Журнал взаимодействия педагога-психолога и воспитателей
календарно-тематическое планирование
Журнал взаимодействия педагога-психолога и воспитателей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhurnal_vzaimodeystviya_pedagoga-psihologa_i_vospitateley.docx | 67.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Журнал взаимодействия педагога-психолога и воспитателей
подготовительной группы (6-7 лет)
Основные функции педагога-психолога и воспитателя
Процесс психолого-педагогической коррекции поведения дошкольников будет успешным, если педагог создаст такие условия, в которых систематическое и планомерное обращение к игровым технологиям, другим методам не нарушит естественной логики жизни детей в детском саду. Для этого в режиме дня необходимо определить место игровых технологии в коррекционно-развивающей работе.
Функции педагога - психолога | Функции воспитателя |
Обеспечивает оптимальную адаптацию к ДОУ | Обеспечивает состояние психологического комфорта каждому ребенку в группе, особенно в реабилитационный период после болезни |
Определяет индивидуальные особенности развития познавательных процессов и проводит работу по их развитию | Проводит оздоровительные мероприятия и формирует основы ЗОЖ |
Изучает индивидуально-типологические особенности нервной системы и эмоциональной сферы ребенка | При планировании занятий определяет задачи развития каждого ребенка, на занятии реализует индивидуальный подход и обеспечивает обратную связь с целью оценки эффективности педагогического воздействия |
Участвует в работе ППк | Планирует, отбирает содержание и методы работы с детьми на занятиях с учетом индивидуальных особенностей ребенка (здоровья, уровня знаний, развития познавательных процессов) |
Посещает и анализирует занятия с целью оказания помощи педагогам в подборе способов и методов включения индивидуальных особенностей ребенка в познавательный процесс | Составляет характеристики по особенностям деятельности и поведения детей на занятии |
Консультирует педагогов и родителей по вопросам психического здоровья и развития детей | Участвует в работе ППк |
Психолого-педагогическая карта группы
1. Список детей, которые справляются с программой
№П /П | Ф.И. ребенка | №П /П | Ф.И. ребенка |
16. | |||
17. | |||
18. | |||
19. | |||
20. | |||
21. | |||
22. | |||
23. | |||
24. | |||
25. | |||
26. | |||
27. | |||
28. | |||
29. | |||
2. Список детей, которые не справляются с программой
№П /П | Ф.И. ребенка | №П /П | Ф.И. ребенка |
1. | 3. | ||
2. | 4. |
3. Тревожные дети: ________________________________________________________________________________
4. Агрессивные дети
________________________________________________________________________________
5. Медлительные дети
________________________________________________________________________________
6. Демонстративные дети ________________________________________________________________________________
7. Конформные дети
_____________________________________________________________________________
8. Поведенческое и эмоциональные расстройства (нарушения поведения, синдром дефицита внимания с гиперактивностью) у детей старшего возраста
________________________________________________________________________________
9. Протестное поведение
________________________________________________________________________________
Тревожные дети.
Тревожность определяется как устойчивое отрицательное переживание беспокойства и ожидания неблагополучия со стороны окружающих. Она является глубинным эмоциональным состоянием, возникающим в результате неудовлетворения важных потребностей.
Тревожные дети отличаются частыми проявлениями беспокойства и тревоги, а также большим количеством страха, причем страхи и тревога возникают в тех ситуациях, в которых ребенку, как правило, ничего не грозит. Тревожные дети отличаются особой чувствительностью, мнительностью и впечатлительностью. Такие дети нередко характеризуются низкой самооценкой, в связи, с чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих.
Тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них, склонны отказаться от такой деятельности, в которой испытывают затруднения.
Повышенная тревожность мешает ребенку общаться, т.е. взаимодействовать в системе ребенок-ребенок; ребенок-взрослый, формированию учебной деятельности, а также повышенная тревожность способствует блокированию психосоматических систем организма, не дает возможности эффективной работе на занятиях.
Цель: снижение высокого уровня тревожности.
Задачи:
1.Способствовать формированию адекватной самооценки.
2. Повышение уверенности в себе.
3. Развить умение управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.
4. Снижение эмоционального и мышечного напряжения.
Рекомендации:
- Поручение, которое дается ребенку, должно соответствовать его возможностям. Предлагая выполнить слишком сложные, непосильные занятия, вы заранее обрекаете ребенка на неуспех, а, следовательно, на снижение самооценки, на неудовлетворенность собой.
- Повышать самооценку тревожного ребенка, для чего любая деятельность, предлагаемая ребенку, должна предваряться словами, выражающими уверенность в его успехе (“У тебя это получится”, “Ты это умеешь хорошо делать”). При выполнении заданий необходим общий положительный эмоциональный фон.
- Недопустимо сравнивать ребенка с кем-либо, особенно, если это сравнение не в его пользу. Сравнение должно быть только с собственными успехами и неудачами ребенка (“Посмотри, сегодня ты меньше постарался, поэтому у тебя получилось хуже, чем в прошлый раз. Но я думаю, завтра ты сможешь сделать лучше”). Оптимистические прогнозы “на завтра” не дают ребенку повода считать себя безнадежным и способствуют повышению уверенности в себе.
- Желательно не ставить тревожного ребенка в ситуации соревнования, публичного выступления. Не рекомендуется давать тревожным детям задания типа “кто первый”.
- Ситуация публичного выступления также является стрессовой, поэтому не следует настаивать на том, чтобы ребенок отвечал перед всей группой: его ответы можно выслушать индивидуально.
- Детская тревожность часто вызывается неизвестностью. Потому, предлагая ребенку задание, необходимо подробно выстраивать пути его выполнения, составить план: что мы делаем сейчас, что потом и т.д.
- Осторожно и дозировано использовать критику, т.к. тревожные дети болезненно реагируют на нее. Старайтесь не стыдить ребенка, особенно в присутствии его одноклассников.
- По возможности объясняйте новый материал на знакомых примерах.
- Чаще обращайтесь к ребенку по имени.
- Хвалите ребенка даже за незначительный успех.
