Консультация для родителей "Цветные образы и темы для детей от 3 до 8 лет"
консультация на тему

Полякова Наталья Валерьевна

С самого рождения цвет управляет эмоциями, вызывает те или иные чувства, формирует отношение к окружающему миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_13.docx24.37 КБ

Предварительный просмотр:

Цветные образы и темы

для детей от 3 до 8 лет

С самого рождения цвет управляет эмоциями, вызывает те или иные чувства, формирует отношение к окружающему миру.

В возрасте 3-4 лет ребенок от стадии каракулей переходит к изображению внешнего вида предметов округлой, прямоугольной и даже более сложной формы.

В это время дети не считают обязательным, чтобы цвет на  рисунке соответствовал реальной окраске предмета. Через цвет ребенок особо подчеркивает эстетический признак предмета – красоту. Эта функция цвета (эстетическая) постепенно видоизменяется: если в 2-3 года ребенок часто рисует всю картинку одним цветом, то к 3-4 годам он любит играть и экспериментировать с красками.

С 4-5 лет ребенок уже может по своему желанию создавать предметные или беспредметные рисунки, сделанные в виде многоцветной композиции или цветового коллажа. Примером могут служить композиции из больших и маленьких пятен неправильной формы.

Темы могут быть самыми разными: «хорошее настроение», «чистый воздух», «ветерок», «вода», «гроза», «страшная ночь».

Дети могут выбрать в друзья ребенка только потому, что у него яркая одежда или красивая прическа, что говорит о связи эмоциональных, эстетических оценок с нравственными.

После 5 лет ребенок  подбирает цвет по признаку «какого не бывает» или «какой бывает» - это зависит от замысла, темы, настроения. Ему нравится, когда цвета в его рисунке соответствуют реальной окраске предметов, и в то же время любит фантазировать, смешивая краски.

Развитие тонкой чувствительности к цвету начинается с ознакомления с цветами при смешивании красок на палитре, так ребенок лучше чувствует фактуру цвета, видит его изменения, замечает красоту.

Освоение цвета идет в различных видах деятельности (в играх, на занятиях по рисованию, лепке, аппликации, ознакомлению с  окружающим миром и др.). Ребенок любит рассматривать фотографии, открытки, репродукции, картины в музее и при этом замечает колорит неба, воды, состояние природы в разные времена года.

«Цветные» игры и задания

Для развития творческого воображения необходимо в первую очередь заинтересовать ребенка, дать такие задания и игры, чтобы он мог с максимальной силой использовать свои художественные способности.

Предлагаю ряд творческих заданий для развития наблюдательности и цветовой чувствительности:

  • На прогулке обратить внимание детей на группу деревьев и предложить угадать, какое из деревьев самое грустное? Например, грустным дети называют поникшее, засохшее дерево, раньше других потерявшее листву.
  • Найти два одинаковых листа; цель такого задания показать ребенку, что в природе нет ничего одинакового.
  • Подобрав с земли груду осенних листьев, постараться узнать, какой из них – «лист – путешественник». Варианты мнений: самый запыленный или тот, который отличается цветом, контуром.
  • Угадать, который из листиков, который нашел ребенок, самый веселый, а какой – грустный?

Хорошо, если занятия вызывают у детей радость, эмоциональный отклик, развивают изобразительное творчество.

Очень важно поддерживать и развивать стремление ребенка самостоятельно выражать свои впечатления, интересы и желания на бумаге с помощью цветных карандашей и красок.

Раскраски для малышей

Каждый родитель, покупая  раскраску своему ребенку, не особенно задумывается  о требованиях к этим занимательным книжкам и о материалах, с помошью которых можно «оживить» картинки. Давайте, разберемся.

Выбор раскрасок

На сегодняшний день выбор раскрасок велик. Как же определиться  в таком огромном выборе? Конечно, первое, это ориентация на возраст ребенка. Второе, на интерес к раскраске вашего малыша. Третье, это соответствие выбранной вами раскраски определенным требованиям. 

Для малышей от 1,5 до 3 лет

Раскраски должны иметь  довольно крупные, простые  рисунки, лучше, если сюжет хорошо знаком ребенку. Это могут быть шарики, мячи, листики, ленточки, фрукты и пр. Малыши  этого возраста  только учатся правильно держать карандаш или кисточку, ему трудно раскрашивать рисунок, не выходя за контур, поэтому готовые рисунки в таких раскрасках имеют границы до 4 мм.

 Водные раскраски хороши для совсем маленьких. Т.к.  при попадании влаги на бумагу черно-белый рисунок становится цветным. И ребенок сразу может увидеть результат.

Бархатные раскраски хороши тем, что на темном фоне из бархата есть «островки» из обычной бумаги белого цвета, которые и предстоит раскрасить.  Бархатный контур не дает рисунку «расползаться».

