Медиабезопасность детей
консультация на тему
В связи нарастающим глобальным процессом активного формирования и использования информационных ресурсов возникает потребность в медиабезопасности детей и родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mediabezopasnost_detey.doc | 150.5 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Теоретические основы медиаобразования
Особенностью современного этапа развития общества является стремительное увеличение потоков информации, совершенствование информационных технологий и компьютерной техники. Совершенствование информационных технологий создаёт условия для эффективного развития современного общества. Коммуникационные средства, став неотъемлемой частью жизни людей, проникли во все сферы деятельности нашего общества. Мобильные телефоны, коммуникаторы, компьютеры и Глобальная Сеть Интернет, расширив коммуникационные, пространственные и временные границы, открыла новые возможности для общения, образования, работы, отдыха и творческой самореализации личности. Число пользователей мобильных телефонов и Интернета с каждым днём неуклонно увеличивается. Большую их часть составляют подростки и молодежь.
Несмотря на положительную роль, которую оказывают современные коммуникационные средства и Интернет на человека, существуют определённые риски использования информационных технологий. Особой опасности в незащищённом информационном пространстве подвергаются дети. Они, как наиболее активная и любопытная аудитория, часто первыми знакомятся с информационными технологиями, опережая в технической грамотности родителей и педагогов. В этом есть как плюсы: повышение уровня эрудированности, навыки общения с разными людьми, так и минусы: отсутствие жизненного опыта нередко повышает риск стать жертвой онлайн-угроз, таких как: онлайн-насилие, мошенничество, порнография, получение личной информации с целью ее преступного использования в реальной жизни.
Предпочтение виртуального мира реальности способно оказать негативное влияние на психику и здоровье ребёнка и вызвать не только ухудшение зрения, повышенную тревожность, раздражительность, социальную дезадаптацию, но и развитие зависимого поведения.
В связи с нарастающим глобальным процессом активного формирования и использования информационных ресурсов возникает потребность в медиаобразовании детей и родителей.
Основополагающим понятием в медиаобразовании является понятие «медиа». Существует множество определений этого понятия. На наш взгляд наиболее точно отмечена двойственная трактовка «медиа» Л.М. Земляновой: «Media/медиа (средство, способ) означает средства связи и передачи информации различных типов – от самых древних (языки жестов, дымов, барабанов, наскальных рисунков) до самых современных, образующих глобальные информационные супермагистрали».
В особую категорию выделяются mass media – массовые средства информационных связей, отличающиеся особой атрибутикой и функциями.
Медиаобразование (англ. media education, от лат. media – средства) – это направление в педагогике, направленное на изучение школьниками массовой коммуникации. Основные задачи медиаобразования заключаются в том, чтобы подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать её, осознавать последствия её воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств.
Вместо понятия «медиаобразование» широкое распространение получил термин «медиаграмотность», который был впервые сформулирован в 1992 году в докладе Аспенского института на конференции, посвященной вопросам медиаграмотности в США.
Медиаграмотность в международном праве определяется как грамотное использование детьми и их преподавателями инструментов, обеспечивающих доступ к информации, развитие критического анализа содержания информации и привития коммуникативных навыков, содействие профессиональной подготовке детей и их педагогов в целях позитивного и ответственного использования ими информационных и коммуникационных технологий и услуг. Развитие и обеспечение информационной грамотности признаны эффективной мерой противодействия посягательствам на детей с использованием сети Интернет и обеспечивает главным образом медиабезопасность детей.
2. Нормы международного права.
Нормативно-правовая база медиабезопасности в России
Защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью, репутации и развитию, регулируется нормами международного права:
- ст. 13, 17, 34 Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г.;
- Европейской декларацией о свободе обмена информацией в Интернете 2003 г.;
- Европейской конвенцией о совместном кинопроизводстве 1992 г., Европейской конвенцией о трансграничном телевидении 1989 г. (Россия не участвует);
- Европейской конвенцией о правонарушениях в сфере электронной информации 2001 г. (Россия не участвует - Распоряжение Президента Российской Федерации «О признании утратившим силу распоряжения Президента Российской Федерации от 15.11.2005 № 557-рп “О подписании Конвенции о киберпреступности”» от 22.03.2008 № 144-рп);
- Европейской рамочной конвенцией о безопасном использовании мобильных телефонов маленькими детьми и подростками (06.02.2007);
- Рекомендациями Комитета Министров государств-членов Совета Европы: относительно принципов распространения видеозаписей, содержащих насилие, жестокость или имеющих порнографическое содержание (22.04.1989), о демонстрации насилия в электронных средствах массовой информации (30.10.1997), в сфере регулирования в отношении кибер-контента (саморегулирования и защиты пользователей от незаконного или вредного содержания новых коммуникаций и информационных услуг), о мерах поддержки демократического и социального распространения цифрового вещания (28.05.2003), по расширению возможностей детей в новой информационно-коммуникационной среде (27.09.2006), о поощрении свободы выражения мнений и информации в новой информационной и коммуникационной среде, о мерах по развитию уважения к свободе слова и информации в связи с интернет-фильтрами;
- Рекомендациями Европейского парламента и Совета ЕС о защите несовершеннолетних и человеческого достоинства и права на ответ в отношении конкурентоспособности индустрии европейских аудиовизуальных и информационных онлайн услуг (20.12.2006);
- Рекомендациями по унификации и гармонизации законодательства государств — участников СНГ в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию (28.10.2010).
