Страничка для родителей "География на прогулке"
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Гиздатуллина  Гулия  Мансуровна

Расширить знания детей о том, как можно интересно организовать вместе с ребенком мини-походы в лес или парк, а также провести познавательное путешествие по карте или глобусу узнать, что-то новое о материках и странах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stranichka_dlya_roditeley.docx24.9 КБ

Предварительный просмотр:

Страничка для родителей

Воспитатель

Гиздатуллина Г.М.

Цель:

Расширить знания детей о том, как можно интересно организовать вместе с ребенком мини-походы в лес или парк, а также провести познавательное путешествие по карте или глобусу узнать, что-то новое о материках и странах.

География для дошкольников.

Нередко так бывает, что родители сводят  знакомство дошкольника с географией лишь к изучению карты, заучиванию столиц государств и запоминанию флагов. Но география очень обширна, имеет множество разделов и касается едва ли не любой стороны нашей жизни. Это не только географическая карта…

В понятие географии входят также метеорология, этнография, геология, экология, краеведение, геодезия, геофизика и множество  других  смежных наук. И это, пожалуй, самая интересная для ребенка область знаний. Ведь любой маленький человек очень интересуется устройством окружающего мира. Его волнуют путешествия и дальние страны, люди и животные, которые там живут. Он задает множество вопросов  о том, почему бывают землетрясения и извергаются вулканы, зачем море все время накатывает на берег волны и почему вода в нем соленая, что находится под землей и на дне океана…

Первые представления ребенка о себе окружающем мире обычно очень разрозненные и бессистемные. Наша задача как родителей - помочь ребенку осознать, что каждый человек является частью этого мира. С чего же начать? Прежде всего, познакомьте ребенка с нашей удивительной планетой. Ваш рассказ может звучать примерно так: «У каждого человека есть свой дом. Есть он и у тебя. Ты живешь в нем вместе с мамой и папой. Но у всех- всех людей есть еще один большой общий дом – наша прекрасная планета Земля. Небо похоже на огромный голубой потолок, а земля, по которой мы ходим, - это пол. Для всех светит одно большое солнце. Нас поливает дождик, словно душ, и обдувает ветерок. Очень давно, много- много лет назад, люди совсем ничего не знали про нашу планету. Они думали, что Земля похожа на большой блин и лежит на спинах трех китов или на трех слонах, которые стоят на гигантской черепахе. Когда животные начинали шевелиться – на Земле случались землетрясения».

Можно вместе с ребенком нарисовать и этих слонов, и черепаху, и Землю у них на спине и вместе посмеяться, потому что любой, даже самый маленький ребенок, отлично знает, что Земля никакой не блин, а огромный шар. Для того вам понадобиться глобус. Ведь только с помощью глобуса ребенок может представить, как выглядит наша планета из далекого космоса.

Древние люди однажды решили доплыть до края земли. Они сели на корабль и после многих дней плавания опять возвратились домой, но уже с другой стороны. Так люди узнали, что Земля круглая. Отыщите с ребенком на карте ту точку, где вы живете. Пусть ребенок поставит на нее пальчик и, словно древние путешественники, движется пальчиком по глобусу прямо, никуда не сворачивая. Вернулся «домой»?

Чем раньше в комнате появится географическая карта, тем лучше. Не стоит думать, что ребенок ничего не поймет и не запомнит. Достаточно лишь времени обращать внимание юного географа на карту, показать и называть географические объекты, и очень скоро ребенок будет знать и части света, и океаны, и даже многие страны с их столицами.

А разнообразная детская литература- это настоящая сокровищница географических знаний. И чем больше мы будем читать ребенку, тем шире будут его представления об окружающем мире. И не просто читать, а непременно отыскивать на карте те места, где происходят события.

Сказки Киплинга как нельзя лучше познакомят маленького географа с животным миром Индии. Пусть малыш запомнит месторасположение на карте и этой страны. Путешествия по карте вместе с доктором Айболитом, отправившимся в Африку лечить больных обезьян, и вместе с Нильсом и стаей гусей. Когда ребенок немного подрастет, прочитайте ему сказку о приключениях капитана Врунгеля. Она просто изобилует всевозможными географическими подробностями. Конечно, не забываем находить на карте все места, где побывал отважный капитан на своей знаменитой яхте «Беда». А еще интересней отмечайте карандашом его путь прямо по карте. Вообще, возьмите себе за правило обращаться к карте во всех случаях, когда в повседневной жизни заходит речь о каких- то географических названиях, будь то чтение книг, просмотр мультиков или рассказ вернувшихся из путешествия друзей. Это поможет малышу запомнить множество полезных сведений, научит пользоваться картой. И все это практически без усилий, как бы само собой.

