Консультация -презентация для родителей "Развитие мелкой моторики для дошкольников"
консультация (младшая группа)

Голикова Елена Владимировна

Цель : познакомить родителей с различными методами работы по развитию мелкой моторики рук через разные виды деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_melkoy_motoriki_u_doshkolnikov1.pptx2.93 МБ
Microsoft Office document icon tekst_k_prezentatsii.doc271.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие мелкой моторики у дошкольников Подготовила : учитель-логопед Голикова Елена Владимировна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида №49»

Слайд 2

Канадский ученый нейрохирург Уайлдер Грейвс Пенфилд изобразил МОЗГ ЧЕЛОВЕКА

Слайд 3

«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев » В.А. Сухомлинский

Слайд 4

с овокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость . Мелкая моторика -

Слайд 5

Задачи: * Воздействие на биологически активные точки организма. * Улучшение координации и точности движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность. * Содействовать нормализации речевой функции *Стимулирование речевых зон коры головного мозга .

Слайд 6

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребёнок, у которого достаточно хорошо развита мелкая моторика, умеет логически рассуждать, у него высокий уровень развития памяти, внимания и связной речи.

Слайд 7

Зачем нужно развивать мелкую моторику? * Мелкая моторика – основа развития психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи , пространственных представлений.

Слайд 8

Трудности при недостатках развития мелкой моторики Не способны провести прямую линию ( вертикальную, горизонтальную ). Испытывают трудность формирования правильно траектории движений при выполнении графического элемента ( цифры, геометрической фигуры ). Отсутствует желание рисовать, лепить, заниматься ручным трудом.

Слайд 9

Работа головного мозга Состояние желудка Состояние кишечника Работа печени и почек Работа сердца Влияние мелкой моторики на развитие всего организма ребёнка

Слайд 10

Формы работы: * Совместная деятельность родителей с ребенком. * Свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Слайд 11

Как развивать мелкую моторику * Массаж кистей рук. * Пальчиковая гимнастика, физкультминутки. * Пальчиковые игры со стихами, скороговорками. * Пальчиковый театр. * Лепка из пластилина, соленого теста с использованием природного материала

Слайд 14

* Р исование кистью, пальцем, зубной щеткой. * Конструирование: из бумаги в технике оригами, работа с конструктором ЛЕГО. * Аппликация. * Рисование по трафаретам. * Штриховки. * Дорисовка ( по принципу симметрии). * Лабиринты. * Дидактические игры. Как развивать мелкую моторику

Слайд 17

* Шнуровка. * Игры с мелкими предметами * Пазлы . * Мозаика. Как развивать мелкую моторику

Слайд 19

Условия для закрепления полученных навыков в самостоятельной деятельности Краски, Бумага разного формата и цвета Трафареты, линейки Раскраски Ножницы Мозаики, шнуровки цветные карандаши

Слайд 20

ПОИГРАЕМ ?!

Слайд 21

«УТЮЖОК» Карандаш я покачу Вправо-влево – как хочу.

Слайд 22

«ДОБЫВАНИЕ ОГНЯ» Добываем мы огонь, Взяли палочку в ладонь. Сильно палочку покрутим И огонь себе добудем

Слайд 23

«ДОГОНЯЛОЧКА» Пальчики бегут вперёд, И никто не отстаёт.

Слайд 24

«КАЧЕЛИ» Покачаю вверх и вниз – Крепче, карандаш, держись!

Слайд 25

«ВОЛЧОК» По столу круги катаю, Карандаш не выпускаю.

Слайд 26

«ЭСТАФЕТА» Передача карандаша каждому пальчику поочередно

Слайд 27

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ “Заготавливаем капусту” – Мы капусту рубим, рубим! – Мы морковку трем, трем! – Мы капусту солим, солим! – Мы капусту жмем, жмем!

Слайд 28

ДИНАМИЧЕСКИЕ упражнения Кулак-ребро-ладонь

Слайд 29

Пальчиковая игра « Пальчики-Смешарики » Это- Крош , он хочет спать А Бараш-уж лег в кровать. Шуша чуточку вздремнула Нюша сразу же уснула. Наш Лосяш уж крепко спит и тихонечко сопит . Солнце яркое взойдет Утро ясное придет, Будут деточки играть А Смешарики вставать !