Для урегулирования отношений вокруг информации сомнительного содержания в России был принят Федеральный закон № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», который устанавливает правила медиабезопасности детей при обороте на территории России продукции средств массовой информации, печатной, аудиовизуальной продукции на любых видах носителей, программ и баз данных, а также информации, размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях и сетях подвижной радиотелефонной связи.
Он содержит ряд норм, предусматривающих создание организационно-правовых механизмов защиты детей от распространения в сети Интернет вредной для них информации (возрастную классификацию информационной продукции, ее маркировку, применение сертифицированных технических и программно-аппаратных средств). Устанавливаются требования к распространению среди детей информации, в том числе требования к осуществлению классификации информационной продукции, ее экспертизы, государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью или развитию.
Согласно закону, доступ детей к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей, может предоставляться операторами связи в Интернет-кафе, образовательных и других учреждениях, в пунктах коллективного доступа только при условии применения ими технических, программно-аппаратных средств защиты детей.
В информационной продукции для детей, в том числе размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях (включая сеть Интернет) и сетях радиотелефонной связи, не допускается размещать объявления о привлечении детей к участию в создании информационной продукции, причиняющей вред их здоровью или развитию.
К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация:
- побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни или здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;
- способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные или одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
- обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия или жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
- отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям или другим членам семьи;
- оправдывающая противоправное поведение;
- содержащая нецензурную брань;
- содержащая информацию порнографического характера.
К информации, ограниченной для распространения среди детей определенных возрастных категорий, относится информация:
- представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического или психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия;
- вызывающая у детей страх, ужас или панику, в том числе представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы или их последствий;
- представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;
- содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.
Согласно статьи 14 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.
В целях обеспечения здоровья, физической, интеллектуальной, нравственной, психической безопасности детей федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются нормативы распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, иной продукции, не рекомендуемой ребенку для пользования до достижения им возраста 18 лет.
В соответствии со статьей 14.1. Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в целях содействия физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей и формированию у них навыков здорового образа жизни органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией создают благоприятные условия для осуществления деятельности организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей (включая места для их доступа к сети Интернет).
Законами субъектов Российской Федерации в целях предупреждения причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию могут устанавливаться, в частности, меры по недопущению нахождения детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) в ночное время в общественных местах, в том числе на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для обеспечения доступа к сети Интернет и в иных общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей.
За несоблюдение установленных требований к обеспечению родителями (лицами, их заменяющими), лицами, осуществляющими мероприятия с участием детей, а также юридическими лицами или гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, мер по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей и предупреждению причинения им вреда законами субъектов Российской Федерации может устанавливаться административная ответственность.
В целях защиты несовершеннолетних от злоупотреблений их доверием и недостатком опыта Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» установлен комплекс ограничений при распространении рекламной продукции.
В рекламе (в том числе распространяемой в информационно-телекоммуникационных сетях) не допускаются (ст. 6):
1) дискредитация родителей и воспитателей, подрыв доверия к ним у несовершеннолетних;
2) побуждение несовершеннолетних к тому, чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемый товар;
3) создание у несовершеннолетних искаженного представления о доступности товара для семьи с любым уровнем достатка;
4) создание у несовершеннолетних впечатления о том, что обладание рекламируемым товаром ставит их в предпочтительное положение перед их сверстниками;
5) формирование комплекса неполноценности у несовершеннолетних, не обладающих рекламируемым товаром;
6) показ несовершеннолетних в опасных ситуациях;
7) преуменьшение уровня необходимых для использования рекламируемого товара навыков у несовершеннолетних той возрастной группы, для которой этот товар предназначен;
8) формирование у несовершеннолетних комплекса неполноценности, связанного с их внешней непривлекательностью.
Законом запрещено также распространение ненадлежащей рекламы, в том числе: побуждающей к совершению противоправных действий (п. 1 ч. 4 ст. 5 Закона о рекламе); призывающей к насилию и жестокости (п. 2 ч. 4 ст. 5 Закона о рекламе); содержащей демонстрацию процессов курения и потребления алкогольной продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе (п. 5 ст. 5 Закона о рекламе); использующей бранные слова, непристойные и оскорбительные образы, сравнения и выражения (ч. 6 ст. 5 Закона о рекламе).
Действуют ограничения для рекламы, размещаемой в детских и образовательных телепередачах, радиопрограммах и радиопередачах (ч. 7 ст. 14, ч. 6 ст. 15 Закона о рекламе). Установлены ограничения для рекламы отдельных видов продукции, представляющей опасность для здоровья и развития детей: алкогольной продукции (ст. 21), пива и напитков, изготавливаемых на его основе (ст. 22), табака, табачных изделий и курительных принадлежностей (ст. 23), лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг (ст. 24), основанных на риске игр, пари (ст. 27). Такая реклама не должна обращаться к несовершеннолетним и использовать их образы, не может размещаться в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, аудио- и видеопродукции.
Кроме вышеперечисленных законов, безопасность детей регулируется и другими законодательными актами:
- ст. 14, 14.1 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- ст. 31 Основ законодательства Российской Федерации о культуре от 09.10.1992 № 3612-1;
- ст. 4, 37 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 «О средствах массовой информации» № 2124-1;
- ст. 46 Федерального закона от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»;
- Федеральный закон от 21.07.2011 № 252-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
- Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537;
- Доктриной информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 09.09.2000 № ПР-1895.
Регламентируется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации:
- Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 26.11.2007 № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи»;
- Распоряжениями Правительства РФ от 19.07.2006 № 1032-р и от 18.10.2007 № 1447-р;
- Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.11.2006 № АС-1299/03 «О реализации контентной фильтрации доступа образовательных учреждений, подключаемых к сети Интернет в рамках приоритетного национального проекта «Образование».
