Развитие читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста
статья на тему
Книга способствует и эмоциональному, и интеллектуальному развитию ребёнка, развивает у него фантазию и чувство юмора, формирует его сознание и взгляд на окружающий мир. В области чувств ребёнок демонстрирует невероятную эмоциональность и отзывчивость к книжным персонажам. Ведь, взяв в руки книгу, он погружается в волшебный мир, где ощущает себя непосредственным участником тех событий, о которых ему ведает эта книга.
Скачать:
Предварительный просмотр:
И. А. Гудкова
МБДОУ – детский сад
комбинированного вида № 144
г. Екатеринбург
Большое дело для маленьких детей
(развитие читательского интереса у детей дошкольного возраста)
Мы, педагоги дошкольных образовательных организаций, с сожалением замечаем, что современные дети отказываются брать в руки книги или слушать их чтение, потому что считают это долгим и нудным занятием. Да, дети стали очень мало интересоваться книжными изданиями. Но это говорит только о том, что мы, взрослые (родители и педагоги), сами упускаем момент, когда необходимо приучать ребёнка к чтению, пробуждать в нём интерес к этому занятию. Возможно, в нужное время ему никто не даёт в руки замечательную, удивительную и захватывающую книгу.
Но именно в наших силах изменить такое восприятие и превратить чтение в радостный и увлекательный процесс. Нужно только проявить для этого огромное терпение и фантазию, и тогда уже в начальной школе дети будут читать с огромным удовольствием, наслаждением и интересом.
Любая книга – это кладезь незаметных на первый взгляд советов, которые можно проверить на жизненной практике. Ведь по своей сути ребёнок очень любопытен, что даёт ему возможность познавать мир. А книги позволяют ему удовлетворить своё любопытство и дают ответы на все интересующие его вопросы. Так постепенно ребёнок умнеет и развивается.
Книга способствует и эмоциональному, и интеллектуальному развитию ребёнка, развивает у него фантазию и чувство юмора, формирует его сознание и взгляд на окружающий мир. В области чувств ребёнок демонстрирует невероятную эмоциональность и отзывчивость к книжным персонажам. Ведь, взяв в руки книгу, он погружается в волшебный мир, где ощущает себя непосредственным участником тех событий, о которых ему ведает эта книга. А окружающий мир становится для дошкольника устойчивым и гармоничным.
Можно сказать, что от книги к книге дети незаметно взрослеют.
Книга также может иметь терапевтический эффект в детско-родительских отношениях: она может изменить их к лучшему, сделать доверительнее и теплее.
К счастью, книжные издательства выпускают для дошкольников огромное количество книг в различных литературных жанрах.
Детство ребёнка немыслимо без сказок. Велика роль народной сказки в формировании нравственности дошкольника, его патриотических чувств. Конечно, дети знакомятся с народной сказкой и в семейном кругу, и в стенах детского сада.
Но сколько есть прекрасных авторских сказок! К сожалению, читая их детям, взрослые часто забывают называть автора и, тем более, рассказывать о нём. Помнится, в последнее десятилетие ушедшего века издавались книги сказок с прекрасными иллюстрациями, но с сокращённым содержанием, на которых вообще авторы не указывались. А ведь это, в основном, были сказки величайших сказочников мира, таких, как Ганс Христиан Андерсен, братья Гримм, Шарль Перро! Это значит, что эти знаменитые имена не были на слуху маленьких читателей, а это не просто неуважение к великим людям, это преступление по отношению к детям.
Вообще, необходимо как можно чаще рассказывать детям об авторах любых произведений. Прежде чем знакомить дошкольников с творчеством детского писателя или поэта, обязательно надо их познакомить в доступной форме с его биографией, разъяснить им, почему именно он стал писать для детей, что его волновало, что он хотел выразить в своих произведениях. И тогда ребёнок, слушая стихотворение или рассказ, обязательно почувствует себя сопричастным к тому, о чём ему читают, проявит свои эмоции. Необходимо также в юбилейные годы писателя или поэта в свободную деятельность дошкольников включать создание иллюстраций к авторским произведениям или организовывать драматизированную деятельность по этим произведениям, что всегда доставляет детям радость, и они с удовольствием преображаются в книжных героев. А для детей старшего дошкольного возраста дополнительно можно проводить конкурсы и викторины по детским художественным произведениям. И, конечно, огромный интерес у детей всегда вызывает создание своими руками доступных в исполнении декораций к любимым книгам.
