Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Ознакомление детей дошкольного возраста с осенними явлениями природы»
консультация по окружающему миру (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Данная консультация предназначена для педагогов ДОО, а также для студентов педагогических вузов и колледжей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_osen.docx21.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 22 «Голубок» г. Туапсе муниципального образования

Туапсинский район

Консультация для педагогов ДОУ

на тему: «Ознакомление детей дошкольного возраста

с осенними  явлениями  природы»

Составитель: старший воспитатель

Щелкунова Ольга Николаевна

г. Туапсе

Осень – одно из благоприятных  времен  года  для наблюдений за изменениями в природе.  При  изучении  природных  явлений    педагог обращает внимание дошкольников на многие  признаки различных  времен  года,  учит  прослеживать  связь между  ними.  Знакомить  детей  с  осенней  природой   важно   начинать уже с первых  дней  учебного  года.  Знания  в  этой  сфере   (как и в любой  другой)  ребята  получают  постепенно,  циклично,   пополняя их  год  от  года.

  1. Ознакомление  с  явлениями  осенней  природы  младших  дошкольников (3-4 года).

- начинать этот  процесс  в  первую  очередь  на  ежедневных  прогулках;

- предлагать  понаблюдать  за  явлениями  неживой  природы: солнце  светит  и  греет  меньше, часто  идут  дожди,  холодно,   ветер  качает   деревья, срывает листья,  которые  падают,  кружась  в  воздухе;

- люди стали теплее одеваться, ходят  в  непромокаемой  обуви, под  зонтиками;

- указывать  на  появление  луж  после  дождя, подталкивая к  установлению причинно-следственной  связи: прошел дождь - на земле  лужи, выглянуло  солнышко – лужи высохли, дождь идет чаще – становится холоднее – появляется лед и снежинки;

- наблюдения  за  изменениями  погоды связать  связывать  с  играми: подвижными, сюжетными, дидактическими;

- изменения происходят  в  растительном  мире: изменились листья деревьев, поменяли  окраску ( «Найди такой же листик», «Собери  осенний  букет»);

- важно  вызвать у детей  первые  эстетические  переживания от восприятия  красоты  осенних  деревьев (словесное  описание, осязательные  ощущения – бегают  по осенним  листьям, прислушиваются  к  шуршанию);

-отмечать отличие осенних цветов в цветнике от летних;

- наблюдают,  как взрослые  убирают  урожай, что  выросло  на  грядках к осени;

- следует  обращать  внимание  на птиц: наблюдение  за разными птицами на участке д \с, вывешивать картинки с изображением птиц в  уголках  природы, объяснять, что птиц становится все меньше, они собираются в стаи и улетают в теплые края; зимующих птиц подкармливают  люди;

- дети узнают простейшие повадки  остальных живых существ: осенью  насекомые прячутся, заяц меняет  свою  шубку, медведь  ищет  берлогу.

  1. Ознакомление  с  явлениями  осенней  природы  детей  среднего дошкольного  возраста(4-5 лет).

- дети  начинают  усваивать  более  сложные  понятия  и  закономерности;

- устанавливают более  глубокие  причинно-следственные связи за явлениями неживой  природы: солнце светит  мало, поэтому  стало  холодно; птицам  не хватает  пищи, их надо  подкармливать;

- необходимо  подготавливать  детей к освоению  примет  переходных  сезонов (весны, осени) по характерным  признакам  каждого  времени  года на основе  накапливания  у  них  чувственного  опыта (вспоминать, рассказывать заново);

- продолжаются наблюдения за листьями  деревьев, за красотой золотой осени (игры: «Узнай дерево», «От какого дерева лист», «Движения с листочками», «От какого дерева листик» и т.д.); знакомятся с понятием «листопад», различиями хвойных и лиственных деревьев;

- для эмоциональной  основы усвоения знаний воспитатель  показывает   картины  об осени, читает стихи, закрепляет  полученные знания дидактическими играми и занятиями по ИЗО деятельности;

-продолжать наблюдения за растениями в цветнике, подводя детей к выводу, что цветущих растений становится меньше («Отгадай, что  задумали», «Отгадай цветок»);

- неплохо организовать  сбор крупных семян, например настурции и ноготков, чтобы дети могли сравнивать их. Показать, как собирать семена, научить отличать спелые и неспелые;

- более подробно знакомятся с процессом сбора урожая: уход за овощными культурами, отличия зрелых овощей от незрелых плодов по величине, цвету, форме, плотности (яблоко спелое если семечки у него темные); разнообразия фруктов и овощей;

- продолжаются  наблюдения за птицами:  рассматривают  разных птиц, сравнивают по величине, окраске, повадкам, различают по издаваемым звукам. Дети уже непосредственно  участвуют в подкормке птиц, определяют  место для  кормушек, а затем их вывешивают, учатся различать какие птицы охотнее клюют тот или иной корм;

- в уголке природы можно рассмотреть повадки какой-нибудь одной птицы;

- пополняются знания об изменениях в жизни насекомых и лесных животных: совсем не видно жуков, бабочек, кузнечиков, белка запасает корм, еж ищет  себе  норку, медведь  берлогу, заяц  меняет  свою  шубку.