Рекомендованные игры на снятие тревожности
Срок выполнения | Название | Цель | Ход игры | отметка о выполнении, изменениях в состоянии детей (снижение тревожности, повышение самооценки, уверенность в собственных силах и т.д.) |
октябрь | "Черепаха" | обучение ребенка управлению своим гневом и снижение уровня тревожности. | Упражнение делается лежа, лучше на боку или животе. Попросите ребенка представить, что он маленькая черепашка, которая лежит на желтом песочке (или мягкой травке) возле прозрачного ручейка (реки, озера или моря по желанию ребенка). Греет солнышко, черепашке тепло и хорошо. Ручки и ножки расслаблены, шейка мягкая... Вдруг появилась холодная туча и закрыла солнышко. Черепашке стало холодно и неуютно, и она спрятала ножки, ручки и шейку в панцирь (ребенок сильно напрягает спину, слегка выгибая ее и изображая тем самым панцирь; и также напрягает шею, руки и ноги, как бы втягивая их под панцирь; 5-10 секунд). Но вот туча улетела, опять выглянуло солнышко, вновь стало тепло и хорошо. Черепашка согрелась, и ее шея, ручки и ножки стали теплыми и мягкими и опять появились из-под панциря (спина расслабляется 5~10 секунд). | |
ноябрь | «Воздушный шарик» | снять напряжение, тревожность, успокоить детей. | Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий даёт инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губами, раздувайте щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите друг другу». Упр. можно повторять 2-3 раза. | |
декабрь | «Воздушный шарик» | Снятие напряжения | Все играющие стоят или сидят друг перед другом. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится больше и больше, как увеличивается его размер. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите из друг другу.» | |
январь | «Насос и мяч» | Расслабить максимальное количество мышц | Ребята разбейтесь по парам. Один из вас – большой надувной мяч, другой насос надувает этот большой мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на согнутых ногах, руки, шея, расслаблены, корпус наклонен вперед, голова опущена. Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движения рук звуком «С». С каждой подачей воздуха мяч становиться больше. Услышав звук «С», он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги, после 2 - выпрямилось туловище, 3 – поднимается голова, 4 – надулись щеки, и руки отошли от боков. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает из мяча насос. Из мяча выходит воздух «Шшш». Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение. Затем играющие меняются местами. | |
февраль | «Гусеница» | Игра учит доверию | «Ребята, мы сейчас с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впереди стоящего. Между животом и спиной детей зажимается мяч. Дотрагиваться руками запрещено. Первый в цепочке держит свой мяч на вытянутых руках. Дети должны пройти по определенному маршруту». | |
март | "За что меня любит мама" | повышение самооценки у ребёнка и снятие тревожности. | Дети сидят в кругу. Каждый ребенок по очереди говорит всем, за что его любит мама. Затем можно попросить одного из детей (желающего), чтобы он повторил то, что сказали другие. При затруднении дети могут ему помочь. После этого нужно обсудить с детьми, приятно ли им было, что другие дети запомнили эту информацию. Дети обычно сами делают вывод, что надо внимательно относиться к окружающим и слушать их. На первых порах дети, чтобы показаться значимыми, рассказывают, что мамы любят их за то, что они моют посуду, не мешают маме писать диссертацию, любят маленькую сестренку... Только после многократного повторения этой игры дети приходят к выводу, что их любят просто за то, что они есть. | |
апрель | «Насос и мяч» | Расслабить максимальное количество мышц, снять тревожность, напряжение. | Ребята разбейтесь по парам. Один из вас – большой надувной мяч, другой насос надувает этот большой мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на согнутых ногах, руки, шея, расслаблены, корпус наклонен вперед, голова опущена. Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движения рук звуком «С». С каждой подачей воздуха мяч становиться больше. Услышав звук «С», он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги, после 2 - выпрямилось туловище, 3 – поднимается голова, 4 – надулись щеки, и руки отошли от боков. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает из мяча насос. Из мяча выходит воздух «Шшш». Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение. Затем дети меняются местами. |
Агрессивные дети
Цель: помочь детям справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками.
Задачи:
- Развитие умения понимать состояния другого человека;
- Развитие умения выражать свои эмоции в социально приемлемой форме;
- Обучение способам снятия напряжения;
- Развитие навыков общения;
- Формирование позитивного самовосприятия на основе личностных достижений.
Агрессивное поведение детей- своеобразный сигнал «sos», крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми самостоятельно ребенок справится не в силах.
Причины внутренней агрессивности:
1.Агрессивность – проявление внутреннего дискомфорта, неуверенности;
2.Неумение адекватно выражать отрицательные эмоции, контролировать себя;
3.Чувство страха, высокая тревожность, ощущение отверженности;
4.Неадекватная самооценка (чаще заниженная);
5.Стремление привлечь внимание взрослых.
6.Заболевание центральной нервной системы.
7. Отстаивание своей личности, территории, обретение независимости и самостоятельности.
8. Столкновение ребенка с невыполнением его желаний, запретами на удовлетворение определенных его потребностей.
Общие рекомендации педагогам по работе с агрессивными детьми:
1.Проведение коррекционной и поддерживающей работы;
2.Создание в группе эмоционального комфорта для детей;
3.Научить ребенка выражать свои чувства социально приемлемым способом;
4.Формирование адекватной самооценки;
5.Формирование навыков самоконтроля;
6.Обучение навыкам сотрудничества;
7.Развитие творчества у детей.
8.Стратегии коррекции агрессивного поведения детей
Стратегия на отреагирование агрессивного поведения:
– помогите ребёнку выражать негативные эмоциональные состояния не гневом и враждебностью, а другими эмоциями и поведением;
– учите выплёскивать гнев в приемлемой форме;
– учите агрессивного ребёнка говорить словами о том, что ему нравится или не нравится;
– учите ребёнка выражать агрессию словами, а не физической агрессией;
– стремитесь использовать чувство юмора, объяснять ребёнку, склонному к агрессии, следующее: «Если кто-то на тебя лает, то не надо лаять (реагировать) в ответ».
Стратегия на переключение состояния:
– стимулируйте положительные эмоции у ребёнка с целью переключения с агрессивного состояния на иное. Используйте новизну, необычность, неожиданность игривого и неигрового поведения и действий с предметами, чтобы переключить ребёнка на неагрессивное поведение.
Стратегия на предупреждение агрессивных состояний:
– у ребёнка: не навешивайте ярлыки на агрессивного ребёнка: злой, забияка, драчун, вредина и более обидные;
– у взрослого: помните, что у вас есть много способов изменения поведения.
Рекомендованные игры с агрессивными детьми
Срок выполнения | Название | Цель | Ход игры | отметка о выполнении, изменениях в поведении ребенка (снизился уровень агрессивности, появление доброжелательности, способность сдерживать нежелательные эмоции или применение приемлемых способов их применения) |
октябрь | Добрые – злые кошки | Снятие общей агрессии | Детям предлагается образовать большой круг, в центре которого лежит обруч. Это «волшебный круг», в котором будут совершаться «превращения». Ребенок заходит внутрь обруча и по сигналу ведущего (хлопок в ладоши, звук колокольчика, звук свистка) превращается в злющую-презлющую кошку: шипит и царапается. При этом из «волшебного круга» выходить нельзя. Дети, стоящие вокруг обруча, хором повторяют вслед за ведущим: «Сильнее, сильнее, сильнее…», – и ребенок изображающий кошку, делает все более «злые» движения. По повторному сигналу ведущего «превращения» заканчиваются, после чего в обруч входит другой ребенок и игра повторяется. | |
ноябрь | Упрямая подушка | Снятие общей агрессии, негативизма, упрямства | Взрослые подготавливают «волшебную, упрямую подушку» (в темной наволочке) и вводят ребенка в игру-сказку: «Волшебница-фея подарила нам подушку. Эта подушка не простая, а волшебная. Внутри ее живут детские упрямки. Это они заставляют капризничать и упрямиться. Давайте прогоним упрямки». Ребенок бьет кулаками в подушку изо всех сил, а взрослый приговаривает: «Сильнее, сильнее, сильнее!» Когда движения ребенка становятся медленнее, игра постепенно останавливается. Взрослый предлагает послушать «упрямки в подушке: «Все ли упрямки вылезли и что они делают?» Ребенок прикладывает ухо к подушке и слушает. «Упрямки испугались и молчат в подушке», – отвечает взрослый (этот прием успокаивает ребенка после возбуждения). | |
декабрь | Бумажные мячики | Снизить беспокойство, напряжение, войти в новый жизненный ритм | перед началом игры каждый ребенок должен скомкать большой лист бумаги (газеты) так, чтобы получился плотный мячик. Затем делятся на две команды и строятся в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно 4 метра. По команде ведущего начинают бросать мячи на сторону противника. | |
январь | «Маленькое приведение» | Научить детей выплеснуть в приемлемой форме накопившийся гнев, агрессию. | Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение: (педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «У». Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить «У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить». Затем педагог хлопает в ладоши: Молодцы! Пошутили и достаточно. Давайте снова станем детьми! | |
февраль | «Хищники» | реализация потребности в агрессии, снимаемой мышечное напряжение. | Дети выбирают для себя какой – либо образ хищника (тигра, льва, волка, рыси и т.д.), располагаются друг от друга на безопасном расстоянии. Хищники демонстрируют друг другу свою храбрость и силу. Показав свои возможности, хищники успокаиваются, уважая силу и достоинство каждого. | |
март | "Скульптура" | владение мышцами лица, рук, ног и снятие мышечного напряжения, агрессии. | Дети разбиваются на пары. Один из них - скульптор, другой - скульптура. По заданию взрослого (или ведущего-ребенка) скульптор лепит из "глины" скульптуру: - ребенка, который ничего не боится; - ребенка, который всем доволен; - ребенка, который выполнил сложное задание и т.д. Темы для скульптур может предлагать взрослый, а могут - сами дети. Играющие обычно меняются ролями. Возможен вариант групповой скульптуры. После проведения игры целесообразно обсудить с детьми, что они чувствовали в роли скульптора, скульптуры, какую фигуру приятно было изображать, какую - нет. | |
апрель | «ТУХ-ТИБИ-ДУХ» | Снятие негативных настроений, тревожности и восстановление сил. | Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований. Чтобы оно подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по группе, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито-пресердито произнесите волшебное слово: «Тух-тиби-дух». Затем продолжайте ходить по группе. Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито-пресердито произносите это волшебное слово. Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами. В этой игре заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово «Тух-тиби-дух» сердито, через некоторое время они не могут не смеяться. |
Способы выражения (выплескивания) гнева
1. Громко спеть любимую песню.