3. Медиаобразовательная деятельность в системе образования
Впервые в России анализ ключевых концепций медиаобразования был сделан А.В. Шариковым в 1990 году. Многие десятилетия теоретические концепции и модели массового медиаобразования разрабатывались в России профессиональными педагогами и искусствоведами, работавшими в структурах Российской академии образования (Л.М. Баженова, Е.А. Бондаренко, С.И. Гудилина, А.А. Журин, Л.С. Зазнобина, Л.С. Прессман, К.М. Тихомирова, Ю.Н. Усов, А.В. Шариков, Е.Н. Ястребцева и др.), в педагогических вузах и университетах (О.А. Баранов, Н.Б. Кириллова, С.Н. Пензин, Г.А. Поличко, А.В. Федоров, Н.Ф. Хилько и др.). Они работали над дидактическим подходом к медиаобразованию, где целью медиаобразования становится формирование культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники.
В результате эволюции теории медиаобразования в педагогической среде России сформировались модели медиаобразования:
- образовательно-информационная модель - изучение теории и истории, языка медиакультуры;
- воспитательно-этическая модель - рассмотрение моральных, религиозных, философских проблем на материале медиа;
- практико-утилитарная модель - практическое изучение и применение медиатехник;
- эстетическая модель - ориентирована прежде всего на развитие художественного вкуса и анализ лучших произведений медиакультуры;
- социокультурная модель - социокультурное развитие творческой личности в плане восприятия, воображения, зрительной памяти, интерпретации, анализа, самостоятельного, критического мышления по отношению к медиатекстам любых видов и жанров.
Целью современного медиаобразования является помощь людям всех возрастов в развитии способностей поиска информации и выражения собственной позиции, формировании навыков критического мышления, эффективных коммуникационных способностей, а также выработка активной гражданской позиции.
В России по целям все концепции медиаобразования делятся на три группы.
1. Всякого рода грамотности – медиаграмотность, информационная грамотность, цифровая грамотность и т.д.
2. Оценочные – формирование критического мышления.
3. Коммуникативные – не только изучение самой области массовой коммуникации, но и освоение разнообразных процессов социального взаимодействия и передачи смысла. Главное состоит не в том, чтобы дать учащимся комплекс знаний о массовой коммуникации, а в том, чтобы развивать саму способность к общению.
Для наиболее эффективной реализации целей медиаобразования необходимо учитывать соблюдение следующих условий:
– реализация принципа универсальности информации (наличие развитого языка массовой коммуникации);
– свобода выбора информационного канала;
– равенство реципиентов перед информацией.
В этом случае возникает не просто полноценный диалог учителя и ученика, но реализуется новый тип работы с информацией, когда учитель, ученик и медиа вступают в трехстороннее общение. Это имеет особое значения для воспитания (вводится постоянный фактор учета чужого мнения, в явной или скрытой форме присутствующего в сообщениях СМИ), для формирования ценностных ориентаций личности. Сегодня в России в большей степени продвигается компьютерная грамотность преимущественно на уроках информатики, которые входят в обязательную программу обучения. Учителя информатики вносят свой вклад в развитие компьютерной грамотности, разрабатывая собственные сайты для обучения навыкам работы с компьютером,
в Интернете. Кроме того, интернет-сообщество разрабатывает и продвигает курсы компьютерной грамотности на специализированных сайтах, что оказывает влияние на общий уровень компьютерной грамотности.
В 2013 году в России было проведено первое общероссийское научное исследование цифровой компетентности подростков и их родителей. В исследовании приняли участие 1203 подростка 12–17 лет и 1209 родителей детей этого возраста. Опрос был проведен в 45 регионах 8 федеральных округов Российской Федерации. Опрос проводился Аналитическим центром Юрия Левады по специально разработанной методике Фонда Развития Интернет. Согласно данным опроса, абсолютное большинство российских детей и родителей обучались пользованию Интернетом самостоятельно (67% родителей и 75% подростков). Каждый пятый родитель признался, что его научили пользоваться Интернетом собственные дети. Лишь 13% детей указали, что их научили пользоваться Интернетом в школе. Помощь учителей в школе подростки оценивают невысоко: лишь 39% школьников удовлетворены знаниями об использовании Интернета, которые они получили в школе. Каждый десятый подросток сказал, что знает об Интернете больше учителей.
Проблемы медиаобразования привлекают сегодня представителей самых разных наук – педагогики, психологии, социологии, философии, культурологии, искусствоведения, филологии, политологии и других. Медиаобразование становится важнейшей частью образовательного процесса во многих странах мира.
Принятая Резолюция Европейского парламента, которая утверждает, что «медиаобразование должно стать компонентом формального образования, доступным всем детям, оно должно стать неотъемлемой частью учебной программы на каждой ступени школьного обучения». Резолюция настоятельно рекомендует включить медиаграмотность в качестве девятой базовой компетенции в европейскую программу образования в течение всей жизни. Также рекомендует включить в программу подготовки педагогических кадров обязательные модули по медиаобразованию для всех ступеней школьного образования, чтобы способствовать более интенсивному внедрению этого предмета. Призывает соответствующие органы федеральной власти познакомить учителей всех специальностей и во всех типах школ с использованием аудиовизуальных средств обучения и с проблемами, касающимися медиаобразования.
