Развитие читательского воображения у детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Василихина Ольга

Превращение ребенка-дошкольника из "пассивного" читателя в инициативного и самостоятельного субъекта деятельности, в основе этой деятельности мы закладываем следующую идею – это развить у ребенка «читательское» воображение, которое заключается в не навязывании художественного образа того или иного литературного героя, а в воплощении его самим ребенком, и предлагаем ему это сделать с помощью  преобразование графических образов в художественные. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_chitatelchkogo_voobrazheniya_u_doshkolnikov.docx23.95 КБ

Предварительный просмотр:

 «РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

                           

В современном мире развивается культура, которую называют по разному: «визуальная», «видеокультура», «электронная культура», а интерес к книге и престижу чтения, к сожалению, угасает.

Отечественными педагогами и психологами признан тот факт, что дефицит в читательской культуре, происходит, прежде всего, из-за недостаточно развитого «читательского» воображения в детстве. По мнению одного из выдающихся отечественных психологов Б.М. Теплова, «читательское» воображение это, «когда мысленно «видишь и слышишь» все то, о чем идет речь, когда мысленно переносишься в воображаемую ситуацию и «живешь» в ней». Именно поэтому данная проблема  вызывает особую тревогу в связи с тем, что, с одной стороны, неразвитое «читательское» воображение лишает читателя многих «читательских удовольствий», а именно это становится причиной нелюбви к чтению и к книге вообще. С другой стороны, «ленивое и пассивное» воображение затрудняет понимание и запоминание текста, что приводит в дальнейшем к механическим заучиваниям и элементарным зубрежкам.

Почему же наступает пассивность, ведь внутренние предпосылки – активное отношение детей к познанию мира, природная любознательность заложена изначально в каждом человеке.

Исходя из вышесказанного, на лицо видна актуальная проблема повышения интереса к книге и читательской культуре в целом, которую необходимо решать на всех ступенях образования, начиная уже с дошкольного.

Решение данной проблемы мы видим через превращение ребенка из пассивного наблюдателя в инициативного и самостоятельного субъекта деятельности, в основе этой деятельности мы закладываем следующую идею – это развить у ребенка «читательское» воображение, которое заключается в не навязывании художественного образа того или иного литературного героя, а в воплощении его самим ребенком, и предлагаем ему это сделать с помощью  преобразование графических образов в художественные.

Графическими образами в нашем случае выступают различные буквы, цифры (причем не обязательно ребенку их все знать и называть), это могут быть также образы, похожие на волнистые линии, на каплю воды и т.д., которые наталкивают детей

Графические образы в нашем случае  – это помощники, это некая основа, стержень для преобразования из них разных художественных образов, литературных героев или предметов с подробным описанием всех их деталей.

 Как это происходит? Воспитатель предлагает детям выбрать карточки с графическими образами, которые в достаточном количестве лежат перед ними на столе и дорисовывать к ним все необходимые детали так, чтобы получился художественный образ из сказки. Далее детям дается возможность  рассказать о героях, которых они преобразовали.

 

Какой  он характеру?

Что в нем плохо, а что хорошо?

Как герой выглядит?

Что умеет делать?

С кем общается? и т.д.

После применения приема преобразования графических образов в художественные педагог может напомнить детям о том, что ко многим литературным произведениям создаются иллюстрации и картины. Каждый художник, представляет содержание произведения по-своему и создает не только зрительные, но и звуковые, ритмические и невообразимые образы, такие как образы чувств, переживаний, размышлений. Поэтому используя такой прием, как приглашение волшебников «Вижу, слышу, чувствую» педагог может предложить детям рассмотреть одну из иллюстраций к сказке, о которой сейчас идет речь, при этом сопровождая весь процесс следующими вопросами, что изображено на иллюстрации, что вы слышите,  что чувствуете?

Далее рассмотрев иллюстрации к сказке для поддержания интереса детей к деятельности педагог предлагает детям тоже стать художниками, и используя раннее преобразованные художественные образы предлагает зарисовать один из сюжетов сказки, соединения при этом главных и второстепенных объектов или предметов (выбираются любые два и объясняется сначала как  они связаны, а затем почему их можно соединить, при этом взаимодействие между объектами и предметами могут быть установлены на уровне эмоциональных связей: нравится, не нравится, заботится, любит, не любит; на уровне родственных связей: брат – сестра, мама – дети… и др.)

После зарисовки дети презентуют свой сюжет к сказке. Здесь педагогом  применяются приемы  «Гордость» и «Шанс», где каждый ребенок получает шанс оказаться в центре всеобщего внимания и получить всеобщее одобрение. При рассказывании дети могут с помощью различных волшебников:

Увеличивать или уменьшать героев.

Ускорять или замедлять их, например, гуси-лебеди летят очень медленно или наоборот очень быстро, сразу выдвигая фантастическую гипотезу: что было бы если…?

Перемещать героев в пространстве, например, направить гусей – лебедей на северный полюс или переместить в пространстве девочку так, чтобы она быстрей нашла своего братца. 

Удалить одного героя из сюжета, при этом снова выдвигая фантастическую гипотезу: что произойдет со сказкой?

Потерять какой - нибудь  предмет в сюжете и выдвинуть гипотезу: что теперь нам делать?

Добавить нового героя в сюжет (например, это может быть появление Деда Мороза, который может заморозить гусей-лебедей). и.т.д.

Дети в дальнейшем из зарисованных сюжетов создают «киноленты» в той последовательности как происходили события и презентуют сказку для детей из других групп.

Результат: все это дает ребенку возможность глубже и эмоционально откликаться на мир чувств литературных персонажей, больше проживать с ними жизнь, ярче и полноценнее воспринимать художественное произведение, которое  воздействует на него и формирует как человека.

*В дополнение хочется сказать, что для приобщения дошкольников к читательской культуре нами используются широкий спектр приемов, это:

- чтение рассказа с остановками, где дети предполагают, о чем пойдет речь дальше в рассказе;

-  создание электронной книги;

-  сторителлинг (сказительство) и мн.др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов ТРИЗ в развитии творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Кто из нас не мечтал стать волшебником? Ведь тогда всё становится весёлым и интересным, страшное перестаёт быть страшным, неприятности оказываются преодолёнными, скучное может оказаться занимате...

Опыт внедрения технологии: "Развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности"

Проблема развития творческого воображения актуальна и тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека, его поведения в целом. Игнориров...

Конспект занятия по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на основе словесных игр с использованием ИКТ

помощь в работе воспитателям, логопедам, дифектологам в работе с детьми старшего дошкольного возраста...

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе: «Зимний пейзаж» (нетрадиционное рисование деревьев)

Цель: используя ассоциации из собственного опыта детей восприятия зимней природы вызвать эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа.Задачи:Развивающие: развивать фантазию, внимание, ...

Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДОУ

Воображение! Без этого качества нельзя быть ни поэтом, ни философом....

Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста

Интерес к изучаемой нами проблеме обусловливается, в настоящее время, гуманистическими задачами более полного раскрытия индивидуальности развивающей личности, ее творческих потенциалов. Жизнь во...

Развитие читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста

Книга способствует и эмоциональному, и интеллектуальному развитию ребёнка, развивает у него фантазию и чувство юмора, формирует его сознание и взгляд на окружающий мир. В области чувств ребёнок демонс...