3. Попрыгать на скакалке.
4. Используя «стаканчик для криков», высказать все свои эмоции.
5. Топать ногами
7. Втирать пластилин в картонку или бумагу.
8. Устроить бой пластмассовыми бутылками
9. Устроить соревнование «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее пробежит».
10. Комкать и рвать бумагу
11. Быстрыми движениями руки нарисовать обидчика, а затем зачирикать его.
12. Слепить из пластилина фигуру обидчика и сломать ее.
Медлительные дети
Медлительные дети часто подвергаются стрессам и как следствие неврозы. Положение медлительного ребенка в семье и в детском коллективе очень осложнено особенностями его высшей нервной деятельности, но никакой обречённости здесь нет, самые неблагоприятные типологические черты можно в значительной степени выправить.
Необходимо специально заниматься с такими детьми. Нельзя полагаться на то, что вот ребенок подрастет и все выправится само собой. Медлительным детям нужна активная помощь со стороны взрослых и систематическая тренировка свойства подвижности и внутреннего торможения.
Медлительный ребенок, может все, что может подвижный, но дается это ему очень дорогой ценой (нередко - действительно невротизацией), если мы не поможем ему своевременно компенсировать недостаток подвижности нервных процессов. Поэтому не жалейте того, в сущности, небольшого времени, которое требуют занятия с ребенком, чтобы облегчить ему приспособление к требованиям социальной среды.
Рекомендации родителям и педагогам:
- Необходимость тренировки подвижности нервных процессов у медлительных детей.
- С четырех до шести лет идет очень энергичное созревание биохимических механизмов нервной системы, а в связи с этим и формирование свойств нервных процессов. Естественной тренировки обычно, оказывается недостаточно и ребенок не может преодолеть свою медлительность в той степени, которой мы добиваемся и родители должны выделить, время для специальных занятий-игр. Это не так уж обременительно, т. к. опыт показал, что при ежедневных занятиях достаточно 10-15 минут.
- Организация жизни медлительного ребенка требует выполнения некоторых условий:
Первое условие: помнить, что медлительность - свойство нервных процессов ребенка и, он "копается", не назло вам, просто иначе он не может. Поэтому нужно стараться разговаривать и обращаться с ним спокойно, без попреков и понуканий.
Второе условие: не проявляйте спешки и не нервничайте, делая что-то с медлительным ребенком. Собираетесь ли в детский сад, кормите его, складываете игрушки, и т. д. - держитесь спокойно, даже если время у вас ограничено. Всякая спешка сейчас же вызовет у медлительного ребенка углубление торможения и еще большее замедление реакций (а у вас - раздражение). Рассчитайте время утром так, чтобы дать ребенку возможность встать, умыться, позавтракать без конфликта. Педагог тоже должен об этом помнить и, например, направить медлительного ребенка одеваться перед прогулкой или мыть руки перед едой немного раньше остальных (конечно, нужно проследить, чтобы эти несколько минут были использованы по назначению).
Условие третье: ребенку с инертными (малоподвижными) нервными процессами легче приспособиться к определенному порядку выполнения всех повседневных дел: какие действия и в какой последовательности совершать перед едой, перед сном, даже при мытье рук и т. д. Эти жизненные стереотипы очень важны для любого ребенка, но во много раз важнее они для медлительного. Если ребенок в одно время ложится спать, встает, ест, гуляет, если каждая процедура имеет определенный порядок, то ему легче справиться со стоящими перед ним задачами.
Четвертое условие: любую нагрузку на свойство подвижности (более быстрое выполнение задания, ограничение времени и т. д.) давать на хорошем эмоциональном фоне. Хороший эмоциональный фон, т. е. веселое, оживленное настроение создается лучше всего в игре, поэтому желательно вносить элементы игры в те ситуации, где требуется ускорение реакций медлительного ребенка.
Выполнение этих правил существенно облегчит положение, но для того, чтобы добиться радикального улучшения, наряду с выполнением этих правил, нужно проводить систематическую тренировку подвижности нервных процессов в специально подобранных играх.