Слайд 30

Использование Су-Джок « Ягоды» (с мизинца) Ягоды – крыжовник, клюква, черника, брусника, Малина, клубника, шиповник, смородина и земляника Запомнил ягоды я наконец. Что это значит ? Поднимают плечи, удивляются. Я – молодец ! Большой палец вытягивают вперед.

Слайд 31

« Животные Севера» Тепы – тяпы , тепы – тяпы , Это ласты , а не лапы. У тюленей ласты эти Носят мамы, папы, дети.

Слайд 32

« Насекомые» Дружно пальчики считаем – насекомых называем. Бабочка, кузнечик, муха, это жук с зеленым брюхом. Это кто же тут звенит , Ой, сюда комар летит !

Слайд 33

Благодарю за внимание!



Предварительный просмотр:

Голикова Елена Владимировна

учитель-логопед

I квалификационная категория

Презентация-консультация

«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста »

Цель. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • показать значимость развития кистевой  моторики  у  детей;
  • познакомить с методами, приемами, способами работы по развитию мелкой моторики рук в различных видах детской деятельности;
  • создать условия для педагогического общения.

 1 слайд

Приветствие:

Я спешу сказать Вам – здравствуйте!
Чтоб пожелать здоровья доброго.
Я спешу сказать Вам – благости!
Чтоб пожелать Вам счастья нового.
Я спешу сказать Вам – Радости!
Удач, успехов и везенья!
Чтоб пожелать Вам всем
Прекраснейшего настроения.

        Введение : Добрый вечер, уважаемые родители! Посмотрите, пожалуйста, на свои руки и полюбуйтесь ими. Сколько тайн хранит в себе рука. Руке посвящали стихи, писали оды. Народ придумывал загадки, пословицы, прибаутки, игры: «Двое белых лебедей – у каждого по пять детей.», «У двух матерей по пяти сыновей», «Лучше синица в руках, чем журавль в небе», «Рука руку моет, а две руки — лицо», «Глаза боятся, а руки делают», «Сорока – Белобока».

        Сегодня я  не случайно завела разговор о руке. В последнее время у детей дошкольного возраста снижается уровень  развития кистевой  моторики, что существенно отражается на общем развитии ребенка и на развитии речи в том числе.

Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей.

Ученые-нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь. 

2 слайд Человечек, которого вы видите на этом рисунке, не какой-нибудь вор или карикатура на известного политика. Нет. Этого человечка придумал канадский ученый нейрохирург Уайлдер Грейвс Пенфилд, который таким наглядным образом изобразил мозг человека. Пропорции этого человечка соответствуют представлению нашего тела в коре головного мозга. Около трети занимает кисть руки, еще треть — губы, язык, гортань, т.е. речевой аппарат, остальное тело        

непропорционально мало. заикание.NET: Человечек Пенфилда

К сожалению,  о проблемах с координацией движений и мелкой моторики у детей большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребёнка: кроме усвоения новой информации, приходится ещё учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.        

   Таким образом, у большинства  современных  детей мелкие движения  пальцев перестают  играть главенствующую роль, а это отрицательно сказывается на общем   развитии, развитии   речи, мышления  ребенка, вызывая  в дальнейшем трудности в  овладении  письмом в школе: быстро устает рука, теряется рабочая строчка, не получается правильное написание букв.

Поэтому так необходимо в дошкольном возрасте заниматься развитием руки малыша через организацию самообслуживания, разных видов продуктивной деятельности, специальных игр и упражнений.

3 слайд

 

В.А. Сухомлинский говорил: «Истоки  способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев».  Современными учеными института физиологии детей и подростков АНН СССР установлено, что уровень развития речи  детей находится в прямой зависимости от степени сформированности  тонких движений пальцев рук.

4 слайд

В.М. Бехтерев писал «Движение руки всегда тесно связаны с речью и способствуют ее развитию.»  Подтверждая его слова было проведено множество обследований большого числа детей и была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту , то  и речевое развитие находится в норме, если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной.

5 слайд

Давайте же выясним что такое мелкая моторика?  Мелкая моторика это – совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой, в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.

6 слайд

Какие же цели мы перед собой ставим, развивая мелкую моторику:

  • Укрепление здоровья детей.
  • Коррекция  речевых нарушений.
  • Развитие связной речи, мелкой моторики и координации движений рук.
  • Накопление ребенком двигательного и практического опыта.
  1. слайд

При этом мы решаем следующие задачи:

  • Воздействие на биологически активные точки организма. 
  • Улучшение координации и точности движений  руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.
  • Содействовать нормализации речевой функции.
  • Стимулировать речевые зоны коры головного мозга.
  1. Слайд

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, речевую деятельность и подготовить ребенка к школе.

   Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной  готовности к школьному обучению.

   Ребенок, у которого достаточно хорошо развита мелкая моторика, умеет логически рассуждать, у него высокий уровень развития памяти и внимания, связной речи.

  1. Слайд

Зачем же все таки нужно развивать мелкую моторику?

  • Развитие мелкой моторики ребенка – тонких движений кистей и пальцев рук – один из показателей психического развития ребенка.
  • Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о его психологической готовности к школе.
  • Мелкая моторика – основа развития психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи, пространственных представлений.
  1. Слайд

Что же происходит если мелкая моторика ребенка недостаточно развита.

Дети, у которых мелкая моторика недостаточно развита, неспособны провести прямую линию (вертикальную , горизонтальную). Такие дети испытывают трудности формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента ( цифры, геометрической фигуры). У таких детей отсутствует желание рисовать, лепить, заниматься ручным трудом.

  1. слайд

Развитие мелкой моторики влияет на весь организм. Каждый палец соответствует определенному органу.

Большой палец – работа головного мозга

Указательный –  состояние желудка

Средний – состояние кишечника

Безымянный –  работа печени и почек.

Мизинец – работа сердца.

  1. слайд

При работе  по мелкой моторике применяются следующие формы:

  • Совместная деятельность взрослого  с ребенком.
  • Свободная самостоятельная деятельность ребенка.
  1. -15 слайд

Как развивать мелкую моторику рук :

*  Массаж кистей рук.

*  Пальчиковая гимнастика, физкультминутки.

*  Пальчиковые игры со стихами, скороговорками.

*  Пальчиковый театр.

*  Лепка из пластилина, соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы,  ракушки и  т.д.)

*  Нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой.

*  Конструирование: из бумаги в технике оригами, работа с конструктором ЛЕГО.

*  Различные  виды аппликации.

*  Рисование по трафаретам.

*  Штриховка.

*  Дорисовка ( по принципу симметрии).

*  Лабиринты.

*  Дидактические игры.

*  Шнуровка.

*  Игры с мелкими предметами.

*  Пазлы.

*  Мозаика

21 слайд

Условия для закрепления полученных навыков в самостоятельной деятельности

Чтобы закрепить полученные навыки в повседневной жизни у детей всегда под рукой должны быть: краски, бумага разного формата и фактуры, трафареты, линейки, раскраски, ножницы , цветные карандаши.

22  слайд

Существует много литературы по данной теме, вот некоторые книги, которые можно использовать в работе.

Практическая часть

                    Массаж с помощью шестигранного карандаша     

Научить детей самомассажу рук несложно. С помощью гранёных карандашей ребенок массирует запястья, кисти рук: пальцы, ладони, тыльную поверхность ладоней, межпальцевые зоны. Особый интерес массажные упражнения вызывают у детей, если их выполнение сочетается с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок.

По материалам Т.В. Пятницы «Пальчиковые игры и упражнения. Массаж карандашами».

  24 слайд                                   

                            «УТЮЖОК»

Прокатывание карандаша по поверхности стола.

Возьми толстый карандаш. Положи его на стол. «Прогладь» карандаш сначала одной ладонью, потом другой. Покатай карандаш              по столу

                           Карандаш я покачу

                         Вправо-влево – как хочу.

25 слайд

 «ДОБЫВАНИЕ ОГНЯ»

Прокатывание карандаша между ладонями.

Положи карандаш на одну ладошку, прикрой её другой. Прокатывай карандаш между ладонями сначала медленно, а потом быстрее, от кончиков пальцев к запястьям. А теперь попробуй сделать это сразу с двумя карандашами. Получилось?

26 слайд

     «ДОГОНЯЛОЧКА»

      Вращение карандаша вокруг своей оси пальцами обеих рук.

      Возьми карандаш всеми пальчиками. Покрути его. Пусть              пальчики бегут по карандашу, догоняя друг друга.

      Пальчики бегут вперёд,

      И никто не отстаёт.

27 слайд

 «КАЧЕЛИ»

Прижимание попеременно указательным и безымянным пальцами концов карандаша к поверхности стола.

Положи тонкий короткий карандаш на средний палец прижатой к столу ладони. Указательным и безымянным пальцами попеременно нажимай на концы карандаша.                              