В России в настоящее время официально медиаобразование как направление образования не принято. Не существует официально утвержденных программ по медиаобразованию, это направление не входит в новый Федеральный государственный образовательный стандарт. Но активно развивается такое направление, как медиабезопасность, связанное с информационной безопасностью. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации в ноябре 2013 года разработала Концепцию информационной безопасности детей. Авторами концепции стали Уполномоченный по правам ребенка при Президенте РФ Павел Астахов, декан факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова Юрий Зинченко, декан факультета журналистики МГУ им. Ломоносова Елена Вартанова. Согласно этой концепции в школах проводятся уроки медиабезопасности, которые направлены на обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних обучающихся и воспитанников путем привития им навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-телекоммуникационной среде.
Кроме того, российские специалисты в области медиаобразования руководствуются в своей деятельности Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012–2017 гг. Главная цель Национальной стратегии – определить основные направления и задачи государственной политики в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации, базирующиеся на общепризнанных принципах и нормах международного права.
4. Роль и значение медиа в жизни современного школьника
Человек в современном обществе является активным потребителем разного рода информации, поток которой постоянно увеличивается. Средства массовой коммуникации, новые технологии проникли во все сферы жизни человека. Медиа стали основным средством производства современной массовой культуры.
Современное подрастающее поколение все чаще называют «медийным». И хотя степень осведомленности о различных средствах массовой коммуникации зависит от множества факторов, основными из которых являются возраст, наличие медийных средств, интерес, проявляемый к медиа, неизменно растет, а свободное время большинства сегодняшних детей тесно связано именно со средствами массовой коммуникации. Это неудивительно, ведь для большинства детей и молодежи современные медиа (и особенно Интернет), гораздо больше, чем простые средства познания окружающего мира.
Дошкольники сегодня довольно уверенно постигают премудрости телевизионной и компьютерной техники, без особого труда овладевают медийными новшествами, чувствуют себя «как рыба в воде», осваивая свой первый мобильник. По данным исследований последних лет сегодняшние первоклассники приходят в школу, имея за плечами значительный медийный опыт. У большинства из них имеются достаточно стойкие медийные предпочтения: любимые фильмы и телевизионные программы, компьютерные игры, журналы и т.д. Самыми популярными у подрастающего поколения в настоящее время являются экранные медиа: телевидение, кинематограф, видео, DVD. Именно с экрана начинается знакомство ребенка с медиамиром.
Согласно данным современных исследований среднестатистический российский ребенок становится активным телезрителем с 2-х лет. Так называемое «телесмотрение» способно значительно облегчить жизнь молодых родителей, в особенности мам, которые очень загружены домашней работой. Стоит включить ребенку телевизор, купить несколько дисков с интересными мультфильмами, и пару-тройку часов в день можно спокойно заниматься своими делами. К трем годам у ребенка уже есть любимые мультипликационные герои, и понравившиеся мультики он смотрит по нескольку десятков, а то и сотен раз… Иногда даже отказывается от традиционного чтения на ночь любимой сказки, лишь бы подольше посидеть перед «голубым экраном».
К пяти-шести годам все тот же среднестатистический российский ребенок начинает осваивать компьютер. Конечно, родители стараются покупать компьютерные игры, которые носят развивающий характер. Действительно, с их помощью можно в увлекательной форме овладеть азбукой, постичь тайны устного счета, познакомиться с другими странами и континентами, изучить иностранный язык и т.д. Современные дети достаточно быстро осваивают компьютерную технику: не проходит и двух месяцев, как ребенок сам включает компьютер, пробует войти в Интернет. В скором времени, как правило, дети и родители меняются местами, и юные компьютерщики не без удовольствия и с плохо скрываемым превосходством демонстрируют родителям, как найти тот или иной сайт, загрузить новую программу, «закачать» музыку или фильм и т.п.
Каждый заботливый родитель стремится, чтобы ребенок вовремя постиг азы чтения. Кроме красочных книг в детской библиотеке появляется и детская периодика – журналы, где наряду с увлекательными рассказами и стихами можно найти познавательные игры, позволяющие развивать зрительную память, пространственное воображение, логическое мышление.
Таким образом, к концу дошкольного возраста дети уже достаточно близко знакомы с медиамиром.
Согласно данным Национального союза семейных ассоциаций (UNAF), несовершеннолетние дети проводят ежегодно 1400 часов, контактируя с различными экранными медиа, в то же время известно, что в России в среднем родители разговаривают со своими детьми всего около 30-40 минут в день. В стремительном темпе нашей жизни катастрофически не хватает времени, чтобы поговорить со своим ребенком по душам, расспросить обо всем! Ребенок привыкает к тому, что мама очень занята, а папа всегда на работе. Вот он и стремится восполнить дефицит общения, уютно устроившись на диване перед телевизором или включая компьютер.
Поэтому необходимо развивать у детей-зрителей, читателей, пользователей средств массовой коммуникации самостоятельное мышление, пытаться научить их критической оценке того, что происходит на экране. Здесь, конечно же, огромная роль отводится родителям – первым советчикам и консультантам ребенка в огромном медийном мире.
Общение с медиамиром не замыкается у младших школьников только
просмотром сериалов, телевизионных программ и мультфильмов. Все больше детей младшего школьного возраста обращаются к виртуальному миру – миру компьютерных игр, общения в сети Интернет.
Играя в компьютерные игры самых разных направлений и уровней сложности, работая с обучающими программами, входя в Интернет, современные школьники погружаются в особый, виртуальный мир. За необходимой информацией учащиеся, начиная с младшего школьного возраста, обращаются к виртуальным источникам (Интернет, компьютерным справочникам и энциклопедиям) едва ли не чаще, чем к обычным книгам и учебным пособиям.
