Журнал взаимодействия педагогов ДОУ с родителями
материал (старшая группа) на тему

Клюшина Наталья Константиновна

Журнал разработан с целью обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказания психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhurnal_vzaimodeystviya_vospitateley_gruppy_-_kopiya.doc872.5 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ ДС № 46

«Кот в сапогах»

                                                                   18-24

«Журнал взаимодействия педагогов ДОУ

с родителями»

группы компенсирующей направленности для детей

с тяжелыми нарушениями речи

старшего дошкольного возраста № 12

                     Воспитатели:

                                                                                                 Клюшина Н.К                                                                                                                                                                    Логинова С.В

Нижневартовск

Содержание

Правила по ведению  «Журнала взаимодействия педагогов ДОУ с родителями»

4

Структура  «Журнала взаимодействия педагогов ДОУ с родителями»

4

Порядок заполнения  «Журнала взаимодействия педагогов ДОУ с родителями»

4

       Классификация  форм работы педагогов с родителями

5

       Сентябрь

       Лист регистрации присутствия родителей (законных представителей) на мероприятиях, запланированных педагогом

7

       Лист учета проведения различных форм взаимодействия педагогов с родителями

8

       Лист контроля проведенных мероприятий

9

       Октябрь

       Лист регистрации присутствия родителей (законных представителей) на мероприятиях, запланированных педагогом

10

       Лист учета проведения различных форм взаимодействия педагогов с родителями

11

       Лист контроля проведенных мероприятий

12

       Ноябрь

       Лист регистрации присутствия родителей (законных представителей) на мероприятиях, запланированных педагогом

13

       Лист учета проведения различных форм взаимодействия педагогов с родителями

14

Лист контроля проведенных мероприятий

15

       Декабрь

       Лист регистрации присутствия родителей (законных представителей) на мероприятиях, запланированных педагогом

16

       Лист учета проведения различных форм взаимодействия педагогов с родителями

17

Лист контроля проведенных мероприятий

18

       Январь

       Лист регистрации присутствия родителей (законных представителей) на мероприятиях, запланированных педагогом

19

       Лист учета проведения различных форм взаимодействия педагогов с родителями

20

      Лист контроля проведенных мероприятий

21

     

       Февраль

       Лист регистрации присутствия родителей (законных представителей) на мероприятиях, запланированных педагогом

22

       Лист учета проведения различных форм взаимодействия педагогов с родителями

23

       

       Лист контроля проведенных мероприятий

24

Март  

       Лист регистрации присутствия родителей (законных представителей) на мероприятиях, запланированных педагогом

25

       Лист учета проведения различных форм взаимодействия педагогов с родителями

26

       Лист контроля проведенных мероприятий

27

       Апрель

       Лист регистрации присутствия родителей (законных представителей) на мероприятиях, запланированных педагогом

28

       Лист учета проведения различных форм взаимодействия педагогов с родителями

29

       Лист контроля проведенных мероприятий

30

       Май

       Лист регистрации присутствия родителей (законных представителей) на мероприятиях, запланированных педагогом

31

       Лист учета проведения различных форм взаимодействия педагогов с родителями

32

Лист контроля проведенных мероприятий

33

       Приложение

       Классификация  форм работы педагогов с родителями   (Приложение 1)

34

       Характеристика основных форм взаимодействия педагогов ДОУ и родителей дошкольников  (Приложение 2)         

35

     

     

Правила по ведению

 «Журнала взаимодействия педагогов ДОУ с родителями»

На основании ст. 29 п.1, ст. 42 п.2, ст. 64 п.3, ст. 97 п.3 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от  29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, ст.18 пп.2, 3 «Конвенции о правах ребенка», пп. 5, 39 «Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» от 27.10.2011г № 2562, «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, с внесенными в нее изменениями в соответствии с действующими ФГТ, приказ № 655 от 23.11.2009г. (инновационная примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой,  в целях обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказания психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям), и для наглядного подведения итогов разработан «Журнал взаимодействия педагогов ДОУ с родителями», предусматривающий ежедневное заполнение педагогами проведенных форм работы в соответствии с установленными условными обозначениями.

Структура «Журнала взаимодействия педагогов ДОУ с родителями»

Журнал состоит из разделов:

  • Лист регистрации присутствия родителей (законных представителей) на мероприятиях, запланированных педагогами.

Представляет собой таблицу с соответствующими графами:

  • №  по порядку
  • фамилию семьи
  • дата проведения мероприятия с указанием месяца и числа.

Примечание: в конце листа введены условные обозначения:

Условное обозначение - родитель (законный представитель) присутствовал на проводимом мероприятии, активно взаимодействовал с педагогом.

! – родитель (законный представитель) отказался от участия в проводимом мероприятии.

  • Лист  учета проведения различных форм взаимодействия педагогов с родителями.

Представляет собой таблицу с соответствующими графами:

  • дата проведения
  • форма, тема  и цель (по необходимости) взаимодействия
  • ответственный за проведение
  • Заключительным этапом считается  регистрация контроля  по  ведению журнала.
  • запланировано по плану
  • проведено по факту
  • подпись председателя родительского комитета группы
  • подпись заместителя заведующего по ВМР

Порядок заполнения

«Журнала взаимодействия педагогов ДОУ с родителями»  

Лист регистрации присутствия родителей (законных представителей) на различных формах взаимодействия с ДОУ заполняется  согласно условным обозначениям, т.е. напротив одной из семей ставится определенный значок, несущий информацию об  участии ее членов в проводимом мероприятии.

В листе учета проведения различных форм взаимодействия прописывается определенная тема и цель (если не было запланировано и проводится по необходимости) данного мероприятия с указанием даты проведения и подписью педагога проводившего ее.

В конце месяца  педагоги предоставляют «Журнал» на подпись председателю родительского комитета и заместителю заведующего по ВМР. Результат фиксируется в таблице контроля  ведения «Журнала».

Классификация форм работы педагогов с родителями

Форма работы

(условное обозначение)

Время проведения

Место прове-дения

Количество участников

Состав участников

Деятель-ность участников

Задачи взаимо-действия

Характер взаимо-действия

ежедневно

еженедельно

ежемесячно

3- 4 раза в год

1-2 раза в год

по необходимости

ДОУ

вне ДОУ

индивидуальная

подгрупповая

коллективная

педагоги, родители

педагоги, родители, дети

педагоги, родители, специалисты

познавательная

трудовая

досуговая

Педагогическое

просвещение

включение в

деятельность ДОУ

непосредственный

опосредованный

(наглядный)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

Родительское собрание (Р/с)

+

+

+

+

+

+

+

+

Беседа (Б)

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Тематические консультации (К)

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Семинар-практикум (С/п)

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Записки (З)

+

+

+

+

+

+

+

+

Информационный листок (И/л)

+

+

+

+

+

+

+

+

Информационный стенд (папка)

+

+

+

+

+

+

+

Доска объявлений

+

+

+

+

+

+

+

Газета

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Тематические выставки

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Папки-передвижки (П/п)

+

+

+

+

+

+

+

Папки-раскладушки (П/р)

+

+

+

+

+

+

+

Буклеты (БУ)

+

+

+

+

+

+

+

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

Визиты в группу (В/г)

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Дни открытых дверей (ОД)

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Посещение семьи (П/с)

+

+

+

+

+

+

+

+

Поручения (П)

+

+

+

+

+

+

+

Досуги (Д)

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Ящик вопросов и ответов (Я)

+

+

+

+

+

+

+

Библиотека

+

+

+

+

+

+

+

+

Игротека (И)

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Анкетирование (А)

+

+

+

+

+

Лист регистрации

присутствия родителей (законных представителей) на мероприятиях,

запланированных педагогами

Список родителей (семей)

Сентябрь

1

2

3

4

5

8

9

10

11

12

15

16

17

18

19

22

23

24

25

26

29

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.


