Ребёнок и компьютер
консультация по теме

Павлова Ольга Александровна

Консультация для родителей  о пользе и вреде компьютера для дошкольника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rebyonok_i_kompyuter.docx25.79 КБ

Предварительный просмотр:

               Добрый вечер, уважаемые родители. Сегодня мы поговорим на тему "Компьютер и ребёнок". Отличительной чертой времени, в котором мы живём, является стремительное проникновение информационных технологий во все сферы жизни. Современные дети способны с  легкостью овладеть навыками работы с различными электронными компьютерными новинками. Во время нашей встречи мы попробуем вместе разобраться: компьютер - добро или зло? 

               Компьютер для ребёнка является привлекательной игрушкой. Но способствует ли он развитию ребёнка дошкольного возраста или, напротив, сдерживает его? Существуют как сторонники, так и противники применения компьютера в деятельности детей дошкольного возраста. А как считаете вы: можно ли и нужно ли дошкольнику общаться с компьютером? (Высказывания родителей).

 Давайте попробуем выявить все "за" и "против" влияния компьютера на развитие ребёнка - дошкольника.

          Прежде всего   родителей  беспокоит вопрос здоровья и развития малышей, вынужденных проводить перед компьютерным монитором большую часть свободного времени  пока взрослые заняты решением финансовых проблем.

                Существуют мифы  о влиянии компьютера на ребёнка, которые так прочно сидят в сознании большинства родителей.

Миф Первый «Общение с компьютером портит детское здоровье»

               Многие из вас, я уверена, мучаются угрызениями совести, глядя на увлечённо играющего в «стрелялки» малыша, потому что все слышали о вреде компьютерных игр на здоровье детей. Отчасти это правда  и нам необходимо вооружиться специальными знаниями в этом вопросе, чтобы компьютерные игры отныне приносили к нам в дом только положительные эмоции.

               Самое главное – знать как влияет компьютер на детский организм и сколько времени ребёнок может проводить за монитором без вреда для здоровья. Существуют четыре основных вредных фактора: нагрузка на зрение, стеснённая поза, нагрузка на психику, излучение. Давайте разберём каждый из них по порядку:

Нагрузка на зрение

               Это первый и самый главный фактор. Продолжительная работа на компьютере приводит к зрительному переутомлению, что, в свою очередь, может привести к снижению остроты зрения. Ребёнок старшего дошкольного возраста может проводить за компьютером не более 10-25 минут, после чего необходимо сделать перерыв и небольшую гимнастику для глаз. Если у малыша проблемы со зрением, то садиться за монитор ему можно только в очках. Ни в коем случае не разрешайте ребёнку работать за компьютером в темноте. Расположите дисплей так, чтобы свет из окна не падал на экран и не светил в глаза. Проследите, чтобы расстояние от детских глаз до экрана составляло 50-70 см. И помните: компьютер не является основной причиной развития близорукости у детей. Огромную роль в этом играют наследственность, телевизор и чтение в темноте. При грамотном подходе и организации рабочего места ребёнка  его зрению ничего не угрожает.

Стеснённая поза

                Сидя за компьютером, ребёнок смотрит с определённого расстояния на экран и одновременно держит руки на клавиатуре. Проследите, чтобы кисти рук малыша находились на уровне локтей, а запястья – на опорной планке. Также необходимо сохранять прямой угол (90 градусов) в области суставов. И, конечно, как можно больше разнообразьте досуг ребёнка: между компьютерными играми ребёнок должен играть в подвижные игры, гулять, заниматься спортом. Не разрешайте малышу перекусывать за компьютером: эта вредная во всех смыслах привычка может остаться на всю жизнь.

Психическая нагрузка

                Третий по важности фактор – нагрузка на детскую психику. Компьютер требует не меньшей сосредоточенности, чем вождение автомобиля. Интересные игры требуют огромного напряжения, которого практически не бывает в обычных условиях.

                 И всё же психическую нагрузку можно уменьшить. Во-первых, в работе следует делать перерывы, а во-вторых, необходимо следить за содержательной стороной игр. Легче всего для детского восприятия статическое, крупное цветное изображение в сопровождении звука. Достаточно безопасно рассматривать картинки или фотографии в сопровождении дикторского текста. Хуже для психики и для глаз воспринимается рисование на компьютере: здесь звук не играет отвлекающей роли, а всю работу выполняют глаза. Напрягая зрение, малыш напрягается сам.