Компьютерный мир, в том числе и игровой, открывает современному молодому поколению широкие возможности.
Во-первых, он является важным источником информации: ребенок может найти и прочитать практически любую интересующую его книгу на любом языке или найти по ключевым словам сообщение на волнующую его тему.
Во-вторых, при помощи компьютера современные дети компенсируют дефицит общения, в том числе и со взрослыми. Они активно знакомятся в Интернете, переписываются с виртуальными друзьями при помощи электронной почты. Здесь в виртуальном общении есть важная особенность, которая привлекает к себе юных пользователей – возможность высказывать свое мнение, общаться, не раскрывая при этом собственного имени, адреса и т.д. Такое общение становится очень привлекательным для ребенка, ведь можно открыто рассказать о своих проблемах, поделиться переживаниями, не боясь, что тебя узнают.
В-третьих, компьютер – это увлекательная форма отдыха и развлечения. Компьютерные игры, прослушивание компакт-дисков, просмотр кинофильмов и т.д. – все это вполне доступно для любого школьника.
В-четвертых, компьютерная техника может быть использована как средство обучения. Это и дистанционное обучение, и изучение научных данных, справочников, географических карт, и такое знакомое практически каждому учащемся «скачивание» рефератов.
Медиамир ребенка невозможно представить себе без мобильного телефона. Никто не будет спорить с тем, что появление мобильной телефонии значительно облегчает жизнь каждого человека: в любое время и в любом месте можно связаться с нужным абонентом. Многие родители вздохнули спокойно: наконец-то они в любое время могут узнать, где находится и чем занимается их ребенок. К радости детей современные мобильные телефоны – это не только средство связи, но еще и увлекательные игры, новые мелодии, яркие картинки, фото- и видеокамера, радиоприемник и проигрыватель.
Современный школьник видит через медиамир не только детские фильмы и передачи, играет не только в те игры, которые предназначены для его возраста, но и является активным потребителем медиаинформации, предназначенной для взрослых. В основном, его медийные предпочтения ориентированы на развлечения. Безусловно, стихийный опыт общения с медиа в какой-то мере учит школьника воспринимать медийный язык, отслеживать цепь событий, но вместе с тем у детей возникает много вопросов и непонимания, связанных с медиа.
Всё это заставляет взрослых серьезно задуматься над проблемой медиасредств массовой коммуникации и их влияния на здоровье и развитие ребенка, а также над отношением взрослых к образованию, развитию и духовному становлению ребенка медийного поколения.
5. Роль семьи и образовательного учреждения в формировании медиаграмотности и медиакультуры детей и подростков
По данным социологических исследований последних лет среди источников получения и каналов передачи информации, которые выбирают дети, безусловным лидером являются средства массовой информации и коммуникации, в том числе электронные. Свой досуг подростки всё чаще организуют с помощью тех или иных медиа, а информацию, получаемую таким образом, включают в общение со сверстниками, родителями, педагогами.
Являясь активными пользователями различных медиа, дети и подростки не всегда понимают истинный смысл сообщений, мотивы и механизмы их создания. Одновременно стоит отметить, что информация, передаваемая по медиаканалам, направлена на манипулирование сознанием потребителя.
Полномочия по надзору за сферой медиаобразования распределены по различным министерствам и ведомствам и вписаны в различные программы, близкие по содержанию, в частности, Министерства образования и науки РФ, Министерства культуры, Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и т.д. Однако российское медиаобразование постепенно начинает приобретать признаки социального института.
Тем не менее начальные уроки медиаобразования ребенок получает в семье: первая книга, которую держит в руках мама; первые, пока еще непонятные, изображения на экране телевизора; первый опыт работы и общения в Интернете. Информация, которая окружает маленького человека в период освоения им жизненного пространства, входит в него легко, естественно, без существенных помех. За первые три года жизни ребенок осваивает столько информации, сколько некоторые индивиды не успевают переработать за годы учебы в вузе. Восприятие подрастающего человека открыто для любой информации, разного свойства и качества.
По мнению исследователей ресурсного потенциала семьи В.М. Жеребина, О.А. Алексеевой, О.А. Белоусова, Н.А. Ермаковой, её информационный потенциал состоит из двух блоков:
1) информационного фонда семьи (совокупности профессиональной информации, массивов общеобразовательных и культурных знаний, житейской, справочной, развлекательной информации);
2) информационно-технологических возможностей семьи (компьютеры и другие средства электронной, цифровой обработки информации, Интернет, электронная почта, мобильные телефоны, другое информационное оборудование, технологии, программные продукты).
Значимым блоком информационного потенциала семьи следует считать медиаинформационную грамотность детей и взрослых, которая позволяет им эффективно использовать информационный фонд и информационные возможности. Причем данная грамотность возникает не в результате организованного научения, а в процессе естественного семейного воспитания, постоянного взаимодействия детей и родителей на основе их общих интересов и информационных потребностей.
Плотность семейного информационного пространства проявляется и во внутренних коммуникациях, которые обнаруживаются по поводу домашних обязанностей, внутрисемейного уклада, использования информационно-коммуникационных технологий. Некоторые семьи отличаются высокой информационной культурой ведения домашней бухгалтерии, сохранности счетов, ценных бумаг, квитанций, наличия списков адресов нужных людей, баз деловых контактов. Однако в большинстве российских семей подобная информационная культура отсутствует.