Покачаю вверх и вниз –

Крепче, карандаш, держись!

 

28 слайд

«ВОЛЧОК»

Вращение карандаша на столе указательным и большим пальцами.

Вращай карандаш на столе двумя пальцами сначала одной руки, а потом другой. Попробуй сделать то же большим и средним пальцами.

                      По столу круги катаю,                                                                                                                                                                                                                                                                                  

                                           Карандаш не выпускаю.

29 слайд

«ЭСТАФЕТА»

Передача карандаша каждому пальчику поочерёдно.

Сожми карандаш указательным пальцем, подержи, передай его указательному пальцу другой руки. А теперь удерживай карандаш средним пальцем. Передавай карандаш, как эстафетную палочку, другим пальцем.

30 слайд

 «Пальчиковые упражнения»    

 “Заготавливаем капусту”.

Руками имитируем соответствующие действия.

– Мы капусту рубим, рубим!
– Мы морковку трем, трем!
– Мы капусту солим, солим!
– Мы капусту жмем, жмем!

31 слайд      

Упражнения для пальцев динамические (развитие подвижности пальцев, переключения с одной позиции на другую, учат сгибать и разгибать пальцы, развивают точную координацию движений): кулак-ребро-ладонь; ножницы, собака-лошадь; и т.д. 

200 упражнений для развития общей и мелкой моторики

Вывод: использование пальчиковых игр и упражнений оказывает  тонизирующее влияние на функциональное состояние мозга и развитие речи детей, вызывая у них эмоциональный подъем и разрядку нервно-психического напряжения. Так же эти упражнения способствуют содружеству действий двух рук, содружеству действий руки и глаза.

 32 слайд

Пальчиковая игра «Пальчики-Смешарики» (авторГоликова Е.В.)

Это- Крош, он хочет спать (загибаем мизинец на ладони правой руки),

А Бараш-уж лег в кровать.( загибаем безымянный палец  на ладони правой руки),

Шуша чуточку вздремнула(загибаем средний палец  на ладони правой руки),

Нюша сразу же уснула. (загибаем указательный пале на ладони правой руки),

Наш Лосяш уж крепко спит и тихонечко сопит. (загибаем большой палец на  

                                                                                       ладони правой руки).

Солнце яркое взойдет  (поднимаем руку, распрямляем пальчики) ,

Утро ясное придет,

Будут деточки играть

А Смешарики вставать!  (Повторяем  то же самое с левой рукой)

 С использованием Су –Джок

Тема « Фрукты»

Этот пальчик – апельсин, он, конечно, не один.

Этот пальчик – слива, вкусная , красивая.

Этот пальчик – абрикос, высоко на ветке рос.

Этот пальчик – груша, просит . « Ну – ка, скушай !»

Этот пальчик – ананас,

Дети поочередно разгибают пальчики из кулачка, одевая колечко.

Фрукт для вас и для нас.

Дети катают шарик по ладошке.

33 слайд

Тема « Ягоды»

Ягоды – крыжовник, клюква, черника, брусника,

Малина, клубника, шиповник, смородина и земляника

Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с

мизинца правой руки.

Запомнил  ягоды я наконец. Что это значит ?

Поднимают плечи, удивляются.

Я – молодец ! Большой палец вытягивают вперед.

34 слайд

Тема « Животные Севера»

Тепы – тяпы, тепы – тяпы,

Это ласты , а не лапы.

У тюленей ласты эти

Носят мамы, папы, дети.

Дети катают Су – Джок между ладонями.

Массажные шары

35 слайд Тема « Насекомые»

Дружно пальчики считаем – насекомых называем.

Дети катают Су – Джок между ладонями.

Бабочка, кузнечик, муха, это жук с зеленым брюхом.

Это кто же тут звенит ,ой, сюда комар летит !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей"Развитие мелкой моторики рук дошкольников."

Родителей всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка и как правильно подготовить его к школе. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с ра...

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук дошкольника – важнейший этап подготовки его к школьному обучению»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад №93  г.Карталы»...

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук дошкольника – важнейший этап подготовки его к школьному обучению»

       Одним из важных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Проблема повышения...

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики у дошкольников"

Что нужно для того, чтобы ребёнок активно развивался? Чтобы  речь ребёнка была правильной? Какие упражнения для развития мелкой моторики можно выполнять в домашних условиях?   Ответы на эти ...

Консультация на тему:"Развитие мелкой моторики у дошкольников".

Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. Консультация для родителей....