               Наконец, настоящие вредители – игры, содержащие движущееся на высокой скорости изображение и мелкие элементы. Переутомление и напряжение детского организма после таких длительных игр снять очень нелегко.

Излучение

                Изначально все родители боятся радиации от компьютерного монитора. Но, нужно вам сказать, что у современных мониторов предусмотрены все меры безопасности: в частности  то, что называется радиацией, монитор и  системный блок вообще не производят.

               Вы, наверно, заметили, что нигде в квартире пыль не скапливается с такой скоростью, как на компьютерном столе.   Следовательно, необходимо постоянно снижать количество пыли в помещении посредством влажной уборки. А малыша, вставшего из-за компьютерного стола, следует умыть прохладной водой или протереть лицо влажной салфеткой.

                Многие родители, а особенно бабушки и дедушки, часто недоумевают: «Не слишком ли много «но»? Запретить – и всё! Мал ещё! Вот вырастет – пусть сидит сколько хочет, а сейчас – нечего делать!» Позволю вам напомнить, уважаемые родители, что запретами и угрозами никому ещё ничего хорошего и достойного сделать не удалось.

               Осваивая с ребёнком компьютер вы формируете развитую, социально адаптированную личность, а запреты и наказания ничего,  кроме ответной агрессии не вызовут. Интерес детей к компьютеру огромен, и ваша задача – направить его в полезное русло, сделав компьютерные средства привычными и естественными для повседневной жизни детей. Ни в коем случае не следует наказывать ребёнка запретом на компьютерные игры, а в качестве поощрения разрешать играть «сколько хочешь». Современный компьютер должен стать для вашего малыша равноправным партнёром, способным очень тонко реагировать на все его действия и запросы.   Соблюдение несложных правил работы на компьютере позволит вам сохранить здоровье вашего малыша и одновременно открыть ребёнку мир огромных возможностей, доступный сегодня маленькому пользователю.

Итак, семь основных правил при работе малыша за компьютером

  • ребенок может играть за компьютером не более 15 минут в день;
  • лучше играть в первой половине дня;
  • в течение недели ребенок может работать за компьютером не более 3 раз;
  • комната, в которой он работает,  должна быть хорошо освещена;
  • мебель  должна соответствовать росту ребенка;
  • расстояние от глаз ребенка до монитора 60 см;
  • после игры нужно обязательно сделать зарядку для глаз;
  • игровую деятельность сменить физическими упражнениями;
  • при слабом зрении садиться за компьютер можно только в очках;
  •  делать перерывы в работе и гимнастику для глаз через каждые 15-25 минут работы перед монитором;
  • соблюдать правильную рабочую позу;
  • не работать на компьютере в темноте;
  • следить за содержательной стороной игр и программ;
  • после занятий  умыться прохладной водой.

Миф Второй «Компьютерные игры приносят только вред»

                  Если в семье решено применять компьютер с целью воспитания и развития ребёнка, то взрослые должны понимать как, зачем и во что играют современные дети, быть в курсе игровых новинок и уметь совместно обсудить содержание новой игры. Существует классификация игр: игры типа "убей их всех";  игры – приключения, где герой проходит по страницам повестей и рассказов; игры стратегические, в которых приходится принимать решения по изменению стратегии в ходе игры;  развивающие игры, которые способствуют познавательному развитию; обучающие, диагностические, графические игры.

                 Важно только правильно выбрать игру для ребенка. Ведь этот вид деятельности удовлетворяет естественную потребность ребенка в игре. Он учится следовать определенным правилам, планировать свои действия, добиваться улучшения своих результатов. Главное - правильный выбор игры в соответствии с принципом "Не навреди!"  

Итак, итоговые рекомендации для правильного применения игровых программ с целью воспитания и развития дошкольника:

                 Прежде всего, выбирайте жанр игры в соответствии с темпераментом и склонностями ребёнка: одним детям лучше подходят спокойные, размеренные игры, другим – активные, динамические.

                   Разрешайте дольше играть в игры с исследовательским содержанием, чем с развлекательным.  

                   Продолжительность игры выбирайте в соответствии с возрастом ребёнка и характером игры.

