Родительское собрание-семинар практикум.
консультация (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
«Разработка содержания мероприятия с родителями
с использованием новых форм и методов работы
в интерактивном режиме»
«Мальчики и девочки – два разных мира»
в возрастной средней группе
Выполнила
Николаева Ирина Анатольевна
воспитатель
МБОУ школа №57
Тема: «Мальчики и девочки – два разных мира»
Форма проведения: семинар.
Аудитория: родители средней группы.
Количество участников: 23 родителя, 2 воспитателя.
Задачи:
1. Познакомить родителей с проблемой полоролевого воспитания детей;
2. Раскрыть особенности полоролевого воспитания мальчиков и девочек;
3. Дать информацию о подходах к воспитанию мальчиков и девочек.
Ожидаемые результаты: Повышена компетентность родителей в вопросах гендерного воспитания детей, способствующего благоприятному протеканию процесса социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста.
Информационно- техническое обеспечение :компьютер, проектор, мультимедийная доска.
Материалы и оборудование: Выставка детских рисунков, тесты, брошюры с рекомендациями по полоролевому воспитанию детей.
Логика проведения:
- Подготовительный этап
- Организационный этап
- Вступительный этап
- Основная часть
- Подведение итогов
- Приложение
- Подготовительный этап
- Приглашение родителей на собрание.
- Предварительное анкетирование родителей на тему «Воспитание детей с учетом их полоролевых особенностей в процессе взаимодействия ДОУ и семьи» (Приложение2)
- Организационный этап
- Подготовка материалов и оборудования
- Оформление выставки детских рисунков на тему «Моя семья»
- Вступительный этап.
Из чего только сделаны мальчики?
Из чего только сделаны мальчики?
Из улиток, ракушек
И зеленых лягушек.
Вот из этого сделаны мальчики!
Из чего только сделаны девочки?
Из чего только сделаны девочки?
Из конфет и пирожных
И сластей всевозможных.
Вот из этого сделаны девочки!
С.Я.Маршак
Здравствуйте, уважаемые родители! Тема нашей сегодняшней встречи «Мальчики и девочки – два разных мира».
Давайте вернемся на 5-6 лет назад. Ваш первый радостно-тревожный вопрос: «кто у меня мальчик или девочка?». А на вопросы близких: «Ну, кто?» - гордый ответ: «Мальчик!» или счастливый: «Девочка!»
Во многих методических пособиях, рекомендациях, книгах мы видим неумолимое: «Ребенок в 1 год должен…в 4 года должен…к 7 годам должен…» и проводятся таблицы по возрастам: что должен уметь бесполый ребенок. Хотя восприятие, мышление, память и многое другое - индивидуальное и разное. Мальчиков и девочек ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Постараемся понять и принять наших мальчиков и девочек такими, какие они есть, такими разными и по-своему прекрасными, какими их создала природа. А вот удастся ли сохранить, раскрыть, развить задатки, не повредить, не сломать – зависит только от нас с вами.
Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола.
Попробуем заглянуть под покров тайны, раскроем для себя загадки мира мальчиков и девочек.
Задание - "Ладошки"
Предлагаю провести диагностику, которая поможет понять, как ощущает себя ребенок в семье, к кому из членов он чувствует себя ближе. Обведите на листе бумаги кисть руки с расставленными пальцами. "Расположите" на пальчиках себя и членов своей семьи (методика "Ладошка" по В.Ю. Питюкову). Сравните рисунок своего ребенка с собственным. Совпадает? Нет. Есть над чем задуматься.
- Основная часть
Именно в период раннего дошкольного детства ребенок узнает, что существует два пола, и начинает понимать, кто он – мальчик или девочка.
Проблема полоролевого поведения волнует многих людей. Об этом довольно много говорят. Установлено, что образ идеального мужчины включает такие качества личности, как смелость, сила воли, выносливость, трудолюбие, уверенность в себе, решительность и ответственность- эти качества называют маскулинными. Образ идеальной женщины сочетает в себе и фемининные (женские) и маскулинные качества (нежность, заботливость, мягкость соседствуют с ответственностью, уверенностью в себе, активностью).Формы взаимоотношений у мужчин и женщин нашли своё отражение в поведении детей.