Игры-упражнения для малоподвижных детей во время прогулки
Срок выполнения | Название | Цель | Ход игры | отметка о выполнении, изменениях в поведении ребенка (снизился уровень агрессивности, появление доброжелательности, способность сдерживать нежелательные эмоции или применение приемлемых способов их применения) |
октябрь | Быстро переложи мяч | тренировка внутреннего торможения | Дети стоят прямо, слегка расставив ноги, руки внизу, в одной из них мяч. По сигналу быстро перекладывают мяч из одной руки в другую впереди и сзади себя | |
ноябрь | Кто дальше | тренировка подвижности нервных процессов | Проводятся несколько параллельных стене линий на расстоянии 30 см одна от другой. Дети встают перед первой к стене линией и бросают мяч о стену, ловят и отходят на следующую линию. Далее так же бросают и ловят мяч, постепенно отступая от стены. Побеждает тот, кто поймает мяч, находясь дальше всех от стены | |
декабрь | Не урони мяч | тренировка внутреннего торможения | У центральной линии встают несколько детей. Бросают мяч вверх и ловят его, а после этого ударяют мяч о землю и снова ловят. Затем повторно подбрасывают мяч вверх и, сделав хлопок, ловят его. Каждое упражнение выполняется с продвижением на один шаг вперед. В случае падения мяча ребенок возвращается к центральной линии и начинает упражнение снова. Побеждает тот, кто быстрее дойдет до финиша (флажка), расстояние до которого - 5-8 м | |
январь | «Вверх-вниз» | тренировка подвижности нервных процессов | Малыши встают в кружок, у каждого в руках большой мяч. Воспитатель предлагает выполнять действия вместе с ней. Она говорит: «Вверх-вниз, вверх-вниз, вверх…» - и бросает мяч вверх. Дети повторяют движение. Затем они бегут за мячами, и игра повторяется с другой концовкой: вниз, назад (через голову), между ног, в сторону, в круг. Игра может проводиться при исходном положении сидя в кругу, в приседе. | |
февраль | «Заставь мячик бегать» | тренировка подвижности нервных процессов | Дети стоят в шеренге, около носков их ног большой мяч (надувной или резиновый). Воспитатель предлагает подпрыгнуть и толкнуть мяч носками ног, чтобы он «побежал». | |
март | «Удочка» | тренировка подвижности нервных процессов | Дети стоят по кругу. В центре круга находится воспитатель и вращает веревку по земле вокруг себя. Дети перепрыгивают через нее, стараясь не коснуться. Тот ребенок, которого коснулась веревка, выбывает из игры. | |
апрель | «Не давай мяч» | тренировка подвижности нервных процессов | Играют все дети. Один из них - водящий. Все, кроме водящего, произвольно размещаются по площадке и перебрасывают друг другу мяч. Водящий пытается его перехватить. Перехватив мяч, он быстро бросает его в любого игрока, не сходя с места. Ребенок, в которого попал мяч, становится водящим, а прежний водящий занимает его место. |
Демонстративные дети
Демонстративность - особенность личности, связанная с повышенной потребностью во внимании окружающих. Дети, обладающие этой чертой, эгоцентричны и стремятся в своей семье и школе вызвать удивление, восхищение, сочувствие. Они рано начинают заботиться о том впечатлении, которое производят.
Дети с удовольствием читают стихи, танцуют и поют перед зрителями, показывают свои рисунки, хвастаются редкими игрушками и т. д. Они обычно не выносят, если при них хвалят других детей, другим уделяют больше внимания.
Демонстративные дети часто держатся несколько нарочито, манерно.
Такие дети часто фантазируют, лгут, сочиняемые ими истории тоже привлекают внимание.
Источником демонстративности в детстве обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье заброшенными, «недолюбленными».
В таких случаях дети действительно хотят вызвать раздражение взрослых. Нарушая нормы поведения, они добиваются необходимого им внимания. И пусть это недоброжелательное внимание (замечания, нотации, крик), все равно оно служит подкреплением данной черты. Ребенок, действуя по принципу «Лучше пусть ругают, чем не замечают», извращенно реагирует на порицание и продолжает делать то, за что его наказывают. Он становится неуправляемым. А взрослые теряют действенное средство воздействия на ребенка: наказание теперь не только не приводит к нужному результату, но и вызывает обратный эффект.
Ребенок стремится к похвале, высокой оценке, логично было бы предположить, что он будет старательно добиваться успеха в каких-то видах деятельности, будет завоевывать положительное отношение к себе окружающих. Но это трудно и требует усилий, а при неблагоприятных обстоятельствах, может быть, и невозможно. И часть демонстративных детей, отчаявшись добиться восхищения или хотя бы одобрения, идет другим путем. Они начинают приставать к взрослым, мешать им, кривляться, нарушать принятые в семье правила поведения. «Он ведет себя так, как будто хочет, чтобы его непрерывно ругали. Как будто нарочно вызывает раздражение»
Если демонстративный воспитанник нарушает дисциплину, важно снять или хотя бы ослабить подкрепление неприемлемых форм поведения. А подкреплением для него служит ЛЮБОЕ проявление внимания взрослых. Задача педагога, причем очень трудная, - не замечать реплик, глупых шуток, отдельных мелких проступков, обходиться без нотаций и назиданий. Если очередную выходку нельзя оставить безнаказанной, делать замечание или наказывать нужно как можно менее эмоционально. Спокойствие (идеально - безразличие) педагога снижает интерес группы к этому ребенку, а он сам, убеждаясь в том, что его усилия не приносят желаемого эффекта, начинает отказываться от привычного способа действий.
Цель: коррекция нарушений поведения у демонстративного ребёнка в условиях группы.
Задачи:
- помочь ребенку реализовывать свои потребности приемлемым способом;
- научить ребенка навыкам контроля;
- отработать навыки взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- способствовать формированию адекватной самооценки;
- повышение уверенности в себе.
Рекомендации воспитателю по работе с детьми с отклонениями в поведении.
- Описывайте поведение ребенка безоценочно.
- Ведя разговор о проступке, ограничивайтесь обсуждением того, что случилось.
- Будьте твердым, но доброжелательным.
- Займитесь своими негативными эмоциями
Когда воспитанник демонстрирует «плохое» поведение, воспитатель переживает весьма неприятные эмоции. Это может быть гнев, возмущение, страх или беспомощность. То, что вы чувствуете, нормально. В самом деле, ведь воспитанник разрушает воспитательный процесс, мешает работать вам и группе.
Но! Отрицательные эмоции можно контролировать. Когда нас душат гнев и возмущение, мы уже не можем ни мыслить здраво, ни действовать логично. Хуже того, мы демонстрируем эти отрицательные эмоции нашим воспитанникам тоном, мимикой, всем своим видом. И этим как бы подтверждаем решение ребенка вести себя плохо, даем ему очевидное оправдание. Наш гнев — это то, чего добивается ребенок, жаждущий власти. Если мы демонстрируем свои отрицательные эмоции, мы заставляем такого воспитанника продолжать свое поведение. Ведь маленький человек, который способен так потрясать взрослого, в самом деле обладает силой!
Когда учитель управляет своими отрицательными эмоциями и не выливает на головы воспитанников потоки «благородного гнева», он дает группе очень много, а) он просто лишает властолюбца желаемой реакции и б) что еще важнее, готовит почву для успешного взаимодействия.
Дети, как правило, понимают, что они поступают неправильно. При этом они ожидают от нас определенной реакции, забрасывают «крючок». Если мы ловим его, игра начинается. Мы начинаем злиться, а ведь ради этого игра и затевается, наш гнев — итог игры, победы ребенка в этой партии. Но попробуйте отказаться от игры. Это не просто. Один из способов — контролируйте отрицательные эмоции.
Накрученные общением воспитатели просто переполнены отрицательными эмоциями и нуждаются в установлении равновесия, иначе головной боли к концу дня не избежать. Для разрядки кто-то выбирает физические упражнения, кто-то — домашнюю работу или общение с друзьями.
Можно разряжаться в ванной комнате или в машине по дороге домой. Закройте окна, включите на полную мощность радио, чтобы вас не слышали другие водители. Затем представьте, что перед вами сидит ваш юный обидчик, и выговаривайте ему все, что не сказали в группе. На время забудьте про все: про акцент на поведении, про принцип «не оценивать», про вежливость и т.д….Кричите все, что хотите, оценивайте, обвиняйте, можете использовать непечатные слова. Кричите как можно громче. В конце пути, подъезжая к дому, вы почувствуете себя гораздо легче, чем в начале поездки. Собственно, все то же можно проделать и не в машине, а дома. Главное - чтобы вы имели возможность уединиться в отдельном помещении, где вас никто не будет смущать.