                  Не прерывайте игру ребёнка до завершения эпизода – малыш должен покидать компьютер с сознанием успешно выполненного дела.

                  Постарайтесь, чтобы ребёнок усвоил главный принцип продолжительности игровых сеансов – нельзя играть в игры в ущерб жизненно важным занятиям, таким как сон, еда, отдых, физкультура, игры на свежем воздухе.

Миф Третий «Компьютер только для игр и развлечений»

                 Это довольно распространённое заблуждение.  Основное, в чём может помочь компьютер родителям дошкольника – это, конечно, подготовка малыша к школе. Но, прежде чем мы поговорим о подготовке детей к школе с помощью компьютера, разрешите мне провести небольшой экскурс и рассказать вам о том, где впервые начали применять компьютерные технологии в дошкольном образовании.

В нашей стране первые попытки применения компьютера в дошкольных учреждениях относятся к 80-м годам прошлого века.  Проведя исследования, педагоги пришли к выводу, что компьютер повышает интерес к обучению, ускоряет процесс усвоения новых знаний и представлений об окружающем мире. Одним из важных моментов применения компьютера в работе со  старшими дошкольниками является то, что ребёнок, управляя обучающей игровой программой, начинает сначала думать, а потом действовать.  

               Другой ценный аспект подготовки ребёнка к школе с помощью компьютерных программ – это приобщение малыша к исследовательской работе. Компьютерные игры и программы устроены так, что процесс их освоения побуждает ребёнка пробовать, проверять, уточнять, делать выводы, корректировать свои действия в соответствии с текущей ситуацией. Компьютерные игры приучают к этому довольно быстро, и успех в освоении игровых программ в дошкольном возрасте непременно даст отдачу в быстром и эффективном освоении прикладных программ в школе.  

                И, наконец, такой немаловажный аспект, как социальная адаптация ребёнка к школе, его отношения с будущими одноклассниками.  Дети чувствуют большую уверенность в себе, повышается их самооценка.  Овладение компьютером благотворно влияет на формирование личности ребёнка и придаёт ему более высокий социальный статус.

               Подводя итоги  хочу напомнить вам, уважаемые родители, что естественная среда развития ребёнка – это игра. Малыша не нужно учить или заставлять играть. Он играет спонтанно, с удовольствием, не жалея времени и не преследуя определённых целей. Поэтому имеет большое значение разнообразие детских игр, в том числе и компьютерных, в которых ребёнок мог бы выдумывать всё новые повороты сюжета и принимать на себя разные роли. Развивая воображение ребёнка важно помнить, что материалом для его фантазий служит вся окружающая жизнь  и чем больше в его мире разнообразия, тем больше простора для его развития.

                 Если соблюдать все требования и правила, то компьютер не нанесет вреда ребенку, а польза его очевидна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей "Ребёнок и компьютер"

Вашему вниманию представлена консультация для родителей, которая проводится за круглым столом. Здесь родители и педагоги обмениваются мнениями, вместе пытаются ответить на вопрос,  компьютер-это ...

РЕБЁНОК И КОМПЬЮТЕР ( СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА).

Современные дети очень много общаются с телевидением, видео и компьютером. Если предыдущее поколение было поколением книг, то современное получает информацию через видеоряд.Часто приходиться слы...

Ребёнок и компьютер

Ребёнок и компьютер.Человечество радуется новым свершениям, открытиям и с удовольствием начинает пользоваться инновациями везде и всегда. Так и компьютер вошёл в каждый дом, каждую школу, каждый ребён...

Беседа "Ребёнок и компьютер"

Компьютер в самом деле очень необычная игрушка. Но вот вопрос: способствует ли он развитию ребенка дошкольного возраста или, напротив, задерживает его? Существуют как сторонники, так и противники прим...

презентация "Ребёнок и компьютер"

В презентации дана консультация по оборудованию рабочего места и охране здоровья ребёнка....

Ребёнку НУЖЕН компьютер?!

В настоящее время компьютеры так глубоко проникли во все сферы нашей жизни, что жизнь без них сложно себе представить. Наши дети родились и растут в мире, где компьютер - такая же привычная вещь, как ...

Ребёнок и компьютер

Современную жизнь невозможно представить без компьютера. Бесспорно, это очень удобно, современно, способствует развитию ребёнка. Но, усадив своего малыша за компьютер в раннем возрасте, родители не вс...