О качестве информационного пространства семьи говорят такие факты, как наличие домашней библиотеки, домашних архивов, фонотеки, коллекции картин, марок, монет и других предметов культуры. Особую ценность в системе семейного медиаобразования представляют домашние библиотеки. Исследователи Университета Невады выяснили, что наличие хорошей библиотеки в доме напрямую связано с будущим уровнем образования ребенка, причем вне зависимости от уровня образования родителей. Этот фактор является общим для жителей разных стран и для семей с разных уровнем достатка и образования родителей.
Известно, что информационная среда оказывает огромное влияние на мировоззрение, ценности, приоритеты детей и молодежи. Кроме того, современные медиа оказывают существенное воздействие на здоровье, развитие и эмоциональное состояние современных детей. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что чрезмерное увлечение общением со средствами массовой коммуникации крайне негативно сказывается на зрении, психологическом и физическом состоянии школьников.
В связи с этим значительно актуализируется проблема развития медиаграмотности детей с раннего возраста. Идеальный случай, если ребенок растет в семье, в которой родители педагогически грамотны и правильно выстраивают воспитательный процесс. Но далеко не все семьи обладают багажом необходимых педагогических знаний, в этом случае высока роль образовательного учреждения в формировании медиаграмотности детей и в повышении педагогической грамотности их родителей.
Педагоги должны помогать родителям ориентироваться в потоке информации, ведь от того, как современная российская семья будет относиться к получаемой информации, которую предлагают многочисленные средства массовой коммуникации, каким образом эта информация воспринимается, оценивается и интерпретируется родителями детей, во многом будет зависеть и отношение к информационному потоку подрастающего поколения. Ведь именно родители являются первыми проводниками ребенка в мир медиа, и могут оказать ему действенную помощь в отборе, полноценном восприятии медиаинформации, использовании развивающего и образовательного потенциала средств массовой коммуникации. Школа утрачивает приоритет основного источника информации о мире, получаемой ребенком. Следовательно, возникает необходимость активного взаимодействия между семьёй и школой в формировании медиаграмотности и медиакультуры, начиная с младшего школьного возраста.
Медиакультура младших школьников - это одна из сторон художественного, эмоционально-интеллектуального развития ребенка, регулирующая его взаимодействие со средствами массовой информации и коммуникации. Формирование медиакультуры предполагает развитие вкусов, интересов и потребностей детей в области кино, телевидения, видео, фотографии и других медиатекстов.
В среднем звене школы для формирования медиаграмотности можно предложить два направления работы:
1) работа с экранными медиа для формирования зрительской культуры, когда приобретение теоретических знаний сочетается с практическими творческими занятиями;
2) курс телевизионной журналистики, с созданием школьной телестудии.
Для старшего школьного возраста можно рассмотреть вариант профессиональной специализации – организация профильных курсов журналистики, дизайна и рекламы, режиссуры мультимедиа, компьютерной анимации, медиапсихологии.
Выполняя творческие задания (работая над мультимедийными проектами и т.п.), обучающиеся осваивают важнейшие понятия медиаязыка, комплексно, неразрывно объединяя теорию и практику. На базе практической деятельности постигаются азы построения медиатекстов, развиваются творческие способности, фантазия, воображение. В целом варианты освоения медиакультуры в современной школе должны способствовать:
- реализации художественно-творческого потенциала подростков в формах, нацеленных на профессиональную ориентацию;
- формированию равновесия в эмоциональном и интеллектуальном освоении мира;
- формированию личной и активизации общественной позиции школьника;
- освоению ряда умений и навыков, необходимых для полноценного понимания информации и создания собственных медиатекстов;
- возникновению реальной, действенной системы межпредметной интеграции через работу над творческими проектами;
- интенсификации освоения знаний и умений, формированию целостной, единой картины мира.
Введение медиаобразования в школьные учебные программы потребует коренного преобразования всей системы образования, а также совершенно нового уровня подготовки учителей. Ведь идеальная форма – это система, выстроенная от начальной школы до выпускных классов, а это, в свою очередь, повлечет и изменение подготовки преподавателей по всем школьным предметам с учетом приобщения их к основам медиаграмотности.
6. Взаимодействие семьи и школы как наиболее эффективный способ организации медиабезопасности детей в пространстве Интернет.
Дети молниеносно осваивают все последние новинки – социальные сети, игры, программы. Интернет помогает им развиваться и учиться. При этом Интернет анонимен и трудно контролируем. Дети любознательны, у них еще нет того жизненного опыта, который позволил бы им определить обман и манипуляцию. Очевидно, что без содействия взрослых, дети могут попасть в руки к онлайн-мошенникам и киберпреступникам. К сожалению, в современных условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического характера, а порой и физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Многие родители не знают, чем живет сегодня их ребенок, какие проблемы его волнуют, круг общения ребенка. Родители, не владея возрастными особенностями развития своего ребенка, не проявляют должного понимания во взаимоотношениях со своими детьми. Дети, которые не чувствуют любовь и понимание, находят их в виртуальном мире. Очень многие родители не знают, какие сайты посещает их ребенок. К тому же большинство учителей и родителей недостаточно разбираются в инновационных технологиях и не владеют информацией о многих возможностях и опасностях сети. Поэтому не всегда могут предусмотреть те угрозы и риски, с которыми может столкнуться ребенок в Интернете. Главный вред, по мнению родителей, связанный с использованием Интернета – это угроза снижения зрения. И в качестве меры предосторожности родители либо ограничивают время проведения в Сети, либо вовсе запрещают ребенку пользоваться ею. Таким образом, старшее поколение игнорирует тот факт, что Интернет сегодня стал неотъемлемой частью жизни и социума для наших детей. Основная задача родителей и педагогов - научить детей использовать пространство Интернет правильно. Наибольший эффект достигается только при взаимодействии семьи и школы.
