Консультация для родителей "Цветные образы и темы для детей от 3 до 8 лет"
консультация на тему

Полякова Наталья Валерьевна

С самого рождения цвет управляет эмоциями, вызывает те или иные чувства, формирует отношение к окружающему миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_13.docx24.37 КБ

Предварительный просмотр:

Цветные образы и темы

для детей от 3 до 8 лет

С самого рождения цвет управляет эмоциями, вызывает те или иные чувства, формирует отношение к окружающему миру.

В возрасте 3-4 лет ребенок от стадии каракулей переходит к изображению внешнего вида предметов округлой, прямоугольной и даже более сложной формы.

В это время дети не считают обязательным, чтобы цвет на  рисунке соответствовал реальной окраске предмета. Через цвет ребенок особо подчеркивает эстетический признак предмета – красоту. Эта функция цвета (эстетическая) постепенно видоизменяется: если в 2-3 года ребенок часто рисует всю картинку одним цветом, то к 3-4 годам он любит играть и экспериментировать с красками.

С 4-5 лет ребенок уже может по своему желанию создавать предметные или беспредметные рисунки, сделанные в виде многоцветной композиции или цветового коллажа. Примером могут служить композиции из больших и маленьких пятен неправильной формы.

Темы могут быть самыми разными: «хорошее настроение», «чистый воздух», «ветерок», «вода», «гроза», «страшная ночь».

Дети могут выбрать в друзья ребенка только потому, что у него яркая одежда или красивая прическа, что говорит о связи эмоциональных, эстетических оценок с нравственными.

После 5 лет ребенок  подбирает цвет по признаку «какого не бывает» или «какой бывает» - это зависит от замысла, темы, настроения. Ему нравится, когда цвета в его рисунке соответствуют реальной окраске предметов, и в то же время любит фантазировать, смешивая краски.

Развитие тонкой чувствительности к цвету начинается с ознакомления с цветами при смешивании красок на палитре, так ребенок лучше чувствует фактуру цвета, видит его изменения, замечает красоту.

Освоение цвета идет в различных видах деятельности (в играх, на занятиях по рисованию, лепке, аппликации, ознакомлению с  окружающим миром и др.). Ребенок любит рассматривать фотографии, открытки, репродукции, картины в музее и при этом замечает колорит неба, воды, состояние природы в разные времена года.

«Цветные» игры и задания

Для развития творческого воображения необходимо в первую очередь заинтересовать ребенка, дать такие задания и игры, чтобы он мог с максимальной силой использовать свои художественные способности.

Предлагаю ряд творческих заданий для развития наблюдательности и цветовой чувствительности:

  • На прогулке обратить внимание детей на группу деревьев и предложить угадать, какое из деревьев самое грустное? Например, грустным дети называют поникшее, засохшее дерево, раньше других потерявшее листву.
  • Найти два одинаковых листа; цель такого задания показать ребенку, что в природе нет ничего одинакового.
  • Подобрав с земли груду осенних листьев, постараться узнать, какой из них – «лист – путешественник». Варианты мнений: самый запыленный или тот, который отличается цветом, контуром.
  • Угадать, который из листиков, который нашел ребенок, самый веселый, а какой – грустный?

Хорошо, если занятия вызывают у детей радость, эмоциональный отклик, развивают изобразительное творчество.

Очень важно поддерживать и развивать стремление ребенка самостоятельно выражать свои впечатления, интересы и желания на бумаге с помощью цветных карандашей и красок.

Раскраски для малышей

Каждый родитель, покупая  раскраску своему ребенку, не особенно задумывается  о требованиях к этим занимательным книжкам и о материалах, с помошью которых можно «оживить» картинки. Давайте, разберемся.

Выбор раскрасок

На сегодняшний день выбор раскрасок велик. Как же определиться  в таком огромном выборе? Конечно, первое, это ориентация на возраст ребенка. Второе, на интерес к раскраске вашего малыша. Третье, это соответствие выбранной вами раскраски определенным требованиям. 

Для малышей от 1,5 до 3 лет

Раскраски должны иметь  довольно крупные, простые  рисунки, лучше, если сюжет хорошо знаком ребенку. Это могут быть шарики, мячи, листики, ленточки, фрукты и пр. Малыши  этого возраста  только учатся правильно держать карандаш или кисточку, ему трудно раскрашивать рисунок, не выходя за контур, поэтому готовые рисунки в таких раскрасках имеют границы до 4 мм.

 Водные раскраски хороши для совсем маленьких. Т.к.  при попадании влаги на бумагу черно-белый рисунок становится цветным. И ребенок сразу может увидеть результат.

Бархатные раскраски хороши тем, что на темном фоне из бархата есть «островки» из обычной бумаги белого цвета, которые и предстоит раскрасить.  Бархатный контур не дает рисунку «расползаться».