Это правило тесно связано с предыдущими. Никогда не делайте и не говорите того, что может усилить напряжение ситуации. Это очень трудно — научиться не усиливать напряженность ситуации, а снижать ее.
Типичные ошибки в реагировании на выходки.
Мы ошибаемся, когда в ответ на выходку в напряженной ситуации:
- повышаем голос,
- произносим фразу типа: «Главный здесь пока еще я»,
- оставляем последнее слово за собой,
- используем такие позы и жесты, которые «давят»: сжатые челюсти и сцепленные руки, разговор «сквозь зубы»,
- разговариваем с сарказмом,
- даем оценку характеру ребенка,
- действуем с превосходством, используем физическую силу,
- втягиваем в конфликт других людей, непричастных к нему,
- настаиваем на своей правоте,
- читаем морали,
- ставим воспитанников в угол,
- оправдываемся, защищаемся или «даем взятку»,
- формулируем обобщения типа: «Вы все одинаковы»,
- изображаем негодование,
- придираемся, изводим кого-то придирками,
- передразниваем воспитанников,
- сравниваем одного воспитанника с другим,
- командуем, требуем, давим,
- поощряем воспитанника, фактически награждая его за «плохое» поведение.
Некоторые из этих форм поведения могут остановить проступок — на короткое время. Но плата за столь короткое спокойствие оказывается слишком высокой. Отрицательный эффект от такого поведения воспитателя приносит куда больше неприятностей, чем сама его причина. Зачем же использовать столь рискованные методы, когда можно выбрать более эффективные?
- Обсуждайте проступок воспитанника позже.
- Позволяйте воспитаннику «сохранять лицо».
- Демонстрируйте модели неагрессивного поведения
Меры экстренного педагогического воздействия при взаимодействии с воспитанником, привлекающим внимание
Стратегии | Техники |
Минимизация внимания | Игнорируйте демонстративное поведение. Зрительный контакт. Становитесь рядом. Упоминайте имя воспитанника. Посылайте «секретный сигнал». Делайте письменные замечания. Используйте «Я-высказывание». |
Разрешающее поведение | Стройте занятие на основе вопиющего поведения. Доведите до абсурда демонстративную выходку. «Разрешенная квота». |
Неожиданное поведение | Выключите свет. Используйте музыкальный инструмент. Говорите тихим голосом. Измените манеру речи. Говорите со стеной (или с портретом). Временно прекратите вести занятие. |
Отвлечение внимания воспитанника | Задавайте прямые вопросы. Попросите об одолжении. Измените деятельность. |
Поощрение хорошего поведения | Благодарите воспитанников. |
Пересаживание воспитанника | Просите воспитанника сесть на другое место. «Стул размышлений». |
Рекомендованные игры с демонстративными детьми
Срок выполнения | Название | Цель | Ход игры | отметка о выполнении, изменениях в поведении ребенка(положит. динамика в развитии слухового и зрительного внимания, контролирует двигательную активность и т.д.) |
октябрь | «Да и нет» | гармонизация осознания прав и обязанностей | Попробуем определить, кто из нас умеет быть внимательным. Каждому из вас по очереди мы будем задавать вопросы, на которые заранее знаем ответы «да» и «нет». Например: «Ты ходишь в садик?», «Ты был на Северном полюсе?» и т. п. А тот кто отвечает, должен обязательно отвечать наоборот. Тот, кто ошибается, выбывает из игры. | |
ноябрь | "Конкурс хвастунов" | развитие эмпатии, повысить уверенность ребенка в себе, способствовать получению положительных отзывов от сверстников | Взрослый предлагает детям провести конкурс хвастунов. "Выигрывает тот, кто лучше похвастается. Хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно — иметь самого лучшего соседа! Посмотрите внимательно на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, какой он, что в нем хорошего, что он умеет, какие хорошие поступки совершил, чем может понравиться. Не забывайте, что это конкурс. Выиграет тот, кто лучше похвалится своим соседом, кто найдет в нем больше достоинств". После такого вступления дети по кругу называют преимущества своего соседа и хвастаются его достоинствами. При этом совершенно не важна объективность оценки — реальные эти достоинства или придуманные. Не важен также и "масштаб" этих достоинств — это могут быть и громкий голос, и аккуратная прическа, и длинные (или короткие) волосы. Главное, чтобы дети заметили эти особенности сверстника и смогли не только положительно оценить их, но и похвалиться ими перед сверстниками. Победителя выбирают сами дети, но в случае необходимости взрослый может высказать свое мнение. Чтобы победа стала более значимой и желанной, можно наградить победителя каким-либо маленьким призом (бумажная медаль "Лучшего хвастуна" или значок). Такой приз вызывает даже у самого себялюбивого ребенка интерес к сверстнику и желание найти у него как можно больше достоинств. | |
декабрь | "Царевна Несмеяна" | способствовать формированию общности с другими и возможности видеть в сверстниках друзей и партнеров | Взрослый рассказывает сказку про царевну Несмеяну и предлагает поиграть в такую же игру. Кто-то из детей будет царевной, которая все время грустит и плачет. Дети по очереди подходят к царевне Несмеяне и стараются утешить ее и рассмешить. Царевна же изо всех сил будет стараться не рассмеяться. Выигрывает тот, кто сможет вызвать улыбку царевны. Затем дети меняются ролями. Когда ребенок почувствует радость от общей игры, от того, что мы делаем вместе, когда он разделит эту радость с другими, его самолюбивое "Я", скорее всего, перестанет требовать похвал и восхищений. Чувство общности и интерес к другому являются тем фундаментом, на котором только и может строиться полноценное общение людей и нормальные человеческие отношения. | |
январь | «Конкурс хвастунов» | способствовать формированию общности с другими и возможности видеть в сверстниках друзей и партнеров | Педагог предлагает провести конкурс хвастунов. Но хвастаться надо не своими достижениями, а соседом. Педагог просит внимательно посмотреть на соседа справа, и подумать, какой он, что в нем хорошего, что он умеет, какие хорошие поступки совершил, чем может понравиться. Выиграет тот, кто лучше похвалится своим соседом, найдет в нем больше достоинств. В данной игре не важна объективность оценки- реальные это достоинства или придуманные. Не важен и масштаб достоинств- это могут быть и громкий голос, и аккуратная прическа, и длинные/короткие волосы. Чтобы победа была значимой и желанной, можно наградить победителя маленьким призом ( значок, медалька) | |
февраль | «Герой дня» | развитие эмпатии, гармонизация отношений в коллективе | Педагог предлагает детям поучаствовать в увлекательной игре : « Ребята, а давайте поиграем. Встаньте в круг. Сегодня я назначу героя дня. Им будет ….» Для первого раза нужно выбрать ребенка, который имеет бесспорный авторитет среди детей, чтобы им было легче настроиться на необычный для них стиль взаимоотношений. « …, встань, пожалуйста, в центр круга. А мы все обступим … как можно плотнее. Представьте, что у каждого из вас в руке волшебная кисточка, а в другой- большая банка, наполненная теплым золотым солнечным светом. Мы будем мягко закрашивать ….. ( имя) с головы до ног нашим теплым солнечным светом, при этом не касаясь …( имя). Представьте, что вы заливаете … не только солнечным светом, но и своим дружеским отношением и любовью. Скажите …( имя) приятные слова (например, я рад ,что ты ходишь со мной в одну группу, ты мне нравишься, я люблю с тобой играть и т.п.) Вы можете высказать и свои пожелания» Эта игра может стать одним из важных событий дня, потому что «герой» получает признание и дружескую поддержку всей группы. С другой стороны, остальные дети получают возможность просто, но ярко выразить дружбу. | |