Очень радует наличие большого количества детских книг о животном мире. Нечасто детям на улицах города посчастливится встретить какое-либо животное, особенно дикое. И бабушка не у каждого ребёнка живёт в деревне. Поэтому самый простой путь знакомства ребёнка с животными лежит, конечно же, через детскую книгу. И это приносит ребёнку столько положительных эмоций! А маленьким хозяевам домашних питомцев после прочтения таких рассказов есть о чём задуматься! Здесь хочется, конечно же, порекомендовать для чтения книги таких авторов как Виталий Бианки, Евгений Чарушин, Михаил Пришвин, Николай Сладков, Борис Житков, Владимир Сутеев. Ведь и мы когда-то, в далёких 60-х годах прошлого столетия, заслушивались, а позднее сами зачитывались чудесными и добрыми рассказами этих прекрасных авторов о животных. И они учили нас проявлять сочувствие и милосердие к братьям нашим меньшим. И это явилось только началом воспитания в нас доброты, любви и сострадания ко всему живому. У хороших книг нет срока давности! Они всегда востребованы и актуальны.
Счастливое детство не бывает без радости, которую могут подарить смешные и добрые рассказы и стихи. Их чтение делает дошколят добрее и светлее, обеспечивает им хорошее настроение, развивает чувство юмора. Не каждый взрослый человек обладает этим чудесным чувством, и тут надо отдать должное таким детским авторам как Борис Заходер, Эдуард Успенский, Виктор Драгунский и другим, произведения которых читать весело и интересно.
Если малыши растут на сказках, то у детей старшего дошкольного возраста начинает проявляться интерес к историям о самых обычных ребятах, таких же, как они сами, только живущих на страницах книг. В этом возрасте дети впервые начинают задумываться о своём месте в детском коллективе и в социуме, размышлять о взаимоотношениях со сверстниками, воспитателями и родителями. И вовремя прочитанные книги, как лучшие друзья, могут прийти на помощь и дать нужный совет. Так, будет хорошо, если на книжной полке ребёнка займут почётное место те же «Денискины рассказы» Виктора Драгунского – об искренних поступках, о детских порывах познать мир. Все переживания главного героя близки и понятны детям старшего дошкольного возраста. Эта замечательная книга помогает им мечтать о чём-то добром и светлом.
В жизни ребёнка порой случаются какие-то неприятные события, которые могут подорвать его психическое состояние. И конечно, тяжёлые моменты ему всегда помогают пережить близкие и родные люди. Семья – это самое главное и дорогое, что есть у каждого ребёнка. Она не только поддерживает его в грустные минуты, она радуется его успехам и гордится его достижениями. В семье часто происходят и разные интересные истории. И поэтому дети очень любят слушать и читать смешные и добрые рассказы о семье. Это греет им душу и успокаивает. Много таких рассказов написано Валентиной Осеевой, Мариной Дружининой, Олегом Кургузовым, Лидией Чарской, Леонидом Каминским и другими современными авторами.
Хорошо, когда у ребёнка есть надёжный друг, который всегда поможет и никогда не предаст. По-настоящему научат детей дружить стихи Самуила Яковлевича Маршака, Елены Благининой, Агнии Барто, Владимира Орлова, Юрия Энтина, а также всем понятные рассказы Нины Павловой.
Сделаю небольшое отступление: в моём далёком детстве лично для меня эталоном детской дружбы стал поступок девочки Жени из известной книги Валентина Катаева «Цветик-семицветик», которая не пожалела последний заветный волшебный лепесток, лишь бы мальчик Витя стал здоров. И меня тогда настолько потрясла эта удивительная книга, что до сих пор без слёз не могу её читать своим воспитанникам. Дети смущённо притихают, и я чувствую, что это действует на них сильнее всяких бесед…
А сколько детских книг и стихов о войне! Конечно, хорошо бы детям не знать, что это такое, но мы, педагоги и родители, просто обязаны преподать им урок мужества, урок патриотизма, научить их ценить мир на земле и, конечно, чтить память тех, кто этот мир когда-то отстоял в тяжёлых боях. Ну, а помогают нам в этом рассказы Анатолия Митяева, Александра Шишова, Бориса Лавренёва, Софьи Могилевской, Аркадия Гайдара, Константина Паустовского и других детских писателей. А сколько стихов о войне, простых и доступных для понимания дошкольников!
