Социально-коммуникативное развитие
учебно-методический материал
Цель: позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_roditeley.docx | 45.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Возраст | Программные задачи | ||||
Свободное общение с взрослыми и детьми | Готовность к совместной деятельности со сверстниками | Основы безопасного поведения в быту, социуме | Позитивные установки к различным видам труда и творчества | Формирование начала гражданственности | |
Младшая группа | Стимулировать эмоционально-содержательное общение ребёнка со взрослыми. Поддерживать деловые мотивы общения ребёнка со взрослым. Стимулировать проявление признаков внеситуативно-познавательного общения с взрослыми. Развивать интерес к сверстнику, желание взаимодействовать с ним. Стимулировать желание вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства. Развивать умение использовать речевые формы вежливого общения: здороваться, прощаться, благодарить, выражать просьбу, знакомиться. | Постепенно развивать игровой опыт каждого ребёнка. Помогать детям открывать новые возможности игрового отражения мира. Пробуждать интерес к творческим проявлениям в игре и игровому общению со сверстниками. Способствовать отображению в сюжетно-ролевых играх элементарных бытовых сюжетов и сюжетов, отражающих профессиональные отношения взрослых. Развивать умение принимать игровую роль. Способствовать организации игрового общения со сверстниками. | Развитие представлений о человеке (себе, сверстнике и взрослом) и признаках здоровья человека. Развитие интереса к правилам здоровье сберегающего и безопасного поведения. Развитие интереса к изучению себя, своих физических возможностей (осанка, стопа, рост, движение, картина здоровья). Обогащение представлений о доступном ребёнку предметном мире назначении предметов, о правилах их безопасного использования. Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека ситуациям. | Помочь ребёнку освоить первые представления и соответствующий словарь о конкретных видах хозяйственно-бытового труда, направленных на заботу о детях. Обеспечить постепенный переход от предметного восприятия и узнавания объекта («Что это?»«Кто это?») к простейшему сенсорному анализу, выделению ярко выраженных в предметах качеств и свойств (назначение предмета; его части и их назначение; материал, из которого сделан предмет; цвет, форма, размер). Способствовать осознанию и принятию правил безопасного поведения на основе представлений о предметах и материалах, которые дети широко используют в разных видах деятельности. Воспитывать ценностное, бережное отношение к предметам и игрушкам как результатам труда взрослых. Приобщать детей к самообслуживанию | Развивать доброжелательное отношение детей к близким людям – любовь к родителям, привязанность и доверие к воспитателю. Постепенно приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения в детском саду. Формировать представления детей о людях (взрослых и сверстниках), об особенностях их внешнего вида, отдельных ярко выраженных эмоциональных состояниях, делах и добрых поступках людей, о семье и родственных отношениях. Расширять представления детей о детском саде и его ближайшем окружении. |
Средняя группа | Стимулировать развитие инициативности и самостоятельности ребёнка в речевом общении со взрослыми и сверстниками, использование в практике общения элементов описательных монологов и объяснительной речи. Развивать потребность в деловом и интеллектуальном общении со взрослым. Развивать ситуативно-деловое общение со сверстниками во всех видах деятельности. Развивать умение воспринимать и понимать эмоции собеседника и адекватно реагировать на них. | Обогащать содержание сюжетных игр детей на основе впечатлений о жизни, труде людей, их отношениях («Семья», «Магазин», «Моряки» и т. д.) Развивать умение обмениваться ролями в совместной игре с воспитателем, включать детей в разные ролевые диалоги. Способствовать переносу освоенного в совместной игре с воспитателем опыта в самостоятельные игры. Создавать условия для создания игровой обстановки с использованием реальных предметов и их заместителей. Воспитывать доброжелательные отношения между детьми, интерес к общему замыслу и согласованию действий. | Обогащение представлений детей об основных источниках и видах опасности в быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми. Ознакомление детей с простейшими способами безопасного поведения в разнообразных опасных ситуациях. Формирование знаний о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства. Развитие умений и навыков безопасного поведения у детей в разнообразных опасных ситуациях. Закрепление умений и навыков безопасного поведения в условиях специально организованной и самостоятельной деятельности. Развитие осознанности и произвольности в выполнении основных правил безопасного поведения в быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным ситуациям. | Формировать представления о профессии на основе ознакомления с конкретными видами труда; помочь увидеть направленность труда на достижения результата и удовлетворения потребностей людей. Воспитывать уважение и благодарность к взрослым за их труд, заботу о детях; воспитывать ценностное отношение к предметному миру как результату человеческого труда; накапливать опыт бережного отношения к воде, электричеству, продуктам питания, материалам для детского творчества. Вовлекать детей в простейшие процессы хозяйственно-бытового труда – от постановки цели до получения результата труда и уборки рабочего места. Способствовать развитию самостоятельности, желание брать на себя повседневные трудовые обязанности в условиях детского сада и семьи.