Много интересных географических идей можно почерпнуть из книги Сесиль Лупан «Проверь в свое дитя». Прежде всего, это песенки с названиями столиц государств. Можно рассказать ребенку стишки или спеть песенку, в которых упоминаются географические названия. Ведь в стихах подобная информация запоминается куда легче. Вот несколько примеров:

Над Италией парим,

Видим вечный город Рим.

А в Испании – Мадрид

В центре всей страны стоит.

Вот во Франции, в Париже.

Башня всех построек выше!

А в Британии, без спора,

Лондон – самый главный город.

Было бы замечательно почитать с ребенком замечательную книгу А. Усачева «Мои первые географические открытия», где география изучается в стихах и очень весело:

На свете много островов,

Так много, что не счесть..

А вот больших материков

Мы насчитываем шесть:

Африка, Америка(Северная Южная),

Австралия,

Евразия,

Антарктида

(вьюжная).

Что такое Евразия?

Это – Европа плюс Азия:

Из двух частей света возник

Самый большой материк!

Наверное, ваш ребенок уже знает, что синим цветом на карте, обозначаются реки, озера, моря и океаны. Знакомство с водными ресурсами планеты можно начать с «цветных» морей. Ребенку будет интересно узнать, что на нашей планете есть Черное, Красное, Белое даже Желтое море. отыщите на карте и попробуйте вместе разобраться, почему эти моря так необычно называются. Желтое море имеет желтоватый оттенок. В красном море обитают особые водоросли. В периоды их интенсивного роста кажется, что синяя водная гладь окрашивается в красно- коричневые тона. Белое северное море действительно имеет очень светлый почти белый цвет воды. а Черное море издавна прозвали так из-за неспокойного нрава и черного цвета воды во время бурь и штормов.

А может ваш ребенок захочет нарисовать эти цветные моря? Возле каких стран они находятся? Какие люди там живут? Возможно, вы с ребенком,  побывали уже на каком- то из этих морей  или только собираетесь отправиться в путешествие. Тогда ему будет вдвойне интересно побольше узнать об этих удивительных морях.

А потом находите на карте и рассматривайте и других моря. И тоже пытайтесь разобраться в происхождении их названий. Это не только расширяет географические знания малыша, но и потренирует мышление, смекалку и фантазию. Ведь можно выдвигать и фантастические версии. А потом вместе с мамой найти информацию в детской энциклопедии или в Интернете и проверить свои догадки. Ведь почему Средиземное море назвали именно так, ребенок наверняка догадается и сам. Достаточно лишь внимательно посмотреть на карту. Не вызовут затруднения и, например, Японское и Южно- Китайское моря. А вот о происхождении названия мертвого моря придется подумать.

География на прогулке.

Где лучше всего изучать науку о Земле? Конечно на прогулке. А лучше устроить вместе с малышом настоящую научную энциклопедию. Для этого вовсе не обязательно отправляться в многодневный поход. Просто в один солнечный погожий денек сообщите малышу, что сегодня вы отправляетесь не просто гулять. А что нужно для настоящего путешествия? Удобная одежда и обувь, рюкзачок и, конечно, что-нибудь вкусненькое, чтобы подкрепиться на привале. Готовы! Тогда в путь!

Не имеет значения, куда вы отправитесь вместе с юным путешественником: в лес, парк, к реке, или пруду. Просто обращайте его внимание на окружающий мир и рассказывайте, рассказывайте, рассказывайте. Например, о почве. Что такое чернозем, как он образуется, и какие растения на нем растут. Разгребите палкой хвою в сосновом лесу, и пусть ребенок увидит собственными глазами, что такое песок вообще? А глина, гранит, мрамор?

В ваш мини- поход непременно возьмите с собой компас. Такой замечательный атрибут придаст походу особую значимость. К тому же это отличный повод познакомить малыша с частями света и рассказывать о чудесной путеводной стрелочке. Наверняка ребенок уже знает, что утром солнышко всходит на небо на востоке, а вечером садится с другой стороны - на западе. Может ли солнышко что-нибудь напутать и взойти на западе? Конечно, нет. Ведь Земля вращается только в одну сторону. Кстати, а вы наблюдали с ребенком восход и заход солнца? Он уже  знает, что такое линия горизонта?

Научите ребенка пользоваться компасом. Пусть он держит компас в руках и медленно вращается вокруг себя до тех пор, пока красная стрелочка не будет указывать на север. Объясните малышу, что сейчас он стоит лицом к северу. Сзади у него юг, слева- запад, справа- восток. Пусть ребенок определяет в пути, в каком направлении вы двигаетесь.