март | «Неожиданные картинки» | развитие эмпатии, гармонизация отношений в коллективе | Материалы – бумага и восковые мелки на каждого ребенка, музыкальное сопровождение. Педагог предлагает детям сесть в круг и взять по листу бумаги. По команде дети начинают рисовать в течение 2-3 минут. Также по команде они прекращают рисовать и передают начатые рисунки соседу слева. И т.д. до тех пор пока рисунки не совершат полный круг ( если группа большая , игру остановить после 8-10 смены автора) Анализ игры:
| |
апрель | «Герой дня» | развитие эмпатии, гармонизация отношений в коллективе | Педагог предлагает детям поучаствовать в увлекательной игре : « Ребята, а давайте поиграем. Встаньте в круг. Сегодня я назначу героя дня. Им будет ….» Для первого раза нужно выбрать ребенка, который имеет бесспорный авторитет среди детей, чтобы им было легче настроиться на необычный для них стиль взаимоотношений. « …, встань, пожалуйста, в центр круга. А мы все обступим … как можно плотнее. Представьте, что у каждого из вас в руке волшебная кисточка, а в другой- большая банка, наполненная теплым золотым солнечным светом. Мы будем мягко закрашивать ….. ( имя) с головы до ног нашим теплым солнечным светом, при этом не касаясь …( имя). Представьте, что вы заливаете … не только солнечным светом, но и своим дружеским отношением и любовью. Скажите …( имя) приятные слова (например, я рад ,что ты ходишь со мной в одну группу, ты мне нравишься, я люблю с тобой играть и т.п.) Вы можете высказать и свои пожелания» Эта игра может стать одним из важных событий дня, потому что «герой» получает признание и дружескую поддержку всей группы. С другой стороны, остальные дети получают возможность просто, но ярко выразить дружбу. |
Конформные дети
Конформизм - это подчинение суждения или действия индивида групповому давлению, возникающее из конфликта между его собственным мнением и мнением группы. То есть человек демонстрирует конформное поведение в ситуации, когда предпочитает выбрать мнение группы в ущерб своему собственному. Как явление конформизм часто проявляется в как очень сильное желание "быть как все".
Люди с высоким уровнем конформности склонны подчиняться групповому давлению, уступать психологическому давлению вопреки своему мнению, менять свое мнение под давлением группы.
Срок выполнения | Название | Цель | Ход игры | отметка о выполнении, изменениях в поведении ребенка(положит. динамика в развитии слухового и зрительного внимания, контролирует двигательную активность и т.д.) |
октябрь | Игра «Танграм» | Научить принимать решение самостоятельно | Составить из разных геометрических фигур картинку. По образцу или самостоятельно. | |
ноябрь | «Пойми меня» | Способствовать принятию ребенком самостоятельного решения | Ведущий вызывает одного ребенка, предлагает ему любую фразу, а ребенку необходимо изобразить с помощью жестов, мимики, пантомимики все, что ассоциируется со сказанным. На 3-4секунды замирает в этой позе. Затем дети стараются изобразить свою фигуру исходя из того, что они поняли в данной композиции! Затем идет обсуждение. | |
декабрь | «Озорной двойник» | Учить не поддаваться давлению окружающих | Ведущий договаривается с детьми о том, что они повторяют все его жесты, кроме одного, вместо которого они делают свой, тоже заранее оговоренный жест (допустим, когда он подпрыгивает, они должны будут присесть). Тот, кто ошибется, выбывает из игры. | |
январь | «Иголка и нитка» | развить произвольность. | Музыкальное сопровождение: веселая мелодия. Инструкция. Выберите водящего — он будет выполнять роль иголки. Остальные дети — роль нитки. «Иголка» под музыку бегает между стульями, «нитка» (дети друг за другом) — за ней. Если в группе есть зажатый или аутичный ребенок — предложите роль иголки ему. Таким образом, вы сможете развить его коммуникативные и организаторские способности. | |
февраль | «Слепой танец» | Развитие доверия друг к другу, снятие тревожности, излишнего мышечного напряжения. | «Разбейтесь на пары, один из вас будет «Слепой». Другой останется «Зрячим» и сможет водить слепого. Теперь возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом под легкую музыку. Теперь поменяйтесь ролями. Помогите партнеру завязать глаза.» | |
март | « Лови мяч» | выработать способность к самоконтролю. | Материал: мяч. Музыкальное сопровождение: веселая мелодия. Инструкция. Дети свободно двигаются под музыку. Один из них — водящий, у него в руках мяч. Он кидает его и называет имя любого игрока. Ребенок, чье имя назвали, должен подбежать и схватить мяч, после чего он становится водящим. Если ребенок заигрался и не услышал своего имени, он выбывает из игры — становится зрителем. Примечание. Следите за тем, чтобы водящие не называли имена одних и тех же участников. В игре должны быть задействованы все дети. | |
апрель | «Пойми меня» | Способствовать принятию ребенком самостоятельного решения | Ведущий вызывает одного ребенка, предлагает ему любую фразу, а ребенку необходимо изобразить с помощью жестов, мимики, пантомимики все, что ассоциируется со сказанным. На 3-4секунды замирает в этой позе. Затем дети стараются изобразить свою фигуру исходя из того, что они поняли в данной композиции! Затем идет обсуждение. |
Поведенческое и эмоциональные расстройства
у детей среднего возраста
Синдром дефицита внимания и гиперактивности – неврологическо – поведенческое расстройство развития, начинающееся в детском возрасте. Проявляется такими симптомами, как двигательная активность, расстройство внимания и импульсивности поведения, с характерной моторной неловкостью.
Диагноз «гиперактивность» ставит невролог.
Цель: коррекция нарушений поведения у чрезмерно активного ребёнка в условиях группы.
Задачи:
- научить ребенка контролировать свое поведение (самоконтроль произвольного поведения);
- научить ребенка навыкам двигательного контроля;
- отработать навыки взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- научить ребенка справляться с гневом.
- помочь гиперактивному ребенку развить внимание;
Как помочь гиперактивному ребенку?
Помня об индивидуальных особенностях гиперактивных детей, целесообразно:
- работать с ними в начале дня, а не в вечернее время;
- уменьшить их рабочую нагрузку, делать перерывы в работе;
- перед началом работы (праздника, НОД) обговаривать с ребенком правила поведения;
- обговаривать с ребенком вознаграждение (не обязательно материальное), которое он получит после занятия;
- гиперактивного ребенка необходимо чаще поощрять;
- инструкции, предъявляемые гиперактивному ребенку должны быть четкими и краткими (не более 10 слов).
Рекомендации воспитателю по работе с детьми с отклонениями в поведении.
Введите знаковую систему оценивания. Хорошее поведение и успехи в образовательной деятельности вознаграждайте. Не жалейте устно похвалить ребёнка, если он успешно справился даже с небольшим заданием.