Есть и  многоразовые  раскраски. Это большой формат полотна, с контурным рисунком, похожий на тонкую клеёнку.  Такую раскраску можно использовать снова и снова, смывая закрашенные рисунки губкой, или влажной тряпочкой.

Для детей от 3 до 5 лет

  Дети этого возраста уже  имеют достаточно большой опыт обращения с карандашами, поэтому и раскраски для них должны быть  сложнее — транспорт, люди, дома... Рисунок, в таких раскрасках, должен быть понятен ребенку, может иметь не только крупные детали, но и мелкие. Линии контура от 1 до 2 мм. Границы рисунка могут быть прерывистыми, обозначены точками, либо рисунок  может быть разделен на пронумерованные кусочки, которые подразумевают раскрашивание определенным цветом.

Раскраски с заданиями — отличный обучающий материал для детей этой возрастной группы. На страницах таких книжек малышу предлагается не только раскрасить картинку, но и выполнить  задание, например, ответить на вопрос, посчитать количество одинаковых деталей рисунка, найти отличия на похожих картинках, дорисовать изображение самому, последовательно соединив линией точки, отыскать одинаковые детали на разных рисунках и т.п..

Популярны  книжки-раскраски с наклейками. Здесь ребенку предлагается не только раскрашивание картинок, но и дополнить изображение наклейками.

Дети 6-7 лет и старше

В этом возрасте дети уже довольно легко справятся с рисунком любой сложности: чем сложнее и больше деталей — тем интереснее. Кроме классических раскрасок, ребенку можно предложить раскраски по номерам. К таким книжкам обычно прилагаются наборы карандашей или красок (акриловых или акварельных). В этих раскрасках поля, обведенные контуром, пронумерованы. Номера полей соответствуют номерам красок или карандашей. Двойные номера обозначают оттенок, который получается при смешивании основных цветов. В результате получается яркая картина.

Для любителей раскрашивать

  Арифметические раскраски. В таких раскрасках  сначала нужно решить пример, каждому цифровому сочетанию присвоен определенный цвет, которым нужно заполнить рисунок. Если все задания решены верно, то в результате у ребенка получится правильно закрашенный объект.

Гипсовый барельеф. Сначала отливают гипсовую форму (как правило, это рамки для фотографий, магниты или новогодние игрушки), а затем раскрашивают её гуашью или акриловыми красками. Готовое изделие нужно покрыть защитным лаком.

Интересное занятие — раскраска картинки на стекле. В набор входит готовый контур, который нужно раскрасить специальными красками. Через небольшой промежуток времени они превращаются в прозрачную плёнку. Полученную таким образом самодельную наклейку можно поместить на любую гладкую поверхность (стекло, зеркало или кафель). Такие витражи можно снять в любой момент, не повредив при этом поверхность.

Деревянные раскраски — в набор входит доска с контуром, которая раскрашивается прилагающимися красками.

Совсем недавно в продаже появился еще один вид раскрасок— выпущены обои, которые можно и нужно раскрашивать. Графический рисунок этих обоев хорош и сам по себе, но все эти забавные рожицы так и хочется раскрасить  яркими красками. Перед такой раскраской во всю стену не устоит ни ребенок, ни взрослый.

Чем  раскрашивать?

Фломастеры  — пожалуй, самые «многострадальные» из всех рисующих принадлежностей. И все потому, что пользуются у подрастающего поколения большим спросом.  Как любая продукция для детского творчества они должны быть хорошего качества: иметь привлекательный внешний вид, удобный, желательно эргономичный корпус, качественный пишущий узел, который не будет проваливаться, и не будет издавать скрежета при соприкосновении с поверхностью бумаги. Лучше, если они будут без запаха. Качественные и безопасные фломастеры не сохнут довольно длительное время. «Дозаправку» многих фломастеров можно произвести водой. А также есть фломастеры предназначенные для работ по различным поверхностям: ткани, дереву, пластику и стеклу. След от таких фломастеров, как и положено стойким краскам, практически не смывается.

Цветные карандаши  Основу традиционных карандашей делают из различных пород древесины (сибирские и калифорнийские кедры, береза, липа, сосна и прочие). Они обеспечивают длительный срок службы. В последние годы стали выпускать модели с пластиковым корпусом. Такие легкие карандаши очень полюбились детям, так как хорошо гнутся, ими можно играть. В случае поломки не образуют острых углов. Хороший карандаш должен легко точиться, а его грифель не должен крошиться и ломаться.

Восковые карандаши   очень хороши для рисования маленькими детьми. Они достаточно толстые, и сломать их тяжело. При их изготовлении используется растительная основа. Эти карандаши довольно мягкие, малышам почти не потребуется нажима для четкой и яркой линии. Такие карандаши  не оставляют пятен, не липнут к рукам, не крошатся.