Условное обозначение:

 - родитель (законный представитель) присутствовал на проводимом мероприятии, активно взаимодействовал с педагогом.

 ! – родитель (законный представитель) отказался от участия в проводимом мероприятии.

Лист  учета

проведения различных форм взаимодействия педагогов с родителями

Дата проведения

Проведенная форма работы

Подпись педагога

Лист  контроля  проведенных  мероприятий

Запланировано

 по плану

Проведено

по факту

Подпись председателя родительского комитета

Подпись зам. зав. по ВМР

Бесед -

Консультаций -

Посещение семьи -

Визит в группу –

Поручения -

Рекомендаций

Буклеты

Записки

Лист регистрации

присутствия родителей (законных представителей) на мероприятиях,

запланированных педагогами

Список родителей (семей)

Октябрь

1

2

3

6

7

8

9

10

13

14

15

16

17

20

21

22

23

24

27

28

29

30

31

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

Условное обозначение - родитель (законный представитель) присутствовал на проводимом мероприятии, активно взаимодействовал с педагогом.

! – родитель (законный представитель) отказался от участия в проводимом мероприятии.

Лист  учета

проведения различных форм взаимодействия педагогов с родителями

Дата проведения

Проведенная форма работы

Подпись педагога

Лист  контроля  проведенных  мероприятий

Запланировано

 по плану

Проведено

по факту

Подпись председателя родительского комитета

Подпись зам. зав. по ВМР

Бесед -

Консультаций -

Посещение семьи -

Визит в группу –

Поручения -

Родительское собрание

Буклеты

Рекомендации

Записки

Памятки

Лист регистрации

присутствия родителей (законных представителей) на мероприятиях,

запланированных педагогами

Список родителей (семей)

Ноябрь

5

6

7

10

11

12

13

14

17

18

19

20

21

24

25

26

27

28

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

Условное обозначение - родитель (законный представитель) присутствовал на проводимом мероприятии, активно взаимодействовал с педагогом.

! – родитель (законный представитель) отказался от участия в проводимом мероприятии.

Лист  учета

проведения различных форм взаимодействия педагогов с родителями

Дата проведения

Проведенная форма работы

Подпись педагога

Лист  контроля  проведенных  мероприятий

Запланировано

 по плану

Проведено

по факту

Подпись председателя родительского комитета

Подпись зам. зав. по ВМР

Бесед -

Консультаций -

Посещение семьи -

Поручения -

Рекомендации

Памятки

Записки

Рекомендации

Лист регистрации

присутствия родителей (законных представителей) на мероприятиях,

запланированных педагогами

Список родителей (семей)

Декабрь

1

2

3

4

5

8

9

10

11

12

15

16

17

18

19

22

23

24

25

26

29

30

31

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14

Условное обозначение - родитель (законный представитель) присутствовал на проводимом мероприятии, активно взаимодействовал с педагогом.

! – родитель (законный представитель) отказался от участия в проводимом мероприятии.

Лист  учета

проведения различных форм взаимодействия педагогов с родителями

Дата проведения

Проведенная форма работы

Подпись педагога

Лист  контроля  проведенных  мероприятий

Запланировано

 по плану

Проведено

по факту

Подпись председателя родительского комитета

Подпись зам. зав. по ВМР

Бесед -

Консультаций -

Посещение семьи -

Рекомендации

Поручения -

Памятки

Буклеты

Записки

Лист регистрации

присутствия родителей (законных представителей) на мероприятиях,

запланированных педагогами

Список родителей (семей)

Январь

12

13

14

15

16

19

20

21

22

23

26

27

28

29

30

31

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14

Условное обозначение - родитель (законный представитель) присутствовал на проводимом мероприятии, активно взаимодействовал с педагогом.

! – родитель (законный представитель) отказался от участия в проводимом мероприятии.

Лист  учета

проведения различных форм взаимодействия педагогов с родителями

Дата проведения

Проведенная форма работы

Подпись педагога

Лист  контроля  проведенных  мероприятий

Запланировано

 по плану

Проведено

по факту

Подпись председателя родительского комитета

Подпись зам. зав. по ВМР

Бесед -

Консультаций -

Посещение семьи -

Рекомендаций

Поручения -

Записок

Буклетов

Лист регистрации

присутствия родителей (законных представителей) на мероприятиях,

запланированных педагогами

Список родителей (семей)

Февраль

2

3

4

5

6

9

10

11

12

13

16

17

18

19

20

23

24

25

26

27

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14

Условное обозначение - родитель (законный представитель) присутствовал на проводимом мероприятии, активно взаимодействовал с педагогом.

! – родитель (законный представитель) отказался от участия в проводимом мероприятии.

Лист  учета

проведения различных форм взаимодействия педагогов с родителями

Дата проведения

Проведенная форма работы

Подпись педагога

Лист  контроля  проведенных  мероприятий

Запланировано

 по плану

Проведено

по факту

Подпись председателя родительского комитета

Подпись зам. зав. по ВМР

Бесед -

Консультаций -

Посещение семьи -

Рекомендаций-

Поручения -

Буклетов-

Записок-

Лист регистрации

присутствия родителей (законных представителей) на мероприятиях,

запланированных педагогами

Список родителей (семей)

Март

2

3

4

5

6

10

11

12

13

16

17

18

19

20

23

24

25

26

27

28

30

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14

15

Условное обозначение - родитель (законный представитель) присутствовал на проводимом мероприятии, активно взаимодействовал с педагогом.

! – родитель (законный представитель) отказался от участия в проводимом мероприятии.

Лист  учета

проведения различных форм взаимодействия педагогов с родителями

Дата проведения

Проведенная форма работы

Подпись педагога

Лист  контроля  проведенных  мероприятий

Запланировано

 по плану

Проведено

по факту

Подпись председателя родительского комитета

Подпись зам. зав. по ВМР

Бесед -

Консультаций -

Посещение семьи -

Рекомендаций-

Поручения -

Памяток-

Записок-

Буклетов-

Лист регистрации

присутствия родителей (законных представителей) на мероприятиях,

запланированных педагогами

Список родителей (семей)

Апрель

1

2

3

6

7

8

9

10

13

14

15

16

17

20

21

22

23

24

27

28

29

30

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

Условное обозначение - родитель (законный представитель) присутствовал на проводимом мероприятии, активно взаимодействовал с педагогом.

