ждут встречи с ним!Куклы могут все или почти все. Они творят чудеса: веселят, обучают, развивают творческие способности д...
Консультация для родителей по теме «Сказка помогает говорить правильно».
Уважаемые родители! Для того чтобы ребенку было легче запомнить сказки и после рассказывать их, можно использовать различные дидактические игры.Так же эти игры очень хорошо помогают в развитии творчес...
Консультация для родителей: 8 фраз, которые должен говорить родитель своему ребенку.
8 фраз , которые должен говорить родитель своему ребенку....
Консультация для родителей "Должны ли дети помогать родителям?"
Посильная помощь детей в домашних делах -это основа его развития самостоятельности и опыта, который пригодится ему во взрослой жизни....
Мастер-класс для родителей на тему: «Пальчики помогают говорить» с использованием пальчиковых игр и крупотерапии в работе с детьми ОВЗ
Цель мастер-класса:- познакомить родителей с нетрадиционными пальчиковыми играми;-создать условия для эмоционально-доверительных взаимоотношений в группе;- самореализация родителей, способствующа...