1. Изменяйте режим занятий - устраивайте минутки активного отдыха с лёгкими физическими упражнениями и релаксацией.
2. В помещении, где проходят НОД желательно иметь минимальное количество отвлекающих предметов (картин, стендов). Расписание НОД должно быть постоянным, так как дети с синдромом часто забывают его.
3. Работа с гиперактивными детьми должна строиться индивидуально. Оптимальное место для гиперактивного ребёнка - в центре группы, напротив доски. Он всегда должен находиться перед глазами воспитателя. Ему должна быть предоставлена возможность быстро обращаться к педагогу за помощью в случаях затруднений.
4. Направляйте лишнюю энергию гиперактивных детей в полезное русло - во время образовательной деятельности попросите его вымыть доску, собрать карандаши, подсобный материал и т.д., чаще привлекать к дежурству по группе.
5. Вводите проблемное ситуации, повышайте мотивацию детей, используйте в процессе обучения элементы игры, соревнования. Больше давайте творческих, развивающих заданий и наоборот, избегайте монотонной деятельности. Рекомендуется частая смена заданий с небольшим числом вопросов.
6. На определённый отрезок времени давайте лишь одно задание. Если ребенку предстоит выполнить большое задание, то оно предлагается ему в виде последовательных частей, и воспитатель периодически контролирует ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы.
7. Давайте задания в соответствии с рабочим темпом и способностями ребенка. Избегайте предъявления завышенных или заниженных требований к ребенку.
8. Создавайте ситуации успеха, в которых ребёнок имел бы возможность проявить свои сильные стороны. Научите его лучше их использовать, чтобы компенсировать нарушенные функции за счёт здоровых. Пусть он станет групповым экспертом по некоторым областям знаний.
Совместно с психологами помогайте ребёнку адаптироваться в условиях детского сада и детском коллективе - воспитывайте навыки работы в детском саду, обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения.
Открытое письмо гиперактивных детей к педагогам.
«Дорогие педагоги !!!
Чтобы вам было легче с нами жить, а мы вас любили:
- Не загружайте нас скучной и нудной работой. Больше жизни! Больше динамики! Мы все можем!
- Не вздумайте давать нам длинные инструкции! На пятнадцатом слове нас больше интересует, какого цвета носки у соседа, чем ваша поучительная речь. Говорите конкретно, по делу, не более десяти слов.
- Не требуйте от нас, чтобы мы были одновременно внимательными, аккуратными и усидчивыми. Это выше наших сил!
- А вообще – запомните: похвала и порицание действуют на нас сильнее, чем на других!»
Как работать с родителями гиперактивного ребенка?
Родители гиперактивного ребенка часто испытывают чувство вины за его поведение, особенно в общественных местах, а иногда просто не знают, что делать с ним. Прежде всего, необходимо тактично разъяснить им, что ребенок не виноват в том, что он такой. Многочисленные окрики, замечания и частые запреты не приведут к улучшению поведения.
Педагог должен стремиться установить контакт доверительные отношения с родителями ребенка. Для этого можно ежедневно обмениваться карточками. Каждый вечер воспитатель может передавать родителям карточку, в которой зафиксированы даже самые незначительные достижения ребенка в течение дня. Родители могут поощрить ребенка за эти достижения. Утром следующего дня родитель приносит воспитателю аналогичную карточку о том, что удалось ребенку хорошо сделать дома. Таким образом, устанавливается контакт между педагогом и родителями, а у ребенка формируется чувство уверенности в себе, повышается самооценка.
Рекомендации для родителей.
- поддерживайте дома четкий распорядок дня;
- избегайте повторения слов «нет» и «нельзя»;
- говорите сдержанно и спокойно;
- для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию;
- в определенный отрезок времени давайте ребенку только одно задание, чтобы он мог его завершить;
- избегайте мест и ситуаций, где собирается много людей;
- поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания;
- хвалите ребенка каждый раз, когда он этого заслуживает.
- оберегайте ребенка от утомления;
- полезны физические занятия, прогулки.
Рекомендованные игры детям с поведенческими и эмоциональными расстройствами
Срок выполнения | Название | Цель | Ход игры | отметка о выполнении, изменениях в поведении ребенка (положит. динамика в развитии слухового и зрительного внимания, контролирует двигательную активность и т.д.) |
октябрь | "Кричалки—шепталки— молчалки" | развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции. | Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это — сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь — "кричалку" можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь — "шепталка" — можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал "молчалка" — синяя ладонь — дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует "молчанками". | |
ноябрь | "Найди отличие" | развитие умения концентрировать внимание на деталях. | Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями. Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли. | |
декабрь | «Замри» | развитие умения контролировать импульсивные действия. | Дети прыгают в такт музыке (ноги в стороны - вместе, сопровождая прыжки хлопками над головой и по бедрам). Внезапно музыка обрывается. Играющие должны застыть в позе, на которую пришлась остановка музыки. Если кому-то из участников это не удалось, он выбывает из игры. Снова звучит музыка - оставшиеся продолжают выполнять движения. Играют до тех пор, пока в круге не останется один играющий. | |
январь | «Сигнальный флажок» | снизить гиперактивность, развить самоконтроль. | Материал: флажок. Предложите детям двигаться под музыку — они могут маршировать или выполнять свободные движения. Объясните им, что, как только вы поднимете флажок, они должны замереть в тех позах, в которых их застал сигнал. Музыку не выключайте. Через 5–7 с. опустите флажок — дети могут продолжить движение. | |
февраль | «Найди свою пару» | развить внимание, способность к самоконтролю. | Разбейте детей на пары мальчик — девочка. Попросите партнеров посмотреть друг на друга. Объясните правила игры. Как только зазвучит музыка, игроки свободно перемещаются по комнате. Как только музыка останавливается, участники должны как можно скорее найти свои пары и взяться за руки. Побеждают те мальчик и девочка, кто быстрее остальных нашел друг друга. Повторите игру несколько раз. | |
март | «Сова» | развить произвольность. | Предложите участникам выбрать водящего — «сову». Пока дети свободно двигаются по комнате, «сова спит в гнезде» (сидит на стуле). По команде «Ночь!» участники должны замереть, а «сова» выходит на охоту. Кто из играющих пошевелится или рассмеется — тот становится совой. | |
апрель | «Волшебное слово» | развить произвольность, самоконтроль и внимание. | Дети и водящий (сначала вы можете быть им) становятся в круг. Водящий объясняет правила: он будет показывать разные движения, а участники — повторять их, но только в том случае, если водящий добавил «волшебное слово» «пожалуйста». Если он не произнес это слово — дети остаются неподвижными. «Волшебное слово» можно произносить в случайном порядке, через 2–5 движений. |
Протестное поведение
Формы протестного поведения детей - негативизм, строптивость, упрямство. Негативизм - такое поведение ребенка, когда он не хочет что-нибудь сделать только потому, что его об этом попросили; это реакция ребенка не на содержание действия, а на само предложение, которое исходит от взрослых. Типичные проявления детского негативизма - это беспричинные слезы, грубость, дерзость или замкнутость, отчужденность, обидчивость.