Есть и  многоразовые  раскраски. Это большой формат полотна, с контурным рисунком, похожий на тонкую клеёнку.  Такую раскраску можно использовать снова и снова, смывая закрашенные рисунки губкой, или влажной тряпочкой.

Для детей от 3 до 5 лет

  Дети этого возраста уже  имеют достаточно большой опыт обращения с карандашами, поэтому и раскраски для них должны быть  сложнее — транспорт, люди, дома... Рисунок, в таких раскрасках, должен быть понятен ребенку, может иметь не только крупные детали, но и мелкие. Линии контура от 1 до 2 мм. Границы рисунка могут быть прерывистыми, обозначены точками, либо рисунок  может быть разделен на пронумерованные кусочки, которые подразумевают раскрашивание определенным цветом.

Раскраски с заданиями — отличный обучающий материал для детей этой возрастной группы. На страницах таких книжек малышу предлагается не только раскрасить картинку, но и выполнить  задание, например, ответить на вопрос, посчитать количество одинаковых деталей рисунка, найти отличия на похожих картинках, дорисовать изображение самому, последовательно соединив линией точки, отыскать одинаковые детали на разных рисунках и т.п..

Популярны  книжки-раскраски с наклейками. Здесь ребенку предлагается не только раскрашивание картинок, но и дополнить изображение наклейками.

Дети 6-7 лет и старше

В этом возрасте дети уже довольно легко справятся с рисунком любой сложности: чем сложнее и больше деталей — тем интереснее. Кроме классических раскрасок, ребенку можно предложить раскраски по номерам. К таким книжкам обычно прилагаются наборы карандашей или красок (акриловых или акварельных). В этих раскрасках поля, обведенные контуром, пронумерованы. Номера полей соответствуют номерам красок или карандашей. Двойные номера обозначают оттенок, который получается при смешивании основных цветов. В результате получается яркая картина.

Для любителей раскрашивать

  Арифметические раскраски. В таких раскрасках  сначала нужно решить пример, каждому цифровому сочетанию присвоен определенный цвет, которым нужно заполнить рисунок. Если все задания решены верно, то в результате у ребенка получится правильно закрашенный объект.

Гипсовый барельеф. Сначала отливают гипсовую форму (как правило, это рамки для фотографий, магниты или новогодние игрушки), а затем раскрашивают её гуашью или акриловыми красками. Готовое изделие нужно покрыть защитным лаком.

Интересное занятие — раскраска картинки на стекле. В набор входит готовый контур, который нужно раскрасить специальными красками. Через небольшой промежуток времени они превращаются в прозрачную плёнку. Полученную таким образом самодельную наклейку можно поместить на любую гладкую поверхность (стекло, зеркало или кафель). Такие витражи можно снять в любой момент, не повредив при этом поверхность.

Деревянные раскраски — в набор входит доска с контуром, которая раскрашивается прилагающимися красками.

Совсем недавно в продаже появился еще один вид раскрасок— выпущены обои, которые можно и нужно раскрашивать. Графический рисунок этих обоев хорош и сам по себе, но все эти забавные рожицы так и хочется раскрасить  яркими красками. Перед такой раскраской во всю стену не устоит ни ребенок, ни взрослый.

Чем  раскрашивать?

Фломастеры  — пожалуй, самые «многострадальные» из всех рисующих принадлежностей. И все потому, что пользуются у подрастающего поколения большим спросом.  Как любая продукция для детского творчества они должны быть хорошего качества: иметь привлекательный внешний вид, удобный, желательно эргономичный корпус, качественный пишущий узел, который не будет проваливаться, и не будет издавать скрежета при соприкосновении с поверхностью бумаги. Лучше, если они будут без запаха. Качественные и безопасные фломастеры не сохнут довольно длительное время. «Дозаправку» многих фломастеров можно произвести водой. А также есть фломастеры предназначенные для работ по различным поверхностям: ткани, дереву, пластику и стеклу. След от таких фломастеров, как и положено стойким краскам, практически не смывается.

Цветные карандаши  Основу традиционных карандашей делают из различных пород древесины (сибирские и калифорнийские кедры, береза, липа, сосна и прочие). Они обеспечивают длительный срок службы. В последние годы стали выпускать модели с пластиковым корпусом. Такие легкие карандаши очень полюбились детям, так как хорошо гнутся, ими можно играть. В случае поломки не образуют острых углов. Хороший карандаш должен легко точиться, а его грифель не должен крошиться и ломаться.

Восковые карандаши   очень хороши для рисования маленькими детьми. Они достаточно толстые, и сломать их тяжело. При их изготовлении используется растительная основа. Эти карандаши довольно мягкие, малышам почти не потребуется нажима для четкой и яркой линии. Такие карандаши  не оставляют пятен, не липнут к рукам, не крошатся.