  1. Ознакомление  с  явлениями  осенней  природы  детей  старшего  дошкольного  возраста (5-7 лет).

- подробно знакомить с доступными их  пониманию  связями  в неживой  природе, с причинами  возникновения  некоторых  явлений, с влиянием неживой природы на жизнь  растений  и  животных (это среда обитания), труд  человека (сравнивать, обобщать признаки, самостоятельно мыслить). Развивается любознательность;

- формируется  обобщенное  представление о временах года;

- в самом начале осени воспитатель обращает  внимание  на признаки  наступления этого сезона, систематически ведет  наблюдение за осенней погодой за длительностью  светового  дня, изменения температуры и активность солнца, за небом – в начале - ясное с небольшими облачками, в конце - серое, часто в тучах; до и после дождя);

- учатся  отмечать силу и направление ветра, особенности погоды в данный сезон;

- могут характеризовать состояние погоды: пасмурная, дождливая, холодная, ветреная, солнечная. У детей формируются представления  влиянии солнца на смену дня и ночи, о его роли в жизни растений и животных, о том что оно является источником света и тепла. Воспитатель объясняет, что в зависимости от положения земли относительно солнца сменяются времена года (игры «Почему наступает другой сезон», «Осень на пороге», чтение литературы,  объяснение пословиц, загадывание загадок);

- дать понятие осеннего равноденствия (день=ночи), рассказать о луне и звездах;

- обратить внимание на изменения в окраске листьев и листопад, установить связь между листопадом и первыми  заморозками, значение листопада (для чего, почему, зачем);

- продолжается ознакомление с различными семенами и плодами: дуба (желуди), хвойных деревьев (шишки с семенами). «С чьей ветки детки?», «Кто потерял». Поздней осенью нужно показать  почки и рассказать, что они находятся в состоянии покоя и распустятся только весной.

- продолжается знакомство с осенними цветами: однолетники и многолетники. Определяют по семечку, что из него вырастет.

- дети участвуют в посадке в грунт  растений, помогают готовить почву под газон, утеплять оставшиеся в грунте многолетники листьями и травой, проводить  очистку цветника, удаляя засохшие стебли и корни однолетних растений.

- расширяется содержание работы, которая знакомит с сезонным трудом взрослых (сбор урожая, закладка на хранение, утепление деревьев к зиме).

- продолжается наблюдение за птицами (зимующие и перелетные). Формируется причинно-следственная связь: похолодание – увядание растений – исчезновение насекомых – отлет птиц. Напоминать детям о необходимости заботиться об оставшихся птицах, о правильном уходе за ними, о пользе приносимой  птицами.

- продолжается знакомство с повадками животных в осенний период, пополняются знания о приспособляемости диких животных к сезонным явлениям (лягушка в тепле бодрствует, а при наступлении холодов засыпает, как ежи готовятся к зиме, какие запасы делают белки).

- систематически проверять  знания детей о насекомых, о причине их исчезновения.

- для создания эмоционально-познавательной атмосферы необходимо проводить тематические  досуги, праздники, знакомить с народными пословицами, поговорками, загадками, песенками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: « Ознакомление детей дошкольного возраста с народно-декоративным искусством России. »

Декоративно-прикладное искусство является едва ли не одним из самых древних. Его название происходит от лат. decoro - украшаю, а в определении "прикладное" содержится мысль о том, что оно обслужи...

КОНСУЛЬТАЦИЯ для педагогов по теме: Ознакомление детей дошкольного возраста с социальным миром

Особенности социально-личностного развития детей по возрастным группам....

01_Консультация для родителей на тему Ознакомление детей дошкольного возраста с трудом взрослых.docx

01_Консультация для родителей на тему Ознакомление детей дошкольного возраста с трудом взрослых.docx...

Консультация для воспитателей на тему: «Ознакомление детей дошкольного возраста с музыкальными инструментами в свободной деятельности»

Музыка - из поколения в поколение со времен рождения человечества живет это великое и прекрасное искусство, и каждый из нас был свидетелем волшебства, когда человек берет в руки музыкальный инструмент...

Мастер-класс для педагогов на тему «Ознакомление детей дошкольного возраста с народной культурой и традициями»

Добрый день,  уважаемые коллеги!  Я, воспитатель детского сада №7 «Колосок» с. Благодатного Боровко Екатерина Владимировна.Я думаю, уважаемые коллеги, все вы со мной согласитесь,...

Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Ознакомление детей дошкольного возраста с природой зимой»

Данная консультация предназначена для педагогов ДОО, а также для студентов педагогических вузов и колледжей....