Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Ознакомление детей дошкольного возраста с осенними явлениями природы»
консультация по окружающему миру (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Данная консультация предназначена для педагогов ДОО, а также для студентов педагогических вузов и колледжей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_osen.docx | 21.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 22 «Голубок» г. Туапсе муниципального образования
Туапсинский район
Консультация для педагогов ДОУ
на тему: «Ознакомление детей дошкольного возраста
с осенними явлениями природы»
Составитель: старший воспитатель
Щелкунова Ольга Николаевна
г. Туапсе
Осень – одно из благоприятных времен года для наблюдений за изменениями в природе. При изучении природных явлений педагог обращает внимание дошкольников на многие признаки различных времен года, учит прослеживать связь между ними. Знакомить детей с осенней природой важно начинать уже с первых дней учебного года. Знания в этой сфере (как и в любой другой) ребята получают постепенно, циклично, пополняя их год от года.
- Ознакомление с явлениями осенней природы младших дошкольников (3-4 года).
- начинать этот процесс в первую очередь на ежедневных прогулках;
- предлагать понаблюдать за явлениями неживой природы: солнце светит и греет меньше, часто идут дожди, холодно, ветер качает деревья, срывает листья, которые падают, кружась в воздухе;
- люди стали теплее одеваться, ходят в непромокаемой обуви, под зонтиками;
- указывать на появление луж после дождя, подталкивая к установлению причинно-следственной связи: прошел дождь - на земле лужи, выглянуло солнышко – лужи высохли, дождь идет чаще – становится холоднее – появляется лед и снежинки;
- наблюдения за изменениями погоды связать связывать с играми: подвижными, сюжетными, дидактическими;
- изменения происходят в растительном мире: изменились листья деревьев, поменяли окраску ( «Найди такой же листик», «Собери осенний букет»);
- важно вызвать у детей первые эстетические переживания от восприятия красоты осенних деревьев (словесное описание, осязательные ощущения – бегают по осенним листьям, прислушиваются к шуршанию);
-отмечать отличие осенних цветов в цветнике от летних;
- наблюдают, как взрослые убирают урожай, что выросло на грядках к осени;
- следует обращать внимание на птиц: наблюдение за разными птицами на участке д \с, вывешивать картинки с изображением птиц в уголках природы, объяснять, что птиц становится все меньше, они собираются в стаи и улетают в теплые края; зимующих птиц подкармливают люди;
- дети узнают простейшие повадки остальных живых существ: осенью насекомые прячутся, заяц меняет свою шубку, медведь ищет берлогу.
- Ознакомление с явлениями осенней природы детей среднего дошкольного возраста(4-5 лет).
- дети начинают усваивать более сложные понятия и закономерности;
- устанавливают более глубокие причинно-следственные связи за явлениями неживой природы: солнце светит мало, поэтому стало холодно; птицам не хватает пищи, их надо подкармливать;
- необходимо подготавливать детей к освоению примет переходных сезонов (весны, осени) по характерным признакам каждого времени года на основе накапливания у них чувственного опыта (вспоминать, рассказывать заново);
- продолжаются наблюдения за листьями деревьев, за красотой золотой осени (игры: «Узнай дерево», «От какого дерева лист», «Движения с листочками», «От какого дерева листик» и т.д.); знакомятся с понятием «листопад», различиями хвойных и лиственных деревьев;
- для эмоциональной основы усвоения знаний воспитатель показывает картины об осени, читает стихи, закрепляет полученные знания дидактическими играми и занятиями по ИЗО деятельности;
-продолжать наблюдения за растениями в цветнике, подводя детей к выводу, что цветущих растений становится меньше («Отгадай, что задумали», «Отгадай цветок»);
- неплохо организовать сбор крупных семян, например настурции и ноготков, чтобы дети могли сравнивать их. Показать, как собирать семена, научить отличать спелые и неспелые;
- более подробно знакомятся с процессом сбора урожая: уход за овощными культурами, отличия зрелых овощей от незрелых плодов по величине, цвету, форме, плотности (яблоко спелое если семечки у него темные); разнообразия фруктов и овощей;
- продолжаются наблюдения за птицами: рассматривают разных птиц, сравнивают по величине, окраске, повадкам, различают по издаваемым звукам. Дети уже непосредственно участвуют в подкормке птиц, определяют место для кормушек, а затем их вывешивают, учатся различать какие птицы охотнее клюют тот или иной корм;
- в уголке природы можно рассмотреть повадки какой-нибудь одной птицы;
- пополняются знания об изменениях в жизни насекомых и лесных животных: совсем не видно жуков, бабочек, кузнечиков, белка запасает корм, еж ищет себе норку, медведь берлогу, заяц меняет свою шубку.