Прямо на ходу можно играть в игру «Я знаю 5 названий…». Мама задает тему: «Я знаю 5 городов…». А ребенок продолжает, перечисляя названия известных ему городов на каждый шаг: «Москва – раз, киев – два…». Темы могут быть самыми разными: страны, столицы государства, моря, реки, озера, вершины, вулканы. Или даже так: «Я знаю 5 животных, живущих в Северной Америке…». Если 5 названий вспоминается легко, называем сразу по 10. Мама подсказывает, малыш запоминает. Так расширяем  наши географические познания.

Во время лесной прогулки закопайте в укромном местечке «клад» - плотно закручивающую стеклянную банку с детскими «сокровищами». Нарисуйте карту того места, где закопан ваш клад, используя условные обозначения. Обычно ребятишки приходят в восторг от подобных игр. Тщательно сохраните вашу карту и во время следующей прогулки, попробуйте отыскать тайник, ориентируйтесь по ней. Придумайте свои обозначения для лиственных и хвойных деревьев, кустарника, пенька, большого камня, оврага, озера, родника, речушки. А потом, уже дома, посмотрите вместе с малышом, как те же объекты обозначаются на настоящих картах. Игру можно продолжать бесконечно, рисуя карту комнаты, квартиры, двора, улицы и даже придуманные карты воображаемых стран и островов. Такие игры не только расширяются географические знания, но и тренируют пространственное мышление юного картографа и кладоискателя.

Для детей с их развитой фантазией и бурным воображением географическим приключением может стать любое незначительнее событие. Помните, как Кристофер Робин вместе со своими друзьями Вини - Пухом, Пяточком, Осликом и Кроликом отправились в «Экспедицию», чтобы отыскать и открыть Северный полюс?

Вся наша экспедиция

Весь день бродила по лесу.

Искала экспедиция

Везде дорогу к полюсу…

А ведь и вы можете отправиться на поиски полюса. И не только Северного, но и Южного тоже. Только сначала покажите ребенку эти полюса на глобусе и расскажите о земной оси - придуманной линии, которая как бы протыкает Землю насквозь. Те точки, через которые проходит наша воображаемая ось, называются полюсами. Верхний полюс называют Северным, а нижний – Южным. На полюса солнечного тепла попадает меньше всего, поэтому здесь находятся самые холодные места нашей планете. Конечно, поиски полюса будут воображаемыми, и никакой земной оси на самом деле не существует. Зато, гуляя, вы сможете обсудить множество важных и интересных вещей: что называют Арктикой, а что Антарктикой, кто из животных, на каком полюсе живет, что такое полярный день и полярная ночь, какие на полюсах зима и лето, что такое айсберги, для чего нужны ледоколы, что изучают полярные экспедиции и многое другое.

А в следующий раз можно отправиться на поиски экватора. И, конечно, поговорить о том, что экватор – это тоже придуманная линия.  Она как будто поясом окружает нашу Землю по середине. Туда солнечных лучей попадает больше всего, а значит на экваторе всегда жарко. Зимы здесь не бывает. Вспомним о жарких экваториальных  странах и их жителях, о песчаных пустынях и густых джунглях, о тропических ливнях и засухе и конечно об удивительных животных, которые здесь живут.

Полезные советы.

Наша земля хранит множество самых настоящих богатств и сокровищ. И это тоже интересная и важная тема для обсуждения с малышом. Почему природные богатства называют «полезными ископаемыми»? ископаемые - потому что эти богатства нужно искать и выкапывать из земли, а полезные- потому что они приносят большую пользу людям. Готовя вместе с крохой ужин, расскажите ему о природном газе. А ведь на кухне есть и еще одно ценное «ископаемое» - соль. Керамическую посуду делают из глины, стекло - из песка. Все это полезные ископаемые.

Сидя у костра в лесу, вспомните о каменном угле, путешествуя в автомобиле – о нефти. Прогулки по городу познакомят кроху с горными породами, такими, как мрамор и гранит. Их повсеместно используют в строительстве. Занимаясь вместе с крохой творчеством, расскажите, что земные богатства даже помогают делать замечательные рисунки. Разноцветные мелки для рисования на асфальте – это горная порода мел. Получилась она из раковинок и частей крошечных растений и животных, которые жили много – много лет назад. А грифель карандаша, который оставляет на бумаге цветные линии, делают из минерала под названием графит.

Колечки и бусы сделаны из драгоценных камней. Камни эти очень красивые. Они блестят и переливаются разными цветами. Такие камни встречаются в земле редко, дорого строят, поэтому и называются драгоценными. Это алмазы, рубины, изумруды, и др.