По дизайну карандаши отличаются большим разнообразием. На корпусе могут присутствовать специальные  резиновые «пупырышки», различные рисунки, изображающие героев любимых сказок и мультфильмов.  Можно найти флуоресцентные и перламутровые карандаши.

Корпус карандаша может быть многогранным, круглым, треугольным. Совсем маленьким детям предпочтительнее треугольные, так как ручки еще не такие ловкие и удержать круглый или многогранный карандаш непросто. К тому же грани могут натереть нежный пальчик малыша.

Об экономии на качестве изобразительных материалов не стоит. Удовольствие от раскрашивания может сойти на «нет»  из-за плохо пишущего фломастера, или постоянно ломающегося грифеля карандаша.  В результате ребенок  потеряет интерес к раскраскам, а некачественная древесина или пластмасса, вредные красители в составе стержня могут навредить здоровью ребенка.

Раскраски содействуют развитию творческих способностей. Дети начинают пользоваться своим воображением, придумывать различные сценарии и создавать свои собственные сюжеты.

Воспитывается усидчивость, терпение. Дети учатся концентрировать внимание.

Развивается мелкая моторика рук, что, в свою очередь, стимулирует развитие речи и интеллекта, оказывает положительное влияние на общее развитие ребенка, готовит руку к   письму.

 

Что означают рисунки детей

Цветы. Энергично и размашисто нарисованные цветы говорят о мечтательности, хорошо развитой фантазии. Более мягкие округлые формы свидетельствуют о личности чувствительной и ранимой.

Солнышко с лучами характеризует человека радостного, жизнелюбивого, оптимиста.

Кружевные облака — творческая личность, любящая мир вокруг,

Домик. Сигнализирует о любви к порядку, аккуратности.

Дерево. Без листьев, ствол и ветви — у ребенка нет собственного мнения. Ему очень важно, что говорят другие.

Широкий ствол, густые ветви, округлая крона — ребенок оптимист, весельчак, но его больше занимает реальное, а не воображаемое.

Ствол длинный, дерево вытянутое, с ветками и негустыми листиками — человек несколько поверхностный. Надо вырабатывать усидчивость, трудолюбие, и тогда все будет прекрасно.

Круги. Общительные люди. Любят коллективную работу. Также это сигнал о недостатке внимания со стороны окружающих. Ребенок, рисующий круги, тоскует по настоящей дружбе, нежности, любви.

Прямоугольники — склонность к планированию, расчетливость, Этого человека нелегко застать врасплох. Ставит реальные цели. Решителен. Всегда отстаивает собственное мнение.

Спирали, завитки — честолюбие, эгоизм. Все должно вращаться вокруг его персоны.

Решеточки, сеточки. Такой рисунок свидетельствует, что ребенок загнан в угол. Ему неуютно. Не хватает смелости противостоять неприятностям.

Шахматная клетка — деловитость, скрытность, чувство противоречия.

Обратите ваше внимание на следующее:

  • Счастливый, уверенный в себе ребенок рисует жирные четкие линии. Концентрирует изображение в центре листа.
  • Те, у кого наблюдаются проблемы во взаимоотношении со сверстниками и в воспитании собственного «Я», пытаются охватить все пространство на бумаге.
  • Дети волевые, реалистичные отдают предпочтение прямым линиям, четким углам, редко используют кружочки и овалы.
  • Неуверенный в себе человек выбирает не очень яркие цвета. Рисует, едва касаясь бумаги, отчего его творения получаются блеклыми, невыразительными. Он не желает привлекать к себе внимание.
  • Личность агрессивная часто непроизвольно ломает грифель карандаша, быстро исписывает фломастер. Каракули резкие, по всему листу.
  • Добрый, доверчивый ребенок использует много тонких, извилистых линий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: Приобщение детей старшей группы к здоровому образу жизни

Приобщение детей старшей группы к здоровому образу жизни...

Консультация для воспитателей на тему: «Приобщение детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни»

Специфика моей деятельности как  воспитателя  заключается в том, что, прежде всего, я – ВОСПИТАТЕЛЬ и  люблю детей , независимо от того, что все они разные.  При этом  ф...

Консультация для родителей на тему: "Закаливание детей как важный компонент здорового образа жизни."

Консультация и мастер-класс для родителей на родительском собрнии "Закаливание детей как важный компонент здорового образа жизни"....

Консультация для молодых педагогов на тему: «Обучение детей рассказыванию и отгадыванию загадок».

Консультация для молодых педагогов на тему: «Обучение детей рассказыванию и отгадыванию загадок»....

Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Ознакомление детей дошкольного возраста с осенними явлениями природы»

Данная консультация предназначена для педагогов ДОО, а также для студентов педагогических вузов и колледжей....

Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Ознакомление детей дошкольного возраста с природой зимой»

Данная консультация предназначена для педагогов ДОО, а также для студентов педагогических вузов и колледжей....