Актуальность проблемы состоит в том, что в настоящее время наблюдается маскулинизация девочек и феминизация мальчиков (другими словами, трудно разобрать, где сильный пол, а где – слабый).
Причины:
- большой процент разводов в обществе;
- преобладание неполных семей;
- главенствующая роль матери в семье;
- пассивное участие мужчин в воспитании детей;
- отсутствие культуры взаимоотношений мальчиков и девочек.
- низкий процент мужчин-педагогов;
- преобладание в предметно-развивающей среде «девчоночьих» материалов и пособий;
- построение педпроцесса без учета полоролевых особенностей.
Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин. Приобретение мужских и женских качеств обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь от отношения родителей к ребёнку, характера родительских установок и привязанности как матери к ребёнку, так и ребёнка к матери, а также от воспитания его в дошкольном образовательном учреждении.
Мальчики и девочки — это не только куклы и машинки, капризы и драки, пятерки или замечания в дневниках. Миры мальчиков и девочек в чем-то похожи, но в чем-то отличаются. Мы, взрослые, тоже родом из этих миров, но, пожалуй, во многом утратили способность видеть, слышать, чувствовать так, как это было в детстве. Чтобы понимать своих детей, важно помнить, что перед нами не просто ребенок, а мальчик или девочка. Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, говорят и молчат, чувствуют и переживают.
Наиболее продуктивный подход к воспитанию заключается в том, чтобы не пытаться «вложить» в ребенка готовые модели поведения и принудить его соответствовать определенным образцам, а лишь создавать ему условия, в которых принятие тех или иных образцов будет его личным выбором. В формирование мужественности или женственности, наша задача - показать ребенку примеры того, что мы считаем истинным в образе «настоящего мужчины» или «прекрасной дамы», и помочь перенять или выработать черты, которые позволят ему стать достойным представителем своего пола.
В результате анализа психолого-педагогических исследований было установлено, что именно в период дошкольного детства у всех детей происходит принятие гендерной роли:
- к возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом;
- в возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что гендер не изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.
У мальчиков и девочек разные пути развития, разное жизненное назначение, а значит, им требуются разные подходы в обучении и воспитании.
Девочки рождаются более зрелыми на 3 - 4 недели, а к периоду половой зрелости эти различия достигают примерно двух лет. В начальной школе мальчики как бы младше девочек по своему биологическому возрасту на целый год.
У мальчиков травмы случаются почти в 2 раза чаще, чем у девочек. Трудновоспитуемые дети тоже чаще мальчики. Мальчиков, даже совсем маленьких, чаще ругают, реже берут на руки. По отношению к ним речь взрослых чаще содержит лишь прямые указания (отойди, принеси, дай, сделай, перестань), а в разговоре даже с годовалыми девочками старшие чаще упоминают о чувственных состояниях (нравится, люблю, грустный, веселый).
Чем же они отличаются друг от друга?
ИГРА
Мальчики | Девочки |
Для игр требуется большое пространство | Играют в ограниченном пространстве, достаточно маленького уголка |
Больше играют в динамические игры с бегом, бросанием, лазанием | Предпочитают более спокойные игры |
Предпочитают игры со строительным материалом, конструктором | Больше играют в настольно-печатные игры |
Игры опираются на дальнее зрение: бегают друг за другом, бросают предметы в цель | Игры девочек опираются на ближнее зрение: раскладывают перед собой свои богатства |
Родителям предлагается вопрос для обсуждения «Игры нашего детства». Необходимом вспомнить и рассказать об играх, в которые любили играть в детстве.
- А играете ли Вы со своими детьми в такие игры?
- А в какие игры ребенок предпочитает, любит играть дома?
- А Вам интересно в какие игры играет Ваш ребенок в детском саду? (родителям раздаются листочки с написанными любимыми играми детей в д/саду. Поднимают руки те родители, у которых совпали игры ребенка дома и в детско саду).
