ПРОБЛЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ И ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНЫЙ ПЕРИОД.
статья на тему
Информация для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemy_emotsionalnogo_sostoyaniya_i_povedeniya_detey_v_doshkolnyy_period.docx | 20.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Ольга Николаевна Рыжих
Огородник Елена Яковлевна
ПРОБЛЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ И ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНЫЙ ПЕРИОД.
Дошкольное детство является важным периодом развития в жизни каждого ребёнка. В этот период происходит развитие всех интеллектуальных процессов и первичное развитие личности. Не стоит забывать и о том, что в данный период ребёнок проходит три возрастных кризиса (1 год, 3 года, 7 лет). И от того в какой атмосфере находится ребёнок и как родители и взрослые воспринимают его, как личность, зависит его эмоциональное благополучие.
Практически все родители стремятся к тому, чтобы их ребёнок был самым лучшим и идеальным. Поэтому если они замечают за своим чадом чрезмерную тревожность, агрессивность, упрямство и т.д., просят дать совет, как изменить такое поведение. Совершенно забывая о том, что некоторые трудности в поведении детей-дошкольников имеют возрастной характер и связаны с кризисом развития 7 лет.
Любой переходный период отличается своими особыми трудностями в воспитании детей, родители часто не замечают этих изменений и не меняют свои воспитательные воздействия.
У ребёнка дошкольного возраста меняется характер, поведение, он начинает капризничать, а главное, начинает ориентироваться в своих чувствах и переживаниях, учится лучше себя понимать. У ребёнка появляется новое отношение к самому себе на основе обобщения своих переживаний, формируется самооценка и самолюбие.
Сложно дифференцировать отклонения в поведении у здоровых детей от патологических проявлений в их характере. Обратим внимание только на те аспекты, которые действительно требуют внимания специалистов:
1. Чрезмерная сила и интенсивность эмоциональных проявлений в поведении ребёнка, которые мешают ему адаптироваться в обществе (умеренные трудности поведения встречаются чаще, чем серьёзные, чрезмерные по силе).
2. Длительное сохранение определённых реакций, например страха или агрессивного поведения. Если такое поведение носит временный характер, то это считается нормой.
3. Нарушение социального взаимодействия со сверстниками, частые изменения настроения без видимых на то причин.
Причинами нарушения поведения ребёнка могут быть два фактора: неправильное воспитание и незрелость нервной системы. Поэтому если причина отклонений поведения ребёнка связана со вторым фактором, а родители пытаются воздействовать на ребёнка теми или иными воспитательными средствами, то все они оказываются бесполезными, а зачастую и вредными. Очень важно разобраться в причинах плохого поведения ребёнка и только после этого его корректировать.
Часто в своей жизни мы можем встречать так называемый эффект переноса, когда родители, сами того не замечая, переносят свои эмоциональные переживания на ребёнка. Например, мама ведёт сына на приём к стоматологу, при этом по дороге постоянно напоминает сыну, что ему будет совершенно не больно и чтобы он не волновался. На самом же деле волнение матери, основанное на событиях из личного опыта, на подсознательном уровне передаётся ребёнку и в кабинет к стоматологу он входит с чувством повышенной тревожности и страха. Поэтому родителям следует воспитывать и корректировать не только своих детей, но и себя. Недаром говорят, что поведение ребёнка – это зеркальное отражение поведения их родителей.
Рассмотрим наиболее часто встречающиеся эмоциональные и поведенческие проблемы детей дошкольного возраста и возможности коррекции этих отклонений.
Упрямство – это негативное проявление упорства вопреки разумным доводам. Маленькие дети в своём поведении часто руководствуются повелением своих желаний, не задумываясь, возможно ли их исполнение и достижение в данный момент. Так продолжается до тех пор, пока ребёнок не научится сознательно управлять своим поведением, контролировать свои чувства и сдерживать свои желания в соответствии с правилами и нормами. Иногда упрямство может являться своеобразной формой протеста против любознательности и инициативности. Также может выражаться как результат обиды на взрослых, которые, например, несправедливо наказали ребёнка. А в семьях, где взрослые потакают любы желаниям детей, упрямство может возникнуть из-за сиюминутного каприза, избалованности и эгоистичности.
Как же следует поступать родителям, чтобы избежать упрямства собственных детей? Дадим несколько советов:
1. Те родители, которые хотят, чтобы их ребёнок тихо сидел на одном месте и не шалил, действуют вопреки самой природе. Маленькие дети по природе своей подвижны и неусидчивы, создайте такие условия, чтобы ребёнок мог двигаться столько, сколько ему это необходимо.
2. Если вы заметили ,что ваш ребёнок занят каким-то опасным делом или играет с опасным предметом, то не в коем случае не ругайте его и не применяйте силу, а быстро и решительно переключите его внимание на что-нибудь другое.
3. Если ребёнок не делает ничего предосудительного, то не следует проявлять строгость и постоянно делать ему замечания. Это может спровоцировать дерзкое и упрямое поведение ребёнка даже в тех случаях, когда ребёнок понимает, что он не прав. У ребёнка появляется враждебное отношение к взрослому. («Меня не любят, всё запрещают».) Если чувство ненависти будет расти, то у ребёнка сформируется негативное отношение к родителям, что приведёт к упорству в своём плохом поведении. Дайте возможность ребёнку учиться владеть собой, управлять своими чувствами, не подвергайте его постоянным одёргиваниям и ограничениям без причины.
4.Многие родители в попытке добиться хорошего поведения от своих детей пользуются поощрениями и наказаниями. Помните, что поощрений должно быть больше! Если же вы всё-таки решили наказать своего ребёнка, то это не должно вызывать у него обиду, злобу, агрессию и чувство униженности. Отрицательные эмоции, вызванные наказанием, могут быть очень велики по сравнению с его пользой.
5.Эмоциональные бурно выражающие свои чувства дети при отказе взрослыми удовлетворить их желания, часто усраивают своим родителям истерики. И любящие мамы и папы, пугаясь таких эмоциональных реакций, идут на поводу у своих детей и выполняют их любые прихоти. В дальнейшем это формирует привычный стиль общения ребёнка и родителей. Малыш вырастает упрямой и эгоистичной личностью. Чтобы этого не случилось, родителям необходимо набраться терпения не потакать неразумным требованиям ребёнка и научить его слышать и понимать взрослых.
В последнее время мы можем слышать от окружающих такое мнение, что современные дети становятся жестокими и агрессивными. Агрессия может быть как физической (драки, разрушения, поломки вещей), так и вербальной (оскорбления, ругань). По большому счёту за агрессией стоит страх ребёнка, что его обидят или подвергнут нападению. Чем больше этот страх, тем сильнее агрессия. Также агрессию может вызвать уже нанесённая обида, душевная травма или само нападение. Зачастую эти страхи порождаются нарушениями взаимоотношений в семье ребёнка. Переживания ребёнка воспринимаются взрослыми как «пустяк», не придают им значения, ребёнок, не умея реагировать другим способом, выдаёт агрессивную реакцию.
Что же делать родитёлям?
1.Научите ребёнка проявлять свою агрессию в социально приемлемых формах. Если ребенок проявляет агрессию в неприятных ситуациях упал, разбился, обжегся и т.д. научите его пользоваться альтернативными словами брани "ухты пухты", "гвоздь мне в кеды ", "елки палки " и т.д.
2.Необходимо понимание агрессивного поведения ребенка. Иногда агрессивным поведением дети пытаются привлечь внимание взрослых. Вызвать в них ответную реакцию. Вы можете снять агрессивное напряжение если переведете все в юмористическую ситуацию, тем самым снимете напряжение. Наилучшей рекомендацией в этом случае если вы направите энергию детей в мирных целях. В большинстве случаях из таких детей вырастают отличные лидеры.
Авторы:
Мухина В.С. "Возрастная психология" 2012г.
Смирнова Е.О., Хузеева Г.Р. "Агрессивные дети"
Ильин М.Н. "Подготовка к школе" 2013г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экспериментальная работа.Исследование состояния связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием.
Это эксперементальная работа ,в которой я исследовала связную речь детей старшего дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием . Исследование было направлено на выявление возможностей детей в ис...
План работы с родителями по проблеме агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.
План работы с родителями по проблеме агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста....
Методическая разработка на тему: "Агрессивное поведение детей дошкольного возраста и возможные пути профилактики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста"
Причины агрессивного поведения дошкольника и возможные пути профилактики...
БИБЛИОГРАФИЯ по изучению эмоционального состояния и развития общения ребенка дошкольного возраста
Представлен список литературы по практической психологии, культуре общения, психо-эмоционального развития детей, возрастных кризисах, психогимнатсике и т.д....
Цикл игровых занятий по коррекции эмоционально-волевой сферы и группового поведения детей старшего дошкольного возраста
Игры на развитие: Самосознания,способов поведения во взаимоотношениях с другими людьми.Формирование у детей представлений о языке эмоций как знаках, подаваемых человеком о себе; знаний о средствах выр...
Особенности поведения детей младшего дошкольного возраста в период адаптации к ДОУ.
Дети, поступающие в детское учреждение, ведут себя неодинаково. Особенности их поведения в значительной мере определяются теми потребностями, которые сложились к моменту прихода в группу....
"Коррекция эмоционального состояния и поведения детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья с помощью арт-терапии"
Ссылка на статью : https://disk.yandex.ru/i/KWXP_wGrJkP5nA...