! – родитель (законный представитель) отказался от участия в проводимом мероприятии.

Лист  учета

проведения различных форм взаимодействия педагогов с родителями

Дата проведения

Проведенная форма работы

Подпись педагога

Лист  контроля  проведенных  мероприятий

Запланировано

 по плану

Проведено

по факту

Подпись председателя родительского комитета

Подпись зам. зав. по ВМР

Бесед -

Консультаций -

Посещение семьи -

Рекомендаций-

Поручения -

Памяток-

Записок-

Буклетов-

Лист регистрации

присутствия родителей (законных представителей) на мероприятиях,

запланированных педагогами

Список родителей (семей)

Май

4

5

6

7

8

12

13

14

15

18

19

20

21

22

25

26

27

28

29

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14

Условное обозначение - родитель (законный представитель) присутствовал на проводимом мероприятии, активно взаимодействовал с педагогом.

! – родитель (законный представитель) отказался от участия в проводимом мероприятии.

Лист  учета

проведения различных форм взаимодействия педагогов с родителями

Дата проведения

Проведенная форма работы

Подпись педагога

Лист  контроля  проведенных  мероприятий

Запланировано

 по плану

Проведено

по факту

Подпись председателя родительского комитета

Подпись зам. зав. по ВМР

Бесед -

Консультаций -

Посещение семьи -

Рекомендаций-

Поручения -

Памяток-

Записок-

Буклетов-

Приложение 1

Классификация форм работы педагогов с родителями

Взаимодействие МБДОУ № 46 «Кот в сапогах» и семьи должно носить системный характер. Система такого взаимодействия складывается из различных форм работы, которые могут быть классифицированы по следующим основаниям:

  1. Время проведения. Все формы работы по данному основанию могут быть разделены на ежедневные, еженедельные, ежемесячные и мероприятия, проводимые с другой периодичностью (1-2 или 3-4 раза в год) или по необходимости.

  1. Место проведения. Работа с родителями может осуществляться в помещении ДОУ или за его пределами.

  1. Количество участников. Педагог может организовать взаимодействие с подгруппой или группой родителей, индивидуально.

  1. Состав участников. При проведении совместных мероприятий в них могут участвовать педагоги (воспитатели, музыкальный руководитель,  педагог-психолог, учитель-логопед, методист, заведующий и др.) и родители, или педагоги, родители и дети, или педагоги, родители и приглашенные специалисты (врачи, финансисты, юристы).

  1. Задачи взаимодействия с семьей. Формы могут подразделяться на повышающие педагогическую компетентность родителей и способствующие включению их в деятельность ДОУ.

  1. Характер взаимодействия педагогов с родителями. Взаимодействие педагогов с родителями может носить непосредственный (личный) или опосредованный наглядностью характер.

  1. Деятельность участников. Участники единого образовательного процесса могут взаимодействовать в познавательной, трудовой или досуговой деятельности.

Приложение 2

Характеристика основных форм взаимодействия

педагогов ДОУ и родителей дошкольников

Родительское собрание

Родительское собрание – форма работы группы людей (родителей), объединенных для совместного с ДОУ решения задач адаптации, воспитания, обучения и развития детей.

Универсальность родительского собрания как формы работы заключается в реализации сразу нескольких функций: организация коллектива родителей, управление образовательным процессом, решение наиболее важных, насущных проблем. 

На собрании педагог может обсудить с родителями итоги воспитания, обучения и развития детей за определенный период, поделиться с ними результатами своих наблюдений, сообщить о дальнейших планах и стратегии работы с детьми.

Кроме того, родительское собрание - хорошая форма для принятия коллективных решений и планирования совместных действий, что способствует установлению отношений сотрудничества не только между педагогом и семьей, но и между самими родителями.

Известно, что в силу ряда причин не все родители и не всегда присутствуют на родительских собраниях, поэтому педагогу важно создать необходимые условия, чтобы привлечь на собрание как можно большее число семей. К числу таких условий относятся правильная подготовка и проведение собрания.

Как уже говорилось выше, родители должны принимать участие в разработке и отборе тематики собраний. Так соблюдаются принципы активности (следования желаниям родителей), значимости (выбранные темы актуальны и принимаемы) и оптимальности (темы требуют объединения усилий и совместного принятия решений).

Лучше заранее напомнить родителям о времени и повестке собрания: вывесить объявление, выдать на руки письменное приглашение или позвонить по телефону.

Заранее нужно продумать и подготовить наглядный материал, который будет предшествовать выступлению участников или сопровождать его.

Непосредственно перед собранием необходимо подготовить мебель, на которой родителям было бы удобно располагаться, ручки и листы бумаги, чтобы они могли записать интересующую их информацию, продумать, кто и как обеспечит присмотр за детьми во время собрания, а также обязательно проветрить помещение.

Как правило, родительское собрание состоит из трех частей: вводной, основной и «разное».

Вводная часть призвана организовать родителей, создать атмосферу доброжелательности и доверия, сконцентрировать их внимание, замотивировать на совместное решение проблем. Это можно сделать путем сообщения темы, формы собрания или с помощью коротких игр и занятий.

Основная часть собрания может быть разделена на два-три этапа. Как правило, эта часть начинается с выступления воспитателя группы, старшего воспитателя или других специалистов ДОУ, освещающих теоретические аспекты рассматриваемой проблемы. Сообщение должны быть коротким, так как к концу рабочего дня устойчивость внимания снижается. Для иллюстрации своих идей и соображений можно использовать магнитофонные и видеозаписи, фотографии и интервью детей группы, схемы и графики, наглядно представленные тезисы выступления. Это будет способствовать лучшему восприятию темы собрания.

В ходе своего сообщения педагоги должны избегать предъявления претензий к родителям и детям, обсуждения личности конкретного ребенка; не следует констатировать неудачи детей, главное - совместными усилиями выработать пути решения обсуждаемых проблем. Затем проводится обмен мнениями и идеями, их обсуждение. Далее можно организовать практикум для родителей: описать конкретные ситуации и предложить их решить.

Активизации родителей на этом этапе способствуют следующие приемы : «Мозговой штурм», «Реверсированная мозговая атака, или Разнос», «Список прилагательных и определений», «Ассоциации», «Коллективная запись», «Запись на листах», «Большая мечта», «Эвристические вопросы», «Мини-эксперимент», «Инфо-карусель», «Развивающаяся кооперация». Данные приемы подробно описаны в книге М.Г. Агавелян и др. «Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями». Некоторые из перечисленных приемов активизации могут быть использованы в качестве самостоятельного метода проведения основной части собрания.