Очень часто родители жалуются, что их дети слишком много времени путешествуют в Интернете в ущерб другому проведению досуга, почти не бывают на свежем воздухе, мало двигаются, не успевают в школе. Нарушения социальной адаптации и недостаточное внимание со стороны родителей делают виртуальный мир наиболее предпочтительным для ребёнка. Отсутствие реальных интересов и целей в жизни вызывает нарушение баланса в восприятии ребёнка и тогда киберпространство становится для него более значимым, чем действительная жизнь.
Следует помнить, что отношение ребёнка к компьютеру и Интернету формируют взрослые, личным примером подтверждая правильность своего выбора. Родители должны, прежде всего, решить, для чего нужен семье компьютер: для работы, учебы, общения или только для игр. Именно на родителей ложится ответственность правильного выбора учебных программ, контроля общения в сети, выбора компьютерных игр. Если один из родителей позволяет себе просиживать у компьютера до полуночи, а иногда и до утра, играя в сети, огромная вероятность того, что ребенок сделает тоже самое, не смотря на то, что многое услышано о вреде компьютерных игр.
Чтобы уметь контролировать детей в сфере деятельности с интернет ресурсами родителям необходимо повышать собственную компьютерную и информационную грамотность. Для ребенка родитель должен быть другом, советчиком, вместе с ребенком познавать новые интернет ресурсы, уметь создавать территорию безопасного Интернета. Совместная работа поможет не только сплотить детей и родителей, но даст возможность почувствовать себя единым целым, что очень важно при воспитании ребенка.
Сегодняшние школьники легко осваивают любые устройства и технологии, предназначенные для общения и передачи информации. Однако насколько они готовы к тому, чтобы правильно ориентироваться в пространстве Интернета, насколько способны противостоять тем рискам и угрозам, с которыми неизбежно сталкивается практически любой пользователь сети? И что необходимо делать государству, обществу, системе образования, родителям для того, чтобы защитить юных пользователей и помочь им освоиться в Интернете? В рамках исследовательского проекта Еврокомиссии EU Kids Online II, посвященного изучению вопросов безопасности Интернета для детей и подростков, были получены ответы на эти вопросы. Всего в исследовании приняли участие 25 стран Евросоюза, а также Россия и Австралия. Согласно данным исследования, 63% европейских детей школьного возраста получали советы по безопасному поведению в Интернете от родителей, 58% — от учителей и 44% — от сверстников. 58% юных европейцев говорят, что их учителя помогают им, когда они затрудняются сделать какую-либо работу или что-то найти в Интернете. Преподаватели также объясняли, почему одни сайты могут считаться хорошими и качественными, а другие нет. В половине случаев учителя обсуждали со своими учениками, что они делают в Интернете или давали некоторые советы по тактике взаимоотношений с онлайн-собеседниками. О том, что делать, если их что-то беспокоит в Интернете, говорили со своими школьными наставниками менее 40% детей и подростков. 62% учителей устанавливают правила, описывающие, что дети могут делать в Интернете и чего им следует избегать.
Роль школы в обеспечении информационной безопасности обучающихся.
Защищенность ребенка от угроз в сети Интернет должна быть обеспечена при взаимодействии семьи и школы. В образовательных учреждениях целесообразно проводить уроки по медиабезопасности. Цель таких уроков – обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних обучающихся и воспитанников путем привития им навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-телекоммуникационной среде.
В процессе уроков необходимо решить следующие задачи:
- информирование учащихся о видах информации, способной причинить вред здоровью и развитию несовершеннолетних, запрещенной или ограниченной для распространения на территории Российской Федерации, а также о негативных последствиях распространения такой информации;
- информирование учащихся о способах незаконного распространения такой информации в информационно-телекоммуникационных сетях, в частности, в сетях Интернет и мобильной (сотовой) связи (в том числе путем рассылки SMS-сообщений незаконного содержания);
- ознакомление учащихся с международными принципами и нормами, с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими вопросы информационной безопасности несовершеннолетних;
- обучение детей и подростков правилам ответственного и безопасного пользования услугами Интернет и мобильной (сотовой) связи, другими электронными средствами связи и коммуникации, в том числе способам защиты от противоправных и иных общественно опасных посягательств в информационно-телекоммуникационных сетях, в частности, от таких способов разрушительного воздействия на психику детей, как кибербуллинг (жестокое обращение с детьми в виртуальной среде) и буллицид (доведение до самоубийства путем психологического насилия);
- профилактика формирования у учащихся Интернет-зависимости и игровой зависимости (игромании, гэмблинга);
- предупреждение совершения учащимися правонарушений с использованием информационно-коммуникационных технологий.
В ходе уроков медиабезопасности дети должны научиться делать более безопасным и полезным свое общение в Интернете и иных информационно-коммуникационных сетях, а именно:
- критически относиться к сообщениям и иной информации, распространяемой в сетях интернет, мобильной (сотовой) связи, посредством иных электронных средств массовой коммуникации;
- отличать достоверные сведения от недостоверных, вредную для них информацию от безопасной;
- избегать навязывания им информации, способной причинить вред их здоровью, нравственному и психическому развитию, чести, достоинству и репутации;
- распознавать признаки злоупотребления их неопытностью и доверчивостью, попытки вовлечения их в противоправную и иную антиобщественную деятельность;
- распознавать манипулятивные техники, используемые при подаче рекламной и иной информации;
- критически относиться к информационной продукции, распространяемой в сетях;
- анализировать степень достоверности информации и подлинность ее источников;
- применять эффективные меры самозащиты от нежелательной для них информации и контактов в сетях.