- Ознакомление с явлениями осенней природы детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
- подробно знакомить с доступными их пониманию связями в неживой природе, с причинами возникновения некоторых явлений, с влиянием неживой природы на жизнь растений и животных (это среда обитания), труд человека (сравнивать, обобщать признаки, самостоятельно мыслить). Развивается любознательность;
- формируется обобщенное представление о временах года;
- в самом начале осени воспитатель обращает внимание на признаки наступления этого сезона, систематически ведет наблюдение за осенней погодой за длительностью светового дня, изменения температуры и активность солнца, за небом – в начале - ясное с небольшими облачками, в конце - серое, часто в тучах; до и после дождя);
- учатся отмечать силу и направление ветра, особенности погоды в данный сезон;
- могут характеризовать состояние погоды: пасмурная, дождливая, холодная, ветреная, солнечная. У детей формируются представления влиянии солнца на смену дня и ночи, о его роли в жизни растений и животных, о том что оно является источником света и тепла. Воспитатель объясняет, что в зависимости от положения земли относительно солнца сменяются времена года (игры «Почему наступает другой сезон», «Осень на пороге», чтение литературы, объяснение пословиц, загадывание загадок);
- дать понятие осеннего равноденствия (день=ночи), рассказать о луне и звездах;
- обратить внимание на изменения в окраске листьев и листопад, установить связь между листопадом и первыми заморозками, значение листопада (для чего, почему, зачем);
- продолжается ознакомление с различными семенами и плодами: дуба (желуди), хвойных деревьев (шишки с семенами). «С чьей ветки детки?», «Кто потерял». Поздней осенью нужно показать почки и рассказать, что они находятся в состоянии покоя и распустятся только весной.
- продолжается знакомство с осенними цветами: однолетники и многолетники. Определяют по семечку, что из него вырастет.
- дети участвуют в посадке в грунт растений, помогают готовить почву под газон, утеплять оставшиеся в грунте многолетники листьями и травой, проводить очистку цветника, удаляя засохшие стебли и корни однолетних растений.
- расширяется содержание работы, которая знакомит с сезонным трудом взрослых (сбор урожая, закладка на хранение, утепление деревьев к зиме).
- продолжается наблюдение за птицами (зимующие и перелетные). Формируется причинно-следственная связь: похолодание – увядание растений – исчезновение насекомых – отлет птиц. Напоминать детям о необходимости заботиться об оставшихся птицах, о правильном уходе за ними, о пользе приносимой птицами.
- продолжается знакомство с повадками животных в осенний период, пополняются знания о приспособляемости диких животных к сезонным явлениям (лягушка в тепле бодрствует, а при наступлении холодов засыпает, как ежи готовятся к зиме, какие запасы делают белки).
- систематически проверять знания детей о насекомых, о причине их исчезновения.
- для создания эмоционально-познавательной атмосферы необходимо проводить тематические досуги, праздники, знакомить с народными пословицами, поговорками, загадками, песенками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему: « Ознакомление детей дошкольного возраста с народно-декоративным искусством России. »
Декоративно-прикладное искусство является едва ли не одним из самых древних. Его название происходит от лат. decoro - украшаю, а в определении "прикладное" содержится мысль о том, что оно обслужи...
КОНСУЛЬТАЦИЯ для педагогов по теме: Ознакомление детей дошкольного возраста с социальным миром
Особенности социально-личностного развития детей по возрастным группам....
Консультация для родителей на тему" Ознакомление детей дошкольного возраста с трудом взрослых"
Консультация для родителей...
01_Консультация для родителей на тему Ознакомление детей дошкольного возраста с трудом взрослых.docx
01_Консультация для родителей на тему Ознакомление детей дошкольного возраста с трудом взрослых.docx...
Консультация для воспитателей на тему: «Ознакомление детей дошкольного возраста с музыкальными инструментами в свободной деятельности»
Музыка - из поколения в поколение со времен рождения человечества живет это великое и прекрасное искусство, и каждый из нас был свидетелем волшебства, когда человек берет в руки музыкальный инструмент...
Мастер-класс для педагогов на тему «Ознакомление детей дошкольного возраста с народной культурой и традициями»
Добрый день, уважаемые коллеги! Я, воспитатель детского сада №7 «Колосок» с. Благодатного Боровко Екатерина Владимировна.Я думаю, уважаемые коллеги, все вы со мной согласитесь,...
Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Ознакомление детей дошкольного возраста с природой зимой»
Данная консультация предназначена для педагогов ДОО, а также для студентов педагогических вузов и колледжей....