Еще хотелось бы сказать, что дети очень любят, когда с ними играют взрослые. Вы, родители, об этом помните. В выходные дни поиграйте с ребенком, и вы заметите, что ваши отношения улучшились, вы лучше узнали своего сына или дочку.
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Мальчики | Девочки |
Быстрее бегают, дальше прыгают с места, лучше метают вдаль | Лучше показатели в гибкости и равновесии |
Лучше развита мелкая моторика |
Родителям предлагаются данные диагностики физического развития детей на начало учебного года.
РИСОВАНИЕ
Мальчики | Девочки |
Чаще рисуют технику | Чаще рисуют людей, принцесс, себя |
Рисунки наполнены действиями, движениями | Рисунки яркие, красочные, прорисовано много мелких деталей, т.к. ответственные относятся к выполнению задания. |
Родителямпредлагается рассмотреть детские рисунки на тему «Моя семья» и альбомы детских рисунков на разные темы, атак жеопределить рисунки мальчиков и рисунки девочек.
ФИЗИОЛОГИЯ, ЭМОЦИИ
Мальчики | Девочки |
Острота слуха выше | Более чувствительны к шуму |
При ответе на вопрос смотрит перед собой, в сторону. Если знает ответ отвечает уверенно. | При ответе на вопрос смотрит в лицо взрослому, ищет в его глазах подтверждение. После кивка взрослого продолжает уверенно |
Чаще задают вопросы ради получения какой-то конкретной информации | Вопросы задают для установления контакт с взрослыми |
Нестандартно и интересно мыслят, но внутренний мир скрыт, т.к. они реже раскрывают его в словах | |
Лучше выполняют поисковую, выдвигают новые идеи. С речевыми дефектами больше мальчиков | Выше беглость речи, скорость чтения. лучше развита речь, но ответы однообразны |
При замечаниях не могут долго удерживать эмоциональное напряжение – мальчик перестанет слушать и слышать | Долго удерживают эмоциональное напряжение |
Больше агрессивности и независимости | Большая зависимость от взрослых, послушание |
Лучше находят словесные ассоциации, решают кроссворды | |
Лучше развита чувствительность к запахам, более отзывчивы на прикосновения и поглаживания | |
Мальчики эмоциональны, как и девочки, но стремятся скрывать свои эмоции | |
Самооценка более устойчива, чем у девочек |
При воспитании ребенка-дошколенка в семье и образовательном учреждении существует много проблем, решение которых становится реальным, если подойти к ним с учетом индивидуального развития и воспитания детей разного пола, с учетом микроклимата в семье, с учетом комфортности пребывания ребенка в семье. Вниманию родителей предлагаются результаты опроса детей «Я хотел бы…» (написано на индивидуальных листочках).
- Заключительная часть
В заключении нашей встречи хочется ознакомить Вас с рекомендациями по полоролевому воспитанию детей.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВОСПИТАНИЮ ДЕВОЧЕК И МАЛЬЧИКОВ
- Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: ОНИ РАЗНЫЕ!
- Помните, что когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчина – девочек), ей мало пригодится собственный детский опыт, и сравнивать себя в детстве с ними – неверно.
- Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.
- Старайтесь, давая задания мальчикам, как в саду, так и дома включать в них упражнения на сообразительность.
- Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков.
- Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать свое отношение к ней – бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что ее ругают. Сначала объяснить, в чем ее ошибка.
- Ругая мальчиков, изложите кратко и точно чем вы недовольны, т.к. он не может долго удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключит слуховой канал, и ребенок перестает вас слышать.
- Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или по незначительным поводам из-за усталости. Мальчики в этом случае истощаются интеллектуально.
- Помните, для ребенка чего-то не уметь, чего-то не знать – это нормальное положение вещей. На то он и ребенок!
Рефлексия
Уважаемые родители! Поделитесь впечатлениями от встречи. Что было для вас интересным и полезным? Что нового узнали?
Список литературы
- Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М.:Педагогика, 2001 г.
- Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или Как научится понимать своего ребенка. М.:АСТ-ПРЕСС, 2000 г.
- Безруких М. Дети, которых не понимают взрослые // Дошкольное воспитание. 2002 г.
- Щетинина А.М., Иванова О.И. Полоролевое развитие детей 5-7 лет.
- Евтушенко И.Н. Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста: Диссертация. – Челябинск, 2008.
Приложение 1
Тест-игра: «Какой вы родитель?»
Кому не хочется получить ответ на этот вопрос?
Отметьте те фразы, которые вы часто употребляете в общении с детьми.
Вопросы | Баллы |
1. Сколько раз тебе повторять? | 2 |
2. Посоветуй мне, пожалуйста. | 1 |
3. Не знаю, что бы я без тебя делала. | 1 |
4. И в кого ты только такой уродился?! | 2 |
5. Какие у тебя замечательные друзья! | 1 |
6. Ну на кого ты похож (а)? | 2 |
7. Я в твои годы… | 2 |
8. Ты моя опора и помощник (ца). | 1 |
9. Ну что за друзья у тебя? | 2 |
10. О чём ты только думаешь?! | 2 |
11. Какая (какой) ты у меня умница! | 1 |
12. А как ты считаешь, сынок (доченька)? | 1 |
13. У всех дети, как дети, а ты… | 2 |
14. Какой (ая) ты у меня сообразительный (ая)! | 1 |
Оценка результатов:
Подсчитайте общее количество баллов.
- Если вы набрали 5-7 баллов, значит, вы уважаете ребёнка, ваши отношения способствуют становлению его личности.
- Сумма от 8 до 10 баллов свидетельствуют о намечающихся сложностях во взаимоотношениях с ребёнком, непонимании его проблем, попытках перенести вину за недостатки в его развитии на самого ребёнка.
- 11 баллов и выше – вы непоследовательны в общении с ребёнком. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств. Стоит задуматься над этим.
Приложение 2
Анкета родителям на тему «Воспитание детей с учетом их полоролевых особенностей в процессе взаимодействия ДОУ и семьи».
Анкета
- Ваше имя, возраст, образование -_____________________________________
- Кто по Вашему мнению, должен научить ребенка нормам поведения, свойственным представителям его пола (родители, воспитатели, друзья и др.)?
- С какого возраста следует заниматься воспитанием ребенка, направленным на овладение их нормами поведения, свойственными представителям его пола?
- Нужно или нет, по Вашему мнению, проводить какие-либо виды деятельности в условиях ДОУ отдельно с мальчиками и девочками? Почему?
- Испытываете ли Вы затруднения в воспитании своего ребенка, связанные с решением вопросов полового воспитания детей, с учетом их пола?
- Какие черты характера следует формировать у девочек?
- Какие черты характера следует формировать у мальчиков?
- Считаете ли Вы тему данного исследования актуальной и почему?
Благодарим за помощь!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание,семинар-практикум,развитие мелкой моторики.
1. Раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей.2. Показать важность работы по развитию мелкой моторики рук.3. Заинтересовать проблемой.4. Научить родителей по-новому играть с детьми, п...
Родительское собрание — семинар-практикум «Посмотри по сторонам»,
Семинар -практикум для родителей с инспектором ГИБДД- " Посмотри по сторонам"...
Родительское собрание (семинар-практикум) по теме "Раскрываем секреты природы вместе"
Ориентировано на организацию родителями опытно-экспериментальной деяельности со своими детьми дома и на прогулках...
Родительское собрание (семинар - практикум) «Мульт - страна для детей и для родителей»
Современному обществу необходим активный, инициативный, креативно мыслящий и доброжелательный гражданин. Со способности удивляться, видеть удивительное в обычных, казалось бы, вещах начинается творчес...
Родительское собрание (семинар-практикум) "А вы готовы к первому классу?"
Родительское собрание подходит для проведения в онлайн и офлайн форматах....
«Как воспитать успешного человека».(родительское собрание Собрание-семинар (семинар-практикум))
Внимание — важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней. Очень важно, чтобы ребенок понимал, чего ...