Освоение медиабезопасности наиболее эффективно в совместной деятельности со взрослыми. Для наиболее эффективного процесса медиаобразования необходимо привлекать родителей, представителей органов исполнительной власти, правоохранительных органов, общественных организаций, медицинских учреждений и других органов системы профилактики.
Для организации профилактической работы по медиабезопасности с детьми и родителями педагогический работник должен знать проблемы и опасности, которые подстерегают пользователя в сети Интернет, и быть готов дать рекомендации по решению данных проблем. В аспекте программно-методического обеспечения в образовательном учреждении должна быть разработана программа (раздел или модуль комплексной программы по профилактике девиантного поведения детей), в которую должны быть включены темы по медиабезопасности, о безопасном поведении в сети Интернет. Такие же темы и проблемы должны включаться в программы воспитательной деятельности. Родители совместно с учителями должны предлагать детям познавательные, интересные и увлекательные ресурсы, посещая которые они будут обучаться, развиваться.
Кроме того, педагоги образовательных учреждений должны повышать педагогическую грамотность родителей, начиная с дошкольных образовательных учреждений. Ведь не секрет, что не все родители занимаются самообразованием, интересуются вопросами эффективного воспитания детей. Очень многие родители даже не знают, сколько времени может проводить ребенок у компьютера с учетом возраста без вреда для здоровья. Педагоги, приглашая на родительские собрания узких специалистов (медиков, психологов) должны просвещать родителей о возрастных особенностях ребенка, о психологии развития, о влиянии интернет ресурсов на здоровье подрастающего организма. Родители в силу своей занятости порой забывают, что детям необходимо их внимание и любовь, а порой не умеют выразить их по отношению к детям. На помощь должен прийти педагог-психолог. Помочь родителям найти подход к ребенку, рекомендовать как вести себя, что бы ребенок поделился своими проблемами с родителем, а не с аудиторией пространства Интернет. Родители должны помнить о том, что слишком строгий контроль со стороны взрослых может вызвать негативную реакцию со стороны ребёнка и явиться причиной сокрытия их деятельности в сетевом пространстве.
Организация воспитательной и внеурочной деятельности со стороны образовательного учреждения, проведение совместного досуга детей с родителями, развитие альтернативных интересов для ребёнка, доверительные детско-родительские отношения позволят обезопасить детей в пространстве Интернет.
7. Организация безопасности детей в сети Интернет
Интернет-опасности
Интернет помогает нам учиться, творить и сотрудничать. Однако нельзя забывать и о безопасности, иначе вашей работе может быть нанесен ущерб. К Интернет-опасностям можно отнести:
- контентные риски (порнография, нарушение авторского права, пропаганда экстремизма и наркотиков, нецензурные тексты);
- нарушения безопасности (вирусы, трояны, спам);
- онлайн мошенничество (фишинг);
- коммуникационные риски (незаконный контакт, киберпреследование).
В каком возрасте следует разрешить детям посещение Интернета?
Дети начинают пользоваться Интернетом во все более и более раннем возрасте. Однако у тех, кто еще не достиг десятилетнего возраста, обычно нет навыков критического мышления, столь необходимого для самостоятельного посещения Интернета. Поэтому всякий раз, когда дети данной возрастной категории выходят в Сеть, родителям необходимо быть рядом и следить за тем, чтобы они посещали только те сайты, которые выбрали родители.
Какими внутрисемейными правилами следует руководствоваться при использовании Интернета?
Выработайте вместе с детьми соглашение по использованию Интернета. В нем должны быть описаны права и обязанности для каждого члена семьи, четко сформулированы следующие пункты:
- Какие сайты могут посещать дети и что им разрешается там делать.
- Сколько времени дети могут проводить в Интернете.
- Что делать, если что-либо вызывает у ваших детей ощущение дискомфорта.
- Как защитить личные данные.
- Как следить за безопасностью.
- Как вести себя при общении.
- Как пользоваться службами чатов, группами новостей и мгновенными сообщениями.
Для эффективности такого соглашения крайне важно участие детей в его составлении. Распечатайте соглашение и держите рядом с компьютером для напоминания всем членам семьи, регулярно просматривайте, вносите изменения по мере того, как дети взрослеют.
Автор: Михайлова Марина Александровна, методист Казенного учреждения муниципального образования Динской район «Информационно-методический центр системы образования», социальный педагог высшей категории.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по медиабезопасности
Програграмма разработана для детей старшего и подготовительного возраста, а также для младших школьников...
"Консультация для родителей: медиабезопасность детей"
Презентация для воспитателей "Консультация для родителей: медиабезопасность детей". Для использования на родительских собраниях...
Буклет по медиабезопасности детей
Буклет по медиабезопасности детей...
Роль семьи и учреждения образования в организации медиабезопасности детей
Медиаобразование (англ. media education, от лат. media – средства) – это направление в педагогике, направленное на изучение школьниками массовой коммуникации. Основные задачи мед...
Способы обеспечения медиабезопасности детей и подростков в сети интернета и других информационно коммуникативных источников.
Медиабезопасность детей-обеспечение государством информационной безопасности детей, защита физического, умственного и нравственного развития несовершеннолетних, а также человеческого достоинства во вс...
Роль семьи и учреждения образования в организации медиабезопасности детей.
В материале рассмотрены проблемы и меры для обеспечения медиабезопасности детей....
Медиабезопасность детей
Консультация для восаитателей и родителей. "Медиабезопасность детей"....