Правила поведения взрослого с детьми, склонных к агрессивному поведению
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Правила поведения взрослого с детьми, склонных к агрессивному поведению
Правило 1. Игнорируйте незначительную агрессию.
Когда агрессия детей не опасна и объяснима, взрослому целесообразно реагировать на поведение ребёнка следующим образом:
- просто «не замечайте» реакцию ребёнка;
- выражайте понимание чувств ребенка: «Я понимаю, что тебе обидно»;
- переключайте внимание ребёнка на что-то, например, предложите выполнить какое-либо задание (поиграть);
- позитивно обозначьте его поведение: «Ты злишься потому, что устал».
КОММЕНТАРИИ. Поскольку установлено, что агрессия накапливается у всех людей, то взрослый, видя и понимая ситуацию, может просто внимательно выслушать ребёнка и постараться переключить его на что-то другое. Внимание взрослого - необходимость для ребёнка. Часто именно недостаток такого внимания и ведёт к агрессивному поведению. Помните, что игнорирование агрессии - мощный способ изменения нежелательного поведения
Правило 2. Акцентируйте внимание на поступках (поведении), а не на личности ребёнка.
В момент агрессии опишите поведение ребёнка при помощи следующих словесных вариантов:
- «Ты ведёшь себя агрессивно» (констатация факта);
- «Ты злишься» (констатирующий вопрос);
- «Ты хочешь меня обидеть?», «Ты демонстрируешь мне силу?» (раскрытие мотивов агрессора);
- «Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне», «Я напрягаюсь, когда кто-то громко кричит» (раскрытие собственных чувств по отношению к нежелательному поведению);
- «Ты нарушаешь правила поведения» (апелляция к правилам).
КОММЕНТАРИИ. Проговаривая одно из высказываний, взрослому нужно проявлять спокойствие, доброжелательность и твёрдость. Акцент делайте только на поступке, чтобы ребёнок (подросток) не услышал в тоне голоса, что вы против него. Ни в коем случае не вспоминайте аналогичное поведение в прошлом. После того как ребёнок успокоится, нужно обсудить с ним его поведение подробно и объяснить, почему его поступок неприемлем. Делайте акцент на том, что агрессия больше вредит ему самому, чем окружающим. Подумайте вместе (без свидетелей) какое поведение в данном случае было бы более приемлемо.
Правило 3. Контролируйте собственные негативные эмоции
Демонстрируя свою агрессию, ребёнок проявляет негативные эмоции: раздражение, гнев, возмущение, страх, беспомощность. При общении с агрессивно настроенным ребёнком аналогичные эмоции могут возникнуть и у взрослого. Но взрослый, должен уметь сдержаться. Контролируйте себя,
демонстрируя положительный пример в обращении со встречной агрессией, и сохраняйте партнёрские отношения, необходимые для дальнейшего сотрудничества. Старайтесь:
- не повышать голос, не кричать, не устрашать;
- не демонстрировать свою власть: «Будет так, как я скажу»;
- не принимать агрессивные позы и жесты (сжатые челюсти, пальцы в кулаки);
- не смеяться над ребёнком, не передразнивать его;
- не оценивать личность ребёнка или его друзей;
- не использовать физическую силу, не угрожать;
- не читать нотации, проповеди;
- не оправдываться, не пытаться защищать себя или подкупать ребёнка.
КОММЕНТАРИИ. Зачастую агрессивное поведение детей связано с желанием вызвать гнев взрослого, тем самым показать его слабость. Если взрослые попадаются на эту «удочку» - они теряют свой авторитет в глазах детей и возможность устанавливать партнёрские отношения. Взрослый должен проявить усилия, чтобы снизить напряжение и агрессию.
Правило 4. Сохраняйте положительную репутацию ребёнка.
Ребёнку, как и некоторым взрослым, очень трудно признать свою правоту. Публичное обсуждение может его больно ранить и, как правило, приведёт только к усилению агрессивного поведения в дальнейшем. Чтобы сохранить ребёнку положительную репутацию, используйте следующие варианты поведения с ним:
- «Ты, возможно, неважно себя чувствуешь», «Ты не хотел его обидеть» (публично минимизируйте вину ребёнка);
- позвольте выполнить ваше требование частично, по-своему;
- предложите ребёнку договор с взаимными уступками.
КОММЕНТАРИИ. Настаивая на полном подчинении, можно спровоцировать новый взрыв агрессии. Если позволить подчиниться «по-своему», инцидент будет исчерпан скорее.
Правило 5. Демонстрируйте неагрессивное поведение.
В результате конфликта обе стороны теряют контроль. Вы должны помнить, что чем меньше возраст ребёнка, тем более доброжелательным должно быть ваше поведение в ответ на агрессию. Поведение взрослого должно быть противоположно плохому поведению ребёнка (подростка).
Поэтому здесь возможно использование следующих приёмов:
- выдерживайте паузу (выслушивайте молча);
- тайм-аут (предоставьте ребёнку возможность успокоиться в одиночестве);
- внушайте спокойствие жестами, мимикой;
- шутите («Ты сейчас выглядишь круче Шварценеггера»).
КОММЕНТАРИИ. Дети довольно быстро перенимают неагрессивную модель поведения. Но главное условие искренность взрослого и соответствие тона его голоса, жестов, мимики, пантомимики высказанной им мысли.
Предлагайте ребёнку поиграть, если вы видите, что для него «всё не то и не так», когда он зол или скучает, или когда он сам просит вас поиграть с ним.
Обнаружив у своего ребёнка признаки агрессивного поведения, поиграйте с ним в игры, представленные ниже. Эти игры освобождают ребёнка от накопившейся негативной энергии. Конечно, всякая другая игра, например подвижная, также снимает агрессию, но часто у родителей после тяжёлого рабочего дня нет сил бегать по квартире с ребёнком или пойти с ним на улицу. Данные игры минимизируют деятельность взрослого в игре с детьми, не требуют много места и особого оборудования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты занятий для работы с дошкольниками 6 – 7 лет, склонными к агрессивному поведению.
Конспекты занятий для работы с детьми 6-7 лет склонными к агрессивному поведению на весь учебный год....
"ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ"
Агрессия в психологии определяется как особый вид поведения, который направлен исключительно на нанесение вреда, как живым людям, так и неживым объектам. Как правило, такое проявление служит реакцией ...
Тактика поведения взрослых в ситуации проявления ребенком агрессивности
Консультация для родителей...
Игры и упражнения для детей, склонных к агрессивному поведению
ИГРА "ДА И НЕТ"Цель: снять у ребёнка состояние апатии, усталости, пробудить жизненные силы.Оборудование: небольшой колокольчик.Ход игрыСамое замечательное, что в игре задействован только гол...
Консультации для родителей на тему:"Агрессивное поведение взрослых по отношению к детям"
Консультация для родителей на тему "Агрессивное поведение взрослых по отношению к детям"...
Игры и упражнения для детей и подростков, склонных к агрессивному поведению.
Эти игры освобождают ребёнка от накопившейся негативной энергии....
Стратегии поведения родителей с детьми склонными к агрессивному поведению
Стретигии верного и неверного поведения родителей при коммуникации с детьми склонными к агрессивному поведению...