Ну и, конечно, в совместной деятельности вне занятий нельзя забывать о воспитании в детях нравственных добродетелей. Есть серии книг, где речь идёт о добрых чувствах и душевных качествах, которые необходимо заложить в ребёнка. Такие книги помогают разбудить эти качества в детях, пока их сердца и помыслы ещё чисты.
Маленькие уральцы непременно должны быть знакомы с творчеством знаменитых уральских писателей: Павла Петровича Бажова и Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка. Какое счастье, что много своих произведений они посвятили детям! Их имена неразрывно связаны с уральскими сказами «Серебряное копытце», «Медной горы Хозяйка», а также с «Алёнушкиными сказками». Некая незавершённость бажовских сказов оставляет широкий простор фантазии и воображению дошкольников, позволяя им самим продолжить историю героев, а значит, делает маленьких читателей в какой-то мере сопричастными к творчеству Павла Бажова. К сожалению, имена этих авторов не включены в основную образовательную программу ДОО, но ознакомление с их произведениями, которое проводится весной, в «Неделю детской книги», является частью рабочих программ педагогов.
Старшие дошкольники часто играют в школу. И психологи советуют всеми силами поощрять такие игры, так как они не только взращивают желание детей стать учениками, но и помогают сформировать необходимые для обучения умения, закладывают основы будущей школьной социализации. А обогатить знания для такой игры, конечно же, помогают детские энциклопедии, из которых старшие дошкольники черпают действительно серьёзные познавательные сведения. Материал в них преподносится очень образно и интересно, поэтому дети легко усваивают и надолго запоминают полученную информацию, а потом с гордостью используют её в своих играх на школьную тему.
Как бы методично мы не обучали дошкольников чтению в дошкольной образовательной организации, всё-таки большую часть времени они проводят в кругу семьи, где родители им читают то, что имеется в домашней библиотеке.
Хотелось бы дать несколько полезных рекомендаций, касающихся семейного чтения, которые будут способствовать развитию читательского интереса детей-дошкольников (некоторые из этих рекомендаций в своей интерпретации могут взять себе на вооружение и педагоги дошкольных образовательных организаций).
1. Необходимо оформлять личную библиотеку дошкольника, покупая ребёнку книги полюбившихся ему авторов. На день рождения или на праздники нужно дарить ребёнку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и тёплыми пожеланиями: ведь спустя годы это станет счастливым напоминанием о близких и родных людях, о добрых традициях родного дома.
2. Прежде всего, надо стать своему ребёнку другом: искренне интересоваться его мыслями и переживаниями, тем, что происходит в его душе.
3. Лучшее время приучать малыша к чтению – это время отдыха, тогда этот процесс проходит «безболезненно», без ссор и скандалов. Хорошо бы ввести в распорядок дня «час чтения». Нужно выбирать произведения, соответствующие обстановке, чтобы ребёнок живее представил сюжет: если отдых на море, то лучше читать книги о морских путешествиях; если у бабушки в деревне, то о домашних животных, о дарах леса.
4. Не надо оставлять ребёнка наедине с книгой. Он гораздо охотнее будет знакомиться с героями книг и их приключениями вместе с родителями. Хорошо, если члены семьи поочерёдно читают ребёнку книги, или чтение происходит в общем семейном кругу. Ребёнок чувствует внимание к себе и любовь родных людей, когда они вместе с ним с удовольствием перелистывают страницу за страницей, искренне сопереживают героям, обсуждают их поступки, когда знакомство с литературой происходит эмоционально и в доброй атмосфере. После прочтения сказки, рассказа или стихотворения обязательно надо вместе с ребёнком их обсудить: что показалось интересным, что больше понравилось, какие герои вызывают симпатию и почему. Такое единство интересов доставляет ребёнку огромную радость! А родители словно превращаются в добрых волшебников и помогают адаптироваться ребёнку в жизни, поддерживать его и направлять.
5. Обычно дети всячески оттягивают момент отхода ко сну, уговаривая родителей почитать сказку. Нужно пользоваться этим! Для чтения пред сном надо выбирать такие литературные произведения, которые успокоят возбуждённого за день ребёнка. А захватывающие приключенческие рассказы лучше оставить до выходного дня. Старшим дошкольникам, которые уже умеют немного читать, можно остановить чтение на самом интересном месте, предложив им утром самим узнать, чем закончится удивительная история.