При проведении этой части собрания также можно использовать следующие методы: лекцию, дискуссию, конференцию, которые могут быть и отдельными формами работы с семьями воспитанников.

Лекция - форма взаимодействия с родителями, позволяющая предоставлять большой объем информации, эффективная в начале встречи и в большой аудитории.

При подготовке к встрече с родителями главное внимание педагог обращает на содержательную сторону: написание доклада, оформление выставки и т.п.

Доклад, как правило, состоит из следующих частей.

1. Вступление - указание на актуальность, сущность проблемы, хотя бы в одном предложении.

2. Определение цели, т.е. отражение самого существенного, чем вызвано выступление с докладом.

З. Основная часть - изложение фактов, событий, положений в логической или хронологической последовательности.

4. Выводы (заключение), если они требуются, в том случае, если цель - убеждение.

5. Рекомендации, если они нужны, - это защита определенного плана действий.

6. Резюме - краткое изложение сути доклада, если он сложный и длинный.

Групповая дискуссия - совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, попытка продвинуться к поиску истины. Эта форма общения позволяет увидеть проблему с разных сторон и прояснить (возможно, изменить) мнение, позиции, установки и ценности родителей.

Дискуссия может быть организована по-разному. Например, как «панельная дискуссия» - заседание экспертной группы, состоящей из 4-5 родителей с заранее назначенным лидером, которая обсуждает с остальными участниками встречи намеченную проблему, а затем излагает свою позицию. Другая разновидность дискуссии - «симпозиум». Это обсуждение, в ходе которого участники выступают с сообщениями, раскрывающими их точки зрения. Дискуссия в виде «дебатов» представляет собой фиксированные выступления участников двух противостоящих команд. «Имитация судебного заседания» позволяет выстроить дискуссию по схеме «изложение проблемы - доводы «против» - защита - вердикт».

Результаты дискуссии необходимо зафиксировать в протоколе и ознакомить с ними лиц, которых они касаются. Если же в результате встречи были приняты решения, то необходимо точно установить кто, что, когда и как должен сделать, чтобы эти решения воплотить в жизнь.

Родительская конференция - форма взаимодействия с родителями, позволяющая обобщать, систематизировать и пропагандировать психолого-педагогические знания, полученные родителями в течение длительного периода (1-2 года).

Успешно провести конференцию помогает соблюдение следующих условий: наличие определенного запаса знаний у слушателей, изучение опыта семейного воспитания для подготовки выступлений, наличие иллюстративного материала.

Тематика конференции обычно определяется содержанием предыдущих занятий с родителями. Например, после цикла собраний и консультаций на тему «Оздоровление детей» может быть проведена конференция «Семейные традиции здорового образа жизни» или «Эмоциональное благополучие как залог здоровья семьи».

В последнее время в литературе появилась трактовка родительской конференции как высшего коллегиального органа самоуправления в ДОУ, наделенного правом участвовать в совершенствовании педагогического процесса учреждения, избирать родительский комитет, заслушивать, обсуждать и утверждать отчеты о деятельности попечительского совета, родительского комитета, педагогического совета и др.

Дошкольные учреждения вправе разрабатывать свои Положения об органах самоуправления в соответствии с законодательством РФ и Уставом ДОУ. В этом случае необходимо создать новую форму обобщения и пропаганды опыта семейного воспитания, которая будет равноценна родительской конференции в прежнем понимании.

В третьей части родительского собрания – «разное» - обсуждаются вопросы содержания ребенка в детском саду, проведения досугов, организации совместных мероприятий семьи и ДОУ. Рекомендуется заранее продумать несколько вариантов решения проблемы, которые будут предложены родителям для обсуждения, договориться с теми из них, кто сможет помочь, взять на себя ответственность и т.д. Часть вопросов нужно заранее решить с родительским комитетом.

Увеличение времени на раздел «разное» происходит часто из-за нарушения воспитателем границ компетентности, когда он пытается принимать решения, входящие в сферу ответственности заведующего, старшего воспитателя, старшей медсестры и др. Если во время собрания кто-либо из родителей поднимает вопрос, выходящий за рамки компетенции педагога, ему следует отложить обсуждение и пригласить на ближайшую встречу того сотрудника ДОУ, в чьей компетенции находится этот вопрос.

Педагог, ориентированный на развитие, всегда отслеживает результаты своей работы через обратную связь с родителями. Ее можно организовать с помощью анкетирования.

Например, в начале встречи предложить родителям ответить на вопросы: «Для чего я пришел сюда?» «Что я ожидаю от этого собрания?» А в конце оценить: «Как и где можно применить полученные знания?» «Каковы были способы взаимодействия педагогов и родителей на собрании»? «Какой вопрос вызвал наибольший интерес или остался непонятным?»

По окончании собрания необходимо подвести итог встречи, перечислив принятые решения по каждому из обсуждаемых вопросов, зафиксированные в протоколе.

Необходимо начинать и заканчивать родительское собрание вовремя. 

При планировании длительности частей собрания следует учитывать субъективные и объективные причины ослабления внимания слушателей, потому что они могут повлиять на эффективность мероприятия.

Объективные причины обусловлены ограниченной устойчивостью внимания человека, зависящей от возраста, профессиональных навыков, эмоционального состояния, опыта, культурного уровня, особенностями места и условий встречи (духота, холод, шум). Имеет значение естественное утомление внимания (следует помнить о периодах кризиса внимания: первый наступает через 15-20 мин после начала собрания, второй - через 30-35 мин).

Субъективные причины - качество самого выступления, которое может быть неинтересным для данной аудитории, содержащим общедоступные сведения, «готовые истины»; непонятным, перегруженным информацией; невыразительным по форме изложения из-за тихого голоса докладчика, монотонности или суетливости в изложении, грамматических или стилистических ошибок, разрыва смысловых блоков, чтения по листу.

Среди приемов, способствующих удержанию внимания, можно выделить следующие:

- неофициальность;

- прогнозирование (на основе реальных фактов делаются прогнозы событий); «стимулирование аппетита - вариант предыдущего приема, суть которого заключается в том, что, исходя из ситуации, выступающий дает прогноз развития негативных тенденций и рисует «мрачную картину» возможного будущего, а затем указывает пути, позволяющие избежать этого;

- сопоставление всех «за» и «против»;

- апелляция к авторитету;

- драматизация, юмор;

- динамичность (интенсивный темп изложения материала, его насыщенность мыслями и аргументами, подвижная мимика и жестикуляция, («живой» голос);

- наглядность;

- прямое обращение к аудитории, диалог с ней;

- использование неожиданной информации;

- провокация (на короткое время провоцируется несогласие с излагаемой информацией, чтобы подготовить слушателей к конструктивным выводам);

- создание эффекта присутствия: слушатель как бы присутствует при том, о чем говорит выступающий.

После проведения встречи с родителями необходимо проанализировать ее ход и итоги, ответив на вопросы.

1. Соответствовала ли тема собрания интересам и потребностям большинства родителей?

2. Какова была психологическая и педагогическая цель встречи?

