Консультация для родителей "Загадка и её роль в познании окружающей действительности"
консультация на тему

Косенкова Ирина Петровна

Детям нравится отгадывать загадки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_o_zagadkah.doc29 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Загадка и её роль в познании

окружающей действительности».

Воспитатель: Косенкова И.П.

МКДОУ детский сад «Светлячок» с. Калтук

2016 год

Воспитательные и образовательные возможности загадки многообразны. Средствами загадки формируется любовь к народному творчеству, родному языку, вводят ребёнка в мир народной поэзии, доставляя ему эстетическое наслаждение. Загадка приобщает к народному складу мышления.

Детям нравится отгадывать загадки. У них вызывает радость и процесс, и результат этого своеобразного умственного состязания.

Загадки полны познавательного смысла. Каждая тематическая группа загадок содержит широкий круг сведений об окружающем мире. Это дает возможность использовать загадки для развития наблюдательности детей, закрепление знаний о признаках предметов, о существующих в окружающем мире связях между явлениями. «Почему дети так любят загадки?» Загадки, почти в символической форме отражают детский опыт познаний действительности.

Загадки вызывают у детей интерес к миру вещей и явлений. Они ставят перед ребёнком вопросы: Что откуда? Что из чего делается? Что чему служит? Загадка ставит перед ребёнком предмет то одной, то другой гранью, то останавливает внимание на внешнем виде, то указывает на сущность предмета, на его назначение.

Так, в загадках о предметах домашнего обихода, об орудиях труда указывается на характерном  внешнем виде предмета: «Два кольца, два конца, посередине гвоздь и тот насквозь» на то, из чего сделан предмет; по назначению предмета. Некоторые загадки показывают предмет в действии: «Кланяется, кланяется, придет домой - растянется» (Топор).

Загадки о средствах передвижения тоже указывают на особенности внешнего вида, кроме того, и на скорость и способ передвижения предмета, особенности звучания: «Летит как стрела, жужжит как пчела» (Самолёт).

Много, много детям могут рассказать загадки о животных. Об их величине: «Юркий, маленький зверёк по деревьям прыг  да скок», - о частях тела: С бородой, а не старик, с рогами, а не бык, с пухом, а не птица. (Козёл); о форме глаз, длине ног, ушей, хвоста: Хвост крючком, нос пятачком (Свинья), про зайца: Комочек пуха, длинное ухо; об окраске животного.

Некоторые загадки обращают внимание на повадки животных; на среду обитания и способы защиты; на приносимую людям пользу: «Не говорит, не поет, а кто к хозяину идет – знать дает» (собака); на то, чем лакомится животное.

В загадках об овощах и фруктах, ягодах, растениях указывается на особенности внешнего вида – форму, цвет, на вкус и запах плодов.

Загадки о явлениях природы раскрывают привычные связи и зависимости, заставляют думать о них.

Загадки познавательного содержания, обостряя наблюдательность детей, повышают их интерес к окружающей действительности, формируют реалистическое представление о природе.

Красочно рисуя окружающий мир, загадки помогают ребёнку по-иному взглянуть на самую обыкновенную травинку, цветок, бабочку, потому что загадка дает «картинное описание предмета».

Загадка, как ни одно другое произведение малого жанра, дает наглядный пример того, как емко, красочно, по-разному можно сказать об одном и том же предмете.

Отгадывание загадок способствует активному развитию речи детей. Загадки обогащают их словарь, помогают увидеть вторичное значение слов.

Загадка, несмотря на миниатюрность жанра, обладает многими ценными качествами, которые необходимы  в воспитательной и образовательной работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Фотоаппарат как инструмент для познания окружающего мира"

Позволит родителям понять, что именно благодаря детским фотографиям они смогут увидеть мир глазами ребенка в прямом смысле этих слов. И это даст возможность еще больше приблизиться к малышу, подняться...

Консультация для педагогов: Роль знаний об окружающей действительности в умственном развитии дошкольников

Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возрастаУмственное развитие ребенка-дошкольника не сводится к развитию познавательных процессов – восприятия, представл...

" Конструктивная деятельность, как реализация продуктов познания окружающей действительности у младших дошкольников".

Слайд 2. Летний период – благоприятное время для расширения границ детской любознательности, для обследования объектов ближайшего окружения, для развития наблюдательности, приобретения знаний че...