| Воспитывать доброжелательное отношение к взрослым и детям (быть приветливым, проявлять интерес к действиям и поступкам людей), желание по примеру воспитателя помочь, порадовать окружающих, учиться сдерживать отрицательные эмоции и действия. Развивать интерес к родному городу и стране. Развивать в детях уверенность, стремление к самостоятельности, жизнерадостность, привязанность к семье, воспитателю, желание осваивать новые знания и действие в детском саду. |
Старшая группа | Развивать умение игрового и делового общения со сверстниками, желание участвовать в совместной коллективной Деятельности. Развивать умение учитывать в процессе общения настроение, эмоциональное состояние собеседника. Развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей. Расширять представления о правилах речевого этикета и способствовать осознанному желанию и умению детей следовать им в процессе общения. Развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия. | Обогащать содержание сюжетных игр на основе знакомства с явлениями социальной действительности и отношениями людей, активизировать воображение на основе сюжетов сказок. Развивать умения в режиссёрских играх, вести действие и повествование от имени разных персонажей, согласовывать свой замысел с замыслом партнёра. Создавать условия для развития умения сотрудничать со сверстниками. | Формирование представлений детей об основных источниках и видах опасности в быту, на улице, в природе и способах безопасного поведения. Формирование умений самостоятельного безопасного поведения в повседневной жизни на основе правил безопасного поведения. Передача детям знаний о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства. Развитие осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека ситуациям в природе. | Формировать у детей отчётливое представление о роли труда взрослых в жизни общества и каждого человека на основе ознакомления с разными видами производительного и обслуживающего труда, удовлетворяющего основные потребности человека в пище, одежде, жилище и т.д. через знакомство с многообразием профессий и трудовых процессов, доступных для детского понимания. Воспитывать уважение и благодарность к близким и незнакомым людям, создающим своим трудом разнообразные материальные и культурные ценности, необходимые современному человеку для жизни. Обеспечить развитие позиции субъекта и расширять диапазон обязанностей в элементарной трудовой деятельности (в объёме возрастных возможностей), развивать самостоятельность. Способствовать развитию творческих способностей в продуктивных видах детского творчества.
| Воспитывать доброжелательное отношение к людям, уважение к старшим, дружеские взаимоотношения со сверстниками, заботливое отношение к малышам. Продолжать обогащать представления детей о людях, их нравственных качествах, гендерных отличиях, социальных и профессиональных ролях, правилах отношений взрослых и детей, воспитывать толерантность по отношению к людям разных национальностей, формировать начало гражданственности. Формировать представления о родном городе и стране, развивать патриотические и гражданские чувства.
|
Подготовительная группа | Развивать умение строить общение с разными людьми: более младшими и более старшими детьми, знакомыми и незнакомыми людьми. Способствовать проявлению субьектной позиции ребёнка в речевом общении со взрослыми и сверстниками. Способствовать становлению адекватной самооценки и внутренней позиции ребёнка посредством осознания своего социального положения в детском сообществе и во взрослом окружении. Развивать умение отбирать речевые формулы этикета для эмоционального расположения собеседника. | Создавать условия для проявления активности, самостоятельности и творчества детей в разных видах сюжетных игр; обогащать игровой опыт каждого ребёнка на основе участия в интегративной деятельности, включающей игру. Способствовать самостоятельному построению игры на основе совместного со сверстниками сюжет сложения через построение новых творческих сюжетов. Обогащать способы игрового сотрудничества со сверстниками, развивать дружеские взаимоотношения и способствовать становлению микро групп детей на основе интереса к разным видам игр. | Формирование предпосылок экологического сознания, представления об опасных для человека ситуациях в природе и способах поведения в них. Формирования знания о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства. Воспитание осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека ситуациям в быту, на улице, в природе. Обеспечение сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей. | Формировать отчётливое представление о труде как социальном явлении, обеспечивающим рост потребностей человека через расширение круга знаний и представлений о совершенствовании рукотворного мира и изменении мира профессий. Способствовать осознанию того, что в основе достойной жизни, благополучия человека лежит труд, которым созданы все