6. Пусть ребёнок сам выбирает книгу для чтения, не надо навязывать ему своё мнение. Основная задача – привить любовь к книге, а для детей старшего дошкольного возраста – к процессу чтения.
7.Для детей старшего дошкольного возраста, которые уже начинают читать самостоятельно, книги являются прекрасным стартом для обучения в школе. Для таких дошкольников в книгах должны быть крупные буквы, большие картинки, короткие тексты (прочитав их, ребёнок не должен устать).
8. Прогресс не стоит на месте, и приходится идти «в ногу со временем». Сегодня, в век компьютерных технологий, было бы глупо отстранять ребёнка от Интернета. Но ограничивать время, проведённое перед монитором, надо обязательно! Хорошо бы придумать свой домашний «тариф»: сколько времени ребёнок играет в Сети, столько же посвящать чтению. Нужно спланировать время ребёнка правильно и с пользой. А для старших дошкольников вместо компьютерных «бродилок» и «стрелялок» можно закачать увлекательные сказки и повести.
9. Если родители сами выбирают книгу для чтения ребёнку, то его надо заинтересовать ею. Часто по детскому художественному произведению снимают фильм или создают мультфильм. Желательно показать их ребёнку до прочтения: если ему понравится фильм, то и произведение он будет слушать или читать с удовольствием. А можно поступить и по-другому: сначала прочесть произведение, пообещав последующий совместный просмотр его экранизации, который закрепит прочитанное в детской памяти.
Всем известно, что у детей старшего дошкольного возраста мышление наглядно-образное, поэтому книги для них всегда сопровождаются иллюстрациями, которые должны быть крупными, яркими, запоминающимися. Художник своими иллюстрациями дополняет авторский текст, воплощает в них содержание художественного произведения, и ребёнку легко его представить. Поэтому хорошо, если ещё до чтения книги ребёнок внимательно рассмотрит её иллюстрации (можно вместе с родителями или с друзьями), обращая внимание на детали, которые ему нравятся. Любые иллюстрации вызывают у ребёнка определённые эмоции, не оставляя его равнодушным к происходящему на страницах книги.
10. Хорошо в выходной день пригласить в гости друзей своего ребёнка, а после прочтения художественного произведения устроить театральный «капустник»: для этого надо придумать костюмы, раздать роли и попробовать разыграть любимые сюжеты. Ребёнок будет от такого мероприятия в восторге!
Или можно объявить в доме «Неделю чтения» любимого произведения ребёнка: в понедельник – нарядить ребёнка, как главного героя книги, во вторник – вместе приготовить любимое блюдо героя, в среду – поиграть в игры, описанные в книге и т.д. Главное – научить ребёнка получать удовольствие от процесса, научить выделять образы и вычленять детали.
11. Самый лучший способ развить воображение ребёнка – это, конечно же, рисование. Можно предложить детям придумать своё оформление к книге, нарисовать иллюстрации к её содержанию, то есть побыть художниками-иллюстраторами. Пусть они с помощью красок и кисти изобразят своих любимых литературных героев и действия персонажей. Не надо ограничивать фантазию детей: может, они захотят нарисовать просто портрет запомнившегося героя, а может, изобразят целую серию сюжетных картинок. А потом детские рисунки можно сравнить с настоящими иллюстрациями в книге и обсудить сходство и различие.
12. После прочтения детям художественного произведения можно поиграть с ними в игру: раздать небольшие листы цветной бумаги и предложить выбрать цвет для какого-то героя, явления, эмоции или предмета. Интересно наблюдать, как дети выстраивают свои ассоциации: если, например, к слову «поросёнок» они без колебания подбирают розовый цвет, то такие слова как «радость» или «тревога» заставляют их задуматься и подключить ассоциативное мышление.
13. Нужно чаще водить ребёнка в книжные магазины, дать ему возможность пройтись среди стеллажей и самому выбрать книгу. Это со временем разовьёт его читательский вкус и, конечно же, придаст ребёнку уверенности в себе, повысит уровень его социализации. Можно ежемесячно выделять определённую денежную сумму на приобретение детских изданий. И хорошо, если поход в книжный магазин превратится в добрую семейную традицию.