Попробуйте с ребенком создать свою собственную коллекцию полезных ископаемых. Скорее всего, драгоценных камней вам разыскать не удастся, но вот обычные соль, уголь, песок, мел, графит, и т. п. по праву займут в ней достойное место.

Берег левый, берег правый.

А как насчет азов географии, которые могут изучать прямо во дворе собственного дома? Звонкие ручьи после дождя дарят малышу замечательную возможность представить, как «устроена»

 Самая настоящая река, какой рельеф имеет земная поверхность. Нам понадобится быстрый и уверенный ручеек и желание его исследовать. Прежде всего, представьте с малышом, что этот ручеек, на самом деле совсем не ручеек, а широкая и бурная река. Просто она кажется вам такой маленькой. У каждой реки есть два берега – левый и правый. Разберитесь с ребенком, где какой и отправляйтесь в путешествие.

Можно двигаться в двух направлениях: вверх по течению и вниз. Если повезет, вам даже удастся найти исток и устье вашего ручейка- реки. исток (то место, где река начинается) у дождевого ручья будет, скорее всего, у большой лужи, а если повезет – то вершины сугроба. Настоящие же реки начинаются, как правило, высоко в горах и «питаются» талым снегом и родниками. Вот и ваш ручей сначала течет тоненькой струйкой, но по пути к нему присоединяются все новые и новые ручейки, и он становится все шире и полноводнее. Небольшие речушки, которые впадают в большие реки, называют притоками. Русло реки не бывает прямым, оно все время изгибается, обходя естественные препятствия, и образуя излучены. По пути вы встретите миниатюрные копии настоящих водопадов, заметите, что с горки вода течет стремительно (поговорите с ребенком о горных реках), а по «равнине

 Бежит плавно и неторопливо. В обычном ручейке можно отыскать и водовороты, и мели, и пороги. Все как у настоящей реки. а вот ответвление в сторону и – озеро. Здесь течения нет, вода стоячая, но ветер гонит волны по луже точно так же, как и по настоящему озеру. Если вам повезет, то ваш ручеек закончится не в канализационном сливе, а будет вместе с другими же ручьями впадать в большущую лужу. Эта лужа – миниатюрная копия моря. Точно так же вливаются в море и настоящие реки, а место их соединения с морем называют устьем. Если малыш возьмет с собой в путешествие лопату на длинной ручке, то с ее помощью сможет построить плотину из песка и палок. Рядышком можно выкопать небольшую ямку и отвести туда воду из ручья – вот вам и искусственное водохранилище. А сколько «околдованных» тем можно затронуть во время такой прогулки – даже не перечислить. А сколько потом интересных книжек можно прочитать на тему рек, морей кораблей!

Кстати, «географическим» строительством можно заняться и на песчаном пляже. Так здорово вместе с ребенком возводить из песка горы, прокладывать русла рек, строить плотины и искусственные водохранилища.

И конечно как можно больше путешествуйте с ребенком. Пожалуй, это самое лучшее и полезное изучение географии. Всевозможные поездки и путешествия расширяют кругозор детей, дают им понять, что мир – это не только привычная комната и песочница во дворе. Существуют еще поля и леса, горы моря, реки и озера, другие города и люди. В дошкольном возрасте у детей формируется способность воспринимать новые впечатления. А дальше на этот стержень нанижется любознательность и легкость в овладении новыми навыками. Но не только дальние путешествия, а даже поездки в окрестностях родного города дадут возможность ребенку лучше понять и осознать устройство нашей удивительной планеты. И, конечно, помогут узнать и полюбить свой неповторимый  край, будут способность формированию грамотного отношения к природе, экологическому мировоззрения.

 

Используемая литература:

журнал «Мама и малыш» № 8 2007 г. ст. 40

Статья «География для малышей» Юлия Ильюшенко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальное занятие "Прогулка в Страну Игрушек".

Отличное игровое занятие для показа на район, опробовала сама, для средней группы. В основном на развитие музыкально-ритмических способностей.  Я вставила и креативные программы , такие как Желез...

Прогулка-поход по лексической теме недели «Моя страна, мой край, мой город» для детей старшего дошкольного возраста

Образовательное мероприятие построено в форме соревнований и игр, интеграции физического и умственного воспитания дошкольников, так как постижение основ физкультурного знания не только расширит ...

«Прогулка по Волшебной стране»

Музыкально-игровое занятие для детей среднего и старшего возраста...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Прогулка в страну Грамматика"

Прогулка в страну ГрамматикиЦели:Обучающие: закрепить знания детей по обучению грамоте, совершенствовать умение в звуковом анализе слов,  графическом изображении конструкций предложений, подборе ...