По дизайну карандаши отличаются большим разнообразием. На корпусе могут присутствовать специальные  резиновые «пупырышки», различные рисунки, изображающие героев любимых сказок и мультфильмов.  Можно найти флуоресцентные и перламутровые карандаши.

Корпус карандаша может быть многогранным, круглым, треугольным. Совсем маленьким детям предпочтительнее треугольные, так как ручки еще не такие ловкие и удержать круглый или многогранный карандаш непросто. К тому же грани могут натереть нежный пальчик малыша.

Об экономии на качестве изобразительных материалов не стоит. Удовольствие от раскрашивания может сойти на «нет»  из-за плохо пишущего фломастера, или постоянно ломающегося грифеля карандаша.  В результате ребенок  потеряет интерес к раскраскам, а некачественная древесина или пластмасса, вредные красители в составе стержня могут навредить здоровью ребенка.

Раскраски содействуют развитию творческих способностей. Дети начинают пользоваться своим воображением, придумывать различные сценарии и создавать свои собственные сюжеты.

Воспитывается усидчивость, терпение. Дети учатся концентрировать внимание.

Развивается мелкая моторика рук, что, в свою очередь, стимулирует развитие речи и интеллекта, оказывает положительное влияние на общее развитие ребенка, готовит руку к   письму.

 

Что означают рисунки детей

Цветы. Энергично и размашисто нарисованные цветы говорят о мечтательности, хорошо развитой фантазии. Более мягкие округлые формы свидетельствуют о личности чувствительной и ранимой.

Солнышко с лучами характеризует человека радостного, жизнелюбивого, оптимиста.

Кружевные облака — творческая личность, любящая мир вокруг,

Домик. Сигнализирует о любви к порядку, аккуратности.

Дерево. Без листьев, ствол и ветви — у ребенка нет собственного мнения. Ему очень важно, что говорят другие.

Широкий ствол, густые ветви, округлая крона — ребенок оптимист, весельчак, но его больше занимает реальное, а не воображаемое.

Ствол длинный, дерево вытянутое, с ветками и негустыми листиками — человек несколько поверхностный. Надо вырабатывать усидчивость, трудолюбие, и тогда все будет прекрасно.

Круги. Общительные люди. Любят коллективную работу. Также это сигнал о недостатке внимания со стороны окружающих. Ребенок, рисующий круги, тоскует по настоящей дружбе, нежности, любви.

Прямоугольники — склонность к планированию, расчетливость, Этого человека нелегко застать врасплох. Ставит реальные цели. Решителен. Всегда отстаивает собственное мнение.

Спирали, завитки — честолюбие, эгоизм. Все должно вращаться вокруг его персоны.

Решеточки, сеточки. Такой рисунок свидетельствует, что ребенок загнан в угол. Ему неуютно. Не хватает смелости противостоять неприятностям.

Шахматная клетка — деловитость, скрытность, чувство противоречия.

Обратите ваше внимание на следующее:

  • Счастливый, уверенный в себе ребенок рисует жирные четкие линии. Концентрирует изображение в центре листа.
  • Те, у кого наблюдаются проблемы во взаимоотношении со сверстниками и в воспитании собственного «Я», пытаются охватить все пространство на бумаге.
  • Дети волевые, реалистичные отдают предпочтение прямым линиям, четким углам, редко используют кружочки и овалы.
  • Неуверенный в себе человек выбирает не очень яркие цвета. Рисует, едва касаясь бумаги, отчего его творения получаются блеклыми, невыразительными. Он не желает привлекать к себе внимание.
  • Личность агрессивная часто непроизвольно ломает грифель карандаша, быстро исписывает фломастер. Каракули резкие, по всему листу.
  • Добрый, доверчивый ребенок использует много тонких, извилистых линий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: Приобщение детей старшей группы к здоровому образу жизни

Приобщение детей старшей группы к здоровому образу жизни...

Консультация для молодых педагогов на тему: «Обучение детей рассказыванию и отгадыванию загадок».

Консультация для молодых педагогов на тему: «Обучение детей рассказыванию и отгадыванию загадок»....

Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Ознакомление детей дошкольного возраста с осенними явлениями природы»

Данная консультация предназначена для педагогов ДОО, а также для студентов педагогических вузов и колледжей....

Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Ознакомление детей дошкольного возраста с природой зимой»

Данная консультация предназначена для педагогов ДОО, а также для студентов педагогических вузов и колледжей....

Консультация-рекомендация для родителей на тему: "Безопасность детей старшего дошкольного возраста на улице"

Цель: Профилактика несчастных случаев с детьми, повышение уровня осведомлённостиродителей о безопасности детей на улице....

Консультация логопеда для родителей на тему «Почему дети двух лет плохо говорят»

Консультация логопеда для родителей на тему «Почему дети двух лет плохо говорят» Дорогие родители!Развитие речи в возрасте двух лет — это сложный и многоступенчатый п...