14. Необходимо воспитывать в ребёнке бережное отношение к книге, демонстрируя ему книжные реликвии своей семьи.
15. Не нужно забывать о старом, добром и вечном. Пусть бабушки и дедушки, мамы и папы читают ребёнку книги своего детства, делятся своими детскими впечатлениями от их чтения. А потом интересно будет сопоставить их с впечатлениями ребёнка.
16. В библиотеках сейчас всё чаще организуются тематические и праздничные мероприятия для детей. Поэтому ребёнка надо постепенно к ним приучать. Специалисты библиотеки занимательно рассказывают дошкольникам о книгах и их создании, о культуре чтения, о правилах обращения с книгами и др. Также в библиотеках проводятся поэтические встречи, весёлые и полезные конкурсы по детским произведениям. Участвуя в них, дети тренируют свою память, а если чего-то не знают, это сподобит их вместе с родителями найти нужную книгу и прочесть её. Молодым родителям, которые сомневаются в выборе книг для своего ребёнка, библиотекарь всегда порекомендует нужные произведения детских авторов для семейного чтения.
17. В библиотеках становится популярной практика сбора книг от населения. И если хоть однажды ребёнок поучаствует в подобной акции вместе со своими родителями, он непременно уяснит, что прочитанные книги не должны годами стоять на домашних полках, что они могут быть полезными для других людей: ведь чаще всего эти книги отправляют в детские дома, в дома престарелых. Такие акции способствуют воспитанию у ребёнка милосердия, чувства взаимопомощи и сострадания.
18. Ну и, конечно, нельзя забывать, что дети копируют поведение взрослых и стремятся быть похожими на них. Поэтому лучший способ приучить ребёнка к чтению – подать ему личный пример, взяв в руки книгу.
Книга даёт ребёнку возможность посмотреть на себя со стороны, задуматься о важных вещах и понять, что, несмотря на проказы, его всё равно любят. Детям старшего дошкольного возраста книги помогают погрузиться в волшебный и удивительный мир литературы, рассказывая им о чём-то интересном. В конце чтения хорошей книги ребёнок ощущает лёгкую грусть, которая наступает всякий раз при расставании с героями, которых он понимал и поддерживал. Весёлые и дружелюбные, отважные и ловкие, добрые и трудолюбивые герои детских книг опосредованно учат дошкольников быть любящими и смелыми, находчивыми и воспитанными. Дети, как губки, впитывают в себя всё лучшее, к чему призывают книжные герои. И пусть они, благодаря книгам, становятся не только образованными, но ещё и верными, как Герда, стойкими, как оловянный солдатик, и трудолюбивыми, как Золушка. А самое главное - счастливыми!
Самое лучшее, что можно подарить ребёнку – это знания. А большую часть этих знаний можно почерпнуть из книг и познавательных энциклопедий. Отсюда можно сделать вывод, что всё-таки во все времена лучшим подарком детям остаётся книга. И самое ценное, что мы можем сделать для ребёнка – это привить ему желание и умение читать.
А за время написания статьи у меня родилась такая интересная мысль: если для писателя источником его произведений является жизнь, то для ребёнка эти произведения являются источником знаний, а значит, и дальнейшей осознанной жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста
Статья на тему развития познавательного интереса у старших дошкольников. В статье предлагается материал для работы с детьми по подготовке к школе и привитию таких качеств как самостоятельность, любозн...
Опыт работы на тему: «Формирование читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с книжной иллюстрацией»
Опыт работы на тему:«Формирование читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с книжной иллюстрацией»...
«Формирование читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с книжной иллюстрацией»
laquo;Формирование читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с книжной иллюстрацией»...
STEM технологии в дошкольном образовании: интерактивная игра, как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста
Игра для интерактивный средств обучения способствует развитию у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса. Данная игра способствует оптимизации знаний у детей старшего дошкольного в...
Развитие читательского воображения у детей старшего дошкольного возраста
Превращение ребенка-дошкольника из "пассивного" читателя в инициативного и самостоятельного субъекта деятельности, в основе этой деятельности мы закладываем следующую идею – это развит...
Читательские интересы у детей старшего дошкольного возраста
Литературное образование детей старшего дошкольного возраста включает в себя чтение художественной литературы, которое в период дошкольного возраста предстваляет собой совместно организованную деятель...