Например, психологической целью встречи могут быть установление доверительного сотрудничества с родителями, мотивирование их на совместное исследование и решение проблемы, укрепление веры в своих детей. Примеры педагогической цели - ознакомление родителей с закономерностями развития ребенка в дошкольном возрасте, методами и приемами воспитания, обучения и развития детей.

3. Были ля созданы оптимальные для проведения встречи условия?

Расстановка мебели и соответствие ее росту родителей, освещение, проветривание, подготовка демонстрационного и раздаточного материала и др.

4. Выполнила ли вводная часть встречи свои функции?

Организация родителей; создание атмосферы доброжелательности и доверия; концентрация их внимания, мотивация на совместное решение проблем.

5. Была ли в основной части собрания новая, полезная по содержанию и интересная по форме изложения информация?

6. Какой стиль общения с родителями преобладал во время встречи? Был ли он одинаковым на протяжении всего времени или нет? Носило ли общение с родителями диалогический характер или свелось к монологу выступающих?

7. Какие методы активизации родителей использовались? Были ли они эффективны, если нет, то почему?

8. Наблюдалось ли во время встречи стремление родителей проанализировать и оценить свой собственный опыт в воспитании ребенка?

9. Удалось ли сделать обсуждение вопросов в разделе «разное» плодотворным? Если нет, то почему?

10. Был ли соблюден регламент отдельных частей собрания? Если нет, то почему?

11. Получили ли родители удовлетворение от проведенной встречи?

Беседа

Педагогическая беседа с родителями - наиболее доступная и распространенная форма установления связи педагога с семьей. Беседа может использоваться как самостоятельная форма и в сочетании с другими формами: на родительском собрании, консультации, при посещении семьи

Цели беседы - обмен мнениями по тому или иному вопросу воспитания и достижение единой точки зрения по этим вопросам, оказание родителям своевременной помощи.

Материал для бесед с родителями дают воспитателю наблюдения за детьми. Беседа может возникнуть по инициативе родителей или воспитателя. Если беседу инициировали родители (обычно это происходит стихийно), а воспитатель не может, уделить им необходимого внимания (или не готов ответить на вопросы), он договаривается о специальной встрече в удобное для всех время. При этом следует учитывать, если вопросы, затрагиваемые в беседе, связаны с внутрисемейными отношениями, то присутствие посторонних лиц нежелательно, так как обстановка беседы должна располагать к откровенности

Если инициатор беседы - педагог, он заранее продумывает: с чего начнет ее, какие вопросы задаст родителям. Договариваясь о времени беседы, педагог должен сообщить ее тему и попросить подготовить вопросы, на которые родители хотели бы получить ответ.

Педагогическая беседа с членами семей воспитанников, возникающая утром во время прихода их с детьми, а также вечером, должна отвечать определенным требованиям.

1. Частота общения с родителями должна быть сбалансирована. При проведении небольшого мониторинга, отмечая все беседы с тем или иным родственником воспитанника в течение недели, вы можете обнаружить, что одни из них общаются с педагогом часто, а другие практически не общаются.

2. Беседа должна иметь живой характер, доброжелательный и дружеский тон.

3. Родители должны располагать достаточным временем, чтобы без спешки обсудить намеченные вопросы.

4. Беседа должна информировать родителей о жизни детей в детском саду, а также передавать каждому из родителей позитивную информацию о его ребенке, укреплять веру в него. Необходимо сократить беседы на отвлеченные темы, не связанные е развитием и здоровьем детей.

5. Следует избегать ранящих родителя оценочных суждений о ребенке.

Среди причин обращения педагога к родителям не должны преобладать негативные поступки ребенка, так как это формирует у них отрицательную установку на контакты с педагогами вообще. Нужно проявлять также сочувствие, терпимо относиться к некоторым ошибочным представлениям и убеждениям родителей.

6. Следует внимательно, терпеливо выслушать сомнения, замечания, жалобы родителя.

7. Просьбы к родителям о вмешательстве в педагогический процесс должны оцениваться с точки зрения целесообразности (часто жалоба на поведение ребенка в группе побуждает родителя принять соответствующие меры, хотя ситуация уже разрешилась в группе или родитель не может подобрать адекватные меры воздействия к сыну или дочери). Педагог должен дать конкретные рекомендации по применению педагогических приемов, чтобы таким образом совместными усилиями достичь желаемого результата.

8. Желательно давать только обоснованные советы и избегать категоричности в определении методов и приемов воздействия на ребенка, предоставляя родителю весь возможный спектр педагогических средств с объективной оценкой их положительных и отрицательных эффектов при их использовании в сложившейся ситуации.

9. Беседа должна вызывать у родителей желание сотрудничать с ДОУ.

Тематические консультации

Воспитание детей вызывает у родителей множество вопросов. Чем большим авторитетом пользуются педагоги детского сада, тем активнее и охотнее они обращаются к ним с вопросами. Иногда педагог сам видит необходимость провести консультацию по той или иной теме. В других случаях актуальность тематического консультирования может быть продиктована спецификой группы (коррекционное направление работы) или возрастными потребностями детей (частые простудные заболевания в раннем возрасте, подготовка к школе в подготовительной группе детского сада).

Тематические консультации для родителей по своему характеру близки к беседам и служат одной из форм индивидуальной и дифференцированной работы с семьей. Основная разница состоит в том, что, проводя консультацию, отвечал на вопросы родителей, педагог стремится дать им квалифицированный совет, чему-то научить.

Консультации бывают индивидуальными (проводятся по необходимости) и групповыми (проводятся 2—3 раза в год). Продолжительность консультации может составлять 30—40 мин. Тематика консультаций разнообразна и определяется результатами повседневных наблюдений за поведением детей в группе, взаимоотношениями родителей и детей, беседами с разными членами семьи.

Эта форма работы с родителями позволяет воспитателю, с одной стороны, в доверительной обстановке обсудить с ними все аспекты воспитания и обучения их ребенка, а с другой — получить от родителей важную для себя информацию. В ходе консультации необходимо поддерживать атмосферу открытого обсуждения, предоставлять семьям возможность свободно высказываться о том, что их волнует, а также просить сообщать информацию, касающуюся их детей и особенностей ситуации в семье. Все усилия по созданию атмосферы доверия могут оказаться тщетными, если станет известно, что какая-то доверительная информация получила огласку. Педагог несет персональную ответственность за сохранение конфиденциальности полученных сведений. Эта ответственность может быть закреплена следующим специальным документом, содержание которого должно быть доведено до родителей.

Обязательства по защите конфиденциальности информации.

1. Сбор информации о семье ограничивается рамками сведений, действительно необходимых и существенных для успешного развития ребенка.

2. Родители являются основными источниками информация о себе.

З. Родителям и другим лицам запрещается знакомиться с документацией, непосредственно не касающейся их собственных детей.

4. Доступ к документации о ребенке и его семье открыт только для педагога и отдельных специалистов (для проведения консультаций).