материальные и культурные ценности, необходимые современному человеку для жизни; воспитывать ценностное отношение к человеческому труду и его результатам. Обеспечить более широкое включение в реальные трудовые связи со взрослыми и сверстниками через дежурство, выполнение трудовых поручений на основе развития субъекта и усложнения круга продуктивных, коммуникативных и творческих задач, связанных с трудовой деятельностью в условиях детского сада и семьи. Воспитывать ответственность (за живое существо, начатое дело, данное слово), добросовестность, стремление принять участие в трудовой деятельности взрослых, оказать посильную помощь, проявить заботу, внимание как важнейшие личностные качества будущего школьника. Способствовать развитию детских творческих способностей, формированию основ культуры организации свободного времени, досуга. | Воспитывать гуманистическую направленность поведения, развивать социальные чувства, эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, начальные социально-ценностные ориентации. Развивать начала социальной активности, желание на правах старших участвовать в жизни детского сада: заботится о малышах, участвовать в оформлении детского сада к праздникам, в подготовке театрализованных представлений для детей и взрослых (педагогов и родителей). Развивать положительное отношение к школе и учителю, интерес к школьному обучению и активное стремление к будущей социально-личностной позиции школьника. Развивать положительную самооценку, уверенность в себе, осознание роста своих достижений, чувство собственного достоинства, самоконтроль и ответственность за свои действия и поступки. Формировать представления о мире, о многообразии стран и народов мира, некоторых расовых и национальных особенностях, нравственных качествах, социальных ролях людей, развивать интерес к отдельным фактам истории и культуры жизни разных народов. Воспитывать любовь к своей семье, детскому саду, родному городу, родной стране, развивать толерантность по отношению к людям разных национальностей, формировать начала гражданственности. |
Возрастная группа | Физическая культура | Становление ценного отношения к здоровью и жизни человека | Представление о здоровье и здоровьесберегающих правилах | Формирование опыта здоровьесберегающей деятельности и основ здорового образа жизни |
Программные задачи | ||||
2-ая младшая группа | 1.Содействовать гармоничному и физическому развитию детей. 2. Способствовать становлению и обогащению двигательного опыта: -выполнению основных движений, общеразвивающих упражнений, участию в подвижных играх. 3.Развивать у детей умение согласовывать свои действия с движениями других: начинать и заканчивать упражнения одновременно, соблюдать предложенный темп; самостоятельно выполнять простейшие построения и перестроения уверенно, в соответствии с указаниями воспитателя. 4.Развивать у детей физические качества: быстроту, координацию, скоростно-силовые качества, , реакцию на сигналы и действие в соответствии с ними; содействовать развитию координации, общей выносливости, силы, гибкости. 5. Развивать у детей потребность в двигательной активности, интерес к физическим упражнениям. | 1.Развивать интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения. 2.Развивать интерес к изучению себя, своих физических возможностей(осанка, стопа, рост, движение, картина здоровья) 3.Поддерживать положительное настроение ребенка на выполнение элементарных гигиенических процессов, радости от самостоятельных и совместных действий и их результатов(чистые руки, хорошее настроение, красивая ходьба, убранные игрушки в группе, одежда сложена аккуратно, «Я-молодец» и т.д.). | 1.Развивать представление о человеке(себе, сверстнике и взрослом) и признаках здоровья человека. 2.Обогащать представления о процессах умывания, одевания, купания, еды, уборки помещения, атрибутах и основных действиях, сопровождающих их. 3.Обогащать представления о доступном ребенку предметном мире и назначении предметов, о правилах их безопасного использования. 4.Развивать представления о том, как позвать взрослого на помощь в опасных для здоровья и жизни ситуациях. | 1.Развивать умения и навыки называть свое имя, говорить о себе от первого лица; выражать свои потребности и интересы в речи. 2.Совершенствовать умения правильно совершать процессы умывания, мытья рук при незначительном участии взрослого, элементарно ухаживать за внешним видом, пользоваться носовым платком, туалетом. 3.Развивать умения элементарно помогать взрослому в организации процесса питания; навык правильно есть без помощи взрослого. 4.Развивать умения раздеваться и одеваться при участии взрослого, стремясь к самостоятельным действиям. 5.Развивать умения ухаживать за своими вещами и игрушками при помощи взрослого. 6.Развивать умения переносить в игру правила здоровьезберегающего и безопасного поведения при участии взрослого. 7.Развивать умения в опасных, сложных ситуациях позвать на помощь взрослого.