"Пассивный" негативизм выражается в молчаливом отказе выполнять поручения, требования взрослых. При "активном " негативизме дети производят действия, противоположные требуемым, стремятся во что бы то ни стало настоять на своем. В обоих случаях дети становятся неуправляемыми: ни угрозы, ни просьбы на них не действуют. Они стойко отказываются делать то, что еще недавно выполняли беспрекословно. Причина такого поведения заключается в том, что у ребенка накапливается эмоционально отрицательное отношение к требованиям взрослых, которое препятствует удовлетворению детской потребности в самостоятельности.
Таким образом, негативизм - это часто результат неправильного воспитания, следствие протеста ребенка против насилия, которое над ним совершают. С появлением негативизма нарушается контакт между ребенком и взрослым, в результате чего воспитание становится невозможным. "
Советы родителям
о поощрении
1. Не хвалите особенно часто, так как в этом случае потеряется важнейший смысл похвалы.
2. Употребляйте в адрес ребенка ласковые слова. Это может быть «рыбка», «зайчик», «ласточка», «солнышко».
3. Чаще прижимайте к себе и обнимайте ребенка.
4. Целуйте своего ребенка часто и искренно.
5. Хвалите ребенка в присутствии других родственников, друзей.
Возможные методы наказания
1. Учите ребенка умению самоконтроля.
2. В момент проявления недовольства обращайтесь к ребенку по - деловому - Наташа, а не Натусенька.
3. Оценивая поведение или поступок, осуждайте именно этот факт, а не личность ребенка.
4. Используя жесткие отрицательные обещания, следуйте этому правилу до конца, к примеру «Целый день я не буду тебя обнимать» или «Сегодня мне придется называть тебя только Таня, а не Танюша»,
5. Организуйте дома «Уголок необдуманных поступков», где ребенок будет наказанным не стоять, а сидеть / но без ничего /.
6. Развивайте в ребенке способность к самооценке. С этой целью сделайте шкатулку и жетоны 2-х цветов / красный и синий /Был примерным во всем - вечером помещает в шкатулку красный жетон, не очень - синий. А в воскресенье желательно подсчитать и поощрить ребенка за примерное поведение.
7. Лишайте на время любимой игрушки или другого предмета, поставив их на видное место. Периодически при этом напоминать ребенку: «Скучает сегодня твоя кукла или «Денди» и т. п.
8. Помните, наказывая, вы не перестали любить своего ребенка.
Категорически нельзя:
1. Наказывать едой
2. Физически наказывать
3. Обзывать бранными словами
4. Кричать
5. Ставить надолго в угол
Заповеди для взрослых
Детей учит то, что их окружает.
Если ребёнка часто критикуют - он учится осуждать.
Если ребёнку часто демонстрируют враждебность - он учится драться.
Если ребёнка часто высмеивают - он учится быть робким.
Если ребёнка часто позорят - он учится чувствовать себя виноватым.
Если к ребёнку часто бывают снисходительны - он учится быть терпеливым.
Если ребёнка часто подбадривают - он учится уверенности в себе.
Если ребёнка часто хвалят - он учится оценивать.
Если с ребёнком обычно честны ~ он учится справедливости.
Ест ребёнок живёт с чувством безопасности - он учится верить.
Если ребёнка часто одобряют - он учится хорошо к себе относиться.
Если ребёнок живёт в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он учится
находить в этом мире любовь.
Рекомендованные игры детям с протестным поведением
Срок выполнения | Название | Цель | Ход игры | отметка о выполнении, изменениях в поведении ребенка(положит. динамика в развитии слухового и зрительного внимания, контролирует двигательную активность и т.д.) |
октябрь | «Лесная Фигура» | развитие умения подчиняться общей групповой цели | Модификация игры «Море волнуется…» Ведущий говорит слова, под которые дети изображают качающиеся на ветру деревья: «Ветер дует раз, ветер дует два, ветер дует три, лесная фигура на месте замри!» Темы фигур могут быть разные, в том числе перекликающиеся с темой занятий, в качестве дополнительного закрепления материала.
| |
ноябрь | «Необычные прыжки» | развитие умения подчиняться общей групповой цели | Все игроки стоят друг за другом, положив свою левую руку на плечо впереди стоящего, а правой рукой взяв его правую ногу. По команде эта «хромая сороконожка» двигается прыжками вперед за первым, который плавно меняет направления движения. Игру можно повторить, поменяв местами руки. Музыкальное сопровождение оживит игру. | |
декабрь | «Зеваки» | развитие умения подчиняться общей групповой цели, развитие внимания, памяти | Все играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего (это может быть звук колокольчика, хлопок руками или какое-нибудь слово) дети останавливаются, хлопают четыре раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону. Тот, кто не успел выполнить задание, выбывает из игры. Игру можно проводить под музыку или знакомую детям песню. В таком случае дети должны хлопать в ладоши, услышав определенное слово песни (оговоренное заранее) | |
январь | «Робот» | сплочение группы, воспитание способности к согласованному взаимодействию. | дети делятся на пары. Один из детей исполняет роль изобретателя, другой — робота. Робот, ища спрятанный предмет, движется по указанию изобретателя прямо, влево и т.д. Затем дети меняются ролями. | |
февраль | «Удержи предмет» | развивать способность к согласованности действий с партнёром. | дети разбиваются на пары. Пары соревнуются друг с другом. Педагог предлагает удержать листок бумаги лбами (надувной шар — животами) без помощи рук, передвигаясь по групповой комнате. Побеждает та пара, которая более длительное время удерживает предмет. | |
март | “Эхо” | учить детей быть открытыми для работы с другими, подчиняться общему ритму движений. | дети отвечают на звуки ведущего дружным эхо. Например, на хлопок воспитателя участники группы отвечают дружными хлопками. Ведущий может подавать другие сигналы: серию хлопков в определенном ритме, постукивание по столу, стене, коленям, притопывание и т.д. Упражнение может выполняться в подгруппе (4—5 человек) или со всей группой детей. При выполнении небольшими подгруппами одна подгруппа оценивает слаженность действий другой. | |
апрель | «Доброе животное» | способствовать сплочению коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать. | ведущий говорит: Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе на вдох шаг вперед, на выдох шаг назад. А теперь на вдох сделаем два шага вперед, а на выдох два шага назад. Так дышит не только доброе животное, но и стучит его большое доброе сердце. Стук шаг вперед, стук шаг назад. Мы все берем дыхание и стук этого доброго животного себе. |
Подготовила: педагог-психолог: Шихова С.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие педагога-психолога и воспитателя в построении индивидуального развивающего маршрута
Опыт взаимодействия педагога-психолога и воспитателя в решении сложных вопросов в воспитании и обучении детей....
Взаимодействие педагога-психолога с воспитателями в реализации проектов
Реализация проекта в сердней группе "Удивительный мир шестиногих" и проект "Ферма" в младшей группе....
"Активные формы взаимодействия педагога -психолога с воспитателями"
Методическое объединение педагогов-психологов.....
Журнал взаимодействия педагога-психолога и воспитателей
Журнал взаимодействия педагога-психолога и воспитателей...
(МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ПЕДАГОГОМ-ВОСПИТАТЕЛЕМ И ИНСТРУКТОРОМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ)
Проект «Чемпионат творчества и знаний» направлен на создание условия воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста в детском саду и семье с акцентом на становление у них коммуникативн...
журнал взаимодействия педагога-психолога с воспитателями логопедической гр
взаимодействие через игру...
Журнал взаимодействия педагога-психолога с воспитателями
Подготовительная группа...