5. Педагог обязан информировать родителей о тех сведениях, которыми он хотел бы поделиться со своими коллегами или другими специалистами.

Консультации должны отвечать ряду требований.

1. Педагог должен проявить искреннюю заинтересованность в развитии ребенка.

2. Рекомендации и советы педагога должны быть конкретными, учитывающими условия жизни семьи и индивидуальные особенности ребенка.

З. Каждая консультация должна давать родителям что-то новое, расширять их педагогические знания.

4. Педагог должен умело использовать приемы пассивного и активного слушания, убеждающего воздействия.

5. Нельзя пытаться мимоходом разрешать сложные вопросы воспитания ребенка. Лучше пригласить родителей для серьезного разговора в другое время, когда педагог, подготовившись, сможет дать исчерпывающий ответ.

6. Прежде чем что-то посоветовать родителям, необходимо постараться тщательно изучить вопрос: почитать соответствующую литературу, проконсультироваться у специалистов учреждения. Если вопрос родителей выходит за рамки компетенции педагога, то консультацию должен провести соответствующий специалист.

Формой проведения консультаций может стать практикум, на котором родители приобретают практические знания и умения, например, как организовать детский праздник дома, изготовить настольный театр и т.п.

Для более полного удовлетворения интереса родителей к конкретны вопросам воспитания детей можно при подготовке к консультации использовать специально изготовленный ящик, в который родители опускают записки с текстом вопроса. Воспитатели собирают их, группируют по темам, определяют консультанта. С использованием этого же ящика может проходить и заочное консультирование. В этом случае ответы на вопросы педагог помещает на стенде.

После проведения групповой консультации ее текст в виде кратких тезисов или, наоборот, в форме подробных рекомендаций можно поместить на информационном стенде, чтобы родители, которые по тем или иным причинам не участвовали в мероприятии, смогли получить информацию.

Устная информация иногда плохо воспринимается или быстро стирается из памяти, в связи с тем, что ведущим каналом получения необходимых сведений у родителя может быть не аудиальный, а визуальный канал. Поэтому наряду со словесной информацией необходимо использовать письменные сообщения: записки, дневники, информационные листки и др.

Таблица 1

Примерные темы бесед, консультаций, тематических папок

Группа младшего дошкольного возраста (3-4 года)

1.

Как провести выходной день с маленьким ребенком?

2.

Праздники в семье.

3.

Домашние питомцы и ребенок.

4.

Какие игрушки нужно покупать ребенку?

5.

Упрямство – это формирующаяся воля?

6.

Имеют ли родители право на гнев?

7.

Телевизор – друг или враг?

8.

Если ребенок плохо ест.

9.

Способы реагирования на негативные поступки детей.

10.

Роль папы в воспитании ребенка.

Группа среднего дошкольного возраста (4-5 лет)

1.

Возможности по самообслуживанию детей 4-5 лет.

2.

Способы развития у детей любознательности.

3.

Особенности развития речи 4-летних детей.

4.

Значение и приемы развития мелкой моторики.

5.

Гигиена зрения.

6.

Речевой этикет в жизни семьи.

7.

Правила предъявления требований к ребенку.

8.

Что значит «ябеда»?

9.

Темперамент и поведение.

10.

Фантазия и ложь: где граница?

11.

Речевые игры с дошкольниками.

Группа старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

1.

Экспериментирование как способ исследования окружающего.

2.

Лидеры и аутсайдеры.

3.

Формирование экологического сознания ребенка через общение с природой.

4.

Интеллектуальные возможности ребенка 5-6 лет.

5.

Особенности формирования здорового образа жизни у старшего дошкольника.

6.

Как руководить трудовой деятельностью дошкольника?

7.

Патриотическое воспитание начинается в семье.

8.

Книга и ребенок.

9.

Роль семьи в эстетическом воспитании ребенка.

10.

Произвольность ребенка и способы ее развития.

Группа старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

1.

Способы организации домашнего театра.

2.

Формирование правильной осанки ребенка.

3.

Сюжетосложение или как развить творческое воображение.

4.

Слагаемые готовности к школьному обучению.

5.

Нравственные нормы в жизни «подготовишки».

6.

Игра + рисование (как освоить разные техники изображения).

7.

Кризис 7 лет: признаки и тактика поведения родителей.

8.

Игра как средство подготовки к школе.

9.

Место музыки в жизни ребенка.

10.

О работоспособности детей 6-7 лет.

11.

Воспитание усидчивости у детей.

12.

Воспитание ответственности у старших дошкольников.

Записки

Часто детей в детский сад приводят бабушки или дедушки, старшие братья или сестры, близкие знакомые семьи. Педагогу не всегда удается утром или вечером лично пообщаться с каждым из них. Подавляющее большинство родителей хотели бы знать об успехах своего ребенка, быть в курсе текущих событий в группе. Однако в этих случаях воспитателю помогут короткие записки, в которых он сообщает о новых достижениях детей или благодарит родителей за оказанную помощь. Такие записки содействуют сближению членов семей и педагога. Они особенно важны, если педагог ведет на занятиях какую-то коррекционную работу с ребенком, и эта работа является частью совместной программы действий детского сада и семьи. Записка может передаваться через ребенка или помещаться в условленное место (кармашек на двери кабинки, специальный ящик и др.)

Информационный листок

Информационный листок — еще одна эффективная форма, позволяющая сделать работу педагогов открытой для семей воспитанников.

В отличие от записок, информационный листок содержит сведения о жизни группы детского сада.

Информационный листок должен быть коротким и легко читаемым. Гораздо эффективнее посылать часто короткие сообщения, чем редко - длинные.

Листок может содержать полезную информацию: объявления о собраниях, праздниках и других мероприятиях; просьбы принести необходимые для занятий материалы или оказать иную помощь; рекомендации по выполнению с детьми домашних заданий; сведения о событиях в детском саду; обсуждение текущих событий в группе; благодарности за помощь и участие родителей в жизни детского сада.

Информационный листок должен быть постоянного формата, выходить регулярно. Хорошо, если его текст будет содержать конкретные имена детей и членов их семей (особенно, когда речь идет о благодарности)

Информационный листок может распространяться среди родителей или помещаться на информационном стенде.

Постоянный информационный стенд (папка)

Если в детском саду нет общего информационного стенда (визитной карточки, паспорта ДОУ), где указывались бы сведения об администрации ДОУ, вышестоящих организациях, направлениях деятельности учреждения, достижениях коллектива и графике работы сотрудников с детьми и родителями, эта информация должна быть отражена на информационном стенде группы. Его содержание может быть следующим.

1. Программа медицинских мероприятий на месяц (заполняют медицинские работники). Текущие рекомендации по закаливанию, оздоровлению, профилактике заболеваний и т.п. Список необходимой одежды для детей по сезону.

2. Характеристика возрастных психофизических особенностей детей данной группы. (Возможно использование вопросно-ответной формы построения текста.)

3. План мероприятий для родителей на месяц.