|
Средняя группа | 1.Содействовать гармоничному физическому развитию детей. 2.Способствовать становлению и обогащению двигательного опыта: -выполнению основных движений, общеразвивающих упражнений, спортивных упражнений. -соблюдению и контролю правил в подвижных игра; -самостоятельному проведению подвижных игр и упражнений; -умению ориентироваться в пространстве; -восприятию показа как образца для самостоятельного выполнения упражнений; -развитию умений оценивать движения сверстников и замечать их ошибки. 3.Развивать у детей умение согласовывать свои действия с движениями других 4.Развивать у детей физические качества: быстроту, координацию, скоростно-силовые качества, реакцию на сигналы и действие в соответствии с ними. 5.Развивать у детей потребность в двигательной активности, интерес к физическим упражнениям. | 1.Способствовать становлению все более устойчивого интереса к правилам здоровьесберегающего поведения, развитию самостоятельности. 2.Способствовать развитию здоровьесберегающей компетентности дошкольников. | 1.Развивать представление о человеке(себе, сверстнике и взрослом), об особенностях здоровья; правилах здоровьесообразного поведения в обществе. 2.Обогащать представления об алгоритмах процессов умывания, одевания, купания, еды, уборки помещения, атрибутах и основных действиях, сопровождающих эти процессы. | 1.Развивать навыки элементарно описывать свое самочувствие, умение привлечь взрослого в случае недомогания. 2.Развивать умения самостоятельно и правильно совершать процессы умывания, самостоятельно следить за своим внешним видом и видом других детей; умения помочь взрослому в организации процесса питания, откликаясь на его просьбы; самостоятельно есть, соблюдая культуру питания за столом; самостоятельно одеваться и раздеваться; элементарно ухаживать за своими вещами и игрушками, проявляя инициативность и самостоятельность. 3.Воспитывать желание разрешать проблемные игровые ситуации, связанные с охраной здоровья; умения выражать симпатию и проявлять сочувствие сверстникам, оказывать элементарную поддержку и помощь, если кто-то заболел, плохо себя чувствует. 4.Развивать умения самостоятельно переносить в игру правила здоровьесберегающего поведения. 5.Развивать умения предупреждать, избегать опасные для здоровья ситуации; в случае их возникновения обращаться за помощью ко взрослому, привлекая его внимание, выполнять инструкции взрослого в опасных для здоровья обстоятельствах. |
Старшая группа | 1.Содействовать гармоничному физическому развитию детей. 2.Накапливать и обогащать двигательный опыт детей: -добиваться осознанного, активного, с должным мышечным напряжением выполнения всех видов упражнений; -формировать первоначальные представления и умения в спортивных играх и упражнениях; -учить детей анализировать(контролировать и оценивать свои движения и движения товарищей); -побуждать к проявлению творчества в двигательной активности; -воспитывать у детейжелание самостоятельно организовывать и проводить подвижные игры и упражнения со сверстниками и малышами. 3.Развивать у детей физические качества: общую выносливость, быстроту, силу, координацию, гибкость. 4.Формировать осознанную потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании. | 1.Способствовать становлению все более устойчивого интереса к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения, развитию субьективной позиции детей в здоровьесберегающей деятельности. 2.Способствовать наращиванию здоровьесберегающей компетентности дошкольников. | 1.Закреплять и усложнять представления о человеке(себе, сверстнике и взрослом), об особенностях здоровья; необходимости соблюдения правил здоровьесообразного поведения в обществе. 2.Совершенствовать представления об алгоритмах процессов умывания, одевания, купания, еды, уборки помещения, атрибутах и основных самостоятельных действиях, сопровождающих эти процессы. | 1.Закреплять навыки называть свое имя и имена сверстников, элементарно описывать свое самочувствие; развивать умение привлечь внимание взрослого в случае неважного самочувствия, недомогания. 2.Развивать умения самообслуживания и самостоятельного осуществления полезных привычек, элементарных навыков личной гигиены без напоминания взрослого. 3.Закреплять желание и стремление детей разрешать проблемные игровые ситуации, связанные с охраной здоровья. 4.Активизировать детей в умении самостоятельно переносить в игру правила здоровьесберегающего поведения. 5.Закреплять умения предупреждать, избегать опасные для здоровья ситуации; обращаться за помощью взрослого в случае их возникновения, привлекая его внимание; выполнять инструкции взрослого в опасных для здоровья обстоятельствах. |
Подготовительная группа | 1.Содействовать гармоничному физическому развитию детей. 2.Накапливать и обогащать двигательный опыт детей: -добиваться точного, энергичного и выразительного выполнения всех упражнений; -закреплять двигательные умения и знание правил в спортивных играх и упражнениях; -закреплять умение самостоятельно организовывать подвижные игры и упражнения со сверстниками и малышами; -закреплять умение осуществлять самоконтроль, самооценку, контроль и оценку движений других детей, выполнять элементарное планирование двигательной деятельности; -развивать творчество и инициативу, добиваясь выразительного и вариативного выполнения движений. 3.Развивать у детей физические качества силу, гибкость, выносливость, быстроту, ловкость и координацию движений. 4.формировать осознанную потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании. | 1.Воспитывать ценностные отношения к здоровью и человеческой жизни, развивать мотивацию к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих людей, общества в целом. 2.Поддерживать веру ребенка в свои возможности и собственные силы, воспитывать его как субьекта здоровьесберегающей деятельности и поведения. | 1.Продолжать обогащать и углублять целостные и системные представления о том , что такое здоровье и как поддержать, укрепить и сохранить его. 2.Развивать представления о внешних и внутренних особенностях строения тела человека; правилах здоровья(режим дня, питания, сон, прогулка, культурно-гигиенические умения и навыки, навыки самообслуживания, занятия физкультурой и профилактика болезней); поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье; безопасном поведении в быту, на улице, в природе, в обществе; полезных и вредных привычках; здоровом взаимодействии со сверстниками и взрослыми. | 1.Развивать умения самообслуживания и самостоятельного осуществления полезных привычек, элементарных навыков личной гигиены. 2.Продолжать развивать умения определять состояние своего здоровья(здоров или болен), а также состояние здоровья окружающих; назвать и показать, что именно у него болит, какая часть тела, какой орган. 3.Продолжать закреплять умения культуры приема пищи. 4.Развивать навыки выполнения правил безопасного поведения в подвижных играх. 5.Развивать умения правильно пользоваться опасными бытовыми предметами: ножницы, иголки и пр.(под присмотром взрослого); пользоваться бытовыми электроприборами(магнитофон, телевизор, компьютер, пылесос, утюг и др.) с помощью взрослого. 6.Развивать умения одеваться в соответствии с погодой. 7.Развивать умения различать съедобные и ядовитые грибы, ягоды, травы, правильно себя вести в лесу; проявлять осторожность при общении с незнакомыми животными. 8.Развивать умения соблюдать Правила дорожного движения; вести себя в транспорте с правилами перевозки. 9.Развивать умения самостоятельно организовывать совместную деятельность с детьми в детском саду и на улице, соблюдая правила безопасного поведения. 10.Развивать умения действовать, осуществляя выбор стратегии поведения с позиции сохранения здоровья и человеческой жизни. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по социально-коммуникативному, познавательному развитию «Огонь друг, огонь враг» с детьми младшего дошкольного возраста
Конспект непосредственно образовательной деятельностипо социально-коммуникативному, познавательному развитию...
Картотека игр (Социально - коммуникативное направление развития)
Социально- коммуникативное направление развития.ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....
Совместная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста по социально-коммуникативному направлению развития "День рождения Маши"
Конспект игровой деятельности....
Конспект непосредственно- образовательной деятельности по социально-коммуникативному, познавательному развитию «Огонь- друг, огонь- враг» с детьми среднего дошкольного возраста
Занятие о пожарной безопасности,о представлении труде пожарных,о формировании элементарных навыков в поведении при возникновении пожара.Дать понятие о том, что огонь может приносить пользу и вред....
Цифровой образовательный ресурс по социально-коммуникативному направлению развития ребенка
Данный вид ЦОР предусмотрен для обучения детей правилам пожарной безопасности....
Цифровой образовательный ресурс по социально-коммуникативному направлению развития ребенка
ЦОР "Игрушки"...
Конспект занятия по формированию ценностной культуры мира с интеграцией образовательных областей «социально коммуникативное », «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно эстетическое» ,«физическое развитие» в группе раннего развития.
Конспект занятия по формированию ценностной культуры мира с интеграцией образовательных областей «социально‑коммуникативное », «познавательное развитие», «речевое развити...