4. Режим дня.

5. Расписание занятий (организованные занятия, совместная деятельность, дополнительные образовательные услуги).

6. Фамилии, имена, отчества воспитателей группы, заведующего и методиста, психолога и медицинских работников, время для приема родителей. Фамилии, имена, отчества всех специалистов, их профессиональный портрет: образование, стаж.

7. Правила внутреннего распорядка для родителей, которые определяются Уставом и особенностями работы ДОУ (наличием специализированных групп, реализацией парциальных программ, предоставлением дополнительных образовательных услуг).

8. Ежедневный отчет о жизни группы, его цель - дать родителям полную информацию об интересных событиях и занятиях, которыми была наполнена жизнь их детей в течение дня. Это нужно для того, чтобы они могли поговорить с ребенком об этих событиях; сохранить чувство сопричастности к жизни ребенка, осведомленности о ней, поддерживать эмоциональную связь с сыном или дочерью; при желании продолжить работу над той или иной темой дома.

О каждом режимном моменте нужна точная информация, в том числе: под какую музыку дети засыпают и пробуждаются; комплекс упражнений утренней гимнастики, проводимых в течение недели; тема и краткое содержание каждого занятия, с указанием того, что конкретно дети узнали или сделали, чем занимались на прогулке, что читали, какой фильм смотрели.

В отдельных случаях уместно краткое, в одно-два предложения обоснование того, почему были проведены то или иное занятие, экскурсия. Объем описания каждого дня одна страница, написанная разборчивым почерком, но лучше напечатанная на компьютере. Сокращения в тексте не допускаются.

Доска объявлений

На ней можно поместить объявление о собрании, информацию о развитии детей, распорядок дня. Если доска обновляется редко или плохо оформляется, на нее перестанут обращать внимание, но чтобы этого не произошло, нужно придерживаться определенных правил:

- информацию нужно располагать на уровне глаз взрослого;

- содержание доски объявлений необходимо обновлять, хотя бы частично, не реже одного раза в неделю;

- информация должна быть краткой;

- индивидуальные послания родителям должны быть в форме благодарности за участие в жизни ДОУ.

Газета

Газета может издаваться усилиями редакционной коллегии детского сада или отдельной группой и посвящаться наиболее сложным проблемам развития детей (формирование характера, развитие речи, интеллекта и др.).

В первом случае она адресуется родителям всех воспитанников и рассматривает широкий круг проблем воспитания и обучения детей. Во втором - посвящается проблемам конкретных детей и родителей, но потребует от воспитателей определенных усилий, чтобы обеспечить регулярный выход издания, которое может иметь вид стенной газеты или газетного листа.

Сначала нужно разработать макет газеты - перечень постоянных рубрик: «Поговорим серьезно», «Уроки здоровья», «Правильно говорим», «Играем и учимся», «Учимся дружить», «Праздники и игры дома» и т.п.

Например, рубрика «Праздники и игры дома» может знакомить родителей с простыми, но интересными, а главное, полезными играми для детей, способами организации детских праздников. В нее могут входить описание игр, способствующих развитию речи, сенсорных, мыслительных способностей детей. В рамках этой рубрики могут быть подрубрики: «Игры на кухне», «В свободную минутку», «По дороге из детского сада».

Другой вариант выпуска газеты - подчиненность одной теме.

Например:

- в младшей группе: «С мамой играть веселей», «Как одеться, чтобы не перегреться?», «Какие игрушки нам нужны?», «Почему я кусаюсь?»;

- в средней группе: «Зачем языку делать зарядку?», «Почему сначала звуки, а потом буквы?», «Как руки язычку помогают?», «Почему с ребенком нужно долго разговаривать?»;

- в старшей группе: «Речевая среда - это что?», «С чего начинать обучение грамоте?», «Зачем столько знать о звуках?», «Зачем ребенку нужны правила?»;

- в подготовительной группе: «Могу, но не хочу: как воспитывать у ребенка желание читать?» «Литература для будущих первоклассников», «Я взрослый».

В конце каждой публикации родителям можно предложить «домашнее задание», вьшолнив которое, они могли бы увидеть проблемы своего ребенка и осознанно ему помочь. Результаты совместной деятельности родителей и детей могут стать частью или итогом проекта, над которым работает группа, и обязательно должны быть отмечены воспитателем.

Примерная тематика «домашних заданий» детям и родителям: изготовление поделок из бумаги; выставка рисунков к смешным стихам на праздник юмора; выставка рисунков смешных героев; сочинение рифм и стихов; создание книг «Рисунки-сказки»; конкурс сказок, сочиненных детьми и родителями; рассказ в газету «Как я провел лето»; выставка поделок «Герои любимых книг Чуковского»; письма Дедушке Морозу; составление путеводителя по любимым уголкам малой родины (города, села); выставка «Если бы я был художником»; проект «Бумажный город»; изготовление альбома «Семья».

Для удобства родителей задания можно заранее написать на небольших листах бумаги и поместить в специальную коробку.

Тематические выставки

Выставки могут организовываться в масштабах детского сада или быть групповыми. Их тематика обычно отражает направления работы дошкольного учреждения, разделы программы воспитания и обучения детей и определяется спецификой группы. Выставка может стать формой подведения итогов какого-то этапа работы с детьми (проекта), привлекать внимание родителей к разным сторонам жизни детского сада, а также предварять или завершать мероприятия, проводимые с родителями: родительские собрания, конференции, консультации.

На тематической выставке представляют фотографии, детские работы, поделки, изготовленные детьми, педагогами или совместно детьми и родителями, образцы пособий, книг, игрушек, рекомендуемых родителям для занятий с ребенком дома.

Тематические папки

Тематические папки подразделяются на папки-передвижки и папки-раскладушки (ширмы). В папке-передвижке помещаются рекомендации и советы по разным вопросам воспитания, обучения и развития детей: оздоровлению, интеллектуальному развитию, игровой деятельности и др. Она дается во временное пользование отдельным семьям. Материал должен быть содержательным, конкретным, интересным для родителей, красиво оформленным.

Небольшую по объему информацию с рисунками и фотографиями помещают в папку-«раскладушку», которая размещается на столе или детских шкафчиках в приемной комнате.
Изготовление таких папок
кропотливая работа, осложняется тем, что текст должен быть напечатан или написан четким, разборчивым почерком. Изготовленные папки используются педагогами
долго, теряя при этом презентабельный вид и актуальность. Чтобы избежать этого, текст сообщения можно помещать в прозрачные конверты (мульти форы, файлы), закрепленные на папке.

Еще один способ решения подобных проблем - размещение материалов в мульти форах (файлах) тематических папок-скоросшивателей. В этом случае, во-первых, происходит накопление информации; во-вторых, нужный материал можно вынимать и при необходимости использовать; в-третьих, текст может представлять собой ксерокопию, вырезку из печатного издания.

Расширению представлений родителей о жизни ребенка в детском саду и педагогов о воспитании ребенка в семье способствуют взаимные посещения педагогов и родителей: визиты в группу, дни открытых дверей, посещение семьи.

Визиты в группу

Многим родителям интересно, как ведут себя их дети в группе, как общаются со сверстниками и педагогом, выполняют задания, во что играют, как отвечают на вопросы. Однако, многие из них из-за незнания того, что и как им можно делать в группе, боязни совершить ошибку, неуверенности в том, что педагог действительно нуждается в их помощи, чувствуют себя в детском саду скованно. В то же время и воспитатель, не привыкший к присутствию в группе «посторонних» и заинтересованных наблюдателей, может ощущать определенный дискомфорт.

Тем не менее, посещение родителями группы чрезвычайно полезно как для них самих, так и для педагога. Присутствуя в группе, родители ощущают личную причастность к педагогическому процессу и принимают на себя часть ответственности за его успех. Они больше узнают о своем ребенке и его друзьях, получают реальное представление о работе педагога и начинают испытывать к нему большее уважение. Наконец, они могут наладить прочные дружеские отношения с другими семьями. Воспитатель при поддержке родителей в группе, в свою очередь, получает больше возможностей для работы с отдельными детьми или подгруппами, лучше узнает, как общаются родители со своим ребенком, насколько умело помогают в воспитании и обучении. Поэтому педагогу следует поощрять семьи к активному участию в воспитательном процессе и создавать для этого необходимые условия. На первых порах можно предложить родителям посмотреть кассету с видеозаписью одного из эпизодов жизни детей в группе, а затем обсудить с родителями их впечатления. Сначала они могут приходить в группу, чтобы просто понаблюдать за своим ребенком. для этого педагог заранее размещает в группе несколько дополнительных стульев так, чтобы они не мешали занятиям. Целесообразно использовать специальные листы, на которых родители отмечают время, когда они планируют прийти в детский сад.

Впоследствии родители смогут оказать воспитателю на занятиях реальную помощь. Конечно, трудно ожидать, что пришедшие помочь мамы и папы будут точно знать, что им делать. Поэтому педагог обговаривает их роль заранее или передает краткую письменную памятку. В любом случае важно подчеркнуть, что добровольные помощники всегда могут обратиться к воспитателю, чтобы спросить, как поступить в той или иной ситуации.

Дни открытых дверей

Ознакомление родителей с жизнью своих детей в детском саду происходит также во время дней открытых дверей, проводимых 1- 2 раза в год. В назначенные дни родители без специальной договоренности могут побывать в дошкольном учреждении.

Подготовка к встрече с ними начинается задолго до назначенного времени и включает в себя продумывание программы мероприятия. Она может состоять из показа открытых занятий с детьми, совместной деятельности педагогов и воспитанников в разных возрастных группах. При этом родителям заранее сообщаются цель, программное, содержание, обращается внимание на характер заданий, методы активизации воспитанников. В программу также могут входить посещения родителями выставок фотографий ярких моментов жизни ДОУ, детских работ, совместных поделок детей, педагогов и родителей.

Необходимо заранее решить, кто встретит родителей, как они распределятся по группам.

Эту форму работы можно сочетать с проведением групповых собраний родителей (кроме младших групп).

Посещение семьи

Посещение воспитанников на дому - одна из важных форм работы с родителями. Принято посещать семьи дважды в год.

Цель первого посещения семьи - выяснение условий семейного воспитания. Если оно предшествует приходу ребенка в детский сад, его цель - облегчение процесса адаптации к ДОУ. В этом случае воспитателю следует заранее поближе узнать ребенка, его привычки, характер, контактность, интересы, любимые занятия, условия проведения режимных моментов. Воспитатели, работающие в одной группе, могут вместе посетить в начале года все семьи воспитанников или
поделить их между собой, в зависимости от графика прихода ребенка в детский сад (при постепенной комплектации группы).

Повторные посещения проводятся по мере необходимости и решают более частные задачи: коррекция выявленных особенностей поведения ребенка, установление единых требований к его воспитанию в семье и ДОУ и т.д.

Важнейшие условия успешности посещения сёмьи - педагогический такт, доброжелательность. Однако следует помнить, что визит педагога может вызвать неприятие у ее членов, если будет носить характер ревизии. Поэтому во время посещения недопустим поучающий тон, даже если родители недостаточно компетентны в воспитании. Задача педагога установление доверительно-деловых отношений с семьей, а для этого необходимо признавать авторитет родителей в воспитании детей, видеть в них равных партнеров.

Правила посещения

1. Необходимо выбрать удобное для семьи и педагога время, договориться о цели прихода и длительности пребывания педагога в доме (примерно 15-30 мин).

2. Объяснить заранее цель посещения, чтобы устранить ненужное напряжение во взаимоотношениях с родителями.

3. Для установления доверительных отношений беседу лучше начинать с положительных моментов, а не с жалоб: отметить привлекательную внешность ребенка, его способности, общительность и т.д. Педагог должен продемонстрировать свое умение принять ребенка как данность.

4. Нельзя обсуждать ребенка в его присутствии, если только это не честная похвала или форма поощрения. Особенно это касается повторных посещений семьи, связанных часто с решением проблем воспитания.

5. Нужно запланировать время на общение с ребенком.

6. Соблюдая педагогический такт, воспитатель, посещая семью, не должен во время беседы делать записи. После визита нужно зафиксировать полученную информацию в удобной для воспитателя форме.

Посещение семьи может принести пользу и родителям и воспитателю. Родители получают представление о том, как воспитатель общается с их ребенком. В свою очередь, воспитатель знакомится с атмосферой дома воспитанника, где тот проводит большую часть времени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Журнал взаимодействия педагога-психолога и воспитателей

Журнал взаимодействия педагога-психолога и  воспитателей...

Журнал взаимодействия педагогов ДОУ с родителями группы компенсирующей направленности

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» одной из задач, стоящих перед педагогическим коллективом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка»....

Журнал взаимодействия педагога-дефектолога с воспитателем

Пример оформления журнала взаимодействия педагога-дефектолога с воспитателем в группе для детей с ЗПР среднего дошкольного возраста. В журнале приведены рекомендации педагога-дефектолога воспитателю, ...

Журнал взаимодействия педагога-психолога и воспитателей

Журнал взаимодействия педагога-психолога и  воспитателей...

Журнал взаимодействия педагога (воспитателя) с педагогом-психологом по психолого-педагогическому сопровождению детей раннего возраста в период адаптации при поступлении в детский сад.

Ранее детство-период интенсивного физического и психического развития. По насыщенности овладения навыками и умениями, по темпам развития ранний возраст не имеет себе подобных в последующие периоды жиз...

Журнал взаимодействия педагога (воспитателя) с педагогом-психологом по психолого-педагогическому сопровождению детей

Педагог-психолог ДОУ – это специалист, реализующий комплексную психологическую работу с ребенком: обучающую, развивающую, коррекционную. Одним из условий результативности его труда